Битва иллюзий
I. Одна из главных отличительных особенностей эмоционально мыслящего человека - это его постоянное пребывание под влиянием иллюзий. Механизм этого явления уже описывался в предыдущих статьях - вместо того, чтобы стремиться к истинному представлению о вещах, эмоционально мыслящий человек отчасти сознательно, отчасти неосознанно, под влиянием эмоций, диктующих ему необходимость приведения своего состояния в состояние эмоционального комфорта, не будучи способным трезво анализировать и управлять своими эмоциями, всё время занимается конструированием новых и искажением существующих представлений о действительности. Любые негативные моменты из них сознание в угоду эмоциям стремится устранить, одновременно компенсируя реально существующие сомнения, неопределённость, неуверенность и т. п. конструированием выгодных, но не существующих реальности представлений, основанных на домыслах, ложных, логически ошибочных заключениях и т. п.
В целом, эмоционально мыслящий человек на удивление упорно и последовательно избегает смотреть в лицо правде и с фантастическим усердием изобретает всё новые и новые способы избежать трезвого анализа ситуации, связанного с необходимостью признать действительное положение вещей и начать делать что-то реальное. При этом, хотя иногда люди и вынуждены делать шаги навстречу действительности и освобождаться от тех или иных иллюзий, существуют некие ключевые иллюзии, которые крепче железобетонных конструкций и на отказ от которых эмоционально мыслящий человек пойти почти физически не может. Такие ключевые иллюзии зачастую неразрывно связаны с выбранными человеком жизненными ориентирами, самоидентификацией, главными направлениями его профессиональной или иной деятельности и т. п., и изъять их крайне проблематично без нанесения серьёзного удара по психике.
Кроме того, необходимо отметить и второй важный фактор, отвечающий за формирование и господство иллюзий, - иллюзии являются первым заменителем и заполнителем объективного представления о действительности, во множестве возникая там, где нет у человека достаточных знаний, проверенной информации, где зияют дыры, свободные от попыток обдумывания и осмысления тех или иных вещей.
Подобные дыры, заполненные иллюзиями, возникают как в сознании отдельного человека, будучи обусловленными его индивидуальным невежеством (часто незнание, например, элементарного школьного курса физики заставляет людей высказывать и защищать совершенно нелепый бред), так и в коллективных, общепринятых представлениях, и тогда бред печатается в учебниках, рассказывается по телевизору и т. п. Мифы на месте непонятного и неизвестного возникали во все времена, и сегодняшнее время не исключение.
Каждый миф, иллюзия - это попытка закрыть брешь в картине мира, пойдя по лёгкому пути - вместо поиска адекватного ответа поставить некую заплатку, создающую иллюзию ответа, объяснения чего-либо на основе привычