Метод чувственного сознавания Шарлотты Селвер

"Чувственное сознавание направлено на исследование целостного органического функционирования человека в мире, который он воспринимает, частью которого он является — личной экологии человека; как каждый из людей совершает определенные действия, как относится к людям, к ситуациям и объектам. Мы должны стремимся понять, что естественно в ланном функционировании, а что просто обусловленно; что является нашей природой, которую эволюция создала с целью соприкосновения с остальным миром, а что стало "второй природой", способной изолировать людей"
Ш. Селвер

Чувственное сознавание – метод телесно-ориентированной психотерапии, целью которого является обучение человека способности возвращаться к своим прошлым воспоминаниям, к чувствам, пережитым в детстве, к тем способностям, которыми располагал человек в раннем возрасте, но которые он утратил под воздействием академического обучения. Это метод способствует обучению человека дифференцированному восприятию чувств и ощущений собственного тела, развитию фантазии, ускорению процесса мышления, восприятия образов и эмоций.

Начиная с 1938 года все основное время Ш. Селвер уделяла совершенствованию подходов к теории, и уже в сороковые годы ей всерьез заинтересовались ведущие психоаналитики мира, среди которых был и Фредерик Перлз, включивший многие аспекты метода чувственного сознавания в свою знаменитую гештальт-терапию.

Процесс терапии состоит в наблюдении и чувственном переживании опыта, когда сам человек находится в обыденных жизненных ситуациях. Данный метод проводится тогда, когда человек лежит, стоит, дышит, сидит. Задача заключается в понимании того, как человек относится к существующей реальности, к тому, что происходит с ним во время исследования, какие образы и эмоции возникают у человека, какие из этих образов способствуют, а какие мешают находиться в данной ситуации, какие действия человек совершает в момент осознания собственной реальности.

Во время процесса чувственного сознавания терапевт помогает пациенту расширить границы самосознания, распознать эмоции и ощущения пациента, детально распознать опыт процесса терапии, осознать свое отношение к другим людям и самому себе. Это происходит посредством тщательного самонаблюдения, изучения пациентом собственного тела, выявления и устранения образовавшегося мышечного панциря и связанных с его образованием психологических убеждений и стереотипов.

Термин “чувственное сознавание” впервые был предложен Шарлоттой Селвер, музыкальным педагогом из Германии. Одна из основных ее теорий заключалась в способности человека научиться чувствовать свое функциоирование и посредством этого развивать естественную способность человека к регенерации. Данную теорию впервые выдвинула Э. Гиндлер в 10-х годах, однако дальнейшему развитию теории способствовали исследования Ш. Селвер. Существенным отличием метода чувственного сознавания от теории Э. Гиндлер является то, что последняя утверждала о необходимости максимального осознавания пациентом собственных ощущений в процессе терапии, которые возникают в фиксированной позе (преимущественно в позе лежа на спине). Ш. Селвер, в свою очередь, полагает, что максимальной эффективности пациент достигает при осознании собственных ощущений в позиции “осознанного стояния” (т.е. стоя на полу). Селвер утверждает, что в процессе самонаблюдения человек не должен стараться достичь конкретного результата, а только помочь реализоваться естественным физиологическим процессам.

Контролируя собственное тело и наблюдая за проистекающими  в нем процессами, человек способен отделиться от них, то есть сперва человек запускает телесные процессы, а после этого они проистекают естественным образом, не теряясь из сферы осознания их человеком. Для того, чтобы в полной мере осознать проистекающие в собственном теле процессы, человек должен прибегнуть к деавтоматизации собственного восприятия, что означает фокусирование внимания на игнорируемых ранее чувствах и ощущениях, а также значительное снижение уровня интеллектуализации тела. Выполнение данных действий позволяют человеку ощущать свое тело так, как он ощущал его на ранних этапах своего развития, с присущей ему детской непосредственностью.

Почему так важен возврат человека к детским чувствам и переживаниям? Это связано с тем, что в раннем детстве человек начинает переживать чувства естественно, не задумываясь о том, хорошо это или плохо, он начинает заново изучать собственное тело, осваивать его и учиться управлять им. Данные естественные ощущения должны оставаться с человеком на протяжении всей его жизни, однако в процессе развития ребенка свою лепту вносят родители, которые реагируют на детей через призму собственных убеждений (которые они считают верными), а не предпринимают усилий для того, чтобы понять и ощутить, что может поспособствовать развитию ребенка.

