"Архетип" - это пояснительное описание платоновского "эйдос". Это наименование является верным и полезным для наших целей, поскольку оно значит, что, говоря о содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т.е. испокон веку наличными всеобщими образами.
Абсурдист (Артемида) - Тот кто взламывает, преломляет или извращает реальность под свое видение и осознание мира. Его воплощенные в жизнь или творчество грезы могут быть и страшными и забавными. Нелепый чудак, прекрасно осознающий и любящий все свои «странности». Не безумец, но уж точно не от мира сего. К этому архетипу также относятся всякие хакеры, проворачивающие невообразимые дела «просто потому что так захотелось». В приведенных ниже примерах учитывается не жизненный путь, а творческая наполнение тех или иных личностей. Иероним Босх, Льюис Кэрол, Даниил Хармс, Гауди, Сальвадор Дали, Борис Гребенщиков, Владимир Сорокин, Дэвид Линч, Хантер Томпсон, Рената Литвинова, Кевин Митник.
Автомат, он же Искусственно Созданный (Гефест) – называю его Автоматом скорее по сложившейся традиции, на самом деле в основе подобного персонажа вовсе не обязательно должна лежать именно техника и механика. Речь идет об искусственно созданной жизни и/или разуме, когда человек в своей криэйтерской функции стремится догнать Бога. Как правило, в различных сюжетах из подобных экспериментов не выходило ничего хорошего. Автомат чаще всего задумывается как некий универсальный Слуга, впрочем помимо этого в его сюжетах всегда присутствует момент Угрозы и/или Тождественности искусственного натуральному. Образ дико растиражирован в ХХ веке, вместе с расцветом кибернетики и роботостроения. Ближе к нашему времени речь идет уже не скорее не о роботах, а о проблеме клонирования. Слуги-статуи Дедала, Пандора, Галатея, Голлем, Гомункулос, монстр Франкенштейна, Архитектор Матрицы, робот-мальчик Дэвид, овечка Долли, репликанты, киборги, андроиды, клоны.
Андрогин (Артемида) - Гермафродит, Женомужчина, сочетающий(ая) их лучшие или наоборот худшие черты. Объединяет в себе такие казалось бы разные вещи как великая сила слияния двух противоположных начал и неизбежный, преследующий всю жизнь отпечаток уродства и презрения. Андрогин часто является символом огромных возможностей, произрастающих из слияния Мужского и Женского. В реальности, а не в абстрактных умствованиях, Андрогин по-прежнему попусту физический или же ментальный урод. Впрочем усиление в последнее время мужественности у женщин (тотальная эмансипация) и женственности у мужчин (метросексуалы, пидоры, бесполые лица на глянцевых обложках) говорит, что у этого образа возможно существует большое будущее. Гермафродит, древние люди по Аристотелю, Жорж Санд, Мэрэлин Мэнсон, Ометеотль, Женщина ставшая Папой Римским, Верка Сердючка, трансвеститы, травести, гомосексуалисты.
Бабочка хаоса (Арес) - тот чей небольшой толчок обрушивает лавину, соломинка ломающая хребет верблюду. Одним случайным или же намеренным поступком такой человек выпускает на волю огромные силы разрушения и хаоса, которые совершенно не способен контролировать или же остановить. Олицетворения слепого случая и всесокрушающей, ненаправленной, стихийной, неудержимой силы Хаоса. Сама по себе Бабочка Хаоса, Пандора, Оператор чернобыльской АЭС, Гаврила Принцип, Парис, Охотник из рассказа «И грянул гром».
Бандит (Арес) – самоназванный Король Дороги, разбойничек, душегуб, безбожник, грешник и бесшабашный разгильдяй. Чаще всего обладает своим собственным кодексом чести, который правда сильно расходится с официальным законом. Одновременно любим и ненавидим всем простым народом. Люди пообеспеченней по понятным причинам любить Бандита не могут в принципе, как бы благороден он ни был. Главная отличительная черта – показное презрение к закону, полная неспособность жить по правилам, уважение одной лишь силы, иногда стреноживаемой совестью, иногда нет. Робин Гуд, Морган, Прокруст, Френсис Дрейк, Варраван до покаяния, Соловей Разбойник, Джон Сильвер, Лицо со Шрамом, Джек Воробей.
Брат или Сестра (Гера) – имеются ввиду как кровные родственники так и нет. Родство всегда имело множество значений в культуре любого народа. Повсеместно известны сакральные ритуалы, направленные на установления духовного братства. Обращения монахов друг к другу, формула «брат во Христе», брат по вере, наконец сказочная присказка «будь мне братом названым». Самый близкий из всех друзей, тот, кто и заступится, и в нужде не бросит, и поможет свое место в мире обрести. Патрокл, Добрыня Никитич, бессмертная сестра Хо, Атос, Разумихин, Аркадий Кирсанов, Данила Багров, главные герои фильмов «Сестры» и «Башмаки Мертвеца».
Беглец (Афродита) – случаются в жизни такие ситуации, когда единственным выходом может быть лишь бегство. Всей своей сущностью человек превращается в трусливо скрывающегося зайца. В некотором роде Беглец это одна из ипостасей Жертвы, восходящая по своей сути к взаимоотношениям между далекими предками человека и всякими агрессивными хищниками, любившими ими полакомиться. Но если образ Жертвы несет в себе помимо прочего элемент Самопожертвования, то Беглец просто убегает, скрываясь от врага, проблем или, например, смерти. Архетип трусов, дезертиров и малодушных людей. Герои кочующих античных сюжетов «Бросившие щит на поле брани», Колобок, Главные герои фильмов «Беглец» и «Бегущий человек», нацисты, укрывшиеся в Южной Америке.
Бессердечный (Гефест) - трезвый расчет, приземленность устремлений, критический склад ума и отсутствие признанных авторитетов. Бегство от любых проявлений чувств и показное презрение к эмоциям сочетается с подчас чрезмерной жестокостью по отношению к себе и окружающим. Таких людей часто уважают, но очень сильно недолюбливают, произнося что-то на вроде «Да у него сердца нет!». Неспособный любить, неспособный ненавидеть. Чистое воплощение незамутненного Рацио. Базаров, Свидригайлов, Жульен Сорель, Снежная Королева, Эраст Фандорин, Иманнуил Кант, Медсестра Рейчел, Маргарет Тетчер.
Бессмертный (Аид) - вечный человек, несущий на плечах груз эпох и тысячелетий. Не воскресающий, а просто не способный умереть. Чаще всего подобное бессмертие рассматривается не как благо, а как страшное проклятие. Если Воскресший, пройдя через смерть словно утверждает вечное торжество Жизни, то Бессмертный, умереть не способный в принципе является одним их символов Смерти, как это ни парадоксально. Не исключено, что люди описывали бессмертие в столь негативных красках, просто от обиды, что столь кроупное благо оставалось даже для самых лучших, богатых, умных и достойных из них недостижимым всегда. Вечный Жид Агасфер, Мафусаил, Дункан Маклауд, Кащей Бессмертный, Каин (по ролевой системе Маскарада), Арокко, Конт Дэ СенЖермэн, восставшие из пирамид Мумии, шумерский Ной, свифтовские струльбруги.
Близнецы (Деметра) – первый двойной Архетип (вторым являются Любовники). Не так прост, как может показаться на первый взгляд. Да он покровительствует всем близнецам, но это далеко не единственная его функция. Высшая и главная задача этого Архетипа воплощать в себе диалектические противоположности, которые не могут существовать одна без другой. Свет и Тьма, Добро и Зло, Жизнь и Смерть – все эти пары относятся к Близнецам. Точные копии друг друга с прямо противоположной сущностью и целями – вот что такое Близнецы. Ромул и Рэм, Янис, Инь и Янь, Новозаветные Бог и Дьявол, Христос и Антихрист, Ахурамазда и Ариман, Чернобог и Белобог, братья Диоскуры, Джулиус и Филип Эпстайны, Ежи и Петруччо, Шварценеггер и ДеВитто в фильме «Близнецы».
Богоборец (Гера) - дерзнувший пойти против высших сил и порядков, вступающий в сватку со Всевышним, Временем или Смертью. Попирающий извечные, изначальные законы бытия самим свои существованием. В то время как Бунтарь протестует против общества и людей, Богоборец не разменивается на подобные мелочи, и бросает вызов самому Мироустройству. Разумеется все го попытки переделать мироздание обречены на провал, но сама попытка изменить неизменное отчего-то как правило вызывала уважение, хотя и была строжайше запрещена. Восставший против бога ангел Сатаниил, Герострат, Икар, Прометей, Атлант, Ницше, Алистер Кроули, архитекторы Вавилонской Башни.
Бродяга (Гера) - Путник, Странник, Человек без дома, цели и хозяина, беспрестанный и абсолютно одинокий. Не служит ни злу ни добру, просто иногда его пути пересекаются с дорогами других людей. Классический и самый популярный романтический герой. Его Путь не имеет явно выраженной цели, даже если она есть более важным является не конечная точка, а сама дорога. Остановившись, желая «пустить корни» Бродяга теряет саму свою суть. Он не признает никаких авторитетов, редко кому помогает и крайне редко принимает чью-либо помощь, стараясь обходиться своими силами в любой беде. Арагорн до свей миссии, Безумный Макс, Хан Соло, Федор Конухов, Дриззт ДоУрден, странствующие самураи-ронины, Галактические автостоперы, калики перехожие, странник Артем.
Бунтарь (Арес) - радикальный преобразователь, сын революции, задирающий общество и носителей власти, но не сражающийся с божественным порядком. Может окончить свою жизнь как полным триумфом, в окружении легионов почитателей и славы или же уйти в мир иной никем не признанным и всеми оплеванным мучеником и преступником. Наиболее опасные для Государства и Закона личности. Легче умирить тысячу Бандитов, чем жалкий десяток Бунтарей, отравляющих своими идеями всех мало-мальски недовольных и неравнодушных. Пугачев, Че Гевара, Спартак, Чацкий, Гарибальди, Вендета, Бакунин, Декабристы, Рендел МакМёрфи, Мон Мотма.
