Ответственность личности и безответственность жертвы обстоятельств

• Порой нам приходится что-то делать вынужденно, не по своей воле, а потому что так «надо», потому что мы – бедные несчастные жертвы обстоятельств, «рабы», которые не способны делать самостоятельный выбор, не способны отвечать за себя и за свою жизнь.
• В такие моменты мы живем по принуждению, под ударами плети, которые наносит нам повозчик судьбы.
• Такой выбор мы делаем сами, чтобы обвинить в обстоятельствах своей жизни президента, правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного, кого угодно, только не себя.
• Так мы прячемся от себя, чтобы не сталкиваться с «горькой» правдой о себе, как о слабой личности, которая избегает трудностей, и вместо того, чтобы решать свои проблемы, предпочитает строить из себя жертву обстоятельств, которую нужно по справедливости пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.
• Позиция жертвы - это позиция человека, который выбирает думать, что у него нет выбора, но есть обязательства, которые связывают его по рукам и ногам.
• Будучи жертвой, он действует, не когда сам выбирает, а когда должен и обязан, когда другого выхода у него нет.
• Жертва не выбирает действовать, - ей надо действовать, потому что ее вынуждают обстоятельства, потому что жизнь приперла жертву к стенке.
• Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он – жертва и раб, сам действовать и работать не хочет, а хочет только веселиться и развлекаться.
• И все, что препятствует его потехе, рассматривается как одна большая вынужденность, которая заставляет человека вылезать из зоны комфорта.
• И ведь так живут очень многие, вынужденно выползая по утрам из многоквартирных муравейников на плантации многочисленных офисов, заводов, учебных и пр. учреждений, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка, с которой человек всю свою жизнь «тянет лямку», не понимая, что это и был его выбор, продиктованный внутренними противоречиями.
• Вся эта вымученная рабская принудиловка происходит с нами до тех пор, пока мы не понимаем, что мы сами выбрали такую жизнь.
• До тех пор, пока мы не принимаем ответственность за себя, за свои переживания и свои решения, мы остаемся пассивными жертвами обстоятельств, и закрываемся от всех возможных перемен к лучшему.
• Жертва не умеет действовать.
• Она ждет, что все сложится как-нибудь само собой, как-нибудь обойдется, уляжется и обустроится без ее активного участия.
• Но как-то почему-то обычно ничего толкового само собою не случается.
• Почему-то для каких-то действительно благих перемен необходимы наши сознательные усилия.
• Да, быть самостоятельным и брать ответственность за свои решения бывает страшно, это – слишком по взрослому.
• Ведь куда проще забыться в привычном болоте, погрузиться в привычные заботы, повседневные развлечения, и не высовываться из привычного аквариума обыденности просто потому, что реальность может оказаться слишком реальной в сравнении с нашими фантазиями о себе и своих достоинствах.
• Мы страшно привязываемся к привычным, поросшим мхом, заезженным тропинкам, которые исходили вдоль и поперек, потому что на них, мы можем чувствовать себя продвинутыми «юзерами», царями ничтожных кубических сантиметров «комфорта».
• Мы избегаем ответственности за свою жизнь, чтобы скрыть от самих себя, кто мы есть, и чего достойны.
• Мы избегаем ответственности за себя и свои переживания, чтобы обвинить других в собственных неудачах, чтобы продолжать тешить свое самолюбие раздутой самооценкой, которая разлетелась бы в щепки при столкновении с реальными трудностями.
• Да, в очередной раз все сводится к самооценке. Все мы очень любим ее завышать.
• Хлебом не корми, дай только повод почувствовать себя крутым и востребованным.
• И уже потом, после того, как мы проникнулись иллюзией собственного величия, нам становится страшно эту иллюзию терять.
• Нам становится страшно делать сознательный выбор, когда этот выбор нас сталкивает с истинным положением дел, когда этот выбор грозит разбить вдребезги наше ложное величие.
