Для обработки материала можно использовать  свой любимый шаблон, или использовать те которые есть на форуме:

1. Стандартный шаблон:  Шаблон 1
2. Короткий протокол : Шаблон 2
3. Шаблон  для обработки вопросов : Шаблон 3
4. Шаблон для обработки команд : Самоанализ
5. Обработчик : Устранить
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Цитаты 6. О бытие, о становлении человеком

Бытие - это то, чего никогда не было и никогда не будет, а есть сейчас!
Мамардашвили М.

   Откуда всё пришло, туда всё и уйдет. А я - лишь путь для самого себя, дорога, которую мне надо пройти
Харуки Мураками

• Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам
• Вам-то давно знакомо то, что вы имеете в виду, употребляя выражение "сущее", а мы верили когда-то, что понимаем это, но теперь пришли в замешательство.
•   Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога...
•   И да и нет: это единственный ответ, когда дело касается нас самих; мы верим и мы не верим, мы любим и не любим, мы есть и нас нет; - это происходит оттого, что мы на пути к цели, которую всю целиком мы видим и невидим
•   Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить
•   Мы являемся тем, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид...
•   Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим
•   новое время к двум главным компонентам трагического миросозерцания - неустранимая противоречивость и непредсказуемость мира - прибавило третий: нашу неустранимую ответственность, понимание того, что всякое воззрение на мир есть в конечном счете еще и продукт нашей собственной воли.
•   Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа
•   Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей
•   Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня
•   Любовь означает открытую экзистенцию или то, что составляет целое жизни, саму жизнь как синтез бесконечного и конечного… Но что такое экзистенция? То самое дитя, плод бесконечного и конечного, вечного и временного, и потому постоянно к чему-то устремленный ...
•   мой поиск привел меня к пониманию того, что у каждого из нас есть внутреннее чувство, возможность осознания нашего субъективного мира, но слишком часто мы не учимся ценить и использовать этот жизненно важный элемент нашего бытия
•   Человек - это не ответ. Человек - это вопрос
•   Жизнь – это стойкое стремление к чему-то новому, лучшему, великолепному.
•   Человек - это всего лишь то, что являет собой его образ. Философы могут убеждать нас, будто безразлично, что думает о нас мир, что действительно лишь то, каковы мы на самом деле. Но философы ничего не смыслят. Поскольку мы живем с людьми, мы не что иное, как то, за кого люди нас принимают. Думать о том, какими нас видят другие, и стараться, чтобы наш образ был по возможности более симпатичным, считается своего рода притворством или фальшивой игрой. Но разве существует какой-либо прямой контакт между моим и их "я" без посредничества глаз?
•   Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан.... Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика
•   Истинное знание состоит в том, чтобы знать, что мы знаем то, что знаем, и не знаем того, чего не знаем, сказал Конфуций. Ложное же — в том, чтобы думать, что мы знаем то, чего не знаем, и не знаем того, что знаем; и нельзя дать более точного определения того ложного познания, которое царствует среди нас
•   Жизнь сознаваемая разумным сознанием — невидимое, но несомненное подчинение в каждое мгновение настоящего своего животного закону разума, освобождающее свойственное человеку благоволение ко всем людям и вытекающую из него деятельность любви
•   Жизнь — установление нового отношения к миру через большее и большее подчинение животной личности разуму, и проявление большей степени любви
•   Что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину
•   Волей-неволей человек должен признать, что жизнь его не ограничивается его личностью от рождения и до смерти и что цель, сознаваемая им, есть цель достижимая и что в стремлении к ней — в сознании большей и большей своей греховности и в большем и большем осуществлении всей истины в своей жизни и в жизни мира и состоит и состояло и всегда будет состоять дело его жизни, неотделимой от жизни всего мира
•   Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.
•   Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.
•   Важнейшая особенность «человеческой природы» - внутренне присущая человеку мотивация к «поиску здравого», которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться ко все большей эффективности и удовлетворенности в жизни
•   Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее. И напротив, абсолютное отсутствие бремени ведёт к тому, что человек делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного бытия, становится полуреальным, и его движение столь же свободны, сколь бессмыслены
•   Вопрос: началась ли наша работа? А если началась, то в чем она состоит? Ответ: Работа наша сейчас начнется, а состоит она в регистрации мира, потому что мы теперь уже не мир. Вопрос: Если мы теперь не мир, то что же мы? Ответ: Нет, мы мир. Т.е. я не совсем правильно выразился. Не то, чтобы мы уже не мир, но мы сами по себе, а он сам по себе
•   Всякому человеку свойственно стремиться к наслаждению, которое есть всегда либо половое удовлетворение, либо насыщение, либо приобретение. Но только то, что не лежит на пути к наслаждению, ведет к бессмертию. Все системы ведущие к бессмертию в конце концов сводятся к одному правилу: постоянно делай то чего тебе не хочется, потому что всякому человеку постоянно хочется либо есть, либо удовлетворять свои половые чувства, либо что-то приобретать, либо все, более или менее, зараз. Интересно, что бессмертие всегда связано со смертью и трактуется разными религиозными системами либо как вечное наслаждение, либо как вечное страдание, либо как вечное отсутствие наслаждения и страдания
•   Задумывайся не только о том, что ты хочешь от жизни, но и о том, что жизнь хочет от тебя.
