Как нами манипулируют с помощью цвета
А мы все красим в синий цвет
В августе 1998 года — в разгар дефолта, когда испуганные граждане пытались спасти свои сбережения, в российское представительство французской компании, занимающейся брэнд-консалтингом, обратились несколько российских банков. Задача во всех случаях была одна и та же: что называется, «любой ценой» продвинуть собственный брэнд, чтобы убедить вкладчиков не забирать деньги и спасти тем самым банк от банкротства. Рецепт спасения оказался для банкиров простым, но очень неожиданным: вместо новой затратной рекламной кампании им посоветовали немедленно, желательно за одну ночь перекрасить логотипы банка, а еще лучше — двери и стены операционных залов в глубокий синий цвет. «В тех банках, где прислушались к нашему совету, — говорит маркетолог и эксперт по брэнд-консалтингу Николас Коро, — официально было зафиксировано, что отток клиентов прекратился».Хотим мы того или нет, знаем об этом или даже не задумываемся, но наш организм реагирует на определенные цвета строго определенным образом. Всегда. Причем реакция будет примерно одинаковой у любого теплокровного существа, обитающего на земле, а не только у человека (вспомните фразу «как красная тряпка для быка»). Если вам предстоят переговоры с партнером, который сердится на вас или будет выдвигать непомерные требования, пригласите его в переговорную, где преобладает синий цвет. Увидите — через несколько минут он остынет и успокоится. Посадите «разбушевавшегося» ребенка перед синим экраном и эффект будет тот же. Механизм воздействия прост: насыщенный синий «заставляет» наше сердце биться медленнее, а пульс и дыхание — успокаиваться. Кстати, на языке многих народов, живущих на островах или в прибрежной зоне — например, маури или полинезийцев, «синий» означает прежде всего океан, а еще — беспамятство. А что такое беспамятство, как не абсолютное спокойствие?
Повышаем работоспособность зеленым
Если необходимо повысить работоспособность в коллективе незаметно для самих работников, лучшим помощником станет зеленый цвет. Неслучайно самый правильный цвет школьных парт — зеленый, «отвечающий» за концентрацию и внимание. Несколько лет назад специалисты во всем мире были обеспокоены неожиданной и необъяснимой вспышкой детской эпилепсии в Японии — до 80 случаев в год. Выяснилось, что причиной болезни стал просмотр «безобидных» мультиков про покемонов. Как считает Николас Коро, «по покемонам вообще можно методичку писать — как создать тоталитарную секту. Там определенное сочетание цветов, движения и темпоритма. А цель одна и та же — сконцентрировать внимание объекта на определенном человеке, который все решит за него». Создателям мультика была поставлена задача, чтобы ребенок не отрывался от экрана, даже если начнется землетрясение. Она была успешно решена, правда, сопутствующий эффект от нее оказался шокирующим. Оказывается, на детей совершенно магнетически воздействуют любые оттенки сиреневого, лилового и фиолетового, поскольку для них это воплощение чего-то загадочного и непостижимого. Неслучайно, видимо, в компании Уолта Диснея есть целое подразделение, разрабатывающее «правильные» цветовые сочетания для мультфильмов. Именно поэтому в диснеевских мультиках не бывает случайно выбранного цвета: каждый несет положенную ему эмоциональную и смысловую нагрузку — «отвечает» за нежность, агрессию, радость и так далее. Возможно, поэтому нет ни одного диснеевского мультфильма, который был бы убыточным.
Впасть в эйфорию или в депрессию? — Запросто!
Нам неприятно сознавать, что нами так легко манипулировать, но факт остается фактом: с помощью определенных цветовых сочетаний человека можно заставить впасть в депрессию или эйфорию, стать агрессивным или наоборот — успокоиться. Сами психологи говорят по этому поводу: «Мы знаем — как этого добиться, но не знаем, почему так происходит». Было бы странно, если бы этим не пытались воспользоваться — чаще всего в торговле и рекламе. Впрочем, ничто не мешает и нам самим «играть» цветами по своему усмотрению. Первым, кто попытался связать в четкую методику цвет и психоанализ, был швейцарский психиатр Макс Люшер. Всем известно о знаменитых тестах Люшера, с помощью которых можно определить психологическое состояние человека — на основе цветов, которые он выбирает. Правда, психологи не советуют тестировать своих знакомых по цвету их машины или одежды — хотя бы потому, что современная мода совершенно не учитывает психологическую составляющую различных цветовых сочетаний.
Крайности все-таки сходятся
И тем не менее психологи выделяют две группы потребителей, которые всегда носят одну и ту же цветовую гамму. Самое интересное, что эти группы абсолютно противоположны друг другу, но, как известно, крайности сходятся. Первая группа — малообеспеченные покупатели, выбирающие одежду не на сезон, а надолго. Их фаворитами почти всегда будут синий (покой) и коричневый (домашний уют). Вторая группа — покупательницы так называемого hi-premium класса, супер-обеспеченные женщины, выбирающие цвета, ориентируясь не на моду (плевать они на нее хотели!), а на собственный психотип. Это невообразимо пастельные оттенки «кофе со сливками» и «чая с молоком». Одной из ярких представительниц этого типа является модный дизайнер Донателла Версаче. Специалисты в области цветовой коррекции выяснили, что 78% женщин активного возраста неосознанно тяготеют к светло-лиловому цвету, хотя на рациональном уровне могут его категорически отрицать. Кстати, особенно яро его отвергают дамы, выбирающие мужские профессии, например, бизнес — вумен. Но даже у них найдется в сумочке или на туалетном столике что-нибудь нежно-сиреневое — к примеру, бутылочка питьевой воды известной марки.
Цветовые знаки и отдушины
Известно, что самый популярный цвет в среде бизнес-сообщества — серый, что на языке психологов трактуется как «меня здесь нет, я часть целого». Но даже здесь случаются свои маленькие «цветные революции». Мужчины давно нашли себе цветовую отдушину — это галстук. Наверняка, опытный психолог может многое рассказать о человеке, всего лишь взглянув на галстуки, которые он выбирает. А опытный имидж — мейкер знает, что красный галстук легко отвлечет внимание аудитории от стилистических огрехов в речи оратора. Известен случай, когда двое кандидатов в президенты США пришли на теледебаты в абсолютно одинаковых галстуках — в красной «отвлекающей» гамме. Когда прошлый состав Думы впервые встречался в Кремле с главой государства, один из депутатов пришел в ярко-розовой рубашке с ярко-розовым галстуком. Известно, что это вызвало критические замечания со стороны президента, вынужденного постоянно отвлекаться на такое не в меру яркое «пятно».
У разных народов — разные предпочтения
Если на основные восемь цветов люди во всем мире реагируют одинаково, независимо от возраста, образования и уровня доходов, то для воздействия на определенную однородную группу потребуются различные цветовые сочетания. Одна крупная фармацевтическая компания долгое время не могла понять, почему популярные в Европе витаминные добавки для женщин, совершенно не пользуются спросом в России. Оказалось, что дело в цветовом оформлении упаковки. Те цветовые сочетания, которые у европейских женщин вызывали положительные эмоции и желание купить, у россиянок наоборот провоцировали реакцию отторжения. И только после смены цветовой гаммы продажи стали расти. В Европе и США существует целая отрасль маркетинга, которая занимается выбором цвета для упаковки товара с учетом предпочтений целевой аудитории. Например, российская компания, поставляющая куриное мясо, сумела за год в пять разувеличить объем продаваемой продукции — после того, как сменила упаковку на более яркую, которая привлекала внимание к торговой марке, а не к содержанию упаковки. До этого в цветовой гамме преобладали черные и красные оттенки, что вызывало негативную реакцию у целевой аудитории — обеспеченных домохозяек. Добавили оранжевый цвет — и продажи пошли вверх.
Триколор — это оптимистично
Интересно с этой точки зрения проанализировать цветовую гамму государственных флагов разных стран. Специалисты по цветокоррекции считают, что сочетание цветов на российском триколоре символизирует коллективную работу, причем, что интересно — в сфере бизнеса. Что касается конкретного сочетания красного с синим, то, оказывается, оно особенно притягательно для подростков и молодых менеджеров, делающих карьеру. С точки зрения будущего нашей страны это звучит оптимистично.