• И вот именно в такие моменты мы капитулируем, спасаемся от реальности бегством, мы снимаем с себя ответственность за свои промахи и становимся жертвами обстоятельств.
• В такой ситуации «плохой танцор» отказывается признавать факты. Он начинает философствовать и рационализировать: ему туфли жмут, партнер по танцу – кривоногий, сегодня он не выспался, пол скользкий, завистники помешали и пр.
• Мы попросту отказываемся признавать происходящее.
• Подменяя факты вымышленной чепухой, мы пытаемся доказать самому себе, что на самом деле мы  продвинутый и востребованный.
• Мы  пытаемся сохранить свою завышенную самооценку нетронутой, потому что нам проще раздражаться, закрываясь от фактов, чем принять истину, которая грозит унижением ложного величия и разрушением иллюзий.
• Мы  не виноваты в плохом качестве своей работы, ведь на самом-то деле мы – «мастер», как мы сами считаем. Просто сегодня мы  оказались жертвой какой-то случайности.
• Что-то нам помешало, что-то с нами случилось, что-то нас подтолкнуло, попутало и сбило с пути, поставило препятствие перед нами, и мы оказался в «безвыходном» положении.
• Именно так человек отказывается брать на себя ответственность за свою жизнь, и выдумывает сам для себя какую-нибудь удобную ложь, чтобы приписать свои неудачи внешним обстоятельствам.
• Для такого самообмана подойдет любое более-менее рациональное объяснение, на которое сам человек поведется.
• Мы  создаем внутренний раскол, чтобы сохранить иллюзию собственного величия, закрыться от болезненной правды, и остановиться в развитии.
• Бессознательно понимая, где и как мы себя обманываем, на поверхности сознания мы продолжаем врать себе и другим.
• И мы готовы «придушить» любого, кто на этот самообман нам намекнет.
• Мы  готовы с пеной у рта доказывать, что все обстоит именно так, как мы сумели самому себе внушить.
• Именно так мы избегаем душевного взросления и самостоятельности, оставаясь слабыми жертвами, пассивно текущими по течению жизни.
• Любые значительные перемены ставят под угрозу раздутую самооценку, т.к. сталкивают нас с реальностью, которая рушит фундамент крепости лжи о себе и своих достоинствах.
• Подавленная истина, упрятанная за ложное величие, создает неврозы.
• Все, что требуется для разрешения такого конфликта с самим собою, - это признать правду о себе, признать, что мы есть тот, кто мы есть, - ни больше, ни меньше.

• Наша вынужденность, безвыходность и наши обязательства – это одна большая иллюзия.
• На самом деле все это - наш реальный выбор, наполненный сомнениями и продиктованный внутренними противоречиями.
• Мы сами выбираем жить именно так, как живем.
• Если человек мучается оттого, что ему «надо» прибраться в квартире, потому что его «заставляют» домашние, он с одной стороны отказывается делать выбор, с другой стороны выбирает позицию жертвы.
• Этот наш человек может сознательно отказаться от домашних дел, и принять последствия этого отказа.
• Он может сознательно согласиться заняться уборкой, даже если это занятие ему не кажется увлекательным.
• В любом случае он совершает выбор.
• Но если человек не привык быть ответственным за себя, даже в такой невинной ситуации он делает из себя жертву обстоятельств.
• Иногда человек страдает и раздражается, когда его просят об услуге. Это может быть любая, самая невинная ситуация.
• Честное взвешенное «хочу» в любой жизненной ситуации освобождает нас от надуманного принуждения.
• По-настоящему взрослый человек осознает свои ограничения, в рамках которых он выбирает то, что на самом деле и хочет выбрать.
• Да, у нас есть ограничения. Мы – люди, а не Боги. Мы не можем делать, что угодно из чего угодно, а пользуемся тем, что есть.
• И там, где мы трезво осознаем свои ограничения, у нас не возникает невротических вынужденных: «надо», «должен», «вынужден», «обязан» и пр.