•   В этом историческом Мире и посредством этого свободного “превращения” человек перестает быть неким представителем вечного и неизменного “вида”; он здесь существует как созданный, он создает себя как единственного в своем роде индивида
•   Можно купаться в количестве слез, пролитых лучшими мыслителями по поводу того, что судьбы человека еще не измерены
•   Два мира властвуют от века, два равноправных бытия:// один объемлет человека, другой - душа и жизнь моя
•   Человек блуждает. Человек не просто вступает на путь блужданий. Он всегда находится на пути блужданий. Путь блужданий, которым идет человек, нельзя представить себе как нечто, что просто сопровождает его, наподобие ямы, в которую он иногда попадает. Путь блуждания принадлежит к внутренней структуре Dasein, в которую вовлечен исторический человек
•   Жизнь есть совершающееся творчество. Разница - там сотворен, а здесь творится. Орудие - любовь. Точка его - разум
•   Именно потому, что мы не можем быть богами, мы можем быть нравственными, именно потому, что есть полнота вины, мы можем быть ответственными, то есть свободными.
•   Личность - возможность самой себя, которая не исчерпывается никакой самореализацией.
•   Жизнь требует от нас знания худшего, чтобы делать из него лучшее
•   Идея о том, что человек создан по образу Божию, ведет не только к мысли о равенстве Бога и человека или даже к мысли о независимости от Бога; из нее вытекает и то, центральное для гуманизма убеждение, что в каждом человеке заключается все человечество
•   Личность совсем не есть природа и к ней неприменимы никакие категории, относящиеся к природе. Личность совсем не может быть определена как субстанция. Понимание личности как субстанции есть натурализация личности. Личность вкоренена в духовном мире, она не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещена.
•   Для экзистенциальной философии человеческая личность имеет свое особое внеприродное существование, хотя в ней есть природный состав. Личность противоположна вещи, противоположна миру объектов, она есть активный субъект, экзистенциальный центр. Только потому человеческая личность независима от царства кесаря.
•   Личность есть сопротивление, сопротивление детерминации обществом и природой, героическая борьба за самоопределение изнутри. Личность имеет волевое ядро, в котором всякое движение определяется изнутри, а не извне. Личность противоположна детерминизму.
•   Ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни.
•   Личность не самодостаточна, она не может довольствоваться собой. Она всегда предполагает существование других личностей, выход из себя в другого.
•   Личность различна, единична, неповторима, оригинальна, не походит на других. Личность есть исключение, а не правило. Мы стоим перед парадоксальным совмещением противоположностей: личного и сверхличного, конечного и бесконечного, неизменного и меняющегося, свободы и судьбы.
•   Задача человека - расширять пространство своей судьбы, укреплять то, что содействует жизни, в противоположность тому, что ведет к смерти. Говоря о жизни и смерти, я имею в виду не биологическое состояние, а способы бытия человека, его взаимодействия с миром
•   От европейских авторов мы можем и должны позаимствовать серьезный акцент на том, что они называют "философской антропологией", которая является попыткой дать определение человеку, обозначить разницу между человеком и другими биологическими видами, между человеком и другими объектами, между человеком и машиной.
•   Европейские феноменологи со своими мучительно аккуратными трудоемкими демонстрациями могут научить нас, что лучший способ понимания бытия другого человека, или, по крайней мере, способ, необходимый для постановки некоторых предположений, состоит в том, чтобы оказаться в его Weltanschauung (мировоззрении) и стать способным увидеть его мир его глазами
•   В последнее время многие психиатры и психологи все больше и больше осознают, что в нашем понимании человека существуют серьезные пробелы. Для психотерапевтов, которые сталкиваются в своей работе с людьми, переживающими кризис, эти пробелы кажутся невосполнимыми. Тревогу людей, находящихся в состоянии кризиса, нельзя снять с помощью теоретической формулы.
•   Новое понимание человека, которым мы обязаны анализу экзистенции, проведенным Хайдеггером, основывается на новой концепции, согласно которой человек больше не предстает в рамках той или иной теории, неважно, механистическая она, биологическая или психологическая...
•   Чем было все то, в результате чего я появился на свет и, хотя смерть угрожала мне множество раз, выжил и стал писателем?.. Неужели всего лишь равнодействующей длинного ряда случайностей? Или тут было некое предопределение...
•  Жизнь - слишком сложна, чтобы рассуждать о ней серьезно
•   Действительность - это простое и ужасное "бытие здесь". Присутствие, покой, инерция. Материальность...
•   Сущность нравственной борьбы в пределах личности — в преодолении «естественного» и данного как низшего
•   Существовать ради самого себя значит быть ничем.