Ведьма (Артемида) – она же Вдова, Горевестница, Летающая женщина. Архетип связанный с образами бесплодия, вдовствования, несчастной любви, а также чисто женской магией, мудростью и мистикой. Была одним из основополагающих столпов матриархата, с пришествием же патриархата осталась униженной, опороченной и ассоциируется теперь скорее с чем-то негативным, нежели положительным. Чаще выражается в достаточно зрелых и стархы женщинах, но далеко не всегда. Знающая многое о тайных силах природы, пугающая и жутковатая, но всегда по-особому притягательная и как женщина и как тайна. Выполняет также функцию схожую с функцией Мудреца, но только для женского пола. Галадриель, Баба Яга, Маргарита, Лилит, Пиковая Дама, Пифия, Матушка Абадейл, образ Греты Гарбо.
Вестник Смерти (Аид) - предвестник скорой кончины, первый звоночек для тех, чьи души скоро отправятся в царство мертвых. Можно сказать, что он сам по себе воплощает смерть, страну извечного невозвращения. Его символами являются черепа, кости, кладбища, могильный холод, дурные предчувствия и странные пугающие знаки. Следует разделять этот образ с образом Короля Подземного царства и с Медиатором-Проводником Душ. Вестник Смерти – это только предостережение, шанс справиться, попытаться сбежать (бессмысленное занятие), измениться в лучшую сторону, замолить грехи, очиститься перед последним пределом. Горевестник, Танатос, Блуждающий огонек, Азазело, Тень отца Гамлета, Некромант Неясыть, Баньши, Слепой Пью с черной меткой, Ворон каркающий «Невермор».
Воин (Арес) - Война мать родна. Рожденный для битв, побед, осад, атак и сладкой смерти на поле боя. Он не жестокий убийца, не благородный защитник обездоленных, он просто всегда есть там где точат мечи или грохочут пушки. Мотивация разных воинов совершенна различна, некоторые из них (меньшая часть) даже ненавидели собственную долю и участь, мечтая о лаженном мире. Как ни странно не чисто мужской Архетип, хотя война во все времена была скорее мужским делом. Гордые воительницы наподобие валькирий, амазонок или же скифских всадниц умели проливать кровь не хуже мужчин, несмотря на то, что женщине дано рожать, а не убивать. Ахилл, Сигурд, Илья Муромец, Тор, Сид, Кухулин, Рама, Конан, Вечный Воин-Герой Майкла Муркока, Неизвестный солдат.
Вор (Гера) - крадущийся в тени, срезающий кошельки, обчищающий карманы. Гроза всех богачей, сам не способный разбогатеть даже на время, вынужденный вновь и вновь промышлять своим ремеслом. Воровством, но никогда разбоем. Ловкий ушлый изворотливый карманник или взломщик (реже авантюрист, авантюрист – это скорее для Хитреца), для которого процесс важнее результата. Хоть воровство и порицалось во все времена и у всех культур, воры занимали (и сейчас занимают – вспомним «воров в законе») достойное место в иерархии криминальных структур. Воровство по сути искусство – причем куда более тонкое, чем обычный грабеж. Гаррет, Автолик, Алладин Ванька Каин, Гудзонский Ястреб, Ишикава Гоемон, Фокс, Кармен Сандиего, Оушен с 11 друзьями.
Воскресший (Гестия) – миф о воскрешении какого-либо бога или культурного героя присутствует практически во всех культурах и на всех континентах. Некоторые считают, что он столь распространен, поскольку выражает посредством образов смену природных циклов, объясняет как получается так, что за холодной снежной или дождливой зимой всегда приходит весна, а лето неизбежно кончается осенью. В отличие от Бессмертного, который своей вечной жизнью словно подчеркивает смерть и быстротечность всего сущего, Воскресший наоборот утверждает земную жизнь во всей ее красоте. Христос, Бальдр, Митра, Кришна, Осирис, Персефона, Лазарь, Аматерасу, Ворон.
Выживший (Гестия) - сохранивший жизнь в невозможных, несовместимых с нею условиях. Тот кто остался в живых, когда все прочие сдались на милость смерти ли просто сгинули не выдержав тяжести испытаний. Олицетворяет как сильнейшую волю к жизни (положительную черту), так и гаденько-подленькое желание «протянуть подольше любой ценой», не стесняясь в средствах, среди которых и питье мочи и каннибализм и прочие малоприятные вещи (отрицательную черту). Робинзон Крузо, герой фильма «Изгой», герои рассказов «Воля к жизни» и «Выживший», Последний Негритенок, дебил из фильма «Куб», тетка с «Титаника», пережившие «Большую Прогулку» Стивена Кинга.
Высокородный (Зевс) – аристократ, лощеный сэр, голубая кровь и белая кость в одном флаконе. Подобный герой может быть как добрым и отзывчивым, так и напротив жестоким, презирающим всевозможную чернь. На нем лежит ответственность за свой Род, насчитывающий, как правило, множество поколений. Без Рода он ничего не представляет, хотя тот же самый Род дает ему множество преимуществ перед обычными смертными. Благородство в обычно-бытовом, а не в этимологическом смысле этого слова как правило присуще Высокородному, но далеко не во всех случаях. Возможна и дегенерация и вырождение Высокородных. Персей, Френсис Бэкон, Евгений Онегин, Элронд, элои Герберта Уэлса, Принц Корвин, Драко Малфлой.
Гений (Аполлон) - совершенный духовно, умственно и, как правило, физически человек. Тот, кто выжимает из человеческих способностей все возможное и даже кусочек невозможного. Специалист во всех современных ему областях науки и культуры. Как правило, на много веков опережает свое время и часто остающийся до конца не понятым. Примеров людей раскрывших свой (да и вообще человеческий) потенциал настолько сильно насколько это возможно совсем чуть-чуть. Я лично без сомнений могу назвать только троих - Леонардо Да Винчи, Платон, Ломоносов.
Гладиатор (Дионис) - сражающийся на арене на потеху толпе. Не убийца, а актер от спорта. Вкладывающий все в победу. Иными словами Атлет. Спортсмен. Устанавливающий и бьющий рекорды. Всегда превосходно развит физически. Его тело – его главный инструмент, его хлеб, его жизнь и его сила. Традиционно считается несмышленым, глупым, необразованным, туповатым нежей (анекдоты про футболистов, боксеров и «качков» в том или ином виде существовали всегда), что может как быть правдой так и не соответствовать ей. Правда лишь в том, что Гладиатор скорее выбирает и взращивает в себе «здоровое тело», нежели «здоровый дух». Саин, Полидев, Тайсон, Джордан, Брюс Ли, Пей Мей, Марадона, Рокки, участники ритуальных ацтекских войн, бойцы различных примитивных «кругов силы» и прочих жестоких ритуалов разных народов, которые напоминали скорее спорт, а не войну в чистом виде.
Государь (Зевс) - царь, император, кайзер, великий князь и хан. Повелевающий толпою вообще и людьми по отдельности. Знает цену кнута и пряника. Ломает волю других. Иногда назначается сверху (божествами, высшими силами) или принимает трон по наследству, в крайнем случае достигает власти с помощью подковерно-закулисных игр, но как правило не берет власть сам – ибо это удел иного рода вождей - Демагогов. Олицетворяет собой Волю любого общества, в желаниях, страхах и мечтах Государя отражаются все желания страхи и надежды его народа. Оркужен либо всеобщей ненавситью, либо всеобщей любовью, а чаще всего и тем и другим одновременно. Сталин, Наполеон, Цезарь, Цинь Шихуанди, Чингиз Хан, Грозный, Король Артур, Фидель Кастро, Большой Брат.
Дама Прекрасная (Афродита) - воплощение идеала мужского видения красоты. Не внешней сексуальности, а скорее некоего внутреннего духовного света. Одна из тех которой посвящают мириады стихов, песен, а могут положить на ее алтарь и саму жизнь. Вечная Невеста, Лучшая Жена, Идеальная Супруга. Клеопатра, Беартиче, Эсмеральда, Елена Троянская, Мерелин Монро.
Даритель (Гера) – очень-очень важный, древний и серьезный Архетип, в том или ином виде присутствующий чуть ли не во всех вообще (!!!) выдуманных историях. Даритель – это тот, кто помогает герою пройти инициацию, определить себя, выводит его на новый уровень, открывает правду. Дар чаще всего нечто нематериальное хотя бывает и так, что все вышеописанное заключено в одной конкретной вещи. Даритель как правило сильнее и мудрее самого героя, но у него немного иная, скорее пассивная нежели активная роль. После передачи Дара Даритель либо исчезает из истории, либо погибает, либо эпизодически помогает герою, но всегда оставляет за ним право пройти основной путь самому. В низшем воплощении просто вручающий подарки. Волхвы, пришедшие к младенцу Христу, Иоанн Креститель, Калики перехожие «поднявшие» Муромца, Леди Озера подарившая Артуру Эскалибур, Баба Яга, научающая витязей, как одолевать того или иного злодея, Лис, объясняющий главное Маленькому Принцу, Хагрид нашедший Гарри Потера, Морфеус пробудивший Нео, Александр Второй «инициировавший» народ освободительной реформой, Николай Угодник (Дед Мороз, Санта-клаус и остальные производные), царь Гвидон.
Демагог, он же Вождь, он же Оратор (Гера) - дающий ответы, пудрящий мозги, владеющий в совершенстве словом, забивший на совесть. Стихийный, а не легитимный лидер. Харизматичный экстраверт наделенный огромным артистическим талантом и просто таки феноменальной способностью чуять настроение толпы. Вождь в чем-то похожий, но в чем-то противоположный Государю. Довольно часто эти два типа сталкивались в прямом противостоянии. Шансы на победу примерно всегда равны, история знает и победивших Демагогов и Государей. Гитлер, Перикл, Цицерон, Демосфен, Нобору Ватая, Владимир Жириновский.
Дева дикая (Афродита) - мистическое значение девственности и загадочная жестоко-получудовищная хтоническая сторона женской натуры. Беспощадная к мужчинам и их порокам. Она же Воинственная феминистка. Сексуальность ее будто бы чем-то придавлена, совершенно нераскрыта, хотя внешне может быть и весьма недурна собой. Яркий пример того, что делает с женщинами недостаточное количество секса, и в каких формах женщины могут сублимировать свои потаенные желания. Является чисто Женским Архетипом, составляющим пару Наследнику. Оба этих образа являют собой психотип существа уже переросшего стадию Ребенка, определившегося со своей половой ролью, но еще не прошедшего инициацию. Амазонки, скифские воительницы, валькирии, гурии, Жанна Дарк, Артемида, Брунгильда, Елизавета Первая (английская), Надежда Крупская, Валерия Новодворская.
