Самопроцесинг - Форум психологов. Турбо-Суслик форум. Система ТЕОС. Процесинг Игр А.Усачева.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Детская позиция

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Детская позиция сталкивается со взрослой жизнью

Автор: Н.И. Козлов

Детская позиция - когда-то осознанный, а когда-то просто привычный выбор восприятия и реагирования, характерного для детей. Ситуативно детская позиция бывает милой и уместной, позиция детей по жизни превращается в инфантилизм. Люди самых разных возрастов, имеющие детские интересы, привычки и взгляды на жизнь - находятся в детской позиции.

Как правило, это жизнь в статусе организма, а не личности, в столкновении с требованиями - позиция жертвы и безответственность, иждивенческие настроения, философия паразита, непривычка думать и работать. Склонность переживать, повышенная эмоциональность, любовь к развлечениям, Основной принцип - принцип удовольствия, любимые темы: «Нравится - не нравится», «люблю - не люблю», «приятно» мне что-то или «неприятно» . Склонность к эгоцентризму и центропупизму, большая импульсивность и малая осознанность поведения.

Как воспитываются такие дети? По крайней мере у некоторых детей есть задатки к тому, чтобы всю последующую жизнь жить в основном в детской позиции. Такие люди рождаются, чтобы все жизнь жить детьми. Переделать это можно, но трудно - их к этому тянет, как одаренного тянет реализовать свою одаренность. Большая часть приобретает привычку к детской позиции вследствие не вполне правильного воспитания. Выработке привычке находиться в детской позиции способствует как полное лишение самостоятельности, так и предоставление преждевременной или слишком большой самостоятельности.

Две основные формы детской позиции: Ребенок и Инвалид. Инвалиды - демонстрируют беспомощность, садятся на шею и требуют, чтобы их по жизни везли. Ребенок - ищет развлечений.

Подробнее, Ищущий развлечений Ребенок имеет также имеет варианты, например Милый творческий малыш - это одно, а Хулиган - другое. Милые творческие малыши при всей своей когда-то беспомощности ведут себя так, что радуют и развлекают себя и взрослых. Хулиган - отключая голову, развлекается за счет окружающих. Инвалид также существует в нескольких вариантах, например как Несчастная беспомощная жертва или Благодарный за помощь. Жертва создает чувство вины и, заставляет ее обслуживать. Благодарный за помощь подкупает искренней благодарностью за помощь, вызывает желание помочь.

Детская позиция - это преимущественно негативные стороны внутреннего Ребенка. Внутренний ребенок выстраивает детскую позицию по отношению к своим делам и обязанностям, привычная детская позиция поддерживает человека в состоянии внутреннего Ребенка. При этом, похоже, детская позиция связана с позицией не только Внутреннего ребенка, но и Внутреннего родителя. Есть гипотеза, что негативные стороны Внутреннего родителя можно смело причислять к детской позиции, а именно: Курица-наседка - это безответственный ребенок, который развлекается игрой в занятого, ответственного и усталого Родителя.

Есть фразы, по которым легко узнать детей: людей разного возраста, находящихся в детской позиции.
Это фразы и обороты: Трудно, Страх, Я боюсь, Я стесняюсь, Я растерялся… Не знаю как… Обидно, Жалко, Устал, Хочется или Не хочется, Не интересно или Потерял уверенность в себе... - Как относиться к такому словарю? Это не всегда плохо. Такие фразы из уст Милого творческого малыша - бывает радостью, милому и развивающемуся человечку часто хочется помочь. Нормально, если это фразы Женщины - мужчинам приятно рядом с ними проявить свою силу, состоятельность и заботу. Если же это фразы Инвалида и тем более Жертвы - не стоит на это вестись. Если это фразы ваши - отследите, в каких ситуациях и в какой роли вы ими пользуетесь. Если в вас не хватает Милого ребенка - пользуйтесь подобными фразами чаще, вызывайте добрые улыбки и теплые чувства к вам. Если вы когда-то играете роль Жертвы и не всегда это замечаете, эти фразы будут для вас хорошими маячками - внимание, стоп!

Детская позиция прекрасна, пока она обеспечивается родителями, но превращается в трагедию, когда сталкивается со взрослой жизнью.
Рано или поздно ребенок физически взрослеет и выходит из мира близких во взрослую жизнь: в институт, в армию или на работу. И сталкивается с ситуацией, когда люди все чаще реагируют на него не так, как раньше близкие, сталкивается с тем, что его эмоции и чувства людей просто не волнуют! Часть людей понимает, что детство кончилось - и внутренне взрослеют, другая часть остается детьми на всю оставшуюся жизнь.

Взрослые люди - люди самостоятельный и привыкшие свои проблемы решать за свой счет. У них другие ценности, другой словарь и другое мышление: они любят заниматься делом, чаще размышляют о том, что работает, что эффективно помогает решить проблемы и достичь цели, а что — не работает и не эффективно.

Жить в детской позиции - удобно, когда рядом есть твоя семья, и твои близкие реагируют на твои эмоции, внимательны к твоим потребностям. Однако, рано или поздно нам предстоит выход во взрослую жизнь, где на наши эмоции не будет реагировать никто... Мы повзрослели и выходим из мира близких во взрослую жизнь: в институт, в армию или на работу. И сталкиваемся с ситуацией, когда люди все чаще реагируют на нас не так, как раньше близкие!

Шеф делает мне замечание, он несправедлив. Я ему расстроилась. А эта сволочь типа не видит, что я ему расстроилась, а он меня продолжает отчитывать. Я ему обиделась, а эта сволочь лишает меня премии и еще выставляет перед другими. Я ему как в депрессию вдалась, а потом еще нажралась пирожных, а потом еще разозлилась. И что самое интересное: я иду все по эскалации, все дальше и дальше, но эти сволочи не реагируют так, как раньше реагировали все нормальные, то есть близкие мне люди.

Даже если молодой человек или девушка ушли из родительской семьи, у них некоторое время продолжаются разборки с родителями: с внутренними родителями, место которых заняла Жизнь. Когда взрослый человек плачет вроде бы никому - он плачет Жизни, а в его бессознательной сказке Жизнь - это его Родители.

Для младенца Родители - это и есть сама Жизнь, которая согревала и кормила, от которой зависело все. Характер родителей - для нас становится характером Жизни. Родители баловали, были любящими - ребенок такой же видит и Жизнь. Родители были суровы - ребенок видит суровой Жизнь. Родители, может быть, уже давно умерли, но для него, маленького мальчика или маленькой девочки, они все равно в душе живы. И его разборки с жизнью - его разборки с родителями. Родители говорили ему Надо!, а он протестовал. Теперь Жизнь говорит ему: «Надо!», а он отвечает: Не хочется!. И такой взрослый ребенок никогда не станет реалистом, пока не завершит свои разборки с родителями.

После выхода во взрослую жизнь все люди делятся четко на две категории: взрослые взрослые и взрослые дети.

Действительно взрослые - это люди, которые поняли, что детство кончилось. Они поняли, что другие люди нам не близкие и не родители, этим людям как правило безразличны наши чувства и эмоции, им бессмысленно расстраиваться, обижаться и отчаиваться. Такие люди берут управление собой в свои руки и возвращают себе управление собой – становятся взрослым человеком.

В отличие от них, взрослые дети отказываются верить в то, что детство кончилось. Они настаивают на том, что окружающие не могут быть равнодушными к их переживаниям, и готовы в этом идти до последнего.

«Если вы не видите, как я переживаю, как я расстраиваюсь – я себе буду здоровье гробить. Раз вы такие дряни я буду всю ночь сидеть за компьютером и играть в тупую – видите как я тупею, а я буду играть, а потом водки нажрусь, а потом морду набью, а потом еще какую-нибудь глупость сделаю». Лейтмотив - детская классика: «Раз вы такие, то вот я вам умру и буду лежать в гробике. И вы придете и будете плакать и жалеть, что вы это тогда говорили и делали, но будет поздно. Вот я вам как отомщу».

Эта разборка может длиться годами и десятилетиями. Человек будет сам себе портить настроение и жизнь для того, чтобы хоть кто-то на это обязательно обратил на это внимание, как всегда на это обращали в детстве, и сделали по его, как это всегда было в детстве. Эти люди - постоянный контингент психологической науки и практики.

Однако у каждого из нас есть и еще одна возможность - мы можем искать себе друзей и любимых: тех, с кем можно продолжать играть в эмоции, как в детстве. Пусть жизнь жестка и на мои эмоции не реагирует, но среди людей можно найти тех, которые меня чувствуют и понимают: то есть с ними можно продолжать играть в эмоции, как в детстве. Я ему не безразлична: я ему обиделась, - а он так расстроился… Радость! Тело играет, душа поет, он - родной, потому что что мне может быть роднее, чем эти до боли знакомые переживания. Эти люди и становятся нам близкими: нашими друзьями и любимыми. Наши друзья и любимые - это те, с кем мы можем вместе возвращаться в свое детство.

0

2

Человек-ребенок

Человек-ребенок - человек, взрослый по паспорту, и одновременно ребенок по личностному развитию​ - человек с детской позицией в мышлении, поведении и эмоциональных реакциях, позволяющий себе роскошь детских реакций. Это низкая ответственность и паразитизм, несамостоятельность, неумение и нежелание контролировать свои чувства и желания, когда "хочу - не хочу" и "это я люблю - это я не люблю" всегда имеет приоритет перед "надо". Это обиды на критику, мстюльки, раздражение, жалобы, обвинения и оправдания... Минимум забот и ответственности, максимум развлечений, игр и удовольствия, вот она - страна детства, в которой сегодня успешно поселилась большая часть мировой молодежи.

Родившись, мы живем как дети: ни о чем не заботимся, уверенные, что за нас позаботятся другие, заставляем близких заботиться о нас, включая для этого несчастные эмоции, развлекаем себя тем, что нам интересно. Со временем, далее часть детей переходит в другой образ жизни, образ жизни Взрослых людей, а часть детей так детьми и остается. А через несколько десятилетий благополучно стареют, так и продолжая оставаться детьми.

Проявления детской позиции и детских черт у взрослого человека - не патология, а культурная норма современного общества. Человек-ребенок - для нас привычная норма, поскольку душевно взрослых людей вокруг нас не много.

Каждый второй вокруг нас - человек-ребенок, когда непонятно зачем обижается, без цели ругается, прилипает к телевизору и покупает яркое и вкусное, а не нужное и полезное.

Когда-то за этим стоит неумение быть взрослым - отсутствие необходимых умений, опыта и навыков, когда-то отсутствие привычки быть взрослым: человек может быть взрослым, но без привычки это тягостно и вызывает внутренний протест. Труднее всего ситуация, когда у человека в принципе нет желания быть взрослым, человек искренне не понимает, зачем ему это нужно, поскольку быть ребенком интереснее и легче.

Зачем ребенку становиться Взрослым? Это ответственность, а не развлечения; планирование, а не легкая спонтанность; учет последствий, а не сладкое «нравится — не нравится», это работа и вообще нужно постоянно думать...

Если ребенку не создали интерес и выгоду становиться Взрослым, ему не хочется становиться Взрослым. Если ребенку не создать условия, вынуждающие его становиться Взрослым, он ребенком - останется, возможность - есть. В детстве о нас заботились родители, дальше заботится гуманное общество.

Похоже, что задача воспитать из ребенка взрослого человека - задача в большей степени мужская, а не женская. Мамам делать это трудно.

Мамы любят детей. Более того, маме нравится, когда ребенок остается маленьким долго, когда его можно опекать и о нем заботиться. Если ребенок - всего лишь игрушка для большой девочки, он навсегда останется только ребенком. "Вы не понимаете, он же еще маленький! Мне его так жалко! Ему так трудно!"

Чтобы наши дети, в том числе иногда уже совсем взрослые, становились взрослыми, важно создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной. А самое трудное, но одновременно самое эффективное - создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена.

В переводе на более житейский язык – не жалеть, нагружать делами и ответственностью, с малых лет требовать, как со взрослых. Почему готовить должна мама, если дочка в этом время смотрит телевизор? Почему в магазин идет кто-то из родителей, когда сын играет в компьютерные игры? Дети только в том случае захотят быть взрослыми, если в семье известно: «От детей должна быть польза» и «Все лучшее – взрослым!» Если родители дали поручение, оно вначале делается, только после этого обсуждается. На каждый день есть задачи дня. Гуляем или «В контакте» только после того, как сделали все уроки. Ложимся – вовремя. Это жесткий, мужской подход, но только в этом случае из малых детей вырастают люди, готовые к жизни, только в этом случае вырастают - взрослые.

Черты личности человека-ребенка

    Низкая ответственность (в крайних случаях - безответственность). Не способный, не готовый нести что-либо серьезное и за что-либо отвечать - не ответственный человек, человек-ребенок. В частности, это:
    *Избегание ответственности. Человек-ребенок любит развлекаться и не любит грузить себя делами. Невнимателен, незаботлив к окружающим.
    *Безответственное поведение. Берется за дела, не думая о последствиях. Ничего не делает, не думая о последствиях. Ведет себя неадекватно, не думая о последствиях.
    *Паразитизм, несамостоятельность, не готовность решать свои проблемы самостоятельно, неумение или нежелание себя содержать.
    *Неумение контролировать свои чувства и желания.
    Низкая психологическая грамотность.
    Неконструктивное, а иногда и деструктивное поведение и реакции. Обиды на критику, мстюльки, раздражение…
    Отсутствие опыта для грамотного реагирования на трудные жизненные ситуации,
    Шаблонное видение ситуации и шаблонное реагирование на происходящее.
    Невротизм вместо душевного здоровья. В частности, это:
    *Страхи
    *жизнь в иллюзиях, эгоцентризм, нарушенное чувство реальности, уход в себя.
    *психопатические и истерические ситуативные реакции.

Нередко черты человека-ребенка и причина, и последствие незрелости - недоразвития интеллектуального, душевного или духовного.

+1