Оптимальный вариант проработки - использовать Шаблон №1 без обработчиков
Как проработать тему самостоятельно и более глубоко - Процедура ТЕОС - для проработки своих состояний

***********

Стыд. Зависть. 1. По книге Ю.М. Орлова
irukandji

Прото написаны по книге Ю.М.Орлова "Стыд. Зависть"

ВЕРХ

Стыд. Зависть.
• НАШ стыд являлся для НАС самым скрытым психическим образованием. Эта психическая реальность имела определенную структуру и способна а реагировать самостоятельно.
• Когда, как и любая функциональная система, эмоция стыда а почти недоступна для НАШЕГО умозрения, она скрывалась за другими эмоциями, стимулировала их и не отвечала за последствия
• в НАШЕМ бессознательном коренилась эмоция стыда, тиранически управляя НАШИМ поведением.
• стыд являлся внутренним управителем, который слепо принуждал НАС соответствовать чертам НАШЕЙ личности и семейной роли.
• МЫ студент знаем предмет  уверены, что сдадим экзамен, но все равно испытываем тревогу, НАШ страх  вызван прогнозированием переживания стыда. А так как МЫ в своей жизни ранее стыдились по труднообъяснимым поводам, то НАША тревога в значительной степени поддерживалась иррациональной эмоцией стыда.
• МЫ жалуемся на боли в животе, появление боли сочеталось у НАС с ситуациями в которых МЫ вынуждены  вести себя неподобающим образом (НАШИ родители НАС наказали, унизили, оскорбили за это) врать, поступать против совести или любым другим подобным образом. Изнанкой НАШЕЙ болезни являлся стыд.
• любая эмоция испытываемая НАМИ часто, превращаемся в НАШУ черту характера.
• МЫ  обидчивые, гневные, боязливые, так как МЫ и по многим поводам обижались, гневались, боимся, потому, что от испытываемого чувства стыда, у НАС развилось чувство неполноценности.
• МЫ и другие люди, в ходе духовной эволюции выработали в себе (в НАС это чувство воспитали НАШИ родители) способность к стыду и тем самым усовершенствовали систему общественного управления своим поведением в интересах этого общества.
• НАШ стыд  неприятной эмоцией и она активизировала в НАС защиту бегством, уходом от ситуации. Поэтому НАШЕ переживание стыда содержало ощущение похожее на то, что МЫ выставлены на обозрение, что на НАС смотрят, и НАМ от этого неловко, МЫ «со спущенными штанами», в неглиже. В НАШЕМ стыде, НАМ кажется, что МЫ видимы для других в неподобающем состоянии.
• МЫ хотим исчезнуть из поля зрения других людей и стать невидимой. У НАС ребенка, это чувство выражено в стремлении спрятать лицо, а у НАС взрослого «провалиться сквозь землю».
• в НАШЕМ чувстве стыда содержался импульс к бегству, который НАМИ не осознавался. Эти НАШИ инфантильные реакции остались в НАС с того времени НАША мама и НАШ папа  недовольны НАШИМ неподобающим поведением – строго смотрим на НАС, качали головой, кричали, угрожаем, грозили пальцем: «Ай-ай-ай, как не стыдно». Критический взгляд, безличного существа, невыносимый для НАС – взрослого, имел свой источник в НАШЕМ раннем детстве.
• НАШ стыд  обращенным против себя гневом. Здесь НАМИ совершалась ошибка, неосновательного присваивания НАШЕМУ гневу качества стыда. Происходила замена причины следствием, НАШ гнев МЫ считаем проявлением стыда.
• все наоборот, НАШ стыд вызывал гнев против себя и других, в зависимости от обстоятельств, в которых он возникал, а не наоборот. НАМ нельзя думать, что НАШ гнев против себя превращался в НАШЕ чувство стыда.
• любое НАШЕ страдание вызывало защитное поведение. Одной из НАШИХ психических защит, являлся переход энергии стыда в гнев, поскольку гнев являлся более древней эмоцией и его механизмы  хорошо отработаны, то НАШЕ переживание, оттягивали на себя энергию стыда, ослабляя боль от стыда.
• в гневе МЫ не замечали боли , так как в течении многих поколений МЫ привыкли в гневе наносить боль другому, даже невинному и чаще всего близкому человеку.