•   Лишь когда человеческое существо в событии прозрения как озаренное им отказывается от человеческого своеволия и бросает себя навстречу озарившему его свету, прочь от самого себя, человек в своем существе начинает отзываться на обращенное к нему озарение
•   Сущность человека покоится в его экзистенции
•   Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются.
•   ...Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты
•   Человеческая жизнь — не случайная цепь событий, а скорее стремительная и напряженная драма, развивающаяся по определенному сюжету. Сюжет же состоит в том, что нечто внутри нас стремится к самореализации и ведет непрерывную борьбу с внешним миром за свое существование...
•   Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь
•   Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность
•   Человек как экзистенция есть природное желание принимать участие в Добре, Истине и Красоте
•   Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога.
•   Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит
•   ...в материи нет ничего, кроме механических соединений и операций
•   Мы существуем постольку, поскольку мы открыты для окружающего мира. Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя
•   ...человеческую личность нельзя понять, если мы не рассматриваем
человека во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о
смысле его существования и отыскать нормы, в согласии с которыми ему
надлежит жить
•   Какое-нибудь существо является в своих глазах самостоятельным лишь тогда, когда оно стоит на своих собственных ногах, а на своих собственных ногах оно стоит лишь тогда, когда оно обязано своим существованием самому себе. Человек, живущий милостью другого, считает себя зависимым существом
•   Только отрекаясь от того, что погибнет и должно погибнуть, от нашей животной личности, мы получаем нашу истинную жизнь, которая не погибает и не может погибнуть
•   Мы живы не потому, что бережем себя, а потому, что делаем дело жизни
•   Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит... все наше достоинство состоит в мысли. В этом отношении мы должны возвышать себя, а не в отношении к пространству и времени, которое мы не сумели бы наполнить. Постараемся же научиться хорошо мыслить: вот принцип нравственности.
•   Экзистенция есть вопрос, раскрытый перед лицом трансценденции
•   Человеку от природы присуща способность распознавать и отличать духовное, а также склонность принимать дух и включать его в свою жизнь. Из этой способности и из этого тяготения исходили все великие воспитатели человечества; на них они строили, к ним они взывали, их старались оживить и укрепить.
•   наше Я, непогрешимое в своих непосредственных констатированиях, чувствует себя свободным и заявляет это
•   Человек есть дух. Но что же такое дух? Это Я. Но тогда — что же такое Я? Я — это отношение, относящее себя к себе самому, — иначе говоря, оно находится в отношении внутренней ориентации такого отношения, то есть Я — это не отношение, но возвращение отношения к самому себе
•   Поступать наилучшим образом в очевидно плохой ситуации есть признак истинно творческого отношения к жизни.
•   ...человек обладает свободой не как свойством, а как раз наоборот: свобода, экзистентное, раскрывающееся Dasein владеет человеком и притом изначально, так что исключительно она сообщает человеку соотнесенность с сущим в его целом...
•   Такой вещи как человек, являющейся человеком благодаря самому себе не существует
•   Природа не делает людей, люди делают себя сами.
•   ...и пока душа не совершит фигуру высшего пилотажа - "мертвую петлю", пока душа не совершит возврата к тому, от чего она бежала, нет законченности, есть потерянность
•   Человечество - это сумма наших дефектов, недостатков, нашего несовершенства, это то, чем мы хотим быть, а не удается, не можем, не умеем, это просто дыра между идеалами и реализацией...
•   Человеком владеет любовь, а любит он то, что уходит.
•   Поэзия - это чувство собственного существования.
•   Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению
•   Насколько существо человека не сводится к животной органике, настолько же невозможно устранить или как-то компенсировать недостаточность это¬го определения человеческого существа, наделяя человека бессмертной душой, или разумностью, или личностными чертами... "сущность" человека - покоится в его экзистенции
•   Человек, скорее, самым бытием сброшен в истину бытия, чтобы, экзистируя таким образом, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия сущее явилось как сущее, каково оно есть... Для человека, однако, остается вопрос, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому со-бытию
•   Человек не господин сущего. Человек пастух бытия
•   Обстоятельства не творят человека. Они просто раскрывают его самому себе
•   Человек всегда больше того, что он о себе знает
•   ...человек родится, чтобы жить в судорогах беспокойства...
•   Мы являемся тем, что мы хотим
•   Я сам своя свобода
•   Экзистенциализм - крайне реакционная форма современного идеалистического мракобесия в буржуазной философии и литературе (Хайдеггер, Ясперс, Сартр); стремится подорвать доверие к науке, доказать бесcмысленность жизни, бесплодность общественнной деятельности, несостоятельность нравственности; пытается внушить трудящимся идею бесцельности борьбы против сил реакции; одно из гнусных средств отравления общественного сознания идеологами империализма.
•   ...тревога есть переживание Бытия, утверждающего себя на фоне Небытия
•   Откуда всё пришло, туда всё и уйдет. А я - лишь путь для самого себя, дорога, которую мне надо пройти
•   Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется
•   Наследственность - это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель - не из камней
•   В обусловливающее бытие проникает воздействующий смысл
•   Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир
•  В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости
•   Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим
•   Тот факт, что один человек отличается от другого по рисунку отпечатков пальцев, еще не выделяет его как личность
•   Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим
•   Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим
•   "Я есть" означает "меня не было", "меня могло не быть", "меня может не быть", "меня не будет"
•   Наше существование стоит того именно потому, что его ценность и срок - то есть качество и продолжительность - столь же неотделимы друг от друга, как время и пространство в релятивистской математике
•   Эволюция изменяется для того, чтобы оставаться прежней; но мы изменяемся для того, чтобы стать другими
•   Быть - значит соединяться, и чем выше уровень бытия, тем теснее соединение
•   Большинству людей доставляет удовольствие приспосабливаться и принадлежать; экзистенциализм явно не подходит для политической или общественной подрывной деятельности; поскольку он не способен на организованное догматическое сопротивление или его формулирование. Он способен только на сопротивление одного человека; на одно личное выражение взглядов, такое, как эта книга
•   Основной фактор эволюционного выживания - познание самого себя
•   Зрелость - это не годы, а состояние познания самого себя
•   Онтологической интерпретацией человеческого бытия как бытия-в-мире не выноситься ни позитивного, ни негативного решения относительно возможности бытия при Боге. Однако благодаря прояснению трансценденции впервые добывается достаточное понятие бытия-вот (Dasein), в опоре на которое отныне можно ставить вопрос о том, как в онтологическом смысле обстоит дело с отношением бытия-вот к Богу
•   Священное же, которое есть пока еще лишь сущностное пространство божественности, опять же еще только хранящей измерение для богов и для Бога, взойдет в своем свечении только тогда, когда в своей долгой подготовке просветлиться и будет воспринято в своей истине само бытие. Только так от бытия, начнется преодоление бездомности, в которой блуждают не только люди, но само существо человека
•   По-видимому, на свете нет ничего, что не могло бы случиться
•   ...бытие самим собой не решает проблем. Оно просто открывает новый путь существования, в котором больше глубины и силы переживаний чувств, больше широты и разнообразия. Человек чувствует себя более уникальным и отсюда – более одиноким, но гораздо более подлинным...
•   Тем, чем является человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим
•   Жизнь однозвучна, зрелище уныло
•   Истина есть освещение тьмы, и потому не может быть истины о тьме бытия
•   Мир смысла не дается человеку в виде неизменяющейся структуры или застывшей ситуации. Этот мир всегда богат возможностями, изобилует вызовами, мир взывает к свободному действию, это динамический, а не застывший мир. Чем глубже человек понимает открывающийся ему мир смысла, тем более он способен “выступить” из этого мира и действовать с тем, чтобы изменить его
•   Для религиозного бытия природа не сводится к “просто природе” или к источнику физической энергии и полезных ресурсов. Вселенная пронизана религиозным посланием и освящается Присутствием смысла. В религиозном образе бытия вещи и предметы всегда означают нечто большее, чем представляются на первый взгляд. В каждом явлении мира проступает невысказанное, то, что трансцендирует (выступает за границы) природы.
•   Личность - реальная, существующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных.
•   Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным
•   Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.
•   Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно
•   Быть чем-то одним неизбежно означает не быть всем другим, и смутное ощущение этой истины навело людей на мысль о том, что не быть – это больше, чем быть чем-то, что в известном смысле это означает быть всем.
•   У каждого человека своя причина для смерти. Она выглядит просто, а на самом деле – гораздо сложней. Примерно как пень от дерева. Торчит себе из земли, такой маленький, простой и понятный. А попробуешь вытащить – и потянутся длинные, запутанные корневища... Как корни нашего сознания. Живут глубоко в темноте. Очень длинные и запутанные. Слишком многое там уже никому не распутать, потому что этого не поймет никто, кроме нас самих. А возможно, никогда не поймем даже мы сами
•   Мир состоит из меня, моих мыслей, моих чувств; все остальное мираж, чистое воображение. Жизнь – сон, где я сам создаю образы, которые проходят передо мной. Жизнь – это последовательный сон, и когда он перестает сниться, весь мир с его красотой и болью, печалями, с его невообразимым разнооьразием перестает существовать.
•   Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир - в человеке, но и мир так же сложен, как и человек
•   Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его
•   Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления...И все же каждый может выйти в путь размышления по-своему и в своих пределах. Почему? Потому что человек - это мыслящее, т. е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется "перепрыгнуть через себя". Достаточно остановиться на близлежащем и подумать о самом близком: о том, что касается каждого из нас - здесь и сейчас, здесь, на этом клочке родной земли, сейчас - в настоящий час мировой истории
•   Каждый метафизический вопрос может быть задан только так, что спрашивающий — как таковой — тоже вовлекается в него, т.е. тоже подпадает под вопрос
•   В Ничто человеческого бытия сущее в целом впервые только и приходит к самому себе сообразно своей наиболее подлинной возможности, т.е. конечным образом
•   Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека.
•   Если твое сердце и твой ум беспокойны, чего же тебе больше? Кто перестал любить и делать ошибки, тот может похоронить себя заживо.
•   Великим человек может быть и благодаря своим чувствам, а не только уму!
•   Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь
•   Всю свою жизнь мы... формулируем и пересматриваем свои ответы.
•   Любовь не может властвовать над людьми, но она может изменять их.
•   Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть
•   Наши прихоти куда причудливей прихотей судьбы
•   Отличительное свойство человека - желать непременно все начинать сначала...
•   Внимание - единственная дверь нашей души
•   Человек есть бесконечность
•   Единственный способ определить границы возможного - выйти за эти границы.
•   Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг
•   Кто не заглянул сначала глубоко внутрь себя, не может надеяться на познание - пусть даже самое минимальное - того, что происходит вокруг. Сначала внутрь, потом - наружу.
•   Смех - сущность человека.
•   Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую.
•   Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.
•  Что-то чудовищное, животное заставляет человека бояться самого себя, отягчает его удовольствие, делает его несчастным!
•   Человеком стать - это искусство.
•   Надо много пережить, чтобы стать человеком
•   Никто не становится хорошим человеком случайно
•   Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.
•   Фактически человек уже десятки веков смотрит лишь на себя
•   Волей-неволей человек опять приходит к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого себя
•   Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть.
•   Пока человек существует, он будет себя открывать.
•   Когда животное бьют, глаза его приобретают человеческое выражение. Сколько же должен был выстрадать человек, прежде чем стал человеком
•   …Мое само-бытие, мое сознание и чувство себя, этот вкус себя самого, вкус "я" и "меня" поверх и внутри всех вещей, который более отчетлив и различим, чем вкус эля или крепкой закваски, более неповторим, чем запах листвы грецкого ореха или камфоры, и непередаваем каким бы то ни было образом другому человеку
•   Наша жизнь - одна бродячая тень, жалкий актер, который кичится какой-нибудь час на сцене, а там пропадает без вести; сказка, рассказанная безумцем, полная звуков и ярости и не имеющая никакого смысла
•   С чем человек приходит в этот мир, что он созидает в нем и что оставляет, уходя? Ответы на эти вопросы, по существу, определяют координаты человеческой жизни. Однако они не охватывают своими определениями того, что претерпевает в этой жизни человек, что он преодолевает и что побеждает. Отсюда - координаты возможностей и реальных деяний человека должны быть помещены в другое измерение - целого мира, в котором человек ищет ж находит /или не находит/ свое место, в котором он испытывает воздействия ж страдание, в котором ом одно теряет, а другое приобретает взамен! Последнее и составляет собственно содержание и смысл человеческой жизни
•   Мы – существа, созданные по своему собственному проекту, и идея свободы страшит нас, поскольку предполагает, что под нами – пустота, абсолютная "безосновность"
•   Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв
•   Сочувствие - это удовлетворенная зависть.
•   В этом мире я только подкидыш
•   Глубокая тоска, бродящая в безднах нашего бытия, словно глухой туман, смещает все вещи, людей и тебя самого вместе с ними в одну массу какого-то странного безразличия. Этой тоской приоткрывается сущее в целом
•   Познавший самого себя - собственный палач
•   Хорошо бы жить через копирку, чтобы в случае исчезновения иметь доказательство существования
•   Человек, мир перед тобой распахнут настежь, поэтому смотри, как бы не вывалиться
•   Мир возник, должно быть, от страха перед пустотой
•   Благородство и подлость,отвага и страх -
все с рожденья заложено в наших телах.
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже -
мы такие , какими нас сделал Аллах
•   Личность есть лишь в том случае, если есть Бог
•   Человеческого в человеке - только Божье.
•   Мы возводя соборы космогоний // Не внешний в них отображаем мир, // А только грани нашего незнанья
•   Я понимаю, что меня могло и не быть: моё "Я" в способности мыслить, но я, мыслящий, не появился бы на свет, если бы мою мать убили до того, как я стал одушевлённым существом. Значит, я не необходим, равно как не вечен и не бесконечен. Но всё говорит мне о том, что в природе есть некто необходимый, вечный и бесконечный
•   Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом
•   Всякая жизнь, насколько от неё зависит, стремится пребывать в своём существовании.
•   Жизнь - болезнь материи, мышление - болезнь жизни.
•   Я ничто в том ничто, каковым является всё сущее
•   Бытие человека загадочно, и эта загадочность весьма похожа на бессмыслие
•   Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно
•   Человек есть существо, призванное к борьбе и к обнаружению своей творческой силы, к завоеванию царственного места в мироздании, в природе, призванное к мистическому созерцанию Бога и духовных миров.
•   Люди не отдельные искорки, летящие во тьму и угасающие без следа, но звенья в бесконечной цепи, протянутой из прошлого в необозримое будущее.
•   Отдельный человек - не необходимое в природе существо.
•   Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений.