Детей учат, как им следует ходить и в чем, сколько смотреть телевизор, гулять во дворе, спать и есть – воля и стремление детей к самостоятельности вследствие подобных действий страдает. В сознании ребенка так сильно укореняются ценности и чувства, вызванные инициативой родителей, что он просто забывает свою естественную сущность, ценность собственного опыта для человека порой катастрофически падает.

Еще одним фактором, повышающим ценность детских чувств в лечении заболеваний, является стремление родителя к неестественно быстрому усваиванию ребенком навыков и умений. Многие родители предпринимают все усилия для того, чтобы ребенок начал максимально быстро ходить, говорить, читать, есть и т.п. Они не задумываются о том, что у каждого процесса имеется срок своего естественного начала. Кроме того, заставляя ребенка делать что-либо против его воли, родители тем самым наносят вред своим будущим внукам, так как с большой долей вероятности их ребенок, подражая примеру мамы и папы, будет точно также относиться к своим детям. Способность давать вещам происходить точно в намеченный срок является источником богатого жизненного опыта для человека, позволяет ему видеть жизнь детскими глазами, ощущать мир и покой в собственной душе.

Совершенно не напрасно в методе чувственного сознавания основной терапевтический процесс совершается во время осуществления естественных для человека процессов (ходьба, сидение, лежание). Благодаря данным процессам человек вырабатывает свою жизненную позицию и отношение к окружающим людям и происходящим событиям, а также развивает осведомленность относительно собственных действий и поведения других людей. К примеру, такой обычный на первый взгляд процесс, как ровное стояние на месте, позволяет человеку определить степень собственного уравновешивания. Когда человек стоит на месте, он начинает рассматривать сам процесс стояния как ступень к новому действию (лежанию, бегу, прыганию и т.п.), однако почти никогда не стоит на месте ради непосредственного стояния на месте.

Стремление к движению является одной из привычных моделей поведения человека, которую человек не в состоянии контролировать. Тем не менее, иногда данная модель поведения способна навредить человеку, во избежание чего последнему следует заменить привычное поведение с целью получения большего контроля над собственной жизнью. Данные изменения принесут человеку большее равновесие и внутренний покой.

Ш. Селвер утверждает, что чем большей степени равновесия и покоя достигнет человек, тем более сильным он себя почувствует, а сам человек станет спокойным и менее восприимчивым к стрессам. Но, что самое важное, человеку станет доступно такое количество высвобожденной энергии, что этого будет достаточно для осуществления великих свершений. Достигнув состояния равновесия, человек не тратит свою энергию на ненужные напряжения, а использует ее целенаправленно. Рванные неосознанные действия заменяются плавным полетом под названием “полноценная жизнь”. Жизненные неприятности, на преодоление которых тратилась последняя жизненная энергия, начинают разрешаться легко и непринужденно. Переживаемые чувства, вызываемые спонтанно и завершающиеся незаметно, становятся более осознаваемыми человеком. В дальнейшем вместе с эмоциями человек начинает переосмысливать значение своего физического “я”, свое место в жизни.

Для более детального понимания смысла метода чувственного сознавания нарисуйте в своем сознании мост, на одном краю которого находятся неосознанные чувства, ненастоящие и порой надуманные виртуальные мысли, а на втором краю моста находится истинная реальность, осознанная жизнь, наполненная всеми ярчайшими красками, сильнейшими чувствами и эмоциями. К великому сожалению, многие из нас находятся на первом краю моста, живя не естественной для себя жизнью, ощущая не свои собственные, а чужие эмоции. Задача чувственного сознавания – перевести человека через этот мост на другой край. Только в этом случае человек начнет сам контролировать свою жизнь, не уделяя внимание тому, чего на самом деле не существует.

В процессе чувственного сознавания человек изменяет состояние собственного сознания, при детальном анализе которого человеку становятся очевидными и осознанными ранее игнорируемые им психические процессы. Для этого человеку следует достичь состояния “здесь и сейчас”, преодолев интеллектуальные шумы, постоянно возникаюшие в его голове, а также всячески препятствовать процессу внутренней речи, который сводит процесс самонаблюдения к уровню интеллектуального контроля. Еще А. Лоуэн утверждал: для того, чтобы снизить уровень интеллектуального контроля за собственными действиями, человеку следует слушать головой собственное тело, т.е. достичь стадии телесного сознавания.

Метод чувственного сознавания также позволяет подавить стремление человека к чрезмерной рационализации, снять маску и вернуться к своей естественной сущности, выражать свои чувства более открыто. Основной эффект терапии достигается путем снижения активности левого полушария мозга человека, отвечающего за логическое осмысление реальности и рационализм, и увеличения активности правого мозгового полушария, ответственного за образное мышление, обработку невербальной информации, воображение.

В рамках метода чувственного сознавания существует множество упражнений, способствующих увеличению скорости мышления, более глубокому восприятию чувств, обучению дифференцированному восприятию образов, эмоций и ощущений собственного тела, развитию фантазии. Но самым распространенным видом упражнения является “Чувственное сознавание”. Для данного упражнения обязательно присутствие ведущего. Данное упражнение длится на протяжении получаса. Пациент закрывает глаза, и ведущий начинает читать вслух текст, делая паузы в местах знаков препинания.

В начале упражнения ведущий просит пациента внимательно посмотреть на предметы, находящихся в пределах его зрения. Задача пациента – рассмотреть предметы в деталях (цвет, фактура, форма, освещение предмета). Осознание увиденного предмета не должно сопровождаться его мысленным называнием (например, я смотрю на коричневый стол, красная ваза), ибо это снова возвращает человека к мыслям о предмете, к тому, как их оценивает взрослый человек. Главным же является взгляд на предметы, присущий ребенку – образы без названий. Необходимо быть полностью охваченным рассматриваемым предметом, а не пытаться думать о его общепринятом наименовании.

Далее пациент закрывает глаза и вспоминает наиболее запомнившиеся ему образы предметов, вслушивается в звуки. Очень часто многие удивляются, как за попытками увидеть определенные предметы они не обращали внимание на четко доносящиеся до них звуки. Пациент пытается уловить даже самые слабые звуки и концентрирует на них свое внимание.

Следующий этап упражнения – работа с обонянием. Ведущий просит ощутить запах воздуха, окружающих человека предметов. По запаху предметов пациент должен дать им четкую характеристику. Например, после того, как пациент ощутит запах рубашки, ему следует дать характеристику частоте ее стирки. Если предмет исследования – цветок, пациент может попытаться ответить, как давно он был сорван.

После работы с обонянием ведущий настраивает пациента на работу с вкусовыми ощущениями. Взяв в руки фрукт, человек должен сперва ощутить его запах, а затем откусить кусочек, пережевывая медленно и тщательно для того, чтобы в полной мере охарактеризовать свои вкусовые ощущения.

Последний и самый важный этап упражнения – работа над ощущениями, получаемыми после прикосновения. Все свое внимание человек переключает на область рук, осознавая их роль в процессе познания мира. Человек кладет одну руку на другую, начиная ее исследование через ощупывание. Пациент должен изучить форму ногтей, суставов и костей руки, ощутить эластичность кожи руки. В процессе ощупывания пациент должен варьировать силу надавливания на руку и темп движений, избрав наиболее подходящие для себя сочетания. В дальнейшем роли рук должны поменяться, и рука, ощущавшая ощупывание и поглаживание, теперь сама прикасается к другой руке. Целью является сравнение ощущений от поглаживания руками друг друга.

Следующий объект прикосновения – лицо. Человек нащупывает свое лицо руками, пытаясь узнать о нем что-то, чего ранее не знал либо не полностью осознавал. Внимание должно попеременно переключаться с рук на лицо и наоборот. Ведущий спрашивает пациента о том, что он почувствовал в момент прикосновения, просит его попробовать повторить упражнение с иным ритмом прикосновений или силой ощупывания. В продолжение этапа прикосновения человек с закрытыми глазами ощупывает предметы, находящиеся в помещении, и описывает свои ощущения. Ведущий может попросить пациента пройтись по помещению с закрытыми глазами. Степень уверенности и скорость походки говорят о человеке многое.

По окончанию упражнения ведущий просит пациента вернуться на место. Если ему удалось вернуться обратно с закрытыми глазами не прибегая ни к чьей помощи, значит отыскать его человеку удалось по ориентирам, которые наиболее точно запомнились пациенту.

Пользу от использования метода чувственного сознавания Шарлотты Селвер человек почувствует сразу после окончания упражнения, которая выразится в более высокой степени восприятия чувств и мыслей, активизации фантазии, умении характеризовать предметы по их образу, а не названию, выработке истинного отношения человека к событиям, происходящим в его жизни. У человека начнут проявляться способности, которые, казалось бы, остались в далеком прошлом вместе с его детством, границы самопознания расширятся. В итоге человек иначе посмотрит на мир – на смену ложному смыслу жизни придет истинная радость и осознание необходимости собственного бытия.