• в НАШИХ ситуациях стыда, другой человек мог стать жертвой лишь потому, что НАМстыдно и плохо.
• НАША защита от стыда могла осуществляться в особом виде бегства, ухода, который состоял в том, что МЫ стыдились и хотим заставить вест мир не смотреть на НАС, ослепить его, но мир объективен и его невозможно сделать незрячим. Признавая это МЫ стыдясь, желали сами стать невидимой путем бегства.
• в НАШЕМ стыде происходит конфликт между тем, какова МЫ есть на самом деле и тем, как проявляем себя именно в данный момент времени и в данной ситуации.
• мысли о том, что такое могло происходить не только с НАМИ, но и с другими, вполне приличными людьми, ослабляло НАШЕ переживание стыда.
• для НАС стыдящейся, а характерна психическая защита путем проекции своего состояния на других «Да, МЫ сделаем это, мне стыдно, но посмотрите на других, они не лучше НАС» НАШ стыд  мощным стимулятором механизмов психической защиты.
• любое событие переживалось НАМИ сильнее, если МЫ не знаем его причин и последствий, то есть не можем их предвидеть. становились понятными причины какого-либо неприятного события, которое происходило с НАМИ, то эмоциональное напряжение уменьшалось. НАША мудрость уменьшала боль.
• положение в котором МЫ оказывались, могло быть объяснено путем объяснения того, почему это стыдное с НАМИ происходило.
• МЫ  склонны двояко объяснять свои неудачи: или сваливали вину на других или обвиняем самой себя. В первом случае, в состоянии стыда, МЫ становились трудно выносимыми для своего окружения: «Если не ты, то со мной этого не произошло бы». Во втором случае МЫ превращаем энергию стыда в самокритику и имеем больше шансов впасть в депрессию: «Мир устроен ужасно, особенно для меня, и у меня не может быть света в конце туннеля».
• МЫ стыдились не только за себя, но и за тех с кем себя отождествляли. НАШ муж, стыдился за НАС, МЫ стыдились за мужа, за ребенка, за мать, за отца, если они вели себя неподобающе.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, как происходило переживание стыда за других. МЫ идентифицировали себя с каким-то другим человеком, МЫ формировали концепцию того, как он должен  себя вести, каким он должен  быть. А он отклонялся, МЫ испытываем стыд.
• МЫ влюблялись в мужчину, то стыдились его, потому, что у него низкий статус. Тайно МЫ с ним встречались, культивировали любовь, НАМ это нравится, МЫ любим его. Это омрачено тем, что МЫ никуда с ним не ходим, МЫ его стыдились. НАШИ подруги говорили: «У всех у нас любовники на «мерседесах», а у тебя что? И какой-то не такой он, и одет как бомж» МЫ продолжаем делать тайну из-за стыда, это омрачало НАШЕ существование.
• у НАС с мужем возникали свирепые сцены ревности, не потому, что МЫ ревновали его или он НАС, а потому, что ему стыдно. У него  Я - концепция, что у него жена должна быть ему верна. И он упорно распространял такое представление какой-то определенный имидж и тому подобное. И обнаруживалось, что жена ему не верна, он терял голову. И в основе этого лежала не ревность, а стыд не за себя, а за другого.
• МЫ – женщина, проявляем ярость по поводу неподобающего поведения мужа, то это определялось НАШИМ проявлением стыда за другого. Чем больше МЫ создаем имидж специально и культивировали какой-то уровень Я – концепции или МЫ – концепции, тем хуже НАМ приходилось, особенно если имидж сильно отклонялся от среднего уровня принятого в обществе.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что НАШИ эмоции должны  терзать НАС коротко и редко, тогда они исполняли свои функции.
• мы воспринимаем мир глазами, ушами, носом, прикосновением и на вкус.
• МЫ – хозяйка претендовали на то, что щи будут вкусными и можем испытывать стыд если люди, сидящие за столом, сделаем кислые мины. НАШ стыд мог возникнуть в следствии того, что что-то окажется не таким вкусным, как ожидалось. Однако стыд испытываемый в этой ситуации мог проявиться в разочаровании или в раздражении или в отвращении.
• МЫ – хозяйка, считаем себя хорошим поваром, то МЫ испытываем явный стыд. Стыд мог стать явным у сидящих за столом, если они отождествляли себя с НАМИ – поварихой и гордились тем, что МЫ хорошая повариха.
• вкусовые ощущения мало участвовали в НАШИХ социальных контактах, за исключением поцелуя. Здесь стыд мог возникнуть оттого, что НАШИ губы можем сохранить вкус еды или что-то еще.
• обоняние вовлекалось в НАШИ человеческие отношения и могло вызывать стыд, если ожидаемый от НАС запах  неподобающий. МЫ – женщина можем стыдится того, что НАШИ духи дешевле и не соответствуют тому, как МЫ должны пахнуть в связи с НАШЕЙ концепцией – Я. сексопатолог в первую очередь начинал интересоваться тем, как МЫ – женщина воспринимаем свой запах ноздрями мужа или любовника.
• МЫ не считаем, не считаем не принимаем того, что деньги, которые выкачивают из женщин в секс-шопах, эксплуатировали как раз этот вид стыда. Многие женщины и МЫ имеем ложную обонятельную Я – концепцию, это заблуждение поддерживалось фирмами, которые торговали духами. Именно стыд поддерживал НАШИ обонятельные навязчивости, возникавшие при неврозах.
• НАШ стыд  связан со зрением и зрительными образами, в то время как вина имела скорее слуховой характер.
• НАС спрашивают: «Какой орган чувств, преобладал в стыде, который МЫ испытываем недавно?» то МЫ отвечали, что «Зрение, видение сомой себя в неблагоприятной ситуации». Всегда находимся люди, в ушах которых звучали слова, напоминающие о том, что они  в определенной ситуации неадекватны и переживаем стыд.
• НАМ приходилось переживать ситуацию, МЫ увидев человека в толпе, с энтузиазмом приветствовали его, но потом обнаруживали, что обознались. Стыд, испытываемый в таких случаях, мог быть умеренным или сильным в зависимости от условий.
• в данном случае НАМ стыдно не потому, что МЫ совершили ошибку, обознались, а стыдно о того, что МЫ с незнакомым человеком вели себя неподобающим образом, то есть, как со старым знакомым. Налицо рассогласование с требованиями НАШЕЙ Я – концепции: «С незнакомым человеком нельзя допускать фамильярности».
• МЫ – ребенок научились отличать лицо матери от других лиц (приблизительно на 4-м месяце), МЫ становились способной испытывать стыд.
• МЫ случайно обознлись и приняли лицо другой женщины, за лицо НАШЕЙ матери.
• МЫ чувствуем стыд, то МЫ отводили взгляд, отворачивали лицо в сторону, обычно опускали голову. Движениями тела и головы, МЫ стараемся выглядеть как можно меньше. НАШИ глаза опускались вниз и «бегали из стороны в сторону», веки  приспущены, а иногда глаза совсем закрывались.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что мимикрия и оцепенение являются древними видами защитного поведения организма. Мимикрия делала возможным полное обнажение на пляже нудистов, в то время как нудист испытывал смущение, обнажаясь на обычном пляже, вызов который бросал этот человек обществу, чаще всего  связан со стыдом.
• НАШ стыд возникал в следствии нарушения НАМИ обычая связанного с интимностью. В данном случае ситуация стыда вступала в рассогласование с тем, как МЫ должны вести себя в подобных ситуациях.
• в НАШИХ с кем-то отношениях, степень обнажения тела и некоторые отправления,  сильно регламентированы соотносительно с ситуациями жизни и запечатлены в НАШИХ Я – концепциях, как требования подобающего поведения. В НАШЕМ опыте эти требования можем постепенно меняться, как это происходило в изменениях диапазона приемлемости ласк в половых отношениях.
• управление значительной частью НАШЕЙ жизни осуществлялось через психосоматические отношения, НАШИ мысли и чувства выражались в действиях и поддерживались работой функциональных физиологических систем организма. В гневе МЫ выделяли адреналин, а в состоянии удовольствия происходило выделение в кровь морфино подобных веществ.
• МЫ стыдясь краснели, в некоторых случаях стыдились и не краснели. МЫ – ребенок краснели чаще, чем МЫ – взрослые.
• НАШ стыд являлся силой поддерживающей добродетель. Быть добродетельной значило испытывать стыд, МЫ вели себя хуже, чем МЫ  на самом деле. НАШ стыд  рассогласованием реального поведения с подобающим поведением. Покраснение свидетельствовало о двух вещах: во- первых эмоция стыда повязана с реакцией автономной нервной системы и во- вторых она является сообщением для окружающих, о том, что МЫ не самом деле лучше, чем проявили себя в данной ситуации.
• НАШЕ покраснение сообщало другим людям о том, что МЫ в данный момент вели себя неподобающе, но на самом деле МЫ знаем и умели, правильно вести себя . Такого рода сообщение успокаивало окружающих людей и они не видим для себя угрозы в НАШЕМ отклоняющемся поведении стыдящегося человека.
• в стыде происходило связывание НАШИХ социальных отношений с работой автономной нервной системы. НАШ стыд вызывал покраснение лица, оно сообщало другим: «Я сейчас плох, но на самом деле я могу быть хорошим, и буду!». Однако, сам факт НАШЕГО покраснение мог стать стимулятором стыда. В результате МЫ приобретали фобию покраснения. На НАС – покрасневшего обращали внимание, и это вызывало смущение у лиц, склонных смущаться, на НИХ смотрим внимательно.
• НАШЕ покраснение повторялось часто, и внимание других людей для НАС болезненно, то МЫ начинали бояться того, что МЫ можем покраснеть в неподходящий момент.
• МЫ краснели лицом, так как лицо есть главным органом социальной связи.
• НАШИ эмоции постепенно закреплялись в чертах НАШЕГО характера. Частое повторение стыда, могло способствовать возникновению такой черты характера, как застенчивость. У НАС она проявлялась в том, что у НАС  низкий порог переживания стыда, и соответственно определенные виды стыда проявлялись у НАС чаще.
• у НАС  и другие физиологические реакции, сопровождающие застенчивость: учащение пульса, перебои дыхания, специфические ощущения в животе, колотящееся сердце. Для НАС характерно так же , что МЫ меньше разговаривали, говорили тихо, меньше смотрим в глаза, чаще избегаем общения, более избегаем действий, причиняющих беспокойство.
• у НАС возникновение стыда сопровождалось различными чувствами, в том числе:

• Разочарование в себе, ощущение своей неуместности
• Чувства, связанные со стыдом, смущение, робость
• Ощущение, что сделала что-то ранящее других
• Ощущение, что сделала что-то, юридически и морально неверное
• Ощущение изоляции, отверженности, потерянности, одиночества
• Различные иные неприятные переживания, мысли о сострадании и своей неуместности.
• МЫ вспоминали ситуации, МЫ испытываем стыд, МЫ вспоминали как НАМ приходим мысли, в том числе:
• Хотелось стать иной, но ведь не смогу
• Если это повторилось, я поступила иначе
• Если это  лишь сон, или мне все же все это покажется
• Пусть мне будет плохо за это
• Хотела исчезнуть, провалиться
• Я сама в этом виновата
• Не хочу об этом думать
• Хочу, чтобы меня пожалели
• Ну что делать, если так обстоит дело, так получилось
• Все они такие, так поступают, не только я
• Я только козел отпущения
• Я здесь ни при чем, все произошло случайно, обстоятельства
• Как я дошла до такой жизни
• Я их ненавижу
• Любой другой мог оказаться в таком положении
• Мне это подстроили
• Лучше б я с этим не связывалась
• Да, я такая, со мной это бывает, и я принимаю себя такой
• Не хочу быть с теми, кто знает об этом случае
• Я их ненавижу
• Они все такие же, как и я, но хорошо это скрывают
• Окажись они в этой ситуации, наверняка, вели себя хуже
• Не один я такой
• Все так поступают, но сознательно и успешно это скрывают
• Окажись они в этой ситуации, наверняка вели себя хуже
• Не одна я такая
• Зато я уважаю себя в чем-то другом
• Я вам это припомню, если вы видим меня в стыде
• Потом я покажу, себе и другим, на что я способна
• Стану лучше – а стыд мне напоминание
• А почему я должна быть другой, чем я есть?
• Уже завтра перестану об этом думать и начну заново
• Так мне и надо, думать надо
• Эх, начать все сначала
• Есть люди, которые поймут, кто прав
• Покаюсь перед друзьями обиженного, расскажу, почему я это сделала
• Ему нужно объяснить, что не следовало обижаться
• Они же не правы ожидая от меня этого
• А как я должна а вести себя, чтобы мне нестыдно?
• Не всегда же быть приличной, честной, хорошей

• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что НАШИ психосоматические отношения являлись результатом научения и социализации НАШЕЙ личности, а стыд, как любая другая отрицательная эмоция, могла стать причиной психосоматических болезней: холецистита, гипертонии, язвы, гастрита и других. НАШ стыд в ходе научения мог связываться с различными физиологическими реакциями, некоторые из них можем стать патогенными.
• НАС – ребенка, стыдили за столом, во время еды, НАШИ родители, другие люди, то у НАС вырабатывалась реакция ухода из ситуации в виде подавления пищевого поведения и формирования контрастных пищевых реакций, это могло быть закрывание пищевого сфинктера на еду. Далее, в следствии закрепления этой связи, пищевая ситуация, сочетавшаяся с переживанием стыда, приобретала способность стимулировать закрывание сфинктера Одди. Это приводило НАС вначале к дискинезии желчных путей, а потом делало практически неизбежной желчнокаменную болезнь.
• подобные физиологические реакции можем быть и на другие эмоции, на обиду, вину, страх, все зависело от своеобразия процесса организменного научения, который мог происходить у НАС.
• НАША психическая защита уходом, вызываемая стыдом, могла проявляться в нарушении координации активности сосудистой системы.
• при НАШЕМ покраснении кровеносные сосуды органов, (кожи) обращенных вовне, расширялись, то одновременно наблюдался обратный процесс сужения сосудов во внутренних органах.
• между НАШИМИ симпатической и парасимпатической нервными системами существовала взаимообразная координация. Сжимание артериол во внутренних органах, могло быть следствием переживания стыда. Это вело к нарушению питания НАШИХ нервных тканей и это переживалось НАМИ как боль.
• у НАС – застенчивого подростка, случались беспричинные боли в животе, которые МЫ испытываем в следствии эмоционального стресса. Боль у НАС вызывалась спазмами артериол кишечника, создававшими ишемию этого органа.
• НАШИ приступы радикулита, бросалась в глаза частотой, сочетались с переживаниями эмоционального стресса, вызываемого стыдом. НАШЕ чувство стыда всегда связано с какими-то физиологическими реакциями, если они не являлись только поверхностными, вроде покраснения и так далее.
• МЫ от стыда краснели, то это а самая естественная и относительно безвредная реакция. А на стыд у НАС сжимались капилляры сосудов, которые снабжали кислородом и кровью спинной мозг, в любом месте, в области шеи или поясницы, то у НАС  радикулит. Некоторые врачи говорили, что это остеохондроз. Они говорили НАМ: «Остеохондроз молодеет в силу плохого образа жизни» число глупостей выраженных врачами, можно умножить.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что происходило, капилляр сжимался и кровь переставала поступать в какую-то нервную клетку, в нервный узел, возникала ишемия этого нервного узла и страшная боль. Для НАС хорошо, что это  просто радикулит: МЫ обездвиживались, у НАС время подумать о своем стыде, своих собственных отношениях.
• НАМ шло на пользу, НАС разбивал радикулит, потому, что МЫ медленно выпадали из решения проблем социальной жизни, у НАС а возможность провести инвентаризацию своих внутренних конфликтов, обдумать, кого-то простить, с чем-то согласиться и понять ценность и смысл жизни. С этой точки зрения, многие болезни  чрезвычайно полезны для НАС.
• НАМ необходимо быть благополучной без таких пинков, которые МЫ получали.
• функциями НАШЕГО стыда состояла в том, чтобы здесь и сейчас при этих обстоятельствах, МЫ не такая, какой МЫ должны быть.
