Эмоциональная зрелость 

Созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления (Allport, 1961). Олпорт видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

• Шесть черт психологически зрелого человека по Гордону Олпорту:

• 1. Зрелый человек имеет широкие границы Я.
• Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны».
• Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного Я человека и подлинной увлечённости.
• По Олпорту, любовь к себе – это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

• 2. Зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям.
• Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие.
• Дружески-близкий аспект тёплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью.
• Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

• 3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.
• Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь.
• Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих.
• Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.

• 4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания.
• Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть.
• У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают её искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям.
• Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности.
• Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело.
• Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости, Олпорт цитирует известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить»
• Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

• 5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.
• Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его «самообъективацией». Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется чёткое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях.
• Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству.
• Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций.
• Юмор, каким его видел Олпорт, – это способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его.

• 6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
• Зрелые люди способны видеть целостную картину, благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни.
• Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой.
• У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь.
• Они могут выбрать стремление к истине, социальному благополучию, религию или еще что-нибудь – по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует.
• Взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни даёт поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придаёт значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Признаки эмоциональной зрелости по Альберту Эллису

• 1. Счастье как цель жизни.
• Разумные индивиды стремятся к счастью и наедине с собой, и в интимных отношениях, и в общении с другими.

• 2. Долговременный гедонизм.
• Эмоционально здоровые люди распределяют удовольствие таким образом, чтобы иметь его и в настоящем, и в будущем.
• Они избегают получать кратковременные удовольствия, потенциально вредные по своим ближайшим или отдалённым последствиям (например, увлечение спиртным, которое может принять форму алкогольной зависимости и привести к циррозу печени).

• 3. Принятие факта смертности.
• Принимая факт, что данная нам жизнь единственное, что у нас есть, и что у нас может быть, мы – ввиду её исключительной ценности – обретаем возможность радоваться ей в максимально доступной нам степени.

• 4. Самоопределение.
• Вместо того, чтобы рассчитывать, что молитва, государственная власть или другие люди дадут нам директивы относительно того, как жить и что делать, рационально здоровая личность стремится к тому, чтобы самой установить и достигать своих собственных разумных целей.

• 5. Принятие неопределённости.
• Жизнь предлагает нам мало гарантий. Зрелые люди знают, что предсказывать будущее, по меньшей мере, глупо, а в худшем случае – нечестно. Они принимают тот факт, что они живут в мире вероятностей и редко расстраиваются из-за того, что мир недостаточно определён.

• 6. Приверженность творческим поискам.
• Рационально мыслящие люди видят своё счастье в творческих поисках, которые рассматриваются ими как имеющие смысл и значение.

• 7. Просвещённый эгоизм (забота о собственном благополучии) . Мыслящие, ищущие своего счастья люди временами, хотя и не всегда, рассматривают свои интересы как приоритетные по сравнению с интересами других.

• 8. Социальные интересы.
• Чтобы взаимодействовать с другими, рациональные люди действуют так, чтобы создавать вокруг себя приемлемые для них общности. Соответственно, они ведут себя в них нравственно и защищают интересы своих групп.

• 9. Гибкость.
• Эллис полагал, что три отмеченных выше долженствования (требования к себе, к окружающим людям и к миру в целом ) суть не более чем человеческие изобретения. Психологически здоровая личность, счастливые люди склонны держаться плюралистического и недогматического мировоззрения.

• 10. Принятие действительности.
• В своей работе «Три измерения приятия» Эллис включает три безусловных приятия: себя, других и жизни .
• Как мыслящие существа люди неизбежно совершают ошибки, они фаллибилистичны (подвержены ошибкам), ввиду превратностей жизни.
• Приятие не означает безоговорочного признания и не влечёт за собой обязательных инициатив. Это означает лишь восприятие реальности такой, какой она предстаёт перед нами.

• 11. Готовность к рискованным поступкам.
• Люди, взгляды которых относительно свободны, в большей мере склонны выходить за границы комфортных для них жизненных ниш и пытаться экспериментировать. Хотя они стараются избегать неудачи, она, тем не менее, принимается как часть их жизни.

• 12. Высокая степень терпимости к фрустрациям / антиутопизм.
• Жизнь полна неприятностей. Вместо того чтобы жаловаться по поводу жизненных проблем, мыслящий индивид следует максиме Рейнхольда Нибура (американский протестантский теолог – прим. ред.): иметь мужество изменить то, что можно изменить, и спокойно принимать то, что изменить невозможно. Мудрость при этом состоит в понимании разницы между первым и вторым.

• 13. Эмоциональная ответственность.
• Разумные люди принимают эмоции как единство мыслей, чувств и действий.
• Они могут справедливо осуждать других за некрасивые поступки, но не сваливают на них вину за собственные эмоциональные расстройства.
• Вместо того чтобы говорить: «это сводит меня с ума» или «это меня расстраивает», они берут на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия.