Эмоциональный интеллект

Секреты эмоционального интеллекта

Аббревиатура IQ - рационального интеллекта - хорошо известна многим. По сравнению с ним понятие эмоционального интеллекта – EQ – находится в самом начале своей «карьеры» и его использование иногда вызывает вопросы. Для того, чтобы прояснить, что же такое эмоциональный интеллект и написана эта статья.

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?
Начнем с определения. Эмоциональный интеллект – это способность адекватно воспринимать, оценивать и эффективно реагировать на эмоциональное состояние собеседника, а также успешно распознавать и управлять собственными эмоциями.
Если вдуматься в словосочетание «эмоциональный интеллект»: «эмоциональный» – это иррациональное, а «интеллект» – рациональное понятие. Так как же возможно такое сочетание? Эмоции отражают отношение человека к различным областям его активности. Соответственно различие и осознание эмоций способствует их пониманию, контролю и управлению ими.
В нашей жизни существует масса ситуаций, когда мы стоим перед выбором: либо поддаться на эмоциональный импульс, приняв эмоции другого за свои собственные, – либо понять эмоции оппонента и, владея собственными эмоциями, отреагировать наиболее конструктивным способом.
Например, когда некто на совещании громко уверяет, что возглавляемая вами служба «пустое место», а вы сами - «полное ничтожество» – у вас есть выбор: принять эти слова за реальность, оценку себя, поддаться на эмоции (что обернется сильным падением настроения и, вероятно, обидой и последующей агрессией) – либо понять, что таким странным образом некто сообщает всем о собственной реакции на ситуацию (но не на вас).

КОМУ СУЖДЕНО

В историческом романе Хаггарда Г.Р. «Клеопатра» главный герой Гармахис- царь по крови и жрец по призванию - стремиться свергнуть Клеопатру с трона. У него бы все получилось, если бы не девушка – правая рука Клеопатры. На ней держался весь заговор. Она призналась Гармахису в любви накануне готовящегося переворота, а он рассмеялся ей в лицо - абстрактных знаний было много, а вот пониманию чувств, эмоций другого человека, да и своих тоже его не научили в храме Изиды. Итог был плачевным – девушка предала его, рассказав о заговоре Клеопатре, отомстив ему.

Вернемся в современный мир и представим себе обычного человека, который движется по течению жизни и особо не задумывается о том, что происходит в его внутреннем мире, о своем отношении к различным жизненным ситуациям и к самому себе. Какой он? Средний работник, возможно, неудовлетворен работой, вспыльчив или наоборот замкнут, работает от звонка до звонка, склонен к простудным заболеваниям, скорее всего симпатичен. Его проблема – низкий эмоциональный иммунитет, он быстро заводится по любому поводу и заражается эмоциями других.

Таких много, - вы скажете. Да, это действительно так. Распределительная кривая Гаусса неумолима – только 10% людей талантливы и успешны, а 80% - средний уровень. Почему? Раздражаясь, такой человек не понимает, что происходит с ним, почему люди так поступают и главное – что с этим делать и как это исправить?

Существует еще один вариант – руководящее звено. В данном случае картина такова: человек много работает с людьми, выкладывается эмоционально на 200%, несет эмоциональный груз ответственности; он все прекрасно понимает в области профессиональных коммуникаций и он успешен. Однако уже через несколько лет подобной работы – оп! – и что-то перегорает в человеке. Он хронически утомлен, его мало что уже радует, он чувствует мрачную неудовлетворенность собой и своей работой – это симптомы эмоционального профессионального выгорания.

В итоге блестящего, преуспевающего на работе человека начинают одолевать различные заболевания психосоматического ряда, такие как головные боли, сердечно-сосудистые, боли в спине, простудные и аллергические реакции, а также тревожность, сложности в концентрации внимания, забывчивость.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Непоправимых случаев нет, только смерть аннулирует все шансы, а пока человек жив и готов к изменениям в своей жизни – у него всегда есть шанс стать лучше. Для начала нужно побороть страх перед проблемами, найти время и откровенно поговорить с самим собой. Не торопитесь, это не каждодневный диалог сознания по дороге на работу. Необходимо задать себе вопросы, которые приведут к пониманию себя, своих чувств и эмоций и эмоций других людей.

КАК ПОВЫСИТЬ EQ?
Здесь всплывают интересные темы: саморефлексия, расширение диапазона эмоций, расширения спектра реагирования; опыт общения с сильными эмоциями и яркими социально успешными людьми; антистрессовые навыки - которые стоит в себе развивать.

РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ЭМОЦИЙ
Чем отличается мировосприятие подростков от восприятия жизненных ситуаций взрослыми людьми? Подросток все видит в черно-белых тонах, все или ничего, плохо или хорошо, любишь или не любишь. Поэтому, нам взрослым, бывает трудно с ними найти решение. В 13 лет осознаваемая линейка диапазона эмоций несколько уже, чем у человека в 40 лет, так как у последнего опыт больше. На тренинге, направленному на расширение диапазона эмоций, подростки начинают дифференцировать, понимать, осознавать в себе и видеть в других самые различные эмоции. Между «боюсь» и «не боюсь» появляются определения эмоций интерес, удовлетворение, негодование, страх, тревога, вина, призрение, застенчивость и др.

СИЛЬНЫЕ БЕДНЫЕ ЭМОЦИИ
Вы знаете какой процент среди заключенных занимают люди с высшим образованием? 1.5%. Удивительно. А почему? Гнев очень сильная эмоция, способная поглотить человека. Гнев приводит к агрессии. Агрессия - это последний вариант реагирования, человек чувствует себя беспомощным и не видит другого выхода. Человек, который не понимает себя - не может понять других и у него узкий спектр реагирования – отсюда начинаются неприятности. Другими словами - у человека с низким EQ поведенческий выбор сужен.

САМОРЕФЛЕКСИЯ
Это интеллектуальный процесс – своего рода внутреннее расследование - в результате которого человек может отследить свои мысли, чувства, эмоции и действия со стороны и критически их осмыслить.
Для иллюстрации приведем такой пример. Женщину каждый будний день в дороге утром мучила тошнота. Саморефлексия помогла ее понять, что прецедент случается только в те дни, когда она попадает в дорожную пробку, из-за чего тревожится, так как боится опоздать на работу, что в свою очередь вызывает страх потерять работу, гиперответственность и тревожные эмоции, когда ситуация выходит из-под контроля личности (пробки).

УПРАЖНЕНИЕ
Чтобы развить в себе навык саморефлексии и использовать его себе на благо, а заодно попрактиковаться в работе с сильными эмоциями предлагаю упражнение Колосовой Е.В.
Его можно провести в любое время, потребуется ручка, бумага, время и готовность быть откровенным с самим собой. Выпишите на листе бумаги слово, выражающее эмоцию по буквам. Например, гнев. Вспомните ситуацию, в которой вы испытывали эту эмоцию. Какие ассоциации связаны у вас с этой эмоцией? Напишите слово, соответствующее вашей эмоции вертикально, и напротив каждой буквы впишите ассоциацию, начинающуюся с этой буквы.

Например:
Г- г….
Н- ненависть…..
Е-…
В- …..

Как вы выражаете эту эмоцию в действиях? Напишите на листе бумаги все ваши проявления в действиях в состоянии этой эмоции.

А теперь главный вопрос – что вы чувствуете после этого? Что это вам дает? И как это можно получить другим способом?
Это упражнение поможет найти выход из повторяющейся ситуации, в которой вам сложно себя регулировать. Чаще всего в конфликтных ситуациях человек испытывает негативные эмоции и с трудом способен их контролировать и почти в 100% случаях затем сожалеет о своем поведении и последствиях. Рекомендую попробовать.

Теги: Эмоциональный интеллект,Как повысить эмоциональный интеллект