• МЫ не считаем, не считаем того, сколько нужно секунд, чтобы МЫ поняли и сделаем выводы. Для стыда достаточно столько, сколько и для гнева: 10-15 секунд стыда достаточно, чтобы МЫ  адекватными. а сила НАШЕГО патогенного мышления. Если НАМ когда-то стыдно, то всякий раз, МЫ непроизвольно воспроизводили в сознании эти ситуации, то МЫ снова переживаем стыд.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что НАШ мозг устроен так, что если что-то переживалось, оно закреплялось, происходило научение и МЫ становились чувствительными к такого рода ситуациям в которых НАМ плохо. У психологов это называется комплексом.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что под комплексом понималась любая чрезмерная, излишняя реакция, чрезмерная чувствительность к чему-то ни было.
• у НАС  комплексы, то другие стараемся к НАМ прилаживаться и знаем, что к этому МЫ чувствительны, но люди не всегда можем к НАМ приспособиться, а чаще, они даже не знают комплексах которые имеются у близких, они только думаем, что МЫ с придурью. Но раз МЫ  с придурью, то есть дура, придурь, то НАС надо как-то третировать, наказывать. И НАШИ близкие, другие люди,  беспощадны к НАМ, у НАС  комплексы. Им кажется, что МЫ претворяемся.
• МЫ – подросток испытываем стыд и какую-то беспомощность, МЫ чувствуем себя неадекватным, то МЫ испытываем сильное давление со стороны НАШИХ родителей и в этом случае МЫ упрямились.
• НАШЕ упрямство являлось какой-то примитивной защитой, против тупости и жестокости окружающего мира. МЫ тупо стояли на своем и совершенно не можем даже думать, хорошо это или плохо. Для НАС самое главное удержаться. Это означало, что существовала НАША Я – концепция, то МЫ саморегулировались и именно стыд беспощадно принуждал НАС к саморегуляции.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем, того, что Мир устроен с одной стороны, хорошо, и это лучший из миров, согласно оптимистическому взгляду и христианскому вероучению, хотя в нем есть первородный грех, но это все равно лучший из миров, какой только возможен. Что в этом мире, у НАС  такие пункты, такие его аспекты, он быстро становится наихудшим из миров. Мир существует не вообще, а как мир каждого отдельного человека.
• у НАС у младенца, весь мир  сконцентрирован на матери, отце, на близких, с которыми МЫ общались. У НАС у взрослого, мир, это то место, где МЫ находимся, где живем, где работали, где отдыхали. Поэтому у НАС, как и у каждого, свой мир, своя Вселенная. И эта вселенная становилась ужасной, МЫ страдаем от комплекса неполноценности.
• НАШЕ половое поведение управлялось почти целиком психосоматическими отношениями. Любовь, половое влечение, немедленно находим отклик в НАШИХ физиологических реакциях.
• стыд использовался НАШИМИ родителями преднамеренно или непреднамеренно, как средство контроля полового поведения НАС – ребенка. Социализация НАШЕГО полового поведения стыдом, могла привести НАС – женщину, к конституционной фригидности, так как стыд мог полностью подавить в НАС все составляющие полового поведения, в частности его мотивацию.
• НАШИМИ родителями проявление НАШЕГО стыда рассматривалось как слабость характера, и на НАШ стыд они реагировали отрицательно.
• частые наказания НАС – ребенка, за переживаемый стыд постепенно приводит к разрыву НАШИХ социальных связей и интроверсии. Наказание за стыд приводит НАС так же к развитию шизоидных черт характера.
• переживание стыда приводит НАС к большим страданиям.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того что: «Хотя ужас обращается к жизни, а смерть и страдания окутывают мир покрывалом слез, стыд наносит самые глубокие раны сердцу. Хотя страх и страдание причиняют боль они наносят удары смягчаемые влиянием Эго; но стыд переживается как внутреннее мучение, болезнь души. Безразлично,  ли причиной унижения и стыда чьи-то обидные насмешки или человек высмеивал сам себя. В обоих случаях он чувствует себя будто нагим, потерпевшим поражение, потерявшим достоинство».
• МЫ связываем чувство стыда с ущемлением достоинства и самоуважения. Вместо «ущемление» и «достоинство», МЫ считаем Я – концепция. Стыд МЫ рассматривали как рассогласование с Я – концепцией.
