Этапы развития личности по Э. Эриксону 2. Достижение равновесия
2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения)
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью - с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Благоприятное разрешение этого конфликта - воля.
• Мы пытались все делать сами
• Нам все было интересно
• Мы хотели все потрогать
• Мы пытались все попробовать своими руками
• Мы исследовали пространство
• Мы учились ползать, ходить
• Мы учились что-либо делать
• Мы падали
• Мы набивали шишки
• Мы получали мелкие травмы, ссадины
• Мы чувствовали боль
• Нам было больно
• Любое наше действие становилось причиной недовольства родителей, воспитателей
• На нас кричали
• Нас ругали
• Нас стыдили
• Нас били
• Нас унижали за неправильные действия
• Нас наказывали
• С нас смеялись
• Нам запрещали что либо делать
• Нам мешали делать что-либо
• За нас пытались делать
• Нам не давали возможности самостоятельно что либо делать
• Нам запрещали двигаться
• Нас принуждали сидеть на месте
• Мы боялись что либо делать
• Мы боялись наказания за свои действия
• От нас требовали послушания
• Нас отгораживали от всего
• Наше пространство ограничивали
• Наши действия и передвижения ограничивали
• Нам ставили жесткие ограничения
• Нас торопили
• Нас принуждали делать все быстро
• Нас принуждали все делать исключительно правильно
• Нас принуждали повторять какое либо действие много раз
• За ошибки нас наказывали и высмеивали
• Наши действия высмеивали
• Нас стыдили и унижали
• Мы пытались добиться своего упрямством
• Мы пытались делать все наперекор
• Мы сдавались
• Мы плакали
• Мы разочаровались в себе
• Мы разочаровывались в своих возможностях
• Мы отказывались от попыток самостоятельно действовать
• Мы решили, что проявление самостоятельности опасно для нас
• Мы боялись самостоятельно действовать
• Мы ограничивали себя
• Мы отказывались сами что-либо делать
• Мы ждали, когда за нас все сделают
• Мы решали, что сами не можем
• Мы решали, что сами ничего не можем
• Мы считали, что все делаем плохо
• Мы все делали неуверенно
• Мы спрашивали разрешения перед тем как что-то делать
• Наши действия не одобряли
• Наши действия критиковали
• Наше взаимодействие с миром ограничивали
• Мы действовали нерешительно
• Мы вели себя нерешительно
• Мы сомневались в правильности наших действий
• Мы сомневались в правильности наших решений
• Мы испытывали стыд за свои решения и действия
• Желая что либо сделать, мы сами себя останавливали
• Мы блокировали в себе желание что-либо делать
• Нам не разрешали делать то, что нам хотелось
• Нас принуждали делать то, что нам не хотелось
• От нас требовали делать все идеально
• Мы не распоряжались своим временем
• Нас строго регламентировали
• Нас принуждали выполнять чужие приказы
• Нашу самостоятельность пресекали и уничижали
• Мы отказывались что-либо делать боясь, что нас накажут за это
• Мы не могли полагаться на свои способности
• Мы решили, что от нас ничего не зависит
• Мы зависели от разрешения других
• Мы решили, что самостоятельным быть плохо
• Мы решили, чтобы что-то делать, нужно спрашивать разрешения у других
• Мы боялись делать ошибки и пробовать новое
• Мы боялись возможных трудностей
• Мы предпочитаем ничего не делать, а ждать
• У нас слабая воля
• Нам сложно что-либо начать
• Мы попадали в сложные ситуации и не знали, как с них выпутаться
• Мы легко сдавались перед жизненным трудностями
• Мы быстро сдавались и опускали руки
• Без помощи других мы не могли решать свои проблемы
• Мы искали виноватых в наших неудачах
• Мы решили, что сами мы ничего хорошо сделать не сможем
• Мы бичевали и обвиняли себя за свою нерасторопность и несамостоятельность
• Мы решили, что мы все делаем плохо и поэтому лучше ничего не делать
• Мы блокировали в себе желания, чтобы ничего не делать для их реализации
• Мы попадали в зависимость от других
• Мы возлагали на других ответственность за реализацию наших целей и желаний
• Мы искали тех на кого можно повесить ответственность за свою жизнь и собственное благополучие