Доктор Комаровский: Законы джунглей в педагогике
3 главных и 1 самый главный
Самый главный закон педагогики - Стая не идет за детёнышем! Детёныш идет туда, куда его ведут умные и опытные взрослые.
Основное следствие из самого главного закона: Подчиняясь детёнышу, стая рискует своим существованием вообще и здоровьем детёныша в частности.
1-й главный закон педагогики - «Нет» — это всегда «нет».
Рекомендация к 1-му главному закону:
Нельзя быстро менять правила игры: если в этом месте сегодня нет водопоя, значит, и завтра здесь водопоя нет. Если эта ягода несъедобна во вторник, значит, и в среду её тоже кушать нельзя. Изменение правил должно быть заранее анонсировано: когда мы мигрируем в теплые страны, там мы пренепременно будем есть ягоды. Не совсем такие, но очень похожие…
2-й главный закон педагогики - Крики и вопли детёныша не могут изменить «нет» на «да».
Рекомендация ко 2-му главному закону:
Прежде чем озвучить принятое решение и сказать «нет», надо крепко подумать головой.
3-й главный закон педагогики - Единство взрослых членов стаи касательно принятых решений.
Рекомендация к 3-му главному закону:
Если взрослый член стаи (например самец) разрешил детёнышу подходить к выходу из пещеры, то нельзя, чтобы другой взрослый член стаи (например старшая самка) запретил детёнышу это делать.
ВНИМАНИЕ!
3 главных и 1 самый главный педагогические Законы джунглей представляют собой тактические способы реализации стратегической концепции существования стаи.
Стратегическая концепция существования стаи:
СЧАСТЛИВАЯ СТАЯ — ЭТО СТАЯ, ВСЕ ЧЛЕНЫ КОТОРОЙ СЧАСТЛИВЫ.
Обращаем внимание!
Существуют отдельные стаи и даже целые участки джунглей, в которых принята принципиально иная идеологическая модель: «смысл существования стаи — счастье детёныша». Сформулированные законы на эти стаи не распространяются!
Важные условия, необходимые для того, чтобы педагогические Законы джунглей работали:
1. Взрослые члены стаи должны быть умнее детёнышей.
2. Взрослые члены стаи должны уметь договариваться друг с другом.
3. Очень желательно договариваться друг с другом до того, как принятое решение будет озвучено детёнышу.
4. Детёныши не должны присутствовать там, где ведутся переговоры взрослых о жизни детёнышей.
5. Наличие 3 главных и 1 самого главного законов педагогики не отрицает существования множества других не таких важных, но полезных и любопытных законов, правил, следствий, условий и разъяснений.
***
Краткий перевод для тех, кто не понимает языка джунглей.
Счастье семьи — это счастье всех её членов. Нельзя сделать ребёнка счастливым, если мама и папа лишены личного счастья.
Взрослые умнее и опытнее, поэтому взрослые принимают решения, которые являются руководством к действию для детей.
Взрослые обучают детей простым, понятным и постоянным правилам жизни.
Взрослые не меняют своих решений под давлением детей.
Взрослые согласуют друг с другом принимаемые решения.