Есть такое направление в психологии – возрастная психология. Как по мне – сильно недооценённая практиками-психологами. Потому что, используя принципы возрастной психологии можно очень точно объяснить проблемы конкретной личности, найти настоящие причины проблем, а значит – эффективно работать с причинами проблемы, а не заниматься тем, как приспособить личность боле-менее приемлемо сосуществовать совместно с проблемой.
Считаю, что в этом направлении я тоже уже кое-что сделал и добавил. Здесь предлагаю краткое описание, как формируется личность и откуда берутся деструктивные программы.
Суть возрастной психологии в чём? Человек рождается, имея определенный запас ресурсов-жизненной силы, но не имея личности.
Чтобы вырасти и в дальнейшем существовать, человек должен удовлетворять свои потребности, соответствующие своему возрасту.
Чтобы стать самодостаточной личностью - человек должен наработать определенный набор навыков и способностей.
Чтобы научиться чем-то обладать: собой, временем, пространством, объектами и т.д. - человек должен наработать обладательность.
Для реализации всех этих потребностей человек по мере взросления формирует личности, точнее структуру из отдельных субличностей, где каждая субличность - это определенная способность/навык по реализации потребности.
Личность формируется уже по ходу взросления тела, организма, человека. То есть, в каждый момент взросления растущий организм сталкивается с определенным препятствием в удовлетворении своей потребности, сперва простейших – иметь тепло, быть рядом с мамой, утолить голод… Далее такие потребности усложняются, добавляются ситуации, в которых должно произойти наработка определенного навыка.
Так вот – каждый момент преодоления такого препятствия становиться, по сути, точкой-магнитом, вокруг которой формируется личность/определенная часть личности ответственная за удовлетворение потребности или наработку способности пользования определенным навыком. Например, младенец, в ответ на свое ожидание-требование, получает тепло, любовь, заботу – возникает точка притяжения, вокруг которой формируется личность с идеей «Меня любят. Мир добрый». Формируется самодостаточная часть личности, готовая (и могущая) легко принимать-отдавать человеческое тепло, заботу, любовь.
А если младенец/ребенок не получает то, что требует/ то, что ему нужно в данный период взросления?
Происходит следующее - формируется точка притяжения с идеей «Меня не любят. Мир злой, Мне плохо». И уже дальше вокруг этой точки формируется личность с соответствующими убеждениями и взглядами на жизнь. Но это еще не все – потребность не удовлетворена, поэтому появляется боль от неудовлетворения потребности. И личность (часть личности), которая формируется, по сути застревает на этом этапе развития и пытается вновь и вновь получить то, что не получила. Всю жизнь запускает один и тот же цикл – выражает свое требование: «Дайте мне любви, тепла, заботы», демонстрируя при этом свою несчастность от отсутствия этой самой любви. Или формирует определенную стратегию ( программу) бегства от боли.
Касательно наработки навыка/способности формируется часть личности "Я это могу" или "Я это не могу".
Касательно наработки обладательности формируется часть личности "Мне это можно" или "Мне это нельзя". И т.д.
Я здесь привожу только принцип , по которому происходит формирование личности/субличности/программы. В реальности же разнообразие таких программ просто огромно, хотя они все подчиняются описанному принципу.
По сути что произошло: определенная часть личности «остается» в том возрасте, в котором взрослеющий ребенок пережил стресс от неудовлетворения какой-то своей потребности. И эта часть личности, уже как субличность, или программа, навсегда встраивается в общую структуру личности. Весь организм со всей психической структурой идет дальше, развивается, осваивает новые навыки, а вот эта часть зацикливается на выполнении одного действия и никуда уже не развивается.
Так появляется деструктивная программа - когда в общей структуре взрослой личности есть определенная часть личности/субличность/программа, зацикленная с одной стороны - на постоянном воспроизведении/воплощении в реальной жизни идеи/убеждения/постулата «Меня никто не любит. Мир злой. Мне плохо», а с другой - попрошайничестве любви, заботы от других людей, чтобы завершить цикл. Форма попрошайничества может самой разной, но суть от этого не меняется.
Формирование структуры личности длиться до полнолетия – в среднем до 18-20 лет, когда нужно удовлетворить последнюю значимую потребность – отделиться от родителей и стать свободным, перебрать всю ответственность за свою судьбу на самого себя. В дальнейшем до конца своей жизни человек уже в основном только выполняет программы.
Каждый момент жизни, начиная с первой секунды рождения, у человека появляется новая потребность, которую нужно удовлетворить… Причем я имею ввиду настоящие потребности, а не детские капризы ( в том числе и во взрослой жизни): потребности в пище, в безопасности, свободе передвижения и т.д. Весь период взросления - это прохождение барьеров, которые нужно преодолеть, чтобы освоить навык пользования потребностью.
Детские капризы как раз и появляются потому что какие-то базовые потребности остались не удовлетворенными и например, неудовлетворенную потребность в любви, ребенок пытается заесть сладким… Происходит просто подмена, ребенок не понимает настоящей причины своей внутренней боли и пытается найти какой-нибудь подходящий способ снизить эту боль хотя бы на время. Или заместить ее удовольствием от чего-либо – от конфет, от игрушек, от требования чрезмерного внимания к себе.
Кстати, все зависимости во взрослой жизни человека имеют именно эту глубинную причину.
Но, фактически получается так, что удовлетворить все потребности взрослеющего ребенка практически нереально и процесс взросления превращается в создание все новых болезненных точек, с которых произрастают части личности/субличности, зацикленные на попытках получить от родителей, от окружения, от мира неудовлетворенную потребность или навык.
И вот к моменту, когда формирование личности человека практически завершается, мы имеем нецелостную личность, а по сути - огромную, хаотично сформированную структуру из частей личности. В которой каждая часть в этой структуре сформирована для реализации какой-то определенной идеи/убеждения, с одной стороны - об отсутствии чего-либо (в основном какой-то базовой потребности - в безопасности, пище и т.д.) и зацикленная на цели – достичь, получить, выпросить то, что не получил в определенный период взросления.
Можно сказать по-другому – в сформированной структуре личности каждая часть личности имеет свой психологический возраст, начиная с возраста 1 минуты от рождения.
Средний возраст всех таких частей личности как раз и составляет психологический возраст «взрослой ( согласно биологического возраста организма) личности». Причем психологический возраст всегда отличается от физического и обычно - намного ниже.
Пресловутая индивидуальность каждого человека – это и есть сложный узор из набора таких субличностей/программ.
«Я» взрослого человека, но с недозрелой психикой постоянно пребывает в одной из частей личности, которая активируется определенными триггерами. Переходы с одного состояния в другое происходят молниеносно и незаметно для самого человека, но обычно заметны для окружающих. Триггеры могут включаться на что угодно, например, незнакомый человек в маршрутке неуважительно посмотрел – может сработать триггер субличности «Меня не уважают». Человек автоматически попадает в состояние, которое он пережил, например в 3-летнем возрасте, когда наступил момент наработки качества самоуважения, создалась соответствующая ситуация, а его родители унизили… Запускается программа «Нужно добиться от «родителя» положительной оценки», только здесь родителем» уже будет незнакомый, случайный человек в маршрутке.
Деструктивная программа – это и есть часть личности, которая зациклилась на попытке достичь удовлетворения потребности, или получить опыт наработки определенной способности.
По сути, вся «взрослая» личность человека – это набор таких программ.
Чем меньше таких программ, тем более человек целостней, тем больше он находиться в нейтральном, но сознательном и спокойном состоянии, тем адекватнее он оценивает ситуацию и тем рациональнее он принимает решения.
И соответственно наоборот – если человек постоянно выполняет какие-то программы, то естественно – его сознание занято выполнением программ и попытками достижения целей этих программ, а не восприятием реальности и объективным оцениванием происходящего. О рациональности мышления и принимаемых решений речь в этом случае вообще не идет. Жизненные ресурсы и энергия тратятся на холостое прокручивание циклов, которые появились в далеком прошлом и которые даже не осознаются, но управляют человеком. Хотя ему кажется, что это его истинные желания и цели. Как правило после проработки такой программы - человек становится свободным от навязчивой потребности достигать своей "истинной" цели.
Несколько выводов из статьи:
1. Чем сильнее стресс/боль от неудовлетворения какой-то потребности в младенчестве/детстве, тем сильнее зацикленность на достижении цели во взрослой жизни, достижение которой, как кажется человеку, позволит завершить цикл и снять боль. Но увы, завершить таким образом цикл невозможно. Почему? В следующий раз. Тема «Достичь целей, чтобы завершить какой-то цикл и таким образом сбежать от боли» слишком жирная - нужно писать статью и не одну.
2. Концепция «внутреннего ребенка», которая часто используется в психологии и околопсихологических и шизотерических культах. Если вы внимательно прочитали написанное выше, то сразу поймете истинную природу «внутреннего ребенка», которому "нужно дарить любовь, которого нужно полюбить". Тупая затея, на самом деле это программа «Меня не любят» - черная дыра, которую нельзя насытить, сколько бы туда не «посылал» любви. Единственный способ избавиться от боли, которую генерит программа «внутренний ребенок» - рассмотреть и рассоздать ее.
3. Хор «внутренних голосов» (внутренний диалог), который постоянно звучит в голове. Если вы опять все правильно поняли из написанного выше – то теперь понимаете, что это и есть «голоса» всех программ/субличностей/частей личности, которые живут своей жизнью, независящей от вашего желания. Искусственно унять, угомонить этот хор, конечно можно, чем и занимается множество техник и методик. Но увы, без рассоздания самих программ – это возможно только в одном случае – путем снижения сознания, снижения чувствительности систем восприятия, вплоть до блокировки сознания и невосприятия себя. По сути – это переход на уровень автоматов и автоматизмов, только ради того, чтобы не страдать от внутренних голосов. Это путь деградации сознания.
П.С. Как прорабатывать свою личность? Как восстанавливать свою целостность? Как трансформировать свою личностью во взрослую личность? Как избавиться от детских программ и инфантильности?
Методика ТЕОС - для рассмотрения и рассоздания деструктивных программ
Процедура ТЕОС - метод для проработки своих состояний
Процедура ТЕОС 2. Проработка эпизодов прошлого с помощью ТЕОС
Теги: личность, индивидуальность,деструктивная программа,достижение цели,душевная боль,внутренний ребенок,структура личности,трансформация личности,восстановление личности,личностный рост,развитие личности,эго,эгоизм,внутренний диалог,возрастная психология,формирование характера человека,взросление,внутренний ребенок,застревание в детстве,внутренняя борьба,невроз,возврастная психология