• МЫ не считаем, не считаем того, что: «Здесь и теперь я должна в своем поведении, во внешности, в одежде, в способностях и многом другом соответствовать моей Я - концепции» таков императив, нарушение которого называется стыдом.
• черты Я – концепции проявляемся у НАС субъективно, как НАШИ ожидания относительно самой себя: быть сильной, умной, честной или еще какой-либо. Эти ожидания являлись чертами НАШЕЙ личности. Черта представляла собой некую программу поведения, которая имела большую вероятность запускаться или осуществляться в определенной, типичной для данной черты ситуации.
• рассогласование поведения с программой, которая НАМ – субъекту предписывалась НАШЕЙ значимой чертой, переживалась как стыд. То, что МЫ здесь и теперь не такая, как должны  быть согласно с НАШЕЙ Я – концепцией, и вызывало в НАС, переживание стыда.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем, как работал НАШ ум, какие операции он совершал, если МЫ подходим к анализу стыда с точки зрения общих закономерностей НАШЕГО поведения, то МЫ должны  рассмотреть последовательность умственных операций, которые обслуживали любое НАШЕ поведение. Существовала строгая последовательность этих операций:
• Операция 1: Определение ситуации.
Информация о типичных жизненных ситуациях жизни хранилась в НАШЕЙ долговременной памяти, и определение ситуации состояло в том, чтобы сравнить конфигурацию ключевых объектов данной ситуации с типичными образцами имеющимися в НАШЕЙ памяти. Ориентировочное поведение запускалось преобладающей потребностью и завершалось определением ситуации. В соответствии с НАШЕЙ преобладающей потребностью ситуации можно классифицировать на ситуации достижения успеха – неудачи, пищевые, ситуации конкуренции, согласия, сексуальные ситуации и другие.
• Операция 2: строилась программа ожидаемого поведения, соответствующая этой ситуации и черте НАШЕЙ Я – концепции.
• Операция 3: происходило управление НАШИМ реальным поведением.
• Операция 4: это поведение оценивалось: соответствовало ли оно программе или нет, соответствовал ли полученный результат той цели, которая а поставлена вначале. реальное поведение согласовывалось с ожидаемым поведением, то возникало чувство удовлетворения, а если не согласовывалось – то возникало неприятное переживание внутреннего конфликта, которое МЫ называли стыдом.
возможны два варианта: или поведение соответствовало ожиданиям , что наполняло НАС чувством согласия с самой собой, чувством выполненного долга, или не соответствовало. При обнаружении этого рассогласования у НАС возникала боль, именуемая стыдом.
НАШ стыд возникал при описанном выше рассогласовании, и не имело значения , в лучшую или в худшую сторону оно шло. НАШ стыд вызывался критикой, но он мог возникнуть и в ответ на незаслуженную похвалу. Похвала могла вызвать у НАС смущение, НАШ организм  чувствителен к любому рассогласованию. В такой ситуации НАШЕ внимание к себе значительно возрастало, и слова, которых МЫ  не достойны, вызываем стыд, если даже они  хороши и некритичны.
операции НАШЕГО ума, вырабатывавшие стыд, осуществлялись автоматически, привычно, и не считаем. из четырех вышеописанных операций, операция 2 (акт порождения НАШЕГО ожидания) и операция 4 (оценивание) НАМИ совсем не считаем. Осознавалась операция 3 (реальное поведение, которое как раз осознавалось как стыдное). У НАС создавалось впечатление, что стыд сам собой всплывал из глубин НАШЕГО бессознательного.
• в НАШЕМ детстве, МЫ – ребенок, ясно считаем свой стыд и то как от происходил. МЫ сознательно выполняли эти четыре умственные действия. МЫ – ребенок, сознательно прекращали неподобающее поведение, немедленно освобождаемся от чувства стыда. МЫ точно знаем, что запрещала НАМ мама или папа и за что НАС стыдили. Потом НАШИ действия ума стали повторяться и стали привычными. А привычное НАМИ не осознавалось.
• МЫ взрослый, не считаем тот критерий, на основе которого, МЫ можем вынести суждение о том, что НАШЕ поведение неподобающе. МЫ просто получали автоматический щелчок по носу в виде стыда. Чтобы понять откуда взялся этот щелчок, МЫ должны  научиться интроспекции, усвоить саногенное мышление. НАМ необходимо осознавать, что делал НАШ ум.