•   То, что людьми принято называть судьбою, является в сущности лишь совокупностью учиненных ими глупостей
•   Истина в том, что никогда не будет полной готовности или времени, когда действительно пора
•   Только пустые люди знают себя
•   Мы редко до конца понимаем, чего мы действительно хотим
•   Вот тест, чтобы понять, закончена ли твоя миссия на Земле: Если ты жив - то нет
•   Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее
•   Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным
•   Человек - это вселенная, которая с ним рождается и с ним умирает
•   Человек сам не знает, чего он хочет, постоянно ищет перемены мест, как будто это может избавить его от бремени
•   Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай - это две половины души
•   Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства
•   Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить он не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это всегда в его власти
•   Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее
•  Независимо от того, считаете ли вы, что достигните успеха или же не достигните, вы все равно правы
•   Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет
•   Человек – это то, что он постоянно делает
•   Какой бы системой мы не пользовались для упорядочения наших знаний, эта система остается моделью мира, которую не следует путать с самим миром
•   Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена
•   Без греховного начала человек не смог бы жить, а без святого жил бы припеваючи. Бессмертие - идея бесперспективная
•   Быть язычником для себя, христианином для других - к этому инстинктивно склоняется всякий человек
•   Мир прекрасен, и вне его нет спасения
•   Там, где одни видели абстракцию, другие видели истину
•   Чего стоит человек? Что такое человек? После того, что я видел, у меня до конца жизни не исчезнет по отношению к нему недоверие и всеобъемлющая тревога
•   Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет
•   Человек - единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть
•   Чтобы узнать человека, достаточно изучить самого себя, чтобы узнать людей, надо с ними общаться
•   Наша жизнь, как и мой театр, абсурдна, смешна, ничтожна и несчастна
•   Только потеряв все, мы обретаем свободу делать все, что захотим
•   Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача — освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии. Никто не сможет выполнить такую задачу до конца, но уже сами попытки достичь эту цель являются частью освобождения и основанием для внутренней уверенности
•   Великая бездна сам человек... волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца
•   Бог создал меня из теплой крови и нервов, да-с! А органическая ткань, если она жизнеспособна, должна реагировать на всякое раздражение. И я реагирую! На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью
•   Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя
•   Жизнь требует движения
•   Жить — это значит действовать
•   Мне страшно хочется жить, хочется, чтобы наша жизнь была свята, высока и торжественна, как свод небесный. Будем жить! Солнце не восходит два раза в день, и жизнь даётся не дважды, — хватайтесь же цепко за остатки вашей жизни и спасайте их
•   Человек может оставаться собой лишь в том случае, если он неустанно стремится над собой возвыситься
•   Жизнь есть досадная ловушка. Когда мыслящий человек достигает возмужалости и приходит в зрелое сознание, то он невольно чувствует себя как бы в ловушке, из которой нет выхода
•   То, что составляет достоинство мира, может быть спасено лишь при одном условии: помнить про это. А достоинство мира составляют милосердие, любовь к знанию и уважение внутреннего человека
•   Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается, если же не употреблять, ржавчина его съедает
•   Человек не может выскочить из мира, но на край мира он может себя поставить
•   Без людей бытие оставалось бы немым; оно было здесь, но оно не было бы правдой
•   Человечность определяется не физическими законами, это духовная цель.
•   Разве не ясно? Потому что мы натасканы так, чтобы вести жизнь правильно. Чтобы не делать глупостей. А я считаю - чем большей кажется глупость, тем больше шансов для меня вырваться и жить настоящей жизнью.
•   Всегда найдется какое-то оправдание, чтобы не жить собственной жизнью
•   Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы…
•   Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений
•   Бытие проявляется только в процессе актуализации своей силы… в тех ситуациях, в которых она преодолевает противостоящее ей
•   Эта бесплодность порождена условиями цивилизованного существования, устраняющего значительную долю риска и вызова из жизни – риска и вызова, которые кажутся многим, если не большинству, людей важнее, чем наше настойчиво навязываемое изобилие
•   Возможна ли моя смерть, или — следует ли мне умирать?
•   Заманчиво объявить смерть простым убийством, всего лишь нелепой игрой природы в человеке.
•   Сколько не говори человеку о смерти, он должен, прежде всего, умереть, умирать и в действительном земном умирании создать собственную смерть.
•   Чтобы прожить до конца, мне надо абсолютно умереть, только умерев, я, в конце концов, сбудусь.
•   ...цель человека - быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя: Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, - а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики. Чтобы формировать ценности и доверять им, человек должен знать самого себя, свою естественную способность делать добро
•   Подлинное мужество состоит не в героических усилиях, направленных на достижение внешних целей, а в решимости пройти через ужасный опыт столкновения с самим собой. До тех пор, пока индивид не найдет свою истинную сущность в себе самом, любые попытки придать жизни смысл через манипуляции во внешнем мире и достижение внешних целей останутся бесплодным и в конечном счете обреченным на поражение донкихотством.
•   "Человек сам себе дает себя". Эта кантовская формула бессмыслицы лежит в основе деятельностной антропологии. То есть нельзя мыслить человека как бытие или небытие. Его лучше представлять как действие.- Ведь, если мы будем мыслить человека как бытие, то неизбежно придем к антиномиям. Ибо рождаясь, человек будет рождаться без себя. Ему будет не хватать себя. Чтобы себе дать себя. нужно, чтобы тебя не было. А если тебя нет. то как ты можешь себе дать себя.
•   Не имеет смысла формула Канта, согласно которой человек есть для себя своя последняя цель. У бытия нет цели. Оно есть не для чего-либо, а субстанциально. А вот действие структурируется целью. Поэтому человек как действие имеет цель. И эта цель он сам. А поскольку целью не может быть то, что есть, постольку целью действия является то, чего нет. Человек предстает и как то, чем достигается цель, т.е. средством, и как то. что достигается. Как цель. Поэтому человек понимается и как средство, и как цель. Как то, что само себя делает.
•   антропологический вопрос, подразумевающий человека в его специфической проблематике, прозвучал в ту пору, когда был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека, и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка. Конец этого образа мира и, следовательно, его надёжности повлёк за собой и новые вопросы беззащитного, бездомного и потому проблематичного для самого себя человека.
•   Только человек дивится своему собственному существованию, думает о нем. Это его главное отличие от прочих существ, которые еще в раю, в недумании о себе. Но ведь и люди отличаются друг от друга - степенью, мерой этого удивления.
•   Понятие “быть живым” -- это понятие не статическое, а динамическое. Существование – это то же, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил – это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни
•   Человек - это существо творящее историю, которое ни может не повторить своё прошлое ни избавиться от него.
•   Человек начинается не со свободы, но с предела, с линии непреодолимого
•   Пока вы идете по жизни, вам попадаются тысячи узких боковых тропинок, но действительно широкие развилки, определяющие выбор дальнейшего пути, встречаются очень редко — это момент критического испытания, момент истины
•   Человек — это выродившаяся двуногая обезьяна
•  Человек — это животное стремящееся возвыситься до бога, и большинство наших бед — неизбежный побочный эффект направленных на то усилий
•   ...сущность человека не простой набор отношений, а их ансамбль, центром которого является отношение к другому. Овладевая этим центром, любовь овладевает ключом к постижению всей сущности человека в целом
•   Немного подумав, Татарский пришел к выводу, что раб в душе советского человека не сконцентрирован в какой-то одной ее области, а, скорее, окрашивает все происходящее на ее мглистых просторах в цвета вялотекущего психического перитонита, отчего не существует никакой возможности выдавить этого раба по каплям, не повредив ценных душевных свойств
•   «Человек» — звучит гордо, но выглядит отвратительно
•   Человек, назвавший себя одиноким, достоин не сострадания, а белой зависти сорадования, ибо это значит, что он пришел к осознанию реальности своего бытия и обрел безграничный простор для созревания и развития
•   Одиночество, осознанное и принятое, – это праздник индивидуальности
•   Даже если в мире действует закон всеобщего вырождения, мы должны переживать свое бытие в мире так, как если бы в мире действовал закон всеобщего возрождения
•   Если бы мы могли понять, как думает человек, тот его способ мышления, который проявляется посредством действий как внутренних, так и внешних, если бы мы могли проникнуть в его способ мышления настолько глубоко, чтобы понять его механизмы, все его движущие силы, даже самые незначительные, а также, если бы мы могли понять, какие внешние причины действуют на эти механизмы, мы могли бы вычислить будущее поведение этого человека с точностью эллипса Луны или Солнца, не переставая повторять, что человек свободен.
•   Жизнь на три четверти - узнавание Себя в нечленораздельном вопле.

•   Нам в бытии отказано. Всегда
И всюду путники, в любом краю,
Все формы наполняя, как вода,
Мы путь нащупываем к бытию.
Осуществить себя! Суметь продлиться!
Вот цель, что в путь нас гонит неотступно, -
Не оглянуться, не остановиться,
А бытие все так же недоступно
•   Экзистенция – это бытие самим собой, которое относится к себе и в этом – к трансценденции, на которой оно основывается и благодаря которой оно знает, что подарено самому себе". Или в религиозной формулировке: "Бог есть для меня в той степени, в какой я подлинно существую"
•   Личность… выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь
•   «Центр личности», который мы называем «я»,… лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии
•   Ибо что такое личность? Это нечто, что не имеет никаких других оснований, кроме самого себя, то есть - само-бытие
•   Только страдание изменяет человека. Все остальные опыты и феномены не могут изменить его сущностный характер или углубить имеющиеся у него определенные предпосылки вплоть до его полного изменения.
•   Люди не понимают, что с посредственностью нельзя бороться иначе как с помощью страдания. Дух и культура сами по себе не производят серьезных изменений. Но страдание способно изменить огромное количество вещей. Единственным оружием против посредственности является страдание. Оно изменяет темперамент, концепции, позиции, оценки, меняет направления существования, таким образом любое сильное и длительное страдание воздействует на интимную основу существа. Изменяя внутреннюю основу существа, страдание имплицинтно меняет и отношение его к миру. Это изменение перспективы, изменение понимания и чувствования. После того как ты страдал долгое время, тебе кажется невозможным, тебе сложно представить свою жизнь без него, так как любое страдание отчуждают тебя от твоих естественных установлений и переводит тебя на экзистенциальный план твоих сущностных устремлений. Таким образом, из человека, рожденного для жизни страдание делает святого, замещая все его иллюзии язвами и гангреной отказа. Отсутствие покоя, которое следует за страданием помещает человека в такое напряжение, в котором нельзя быть посредственностью.
•   Человек — это законченная картина, можно что-то в ней не любить, как там изображены горы или реки, можно в ней любить что-то определенное. Но воспринимать ее надо целиком, в комплексе. Или ты любишь человека всего, или нет. Да, иногда нельзя мириться с теми или иными чертами, и тогда надо искать компромисса
•   Единственное, что мы можем сказать о человеческой природе, это то, что она изменяется. Изменение - это единственное качество, которое можно предсказать... Системы, которые терпят неудачу, это те, что полагаются на неизменность человеческой природы, а не на ее рост и развитие
•   Что же такое идентичность в человеческом смысле? Среди многих подходов к этому вопросу я хочу выделить только один - истолкование идентичности как такого переживания, которое позволяет человеку с полным основанием сказать: я - это Я, то есть, активный центр, организующий структуру всех видов моей реальной и потенциальной деятельности. Подобное переживание Я существует только в состоянии спонтанной активности: его нет в состоянии внутренней пассивности и полудрёмы, когда люди пребывают в достаточно бодрствующем состоянии, чтобы заниматься бизнесом, но ещё недостаточно пробудились, чтобы ощутить Я как активный центр в нас самих
•   Находясь в жопе ты можешь сделать две вещи. Во-первых - постараться понять почему ты в ней находишься. Во-вторых - вылезти оттуда. Ошибка отдельных людей и целых народов в том, что они думают, будто эти два действия как-то связаны между собой. А это не так. И вылезти из жопы гораздо проще, чем понять, почему ты в ней находишься. Почему? Вылезти из жопы надо всего лишь один раз и после этого про неё можно забыть, а что бы понять почему ты в ней находишься нужна вся жизнь. Которую ты там и проведёшь...
•   Психологическая работа не устраняет причину тяжелого дискомфорта, она только его усиливает, приучая пациента быть взрослым и впервые в жизни по-настоящему обратиться к чувству одиночества с его болью и отвержением окружающего мира
•   Становление зрелой личности прямо зависит от того, в какой мере человек может взять на себя ответственность за свой выбор, перестать обвинять окружающих или ожидать от них избавления, а также признать боль, связанную со своим одиночеством, независимо от своего вклада в формирование социальных ролей и укрепление социальных отношений
•   Пытаясь избежать своего жизненного пути, переложив его на другого, сдавшись перед страхом одиночества, я не только разрушаю уникальный смысл своей жизни, который обязательно хотел постичь, но и обременяю человека, которому признался в любви
•   Огромным достижением личности... является акт высочайшего мужества — обращение лицом к жизни; так происходит полное утверждение всего, что составляет суть личности, так осуществляется успешная адаптация к универсальным основам бытия при максимально возможной свободе самоопределения
•   Долг без любви не радует (печалит). Истина без любви делает человека критичным (зависимым от критики). Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?
•   Основная проблема современной жизни заключается в том, что мы выражаем себя через поступки. Такому подходу можно противопоставить образ жизни, который находит свое выражение просто в самом бытии в той или другой форме... Основное требование нашего времени заключается в том, что мы должны совершать все больше деяний. Это требование игнорирует простую истину, что только в своем бытии, будучи полностью такими, какие мы есть, можно реализовать себя и получить удовлетворение от нашего существования.
•   Истинное назначение человека — жить, а не существовать.
•   - Но человек – биологическое существо?
- В трех неоспоримых проявлениях: он размножается, питается и умирает, как животное.
•   Каждый человек таков, каким его создали Небеса, а иногда и гораздо хуже.
•   Там жизнь реальна, где не объяснена, где ее не объять умом
•   И если мы люди, то не нарезаны на слепые отрезки жизни и смерти, как сардельки, а содержим всю череду смертей до своего рождения, как и всю череду последующих рождений в своем послесмертии. И если это не дурная бесконечность <...>, то единственно осмысляемый нами отрезок может быть от акта Творения до Страшного Суда, который не так уж страшен после пережитого, потому что вполне заслужен. То есть—до Воскресения
•   Это великая честь для человека - понять, что он дерьмо
•   Что такое человек? Мы задаем этот вопрос уже несколько тысячелетий и каждый раз, пытаясь на него ответить, испытываем все большее удивление, смешанное с чувством растерянности и страха.