Для обработки материала можно использовать свой любимый шаблон, или использовать те которые есть на форуме:
1. Стандартный шаблон: Шаблон 1
2. Короткий протокол : Шаблон 2
3. Шаблон для обработки вопросов : Шаблон 3
4. Обработчик : Устранить
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На основе материалов Главы 1 из книги "Лицом к лицу со страхом. Путеводитель на пути к близости".
Томас Троуб Кришнананда:
Начну с того, что более широко представлю модель, карту путешествия, в которое мы отправляемся. Я нахожу полезным укоренить читателя в неком понимании. Путешествие, в котором мы все находимся, – это, по сути, возвращение в наше внутреннее пространство, которое мы потеряли, а модель в упрощенном виде описывает процесс этого возвращения. Я попытаюсь представить довольно сложный материал по психологии и восточной духовной традиции так, чтобы он воспринимался ясно и просто (если бы он стал еще хоть немного сложнее, я бы и сам запутался). Итак, запаситесь терпением, пока я вас атакую теоретической частью нашего исследования.
+++++++++++++++++++++++
• Модель
• Представьте себе, что стоите в центре большого круга, разделенного на три кольца.
• Одно кольцо – внешнее, другое – промежуточное, третье – внутреннее ядро. Эти круги расходятся вокруг вас.
• Внешнее кольцо мы называем слоем защиты. Это дом, в кагором живет взрослый, компенсирующий свои страхи всевозможными защитами и условностями.
• Второе кольцо – слой чувствования, дом, в котором живет уязвимый Внутренний Ребенок.
• И, наконец, центр – ядро самого существа и дом, где живет свидетельствующее сознание.
• Находясь там, мы пребываем в естественном, спонтанном потоке энергии и можем осознанно наблюдать все, что происходит внутри и снаружи.
• Это состояние гармонии человека с самим собой и жизнью в точке наивысшего развития. Этот центр – и есть то, что мистики многие века описывали как состояние единства со всем существованием. Цель нашего путешествия – вернуться в это внутреннее ядро.
•
• Большую часть времени мы живем во внешнем слое – в слое защиты.
• Это состояние контроля, в котором мы ограждены (до какой-то степени) от наших страхов и можем даже не осознавать, почему находимся в этом слое, или что вообще в нем находимся.
• Это стало привычным. Мы там живем не по выбору, но бессознательно.
• Не проделав внутренней работы, мы легко можем провести там всю жизнь, что и происходит с большинством людей.
• Жизнь в слое защиты безопасна, знакома, надежна,, но пуста.
• И в конце концов жизнь начинает давать нам понять, что что-то не так.
• Но стоит только отважиться на переход в слой уязвимости и чувствования, как это пробуждает память о прошлых временах, когда наша уязвимость подвергалась неуважительному обращению.
• Нас охватывают воспоминания и ощущение предательства.
• Мы боимся идти в уязвимость из-за этих воспоминаний.
• Какая-то часть нас делает все, что только в ее власти, чтобы избежать этой боли и тревоги, оставаясь в мире безопасного и знакомого.
• Другая часть нас знает, что совершить путешествие обратно в ядро невозможно без исследования среднего слоя.
• Неведомая и таинственная энергия притягивает нас к центру, откликаясь на зов, исходящий из нашей высшей сущности.
• И здесь у нас достаточно храбрости, чтобы столкнуться лицом к лицу с болью и страхом, которые возникают, когда мы вновь предъявляем права на уязвимость.
• Мы танцуем, балансируя между двумя противостоящими друг другу силами: одной, удерживающей нас в безопасном бессознательном, и другой – неведомой, открывающей глубокие истины.
• Слой защиты
• Цель этого слоя – защитить нашу «уязвимость». Отгородиться от чужеродных энергий, как щитом, и не давать им причинять нам боль.
• Нам даже удается добиться некоторого контроля над этими энергиями.
• Слой защиты оберегает нас от чувствования страха или боли.
• И мы привычно направляем энергию в другое русло, во что-то отвлекающее: в мышление, действие, театральность, секс, еду и так далее.
• Один из самых важных способов, которым мы защищаем уязвимость, – принятие роли, образа себя.
• Мы прячемся за созданные роли и установки – быть сильным, быть жертвой, быть сексуальным, очень заботливым, духовным, очаровательным или харизматическим, разумным, саркастическим или спортивным (-ной).
• Мы можем выдумать любую роль, если она усиливает эго.
