Как формируется  поведенческий сценарий

Первоначально  сценарий образуется  невербально. Маленькие  дети,  как будто радаром, начинают  ловить сообщения  о себе  и своей ценности  через первые ощущения от  положительных или отрицательных  контактов. Вскоре  они начинают  понимать выражения лица  и откликаться на  них  так  же,  как  на прикосновения  и  звуки.  Дети, которых  нежно  прижимают  к себе,  которым улыбаются и с которыми разговаривают, получают  сообщения, отличные  от тех, что получают дети, которых держат на руках редко или  держат со страхом, враждебностью, тревогой.  Дети,  получающие  мало контактов  и чувствующие  равнодушие  или враждебность  родителей, испытывают пренебрежение  к  себе. Они  приучаются  чувствовать, что они  -  не о'кей, а возможно, даже могут  чувствовать, что они «ничто».

     Первые чувства  детей  к  себе   остаются  наиболее мощной силой в их  жизненной драме, значительно влияя  на психологические  позиции, которые они принимают, и на роли, которые они играют.

     В  течение первых  нескольких  лет  дети  начинают  понимать  сценарные сообщения,  передаваемые  им  родителями  словесно. Эти  сообщения  являются предписаниями,   которым  впоследствии   дети   чувствуют   себя  обязанными следовать:

     "Однажды ты станешь знаменитым".

     "Ты никогда ничего не достигнешь".

     "Ты ужасный ребенок".

     "Ты, несомненно, помешанный".

     "Мальчик, в тебе что-то есть".

     "Ты медлительный, как черепаха".

     "Ты дурное семя".

     "Нам было бы намного лучше без тебя"

     Ребенку   предписывается  профессиональный  сценарий,   когда  родители говорят:

     "Джордж прямо создан быть доктором".

     "Этот малыш никогда не найдет работу".

     "С  твоей предприимчивостью и энергией ты мог бы продавать холодильники эскимосам".

     "Она слишком ленива для того, чтобы работать".

     Один мужчина вспоминает, что в  детстве постоянно слышал от  родителей:

«Из тебя выйдет хороший юрист. Ты обладаешь  даром красноречия». Он  получил юридическое образование и стал прокурором.

     Каждый ребенок получает определенные сценарные предписания относительно своего пола и  женитьбы.  Например, предписание «Когда ты женишься...» имеет сообщение, отличное от «Если ты только женишься...». На будущие половые роли и установки детей влияют такие утверждения, как:

     "Ну чем она не маленькая мама!"

     "Ты такой худой и  костлявый ребенок, ты  никогда не  станешь настоящим мужчиной".

     "Почему ты не можешь быть человеком!"

     "Не  показывай  свое  остроумие,  милая.  Это  может отпугнуть  молодых людей".

     "Мы евреи и надеемся, что ты женишься на еврейке".

     "Ты можешь развлекаться  с  этими  девушками,  но  не  женись на девице такого сорта".

     "Женитьба — это западня, и только дураки попадаются в нее".

     Люди получают сценарные сообщения  о  многих областях жизни.

Большое значение имеет как, каким тоном говорят родители.Не обращая внимания на то, что  говорят родители, ребенок скорее всего будет реагировать  на невербальные сообщения.

Мягкое,  нежное «Конечно, я люблю  тебя» совершенно отличается  от следующих подобных утверждений:

     Натянуто: «Конечно, я люблю тебя».

     Сердито: «Конечно, я люблю тебя».

     Рассеянно: «Конечно, я люблю тебя».