Фейковое будущее
Автор: Павел Казарин
Мы любим придумывать себе этические плацебо. Формулы, убеждающие в победе правды и справедливости над ложью и манипуляциями. Но на деле оказывается, что гений и злодейство совместимы. А правда совершенно не обязательно торжествует над кривдой. Битва фактов с фейками в самом разгаре – и итог этой схватки совершенно неочевиден.
Остроумно шутить о «второй древнейшей» любят люди, которые не знают, что журналистике примерно 500 лет. Это лишь еще одно наследие «галактики Гутенберга». Той самой, что появилась на свет после изобретения печатного станка. Впрочем, не только она. Маршалл Маклююен в одноименной книге писал о том, что протестантизм, капитализм, индивидуализм, демократия и национализм стали возможны именно благодаря появлению печатной технологии. Мир в том виде, каким мы его знаем – это все продукт технологии, возникшей пятьсот лет назад.
И следующие столетия журналистика менялась в одном ритме со всем миром. В середине XVII века в изданиях появилась первая реклама. К середине XIX века платные объявления стали основой бизнес-модели. Но все изменилось в тот момент, когда мир обнаружил, что живет в “галактике интернета”.
В 1993 году в мире было 130 сайтов. В 2007-м их число выросло до 1,2 миллиарда. Сегодня же около четырех миллиардов пользователей ежесекундно потребляют 45 Тб трафика. Сеть не просто стала средством коммуникации. Она изменила саму коммуникацию как таковую. На протяжении столетий человек привык подглядывать за миром в замочную скважину. А теперь технологии распахнули дверь настежь и мы стоим на пороге, продуваемые всеми информационными ветрами насквозь.
И в этой новой реальности нам еще лишь предстоит научиться жить.
Появление интернета в свое время воспринималось как победа над цензурой. Как пространство общения всех со всеми. Как территория свободы, до которой неспособны дотянуться правительственные плоскогубцы. Но оказалось, что на смену цензуре институциональной пришла цензура добровольная.
Человек оказался существом не рациональным, а рационализирующим. Он сперва делает выбор, а затем лишь ищет подтверждение своей правоте. В результате, информационное пространство стало состоять их непересекающихся пузырей. Обитатели каждого из которых живут в своей собственной информационной реальности. Вместо пространства общения всех со всеми сеть превратилась в изолированные клубы по интересам. Члены которых нормируют свои убеждения и лишь во время соцопросов и выборов обнаруживают существование других.
Пространство коммуникаций изменилось. Технологии лишили медиа роли монопольного посредника между говорящими и слушающими. Институциональная прокладка исчезла, а эффективность привычных форм цензуры серьезно пошатнулась. Впрочем, наряду с цензурой правды ослабла и цензура фейков. Каждый способен найти в сети то, что ему по душе. И неважно, насколько это сообразуется с реальностью.
И в этой новой реальности оказалось, что факты совершенно не обязательно торжествуют над фейками. Более того – часто они им проигрывают с разгромным счетом.