• Я использовал роли выпускника Гарварда, хиппи, бунтаря, доктора, хорошего человека, духовного искателя, психиатра, терапевта, теннисиста
• Для человеческого ума немыслимы отношения без образа себя, на который можно опереться.
• Без него мы чрезвычайно уязвимы. Ведь стоит только снять прикрытие со страхов, и они окажутся на поверхности.
• У слоя защиты есть сильные положительные и отрицательные стороны.
• В детстве каждого из нас уязвимость подвергалась нападению, и оно было таким ранним и суровым, что без него, может быть, мы бы не выжили или не сохранили здравого рассудка.
• К несчастью, мы настолько связаны и отождествлены с этим слоем защиты, что бессознательно продолжаем в нем жить.
• Это не одежда, которую мы можем по желанию надевать и снимать.
• Потребность в защитах возникла так рано и так неосознанно, что стала привычной и необходимой.
• И мы лишаем себя источников энергии, не позволяя им проникнуть через внешний слой.
• Более того, защитный щит удерживает энергию замкнутой внутри, мешая ей течь свободно, запрещая чувствование и отсекая нас от наших творческих и жизненных энергий.
• Защита вызывает защиту
• Конфликты, которые мы переживаем в отношениях с другими людьми, в большинстве случаев заключаются в столкновении двух слоев защиты.
• Часто мы оказываемся отвергнутыми, потому что подходим к другому человеку из слоя защиты, а не уязвимости.
• Мы думаем, что открыты и уязвимы, но в реальности находимся в защите, ожидая, что другой откроется первым.
• Затем мы возмущаемся, потому что не получили в ответ того, что хотели.
• Слишком часто мы теряемся, взаимодействуя друг с другом.
• Мы пытаемся встретиться с «другим» в сердце, но, оставаясь во внешнем слое, открыться невозможно.
• Пока мы пытаемся повлиять на другого или переделать его каким-то образом, мы пребываем в защите, а не в уязвимости.
• Защита включает в себя ожидания, стремление задеть другого, попытки контролировать, манипулировать, обвинять, делать саркастические замечания, резко отсекать контакт или осуждать.
• Каждый раз, когда мы подходим к другому с такими идеями, мы атакуем. И эта атака исходит из защитного слоя.
• Видеть собственные защиты нелегко. Мы предпочитаем находиться в оборонительной позиции.
• В этой работе я подхожу к слою защиты без цели его осудить или попытаться изменить, но чтобы просто осознать и принять его историю.
• Пока мы осуждаем защиту или хотим ее изменить, мы не можем развить в отношении нее сострадательной осознанности. Глубокое ее понимание – единственный путь, посредством которого она может растаять сама собой.
• Слой уязвимости
• Средний слой – слой уязвимости, дом, где живет раненый, испуганный Ребенок
• Наша энергия в чистом состоянии – это просто свободно текущая энергия и чувствование, состояние неподавленного и спонтанного Ребенка, который откликается на свой мир.
• Есть радость, секс, гнев, печаль, творчество, молчание – все приходит и уходит, по мере того как меняются обстоятельства и ситуации.
• Если бы нас воспитывали, поддерживая в открытии и выражении этих естественных энергий, и если бы все силы приходили к нам с любовью, вниманием и пониманием, мы могли бы оставаться в этом чистом состоянии доверия.
• Когда уязвимость смешана с доверием, она переживается как мягкость и восприимчивость и приносит расширение сознания и блаженство.
• Но, лишенная доверия, уязвимость приносит только страх.
• Мы переживаем уязвимость как страх, потому что нашему доверию был нанесен большой ущерб. Давайте посмотрим, как это могло случиться.
• Доверие было предано
• В идеальной ситуации, живя в мире, свободном от насилия, подавления и нечувствительности, мы могли бы остаться в чистом состоянии.
• Но этого не случилось, потому что никто из нас не был воспитан просветленными родителями, в просветленном окружении.
• Многие века общество и религия пытались – с большим успехом – смять индивидуальность и привести ее «в соответствие» с нормами, подавляя дикую часть нас, сексуальность и подлинность.
• Для подавления этих жизненных энергий использовались страх и чувство вины.
• Страх насаждался угрозой, заключавшейся в лишении нас питания, любви или спасения.
• Наши родители, учителя и священники навязывали нам подавляющие ценности общества и культуры, веря, что тем самым заботятся о нас.
• Если мы не вели себя так, как они хотели, и не становились такими, какими они хотели, нам угрожало отторжение от источника любви и одобрения.