• Иначе можно дойти до абсурда и начать изводить себя по поводу того, что мы, будучи людьми в телах, вынуждены дышать воздухом, есть пищу, справлять нужду и пр.
• Это – данности жизни, которые мы действительно не в силах изменить.
• Но как часто мы  рассматриваем как «данность» свои жизненные трудности, которые на самом деле зависят исключительно от нашего реального выбора!
• Мочь и хотеть – понятия разные. Именно от их путаницы  у нас возникают проблемы.
• Мочь, или не мочь что-либо, - указывает на реальные возможности.
• Наши желания могут с этими возможностями совпадать, либо не совпадать.
• Трезвое «не могу» присутствует там, где человек осознает свои ограничения.
• А бывает «не могу» невротическое, когда человек свои желания начинает приписывать своим якобы «ограничениям», и делает себя жертвой этих своих надуманных ограничений.
• Любое «хочу» может стать «надо», когда не все идет гладко, когда встречаешься с препятствиями, когда не все получается с первого раза.
• И если после этого мы сдаемся и уже не хотим продолжать, именно это свое нехотение и надо принять как данность, а не терзать себя за свои слабости, в которых честное «не хочу» подменяется невротическим «не могу».
• Если человек говорит: «не могу бросить курить» - это, как правило, - невротизм, которым на самом деле он оправдывает свое нежелания бросать курить.
• Иными словами, когда человек говорит, что не может бросить курить, на самом деле он подразумевает, что может и не бросать.
• Но при этом где-то подспудно он себя грызет за то, что он якобы «не может» бросить курить, вместо того, чтобы честно признать, что он попросту не хочет бросать.
• Почти все наши «надо», «не могу», «вынужден» - это наши неврозы, в тех ситуациях, где мы отказываемся брать ответственность за свой выбор, апеллируя при этом к своим якобы ограничениям.
• И вот человек начинает грызть себя: «я не могу заняться спортом», вместо того, чтобы признать: «я могу забить на спорт».
• Именно это «могу» и надо в себе принять! Но вместо этого мы манипулируем своей совестью, заключаем с ней сложные сделки, строим из себя пострадавших.
• На деле мы страдаем от своего же насилия над собою, за что себя же потом дополнительно истязаем.
• Ответственность перед собою – это трезвое отношение к последствиям собственных действий, - честность перед собою.
• А уклонение от ответственности за свои поступки – это попытка обмануть себя, возложив ответственность за свои промашки на других людей, или внешние обстоятельства.
• И здесь перед человеком встает реальный выбор: либо и дальше дурить себя и других людей, либо выбирать реальное развитие.
• В своем самообмане человек может стать хоть королем.
• И если человек изначально выбрал саморазвитие лишь для того, чтобы потешить свое самолюбие, ему действительно проще не развиваться, а сразу заняться самообманом, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.
• На деле человек создает конфликт с самим собою.
• Он становится уязвимым, и зависит от мнения других людей.
• Все его «величие» - его же галлюцинация, на которую, кстати, могут повестись последователи, страдающие от схожей проблемы.
• Порой самообман так велик, что человек уже и сам начинает верить в свою ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.
• Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненной психикой, - вот в чем заключается наш реальный выбор.
• И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда - себе дороже.
• Жизнь неизбежно будет сталкивать нас с нашим самообманом.
• Мы сможем убедить нескольких слепцов в своем величии, но будем отрезаны от общества трезвомыслящих.
• Фальшивка будет до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо.
• А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда человек принимает себя таким, каков он есть.
• Только когда человек честен и открыт с собою, он сам становится истиной.
• А крутая «фальшивка» не развивается, но наоборот бежит от развития, т.к. развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.
• Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого?
• Действительно ли ты крут, или ты потакаешь себе в этом?
• Когда ты ошибаешься, кто виноват?
• Кто несет ответственность?
• В конечном итоге, любая «крутизна», любая оценка себя как человека продвинутого, ведет к зависимости.
• Быть собой без всяких перекосов, нести ответственность за себя и свою жизнь, – лучший выбор.