• у НАС – зрелого человека, стыд не мог быть устранен под влиянием окружения.
• всякий раз, МЫ – ребенок  не такой, какой должны  быть по представлению взрослых, они осуждаем НАС, лишали любви. Они полагали, что МЫ не должны  быть такой, как в данный момент. При этом в НАС возникало неприятное переживание, которое связывалось со словом «стыдно». Со временем, МЫ приобрели способность то же самое переживание, взрослые говорили фразы, в которых присутствовало слово «как тебе не стыдно!».
• для того, чтобы МЫ – ребенок, можем выработать в себе способность к удовлетворению взрослых испытывать стыд, МЫ должны  быть в состоянии сознательно совершать те четыре вышеописанные умственные операции. Это становилось возможным лишь к тому времени, как в НАС – ребенке образовалась Я – концепция, согласно которой МЫ, хорошая, так как не лезли в буфет за конфетами и не делаем много других интересных для НАС вещей.
• наступало рассогласование поведения НАС – ребенка с тем, какая МЫ есть хорошая, на НАС смотрим укоризненно, стыдили и качали головой: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно!». Вместе с этим у НАС ребенка это неприятное переживание обозначалось словом «стыдно!» которое произносилось другими и связывалось с определенными видами поведения. Все это повторялось много раз, чего вполне достаточно, чтобы у НАС образовалась умственная привычка думать в строго определенной последовательности: если это делать, то будет стыдно.
• у НАС эта последовательность становилась привычной, это поведение вычеркивалось из сознания, но оно оставалось в бессознательном. Это проявлялось в том, что стыд «взрывался» в бессознательном и МЫ, по началу, даже не имеем представления о том, почему НАМ стыдно и МЫ не можем своему стыду дать объяснение. То, что устранено из сознания, не означало забытое. Оно о, оно действовало через необъяснимые состояния.
• НАМ стыдно, то НАМ кажется, что тот, кто значим для НАС и кого МЫ любим, укоризненно качал головой и показывал, что НАШЕ поведение не соответствовало тому, какова МЫ есть. МЫ вели себя плохо, а на самом деле, по его мнению, МЫ  лучше, чем казались.
• стыдящийся конструировал НАШЕ плохое поведение и одновременно признавал НАС хорошей. Это пристыживание другим человеком, порождало в НАС состояние внутренней рассогласованности, которое подкреплялось переживанием стыда, и, повторяясь само, приобретало способность вызывать переживания.
• НАШИ стыдные поступки, в процессе научения, связываем у НАС с лишением любви, плохим отношениям взрослых, с мнением друзей, с плохим отношением к НАМ с тем, что МЫ - плохая.
• Энергия НАШЕГО стыда возрастала в той степени, в какой взрослые высоко оценивали НАС, МЫ  хорошая. Эта энергия проявлялась наиболее полно, в силу обстоятельств МЫ оказывались плохой, не такой какая МЫ есть, согласно сложившимся у НАС ожиданиям себе.
• другие, перед которыми НАМ стыдно, НАМИ любимы, то данный вид стыда сливался с НАШИМ чувством вины, ибо МЫ не соответствовали их ожиданиям. Если эти другие  не любимы, но значимы для НАС, то под влиянием стыда, реализовывался НАШ социальный страх, перед осуждением другими.
• НАС мучил вопрос: А что будет, если близкие не считают НАС хорошей, но с помощью бдительного надзора и наказаний, добиваются от НАС подобающего поведения? В этом случае НАША способность испытывать стыд не развивалась.
• нужное поведение активизировалось не НАМИ самой, а требованиями других людей. Но поскольку МЫ нуждаемся во внутреннем ориентире, управляющем НАШИМ поведением, то формировали в себе необычную Я – концепцию. Для НАС естественным быть справедливой.
• НАШЕ понятие справедливости связывалось с особым предназначением, с особой миссией, например, борьба за справедливость или за счастье людей, с их ожиданиями. Если пороков не о, то их надо найти.
• концепция «Я борец против пороков общества» в сочетании с садистскими наклонностями, можем привести НАС или в сумасшедший дом или в тюрьму.

Теги: стыд,зависть