• В невинном и беспомощном состоянии детства мы подчинились, уступив свою естественную живость потребности чувствовать себя любимым.
• Вероятно, все значимые люди в нашем детстве были невольными инструментами этого подавления.
• Что еще им оставалось? В свое время они сами были беспомощны перед подавлением.
• Теперь наша уязвимость покрыта плащом стыда и шока.
• Под ними скрываются глубокие чувства предательства, обиды, гнева, ярости и отчаяния.
• Мы подвергались насилию, нами пренебрегали, нас не принимали и не ценили.
• Нам предъявляли требования «достигать и соответствовать».
• Нас вынудили подавить непосредственность и сексуальность.
• Рожденные всем этим и непрожитые, невысказанные чувства мы удерживаем в среднем слое, прикрывая чувством вины, страхом и эмоциональными «окаменелостями».
• Раны недостойности и утраты
• Большинство из нас получило в детстве послание, что мы недостаточно хороши.
• Это послание приходило во многих формах.
• В самых трагических случаях оно пришло в виде сексуального, физического или эмоционального насилия, или в виде отвержения или пренебрежения.
• Ко многим оно пришло в виде того, что их не увидели, не поняли и заставляли вести себя неестественным для существа образом.
• Послание пришло поначалу от внешнего окружения: родителей, братьев или сестер, учителей или священников; затем мы усвоили его и перенесли вовнутрь.
• Это послание послужило причиной того, что мы потеряли контакт с собственной энергией, чувствованием и подлинной индивидуальностью и перестали считать их достоверным:.
• Мы выросли с верованием, что в нас неправильно что-то в самой нашей основе, и несем это верование в среднем слое как глубокую рану собственной недостойности.
• Внутри нас скрыта еще одна рана, тесно связанная с первой.
• Это боль от ощущения, что нас покинули, бросили, лишили или отторгли от источника любви.
• Внутри остается огромный страх быть лишенными этого источника или отсеченными от него.
• Большинство из нас больше не соприкасаются с этой болью, но она всплывает на поверхность, как только мы допускаем близость с кем-то другим.
• Для некоторых источник этой боли очевиден: один из родителей ушел или никогда не был физически или эмоционально присутствующим.
• Для других это не настолько явно. Возможно, это сродни чувству отделенности от единства со всем сущим, которое приходит вместе с рождением в физическом теле.
• Все, что мы получили в детстве в форме отвержения или насилия, только усиливает отделенность, испытанную при рождении.
• Каждому из нас эти две раны – недостойности и отторжения – были нанесены по-разному, но все мы так или иначе их разделяем
• За всю свою жизнь я не встретил никого, кто избежал бы этого нападения на целостность, невинность и уязвимость.
• Мы все находимся в одной лодке. Разница может быть лишь в степени воздействия.
• Раны были нанесены в раннем детстве, и боль была слишком сильной, но мы должны были как-то чтобы выжить.
• И мы построили слой защиты. Поскольку слишком больно было продолжать жить в среднем слое, мы переместились во внешний слой.
• Работа со средним слоем
• Одно из проявлений стыда состоит в том, что мы подавляем многие из сексуальных, утверждающих, творческих, любящих, радостных и диких энергий.
• Переживание страха и боли нашего Внутреннего Ребенка может вывести нас за пределы контроля и привести в сердце, открывая пространство для сострадания и капитуляции.
• Это переживание прокладывает нам дорогу, чтобы войти в ядро, сглаживает наши острые углы и смягчает энергию.
• Если мы можем преодолеть страх, расслабиться и обратиться лицом к боли нашего раненого Ребенка, то придем глубже в самих себя.
• Переживание боли и страха Внутреннего Ребенка расширяет границы внутреннего пространства, где понимание и принятие страха и боли – просто часть жизни.
• Если мы научимся принимать страх, боль, дискомфорт, разочарование и даже трагедию, вместо того, чтобы с ними бороться, мы откроем двери к самому ядру медитации.
• Исследование среднего слоя приводит нас в соприкосновение с глубокой духовной жаждой, которая никогда не может быть удовлетворена «другим».
• Психологически боль от неутоленной жажды в нашей душе переживается подобно боли брошенного ребенка.
• Ядро медитации и существа
• Я называю ядром медитации внутреннее пространство; пространство естественности, безмолвия, принятия жизни, переполняющего сострадания, где есть ощущение позволения, доверия, «неделания».
• Те, кто сумели достичь этого пространства, преодолев границы отдельной личности, беспокойство, планирование, неуверенность и сомнения, и теперь просто живут в каждое мгновение, полностью им удовлетворенные, – описывают его как ощущение «безвременности», когда обычная сутолока ума прекращается.
• Их жизнь развивается и течет, совершенно не требуя от них ничего «делать». Они просто остаются в бытии и наблюдении.
• Мы все существовали в этом пространстве в младенчестве – без отождествления, имени или адреса в состоянии изначальной невинности и доверия.
• Выйдя из младенческого возраста, мы неизбежно теряем связь с таким состоянием и оказываемся отождествленными с личностью, которую на себя надеваем.
• Наше обратное путешествие к ядру – и есть путешествие в это состояние, возвращение к нему уже не в бессознательности младенца, но в зрелой осознанности закаленного опытом взрослого.
• Может быть, в некоторые мгновения мы переживаем это единство и «безвременность» – возможно, в медитационной практике, во время занятий любовью, в танце и творчестве, или, напротив, в периоды острой грусти и горя.
• Это особые состояния, короткие проблески, вслед за которыми вновь возвращается ум, и с ним – все наши привязанности и страхи.
• Но эти мгновения могут придать нам храбрости и поощрить продолжать путешествие. Они дают нам вкус того, к чему мы идем.
•
• Внешнему и среднему слоям соответствует определенное расположение энергетических центров в теле.
• Когда мы в слое защиты, наша энергия исходит или из солнечного сплетения, или из головы.
• Когда уязвимость под угрозой, мы можем физически ощущать спазм в солнечном сплетении или перемещать энергию в голову, чтобы защитить или отсечь себя от страха или боли.
• Хроническое напряжение, которое может ощущаться в плечах, шее, голове или солнечном сплетении, является, как я подозреваю, результатом неосознанных постоянных попыток защититься.
• Чтобы войти в соприкосновение с уязвимостью, нужно, в противоположность этому, перенести внимание на грудь и живот.
• Это места обитания нашего раненого и испуганного Ребенка. Его качество женственно и восприимчиво, ему свойственно больше глубины, он глубже скрыт, и часто его труднее различить.
• Распознавание того, где именно в теле вибрирует энергия в каждый момент времени, может помочь в чувствовании Внутреннего Ребенка.
• Например, если я испытываю к кому-то недоверие или ощущаю угрозу, то перемещаю энергию в солнечное сплетение и защищаюсь.
• Открывая этот центр при взаимодействии с другими, я получаю «общение через солнечное сплетение».
• Когда я подхожу к кому-то из слоя защиты, скорее всего, я получу энергию защиты в ответ. Такого рода общение принадлежит миру конфликта и борьбы за власть.
• В противоположность этому, если я общаюсь с людьми из пространства уязвимости, то энергия исходит из сердца или живота.
• Если я подхожу к другому человеку из слоя уязвимости, то он, скорее всего, не почувствует угрозы и, вероятно, энергетически отзовется из области живота или сердца.
• Исцеление солнечного сплетения и живота
• Столкнувшись с энергией, которая угрожает, осуждает, критикует или пересиливает, мы автоматически перемещаемся в солнечное сплетение и либо отзываемся атакой, либо оказываемся «сплющенными».
• Так происходит до тех пор, пока наши раны остаются не залеченными. Исцеление солнечного сплетения требует ясного осознания ситуации, провоцирующей механизм реакции.
• Только тогда, вместо того чтобы реагировать бессознательно и привычно в ответ на внешнее воздействие, мы можем отозваться в соответствии с ситуацией.
• Когда наше солнечное сплетение исцелено, мы центрированы, уверенны, спокойны и не боимся риска.
• Мы готовы утверждать собственную цельность и уникальность.
• Мы можем использовать защиту сознательно, когда этого требует событие.
• Агрессивность или «сплющенность» сменяются сознательным утверждением жизненных энергий.
• Иными словами, пока наши раны остаются не исцеленными, нам трудно чувствовать, либо мы переживаем и выражаем чувства в преувеличенной или истерической манере.
• Мы боимся открыться, потому что не хотим чувствовать боль.
• Часто бывает так, что уязвимость повреждена настолько, что мы оказываемся полностью отсоединенными от нее.
• Чтобы произошло исцеление, требуются терпение и мягкая решимость.
• Области сердца и живота исцеляются в атмосфере любви, принятия и решимости открыться и работать с ранами.
• Постепенно чувства возвращаются.
• Вместе с исцелением уязвимости к нам возвращается способность чувствовать страх и боль, не избегая их, а в наше существо приходят спокойствие и центрированность.