Как стать умнее, открываясь пониманию?

• Уровень понимания является основным «параметром» умного человека.
• Скорость и глубина понимания – то, что следует тренировать, чтобы стать умнее. Здесь, понимание я обобщаю как на отношения с людьми, так и на обучение новым навыкам.
• Обучение чему-либо можно свести к пониманию этого «чего-либо».
• В отношениях, да и в жизни вообще, благодаря пониманию, мы начинаем видеть, что с нами происходит, кто мы, какие мы, где мы и куда нам двигаться.
• То есть, понимание в идеале – дает ответы на все самые важные вопросы.
• Сам процесс понимания – «шире» ума, т.к. охватывает разные психические процессы, в которые я здесь особо углубляться не хочу.
• Один из основных видов понимания – это понимание того, что чувствует и чем руководствуется другой человек.
• То есть, например, человек говорит вам что-то, а вы его понимаете.
• Казалось бы, - обыденное явление! Но на самом деле – это большая редкость, которую можно занести в красную книгу психических явлений, как «редкий вид».
• Мы не слушаем и не понимаем других людей, а непрерывно судим и оцениваем.
• Мы делаем вид, что слушаем, автоматически поддакивая, ожидая своей очереди высказаться.
• В общении нам обычно не интересно, что на самом деле чувствует другой человек и что он пытается до нас донести.
• Нам не хочется понимать других людей, потому что они могут оказаться правы, потому что их понимание может пойти вразрез с нашими заблуждениями.
• Понимание чревато раскачиванием привычных опор ума, на которых держатся наши иллюзорные ценности.
• И поэтому, чтобы сохранить свой ум нетронутым, мы не слушаем собеседника.
• Мы в пол уха улавливаем сказанное лишь для того, чтобы проверить насколько это соответствует заезженным шаблонам нашего ума.
• И вот, если соответствия нет, мы начинаем оценивать, судить, или даже спорить.
• А если, как нам кажется, слова собеседника вписываются в нашу привычную картину мира, мы говорим: «угу», «да-да!», «точно!».
• Мы всеми силами избегаем перемен, поэтому не любим слушать и понимать других просто на всякий случай, чтобы не тревожить свои заблуждения.
• Мы не хотим понимать.
• Нам хочется, чтобы поняли нас, чтобы собеседник проникся именно нашим мировоззрением и приобщился к нашим заблуждениям идеям.
• Если с нами согласны, значит, нас типа как бы уважают, любят и принимают, значит, нам не нужно меняться, и можно сохранить свои иллюзии, остановившись в развитии.
• Такое «приобщение» к нашим идеям, создает видимость единства, в котором болезненное самолюбие собеседников упивается их обоюдными иллюзиями.
• На таких вот причудах порой и держится «дружба» многих людей.
• Настоящее понимание исходит из позиции ученика.
• Не то, чтобы вы учились конкретно у собеседника. Просто, таким образом, Вы как бы вслушиваетесь в голос жизни.
• Даже если собеседник несет околесицу, вы не осуждаете и не оцениваете, а понимаете, что конкретно и почему он говорит.
• Вы чувствуете собеседника. На уровне чувств эту разновидность понимания в психологии называют словом «эмпатия».
• По сути, эмпатия, - это – практика осознанности в общении.
• Применяя осознанность в общении, вы быстро схватываете сказанное и открываете в себе способность реагировать чутко.
• Такое глубокое понимание – это не попытка залезть в душу и раскусить человека, а простое безоценочное выслушивание того, что говорит собеседник.
• Благодаря такому выслушиванию, собеседник влияет на нас, т.к. в это время мы открыты для его информации.
• Но именно в таком состоянии мы способны фильтровать информацию сознательно без подгонки под механические шаблоны ума.
• Практика эмпатического выслушивания – техника психологов. И это - один из лучших способов стать умнее.
• Стать эмпатом и чувствовать других людей, - не значит, что вы должны закрыть рот, и стать рупором, в который собеседник вываливает свой ментальный хлам.
• Просто именно благодаря эмпатии, вы начинаете понимать других людей, и вступаете в диалог сознательно.
• И это, кстати, - один из лучших методов развития интуиции.
• По-настоящему понимать что-либо, - означает видеть суть явления.