Говорят, что детям нельзя ничего запрещать... (Это гуманисты и «споковцы»)

Говорят, что детей надо держать в ежовых рукавицах. (Это традиционалисты).

Пусть говорят... Мы же не будем вмешиваться в разговоры обывателей, мы с Вами обратимся к высокой психологической теории и послушаем, что она скажет нам о проблеме родительских запретов.

Всё очень просто. Существует всего три типа родительских запретов. И все они вредны.

Конечно, ко всему нужно подходить с умом и понимать - что на самом деле имеется в виду, когда речь идёт о вреде родительских запретов. Поэтому устраивать возмущённую дискуссию с передёргиваниями и приведением в пример утрированных ситуаций (просто из желания поспорить и подурачиться) мы не рекомендуем. Мы рекомендуем - спокойно подумать и сделать свои выводы.
Первый тип родительских запретов

Дайте ребёнку легко обжечься или уколоться об острый предмет - один раз. Не рассказывайте ему тысячу раз, как это опасно. Он всё равно не поймёт ничего.

Позвольте подростку один раз напиться - он поймёт, как это глупо и неприятно. Не читайте ему лекции о разрушительном влиянии алкоголя на печень и мозг - он всё равно не поверит и заснёт от скуки во время Вашей лекции.

***

Первый тип родительских запретов - это когда родитель перекладывает на самого себя ФУНКЦИЮ УДЕРЖАНИЯ ОТ СОВЕРШЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Получается из этого вот что. Кто-то, вместо ребёнка (ЗА него) берёт на себя функцию контроля над опасными и негативными жизненными ситуациями. Зачем тогда ребёнку вырабатывать такое умение у себя?

В итоге, СПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ПОДВОХАМИ МИРА не получает поводов и условий для развития.

Это доказал ещё великий учёный Ламарк, аж в 18 веке. «Неиспользуемая функция - атрофируется или дистрофируется».

Ребёнок вырастает во взрослого. Этот взрослый (зная, что делает «что-то не то») сам себя остановить - не в состоянии!

Второй тип родительских запретов

Это - постоянный и жёсткий контроль за ПРОЦЕССОМ выполнения какого-либо позитивного действия. Это запрет на включение своего собственного таймера. Это когда в доме есть почему-то только ОДИН будильник, и он стоит в маминой комнате.

Мама из кухни: «Ты делаешь уроки или ты в носу ковыряешься? У тебя ещё четыре упражнения и не выученный английский!» Почему она вообще в курсе - сколько упражнений тебе осталось?

Мама из кухни: «Ты собираешься в школу или ты хочешь опоздать на контрольную к Анне Ивановне?» Почему она вообще знает, как зовут твою учительницу по математике и её нрав?

При таком неусыпном контроле за важными процессами ребёнок теряет (не может сформировать):

А. способность к текущему контролю над ситуацией,

Б. возможность оценивать собственные действия,

В. адекватное представление о собственных возможностях.

(Могу ли я, просмотрев телевизор до трёх часов ночи, на следующий день прийти в школу к восьми?)

Это означает, что без внешнего понукания такой, (уже взрослый человек), никогда не соберётся, чтобы выйти куда-нибудь из дома и прийти вовремя, никогда не сделает необходимый объём работы в срок и полностью.

Чтобы хоть как-то преуспевать в этой жизни - он постарается найти себе жену, которая возьмёт на себя функции мамы - «Мамы-хозяйки единственного будильника в доме»...

Третий тип родительских запретов

Это запреты на самостоятельную и произвольную деятельность ребёнка как таковую.

Встречается редко, но ... часто. Как Вам такой грустный каламбур? Этот тип запрета почти что психиатрическая патология. Но мы живём в обществе, где психологические патологии у многих людей - норма, передающаяся как семейная ценность, как традиция.

Суть третьего запрета сводится к подсознательно проговариваемой установке родителей: «Ты без меня ничего не способен сделать правильно».

Ребёнок вырастает с мыслью: что бы он ни сделал - это оказывается уже заведомо неправильным.

Но, к счастью, Природа мудро устроена. И часто такие дети действуют по принципу воды. Они просачиваются, легко прокладывают себе русло там, где им естественно можно течь, а не там, где стоит возведённая родителем плотина.

Отчего многие дети выбирают себе увлечения (и профессию) подальше от той сферы, в которой преуспели родители?

Отчего дочери «больших кулинарок» не умеют держать в руке нож?

Отчего сыновья футболистов идут в ботаники-программисты и наоборот?

Так поступают исключительно те дети, которые находятся под пагубным влиянием этого самого третьего типа родительского запрета.

Если им всё время говорят (вслух или про себя) : «Ты без меня ничего не способен сделать правильно», то что остаётся таким детям?

Им остаётся выбрать ту редкую сферу, где их родители настолько слабы, настолько не сильны, настолько некомпетентны... что даже при всём своём патологическом желании... сочтут бессмысленным лезть туда, в незнакомую область со своими советами и критикой...