Дикарь (Деметра) – человек огромной физической силы, прочно оторвавшийся от таких понятий как техника, культура, цивилизация, нормы морали. Близок к природе вообще и к животным в частности. Под это же определение попадают все варвары и т. н. «Естественные люди». Еще не зверь, но уже и не человек. Промежуточная стадия, чуждая как искусственному человеческому так и натурально-животному миру. Тарзан, Маугли, Энкиду, Калибан, Самсон, сатиры, кентавры, кельтские друиды и отдельные радикальные экологи.
Должник (Дионис) – тот кто обретает нечто, отдав за это нечто не менее важное. Он вечный должник и как правило отдать свой долг просто не в состоянии. Идя на подобный обмен, он прекрасно понимает какие несчастия могут его ожидать в будущем, но хитрые метафизические Торговцы всегда умеют убедить Должников. В низшем своем воплощении просто люди перманентно находящиеся на мели и никогда никому ничего не отдающие. Фауст (душу за магию), Фаринели (яйца за голос), Николо Паганини (душу за талант), Винсент Ван Гог (ухо за искусство), Русалочка (голос за ноги), Мидас (счастье за золото), Дейви Джонс (сердце за бессмертие), Тюр (руку за безопасность Асов)сказочные цари заключавшие сделки с чудищами (первенец за власть).
Дурак или же Безумец (Артемида) – светлая (а также и темная) сторона безумия и глупости. Благоглупость, нехитрое счастье вырастающее из недопонимания природы мира и людей порою защищающее, порою больно бьющее по голове. Шут, способный сказать правду в лицо власть имущим, не имеющий за душой ничего злого. Но и ничего серьезного тоже. Многие склонны полагать, что лишь в такой вот глупости и кроется истинная мудрость и единственно возможное счастье. Но безумцы далеко не всегда счастливы. Сложно быть счастливым, когда не до конца осознаешь окружающую тебя реальность, да и себя самого тоже. Форест Гамп, Иван Дурак, Незнайка, Петрушка, Арлекин, Король Лир, Сумасшедший Мельник, бравый солдат Швейк, Емеля, Гомер Симпсон, Джокер, лирический герой многих песен Кинчева.
Дурманящий себя (Артемида) - тот кто уничтожает свое тело, разум и душу в обмен на призрачные грезы, забытье или пустое никчемное удовольствие. Традиция употреблять различные «веселые» дары природы, начиная от перебродившего виноградного сока и заканчивая галлюциногенными кактусами, разумеется существовала и сейчас существует у всех племен и народов. Приобщение к мистическому, встречи с духами, разрушение границ сознания, практическая магия, наконец просто совершенно естественное людское желание «поймать кайф» - вот основные мотивы употребления разнообразных дурманящих зелий. Алкоголизм, наркомания, даже И-нет зависимость в этом смысле явления схожие – получение чистого концентрированного кайфа, вызванное желанием задурить себя, уйти из реального мира в иной, где все легче и проще. Таких можно жалеть, таких можно лечить – но им как правило не нужна ваша жалость, да и больными они себя не считают, а даже если и считают, то смиряются с этим. Лотофаги из «Одиссеи», Омар Хайям, старший Мармеладов, Иудушка Головлев в старости, Рауль Дюк и Доктор Гонзо, Венедикт Ерофеев, персонажи «Реквиема по мечте», очень многие рокеры и идеологи хипповского движения в шестидесятые.
Духовник, он же Наперсник, он же Патрон (Афина) - проникающий на самое дно бескрайнего моря человеческой души. Обретающий понимание чужих страхов и надежд. Глядящий сразу в суть человека. Тот кому доверяют секреты и тайны, тот кому верят, тот у кого надеются найти сочувствие и понимание. Ранее был чаще всего обезличен, во многих обществах в той или иной форме существовали традиции исповеди Небу, Воде, Камням или сжигаемой затем Бумаге (а также любому иному способу сохранения той или иной информации). Образ стал широко растиражирован с появлением и расцветом психологии и особенно психоанализа. Психея, Морок, Хельм, Джабер, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Александр Олимпович Бухановский, Торквемада, Игнатий Лойола, Доктор Курпатов.
Жертва (Аид) - принимающий страдание и смерть, за нечто что больше и выше его самого, своею смертью и страданиями обновляя и изменяя мир. Добровольный мученик. В какой-то мере способен сам наслаждаться своими страданиями и болью, пропуская их сущность через себя. Принесенная Жертва всегда усиливала ту ли иную идею, во имя которой она приносилась, Жертва часто служила аргументом как ЗА так и ПРОТИВ. Иов Многострадальный, Иисус Христос, Авель, Алесса Гилеспи, Персонажи Захер-Мазоха, неисчислимое количество замученных во имя какой-либо идеи или веры.
Жизнелюб (Гестия) - принимающий простые радости жизни, знающий им цену. Не впадающий в страсти и разврат, но не отказывающий себе не в чем. Улыбчивый, спокойный, достаточно приятный, но в то же время безмерно ленивый и пассивный человек. Даже обладая большою силой и мудростью, он вряд ли поспешит изменять мир. Ему куда важнее комфортно обустроить быт, чем приблизить к земле звезды. Будда, Ганеша, Гедон, Винни-Пух, Карлсон, Большой Лебовски, Гаргантюа и Пантагрюель, Эрленд Лу.
Жрец (Зевс) - хранящий заветы и исполняющий обряды. Оберегающий веру вообще и культуру в частности. Беседующий с Богом от имени своего народа. Чаще всего с трудом принимающий всяческие новации. Крепко держащийся за различные подчас глупые и несовременные традиции, ритуалы и ксоные догмы. Впрочем несмотря на это другого посредника между людьми и Богом нет. Многих (особенно в достаточно развитых секуляризированных обществах) не устраивает такое положение вещей, поэтому люди предпочитают не признавать ту или иную Церковь, оставаясь впрочем при своей собственной Вере. Разумеется большинство Жрецов считает подобное поведение неправильным и неугодным Всевышнему. Каяфа, Папа Римский, Патриарх всея Руси, Фроло, Имам Аятолла, Далай-Лама, отдельные рыцари храма Тамплиеров
Затворник, он же Отшельник (Гера) – одиночка, для которого одиночество ценно само по себе. Добровольный узник своего сознания, не ищущий новых ощущений и приключений. Тот кто решил опустить свои глаза внутрь своей души. Склонен очень много рассуждать и размышлять, даже если говорит очень мало. Порою создает наедине с собою гениальные творения или даже совершает открытия, но не спешит поделиться этим с другими. Другие мало его интересуют. Эту стадию проходили почти все великие пророки, удаляясь от людей в пустыню. В особо тяжких случаях такое затворничество превращается в аутизм. Человек дождя, «Человек в футляре», Аббат Антоний, Старцы Феофан и Серафим, Ученый Чертовой Долины, Константин Стрелецкий, Виктор Пелевин, Шрек, Обломов.
Защитник (Дионис) - рыцарь без страха и упрека, щит проклятых, униженных и оскорбленных. Приходящий из ниоткуда и уходящий вдаль к новым подвигам. Не ищет похвалы, не ищет богатства и даже не всегда жаждет славы. Он просто оберегает тех, кто слабее не прося ничего взамен. В самом примитивном и непафосном виде обыкновенный опекун. Мужской архетип соответствующий женскому образу Прекрасной Дамы. В некотором роде идеальный Муж, ведь главное,ч то должен предоставить самец своей самки, помимо передачи генов – это организация хорошей защиты для матери и своего же потомства. Святые заступники, Ангелы-Храниетли, Святогор, вернувшийся наконец домой и перебивший женихов Одиссей, Оби Ван Кеноби, Ланселот Озерный, Гари Мейсон, Пьер Безухов, Прекрасный Принц из любой детской сказки.
Земледелец (Деметра) - возделывающий поля, родящие плоды и злаки. Соль земли, традиционалист и конформист. Тот кто не дает обществу рассыпаться. Прочная основа и тыл, для всех других, свершающих большее. При всей своей простоте и близости к самым низким социальным слоям является носителем обычной житейской народной мудрости. В современном воплощении скорее всего обыкновенный офисный клерк, самая многочисленная основа всех корпоративных пирамид. Гесиод, Микулушка Селянинович, Платон Каратаев, Саламейский Алькад, Козьма Прутков, Исса - сын крестьянина, Сварог.
Злыдень(Арес) – не Злодей, а именно злыдень, то есть тот, кто постоянно зол без особых на то причин. Немотивированная ярость, гнев, раздражение, злость, злость и еще раз злость. Про таких говорят «злой как собака». У таких не особо много друзей, сложно с такими ужиться. Злость может проявляться как в недовольном ворчании, так и в яростном ломании всего, что попадется под руку. Причиной может быть нервная работа, недоеб, мудачизм, нехватка в организме эндорфинов, зато переизбыток адреналина. Некоторые профессии (прапорщик, следователь) почти немыслимы без подобной составляющей, это входит в часть социальной роли. Рыжая Ата, Кали, Геббельс, Шапокляк, Шрек, бабушки-вахтерши, бабушки-кондукторши, бабушки-гардеробщицы (о да!).
Игрок (Гестия) - что наша жизнь? Игра! Уходя с очередного этапа жизни без гроша в кармане, ставит все на зеро и трижды выигрывает. В этом вся соль игры. Сегодня ты, а завтра я. Важен даже не выигрыш, а сам процесс. Адреналиновый наркоман и вообще человек не лишенный других «маний». Игра – это всегда состязание, поле на котором очень многое решает как слепой случай, так и собственный опыт и мастерство. Некоторые уверяют что в основе вообще любой человеческой деятельности лежит один лишь азарт и желание перебороть, переиграть противников и себя самого. Герман, Игрок Достоевского - Алексей, Маверик Шулер, Йозеф Кнехт, Александр Друзь, Йохан Хайзинга.
Идол (Зевс) - тот, кто при жизни стал объектом почитания, обожания, поклонения и подражания. Живой бог, бродящий среди нас убогих. Тот, за кем идут и на кого молятся. Тот, кому прощают все и чьего несовершенства предпочитают не замечать. Очень часто для последующих поколений остается загадкой, отчего именно этот человек, а не кто-то иной, стал настолько любим в свое время. Золотой Телец, тот самый кумир, которого жестокий ветхозаветный Бог заклинал «не сотворять» в одной из своих заповедей. Императоры Китая, Фараоны Египта, Кумари – живая непальская богиня, Ленин, Элвис Пресли, Джон Ленон, Маддона (певица, а не Богоматерь).
Идущий Домой (Гестия) – Возвращение домой один из самых первых и главных сюжетов известных человечеству. Возвращение домой предвещает встречу с семьей, с теплом домашнего очага, с друзьями. Дом – это то место, где можно залечить раны, где можно смыть с себя дорожную пыль, место отдыха и успокоение. При этом надо понимать насколько велика разница между возвращением домой и любым другим путешествием, как например путешествие Бродяги, Первопроходца или скажем Пилигрима. Миф о вечном возращении каждого из нас был очень талантливо описан Ницше на примере Заратуштры. Одиссей, джойсовский Улисс, Девушка-из-воды, инопланетянин ЕТ, герой поздней лирики Бродского.
Избранный (Гера) - тот, кому свыше, по прихоти случая или же по рождению дана некая миссия, которой подчинена вся его жизнь. Некто не похожий на остальных, носящих печать избранности. Как правило, окружен друзьями, дарителями и наставниками, которые оберегают, охраняют его и не дают сбиться на этом тяжелом и нелегком пути навстречу своей судьбе. Архетип тесно связан с темой Судьбы вообще, ведь, как правило, Избранные не в силах что-то сделать, чтобы изменить свое положение. Иудейский Мессия (не путать с Христом), Дитя-Индиго, Калки, Махди, Лазарус Лонг, Нео, Фродо, Анакин Скайоукер, Герои Арканума и Фоллаута, Джон Коннор, Спероухоук - волшебник Земноморья, Гарри Поттер.
Имитатор (Афродита) - под эту категорию попадают и великие актеры и наглые добившиеся успеха самозванцы. Подражающие, переменяющие повадки, привычки и жесты. Очень часто под этим Архетипом скрываются люди попросту не имеющие своей жизни и поэтому вынужденные подражать чьей-то чужой. Карнавальная традиция скрывать напрямую (не в обобщенном смысле) лицо за некой маской также очень сильно повлияла на укрепление этого образа. Мистер Рипли, ЛжеДмитрий, Принц и Нищий, Допельгангер, Федор Шаляпин, Джон Малкович, Чарли Чаплин и другие великие актеры.
Кающийся (Афина) – иногда случалось так, что самые ужасные злодеи ближе к середине или концу своей грешной жизни вдруг резко менялись. Низкие грешники вдруг осознавшие, что нет никаких прав на существование и искупление. Кающийся проводит свою жизнь в попытках исправиться и искупить то, что сделал. Но вглубине души он всегда уверен, что слаб перед своей греховностью и безнадежен. Именно раскаявшиеся ценятся во многих морально-этических системах выше чем «стерильные» мало грешащие миряне. Мария Магдалина, Варраван, Белерофонт, Северус Снейп, вампир Луи, Джеймс Сандерленд, Дикобраз из фильма Сталкер, отец Верже, отец Анатолий, вернувшийся к отцу Блудный Сын.
Колесничий, он же Пилот, он же Капитан, он же Всадник, он же Возница (Гефест) – один из новейших Архетипов названный так, из-за того, что первым средством передвижения людей помимо ног и ездовых животных были именно колесницы. Архетип покровительствующий всем тем людям, чья жизнь связана так или иначе со всем, что ездит, плавает или летает. Бравый капитан или пилот формулы один или летчик-ас, все они по сути явления одного порядка. Человек управляющий машиной, ставший ее частью, плоть от плоти своей металлический или деревянный, как корпуса автомобилей или мачты кораблей. Низшее воплощение Архетипа кучера и таксисты. Капитан Немо, Шумахер, братья Черепановы, братья Райт, герои фильмов «Форсаж», капитаны Энтерпрайза и Серенити.
Критик (Гефест) - Ничто не совершенно и недостатки необходимо выявлять для всеобщего блага. Находить и выставлять на показ любые недостатки всех личностей или вещей, которые встречаются на пути - вот в чем состоит высшая ценность Критика. Архетип сатириков, правдорубов, в низшем проявлении просто любых людей любящих побрюзжать. Диоген, Ювенал, Фома Неверующий, Белинский, Вольтер, Свифт, Мольер, Марк Твен, Чехов, мальчик, что кричал «А король то голый!», Кролик.
Любовники (Гестия) – второй Архетип разбивающийся на два (первым были Близнецы), на Нее и Него. Истории любви всегда повторяются, являясь то в счастливом, то в трагичном воплощении. Любовь имеет тысячи лиц и какой бы она ни была счастливой, несчастной или даже обыкновенно-будничной она всегда идет рука об руку с этим Архетипом. Ромео и Джульета, Тристан и Изольда, Бонни и Клайд, Резанов и Кончита, Амур и Психея, Мастер и Маргарита, Кай и Герда.
Маг (Аполлон) - мудрый, могучий, могущий горы свернуть. Обладающий знаниями и умениями магическими, недоступными более никому. Служить может и добру и злу и себе самому. Его познания всегда идут вразрез с тем, что мы называем официальной наукой. Техника чужда Магу, хотя его нельзя однозначно назвать большим фанатом Природы. Его стихия – волшебство во всех его видах. Низшие проявления архетипа – фокусники, иллюзионисты и гадатели. Гэндальф, Мерлин, Рейстлин, Джаффар, Волхв Фаулза, Просперо, Рабби Лев, Гессер, Вольфганг Мессинг.
Мастер (Гефест) - некто способный многое сотворить своими руками. Изобретатель, техник, ученый практик и в широком смысле, любой добившийся вершин мастерства в своем деле. Окруженный схемами, чертежами, рычагами и шестеренками, самый главный адепт технического развития на планете. Верит в прогресс ради самого процесса прогресса. Именно благодаря таким людям наша жизнь обустроена сейчас с бОльшим комфортом нежели несколько тысячелетий назад. Дедал, Архимед, Гефест, Тесла, Ротванг, Иши Широ, Эдисон, Бэлл.
Мать (Гера) - самый древний и самый сильный из всех архетипов, который известен даже животным. Дающая жизнь и жизнь сберегающая. Начало и конец мира слитые воедино в одном теле. Синоним любви и жизни, хотя между тем из-за своей древности имеет едва ли не самую жуткую темную сторону, своеобразную архетипическую изнанку. Ассоциируются с первозданным хаосом природы и со способностью рождать ужасных чудовищ. Разгульное всевластие женского матриархата, ритуальный каннибализм, брачные традиции богомолов и пауков – все это те моменты, которые несколько портят святой образ Матери, но выкинуть их нельзя. «Венеры» эпохи неолита, Мать Сыра Земля, Гея, Ану, Фрея, Махимата, Дурга, Ева, Богоматерь, Тиамат, центральная богиня в неоязыческой секте Вики.
Манипулятор (Гефест) - он же Кукловод, он же "Тот кто за всем этим стоит!" Действует тайно, водя за нос сильных и глупых. Когда надо давит, когда надо подмазывается. Тонкий психолог и глубокий стратег. Практически лишен честолюбия в отличии от Государей и Демагогов, потому как все его самые замысловатые и красивые ходы как правило остаются незамеченными. Работе с толпой предпочитает работу с конкретными людьми. Архетип заговорщиков и политиков. Дарт Сидиус, Эддо Демерзель, Николло Маккиавелли, Яго, Фантомас, Кардинал Ришелье, Шико, Курильщик.
Медиатор (Аид) – проводник душ. Тот кто посетил мир мертвых. Олицетворяет своего рода границу между этим миром и параллельным миром теней. Абсолютно безмолвный, бесстрастный, иногда требующий плату за свои услуги. Видел все на свете и каждому из нас рано или поздно предстоит встретиться с ним. Встречается практически у всех культур и народов..Харон, Анубис, Остап синяя рука, Гермес, Яма, святой Петр.
Мечтатель (Афродита) - прячущийся от реальности в мир сказок и грез. Король облаков и воздушных замков. Эскапист с богатым духовым миром. Очень часто страдает от несовершенства и серой обыденности реальности, хотя не предпринимает никаких попыток ее изменить. Нередко сладкие грезы воплощаются в реальность, нередко путь грез ведет в никуда, оканчиваясь психическим заболеванием или наркозависимостью. Архетип фантастов и фантазеров. Дон Кихот, Мюнхгаузен, Асоль, Обломов, Кампанэла, Герберт Уэлс.
Миротворец (Афина) - призывающий забыть оружие и вражду. Вкладывающий розы в стволы пушек. Разоружающий и ведущий переговоры. Просто-таки физически не приемлет агрессию и делает все, чтобы ее избежать. Обратной стороной этого без сомнения благого начинания является отказ от любой борьбы на всех уровнях. Миротворец скорее простит того, кто изнасиловал его дочь и вероятно вытерпит любое унижение и плевок в лицо от захватчиков его родного дома. Ганди, Горбачев, Кот Леопольд, Нельсон Манделла, Сахаров, Том Бомбандил.
Монстр (Деметра) - один из самых древних архетипов. Угроза, таящаяся во тьме. Что-то большое, страшное и непознанное, враждебное ко всему человеческому. Практически всегда несет определенную угрозу жизни. Олицетворяет собой все наши страхи, тревоги и опасения. Также олицетворяет неукрощенную, дикую природу и весь тот сонм гнусностей и страхов таящийся в душе у каждого человека. Оборотной, светлой если можно так сказать, стороной Архетипа является его монополия на способность наказывать зазнавшееся, возгордившееся человечество, в те моменты, когда оно становится опасным. Этакий карающий меч Природы и Господа. Не путать со Зверем. Дракон, Фенрис, Пернатый змей, Грендель, Минотавр, Барлог, Шаи-Хулуд, Кинг-Конг, ОНО, Левиафан, Морской змей, Кракен.
Теги: архетипы