Естественные права личности. Возрастные проблемы формирования прав
Александр Лоуэн, основатель биоэнергетики, вывел шесть прав, которыми человек обладает от рождения, и на которых развивается личность. Осознание этих прав происходит примерно до шестилетнего возраста, а их нарушения образуют перекосы, которые потом называют "особенностями характера". Кстати, нарушение каждого права даёт два типа дальнейших жизненных стратегий человека, по которым он взаимодействует с миром: активную и пассивную. И вот как это выглядит:
1. Право БЫТЬ. Формируется в первый год жизни.
Перекрывается, когда мать даёт ребёнку посыл "лучше бы тебя не было" (Другой вопрос - почему она так делает, но ребёнок ясно чувствует, что он своей жизнью ломает мамину жизнь). И любящий мать ребёнок (любящий по своей сути, другими дети просто не рождаются) принимает решение "НЕ БЫТЬ"
Ребёнок, "ушедший" в пассив, решает так: «Я не имею права существовать. Меня нет. Я лишний». Он растёт тихим, послушным, незаметным. Это те люди, которых "не видно и не слышно", которых не могут вспомнить в компаниях и которых практически не замечают. Эти люди стремятся занять как можно меньше места и обычно не имеют собственной территории - приживаются на чужой.
Ребёнок, ушедший в актив, принимает противоположную позицию «Это я не имею права существовать? Нет, это вас не существует!» Эти люди активно доказывают своё присутствие, нарушая чужие личные границы: агрессивные жесты, близкие дистанции, напролом лезут к своим целям, никого не принимая в расчёт. (как в анекдоте: "По сходной цене замучаю любую организацию. Пенсионер Иванов"). Но и свои личные границы они тоже не видят и, по сути, запрограммированы на саморазрушение.
2. Право БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕННЫМ (вниманием, едой, удовлетворением потребностей) формируется ко второму году жизни.
Перекрывается, когда ребёнок по каким-то причинам лишён заботы и внимания: отлучили от груди, не берут на руки, рано отделили от матери. Люди с нарушением в этом праве отчаянно нуждаются во внимании, в том числе и выраженном через какие-то материальные моменты.
Пассивное решение звучит так: «Мне ничего не надо», за ним стоит страх, что дав что-то, взамен потребуют гораздо большее, последнее, что у него есть. Эти люди привлекают к себе внимание, но не впрямую, а провоцируя окружающих на какие-то действия (страдальцы, ждущие сочувствия - это они, борцы-бессребреники за права человека - тоже, а ещё участковые врачи, участливо выслушивающие по полчаса каждую бабушку, хотя в коридоре сидят ещё сорок человек).
Активное решение: "Мне надо ещё больше", у этих людей нарушено ощущение достаточности, они всегда делают запасы. ("Мне таблеток от жадности, и побольше!"). Внимание к себе привлекают впрямую - любят поактёрствовать, поразглагольствовать и вообще чувствовать, что интересны.
3. Право БЫТЬ АВТОНОМНЫМ,
формируется к 3-4-м годам, когда ребёнок обучается делать что-то сам, при этом не нарушая принятых в семье законов (Допустим, рисовать, но не на стенке, а на листе бумаги. Хотя может и на стенке, если мама разрешает). Нарушения происходит в семьях, где взрослые резко меняют правила, ничего не объясняя ребёнку, и сильно наказывают за их несоблюдение.
Люди с нарушениями в этом праве либо не видят возможности жить без кем-то установленных законов и правил, либо не признают никаких других правил, кроме их собственных. "Активные": "Я в принципе не могу ошибаться!" (Потому что не может ошибаться система, которую он несёт людям) Они авторитарны, отстаивают свою правоту от имени системы, которую представляют или идеи, которой служат (вспомните, кто застал, "идейных" комсоргов и партийных секретарей. А кто не застал - вспомните истовых свидетелей Иеговы, обращающих в свою веру или посмотрите фильм "Стиляги"). Они не видят людей, как таковых - видят массы, которые должны подчиняться правилам.
Пассивные: "Я сам не могу решить «правильно – не правильно», мне нужны авторитеты". Эти люди страшатся ошибки. Они десять раз спросят разрешения и будут сверять каждый свой шаг, боясь ответственности и наказания («Моня, иди домой! – Мам, я устал? – Нет! – Я замёрз? – Нет! Ты хочешь кушать!»).
4. Право БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ, формируется к 4-м годам.
Это право самому принимать решение, говорить «да» или «нет» в таком порядке, в котором сам человек считает правильным. Перекрывается, когда ребёнка заставляют делать что-то, что ему неприятно или не хочется (тащат в садик в шесть утра, например).
"Активное решение": всегда говорить «нет». У человека создаётся иллюзия самостоятельных решений, хотя по сути это вечное отрицание и отдаление от людей, чтобы никто не повлиял на его мнение. Их дорога всегда не такая, как у всех. "Почему я должен кого-то слушать!"
Пассивные: мне обязательно нужно одобрение. Этим людям для принятия решений нужен внешний стимул, одобрение значимых людей.
5. Право ЖЕЛАТЬ.
Формируется к 5-ти годам, когда ребёнок много чего хочет, а получить всего не может. И тогда он принимает решения
Активное: удовлетворять самые крутые свои желания. (Полюбить - так королеву!) Человек готов действовать только ради мега-желаний, идея желания становится сверхценной, его реализация всё время отодвигается (Например "Хочу дом за городом" Простая щитовая сборная избушка такого человека не устраивает, он затеет строительство коттеджа, деньги кончатся на стадии фундамента, и он будет строить этот коттедж лет двадцать, посвящая ему все думы, чаяния и отпускные деньги).
Пассивное: "Если нельзя получить, чего хочу, я тогда вообще ничего желать не буду! Оставлю себе только потребности". Но потребности у них неслабые. Эти люди говорят "Мне-то ничего не надо! А вот детям нужно съездить за границу, приобщиться к мировой культуре. А ехать без меня они ещё маленькие". Или: "Мне самой (самому) ничего не надо, но я должен следить за своим здоровьем, а лучше всего моим здоровьем займутся в израильской клинике".
6. Право ДОСТИГАТЬ.
По сути, это право достигать результата. Оно формируется к 5-6 годам, когда ребёнок начинает делать что-то самостоятельно и результативно (шнурки, например, завязывать. Или посуду мыть). Перекрывается, когда действия ребёнка подвергаются критике типа "Ну кто так делает! Ты вообще можешь хоть что-то толком сделать?" Или когда ему не дают действовать: "Дай, мамочка всё сделает! Ты ещё маленький."
Ребёнку в активной позиции родители говорили "Недостаточно хорошо, переделай", и он так всё и переделывает, не в силах остановиться и принять результат (Лучшее враг хорошего). Ребёнку в пассивной позиции говорили "Есть кто-то, кто сделает это лучше тебя", и он решает вообще ничего не делать. Даже не начинать. Пусть оно как-нибудь само...
Соотношение основных страхов личности и проблем с личными правами.
Проблемное право Основной страх
Право быть Обмана, смерти, жизни
Право быть обеспеченным Потери, неизбежности
Право быть автономным Неизвестности, потери контроля
Право быть независимым Падения, боли, наказания
Право желать Близости, ненужности, потери себя
Право достигать Зависти, несостоятельности, завершённости
Самое интересное, что один и тот же человек может перемещаться от активной позиции к пассивной и наоборот: тот, которому вчера ещё "ничего не надо" (нарушение права БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕННЫМ"), назавтра решал, что ему все должны и начинал жадничать. А тот, кто вчера старался, чтобы услышать "молодец" или "умница", назавтра посылал всех " в сад" и заявлял по любому поводу "А почему это я должен это делать?" И ещё: все эти сбои с правами случаются во время родительских посланий, которые ребёнок слышит и по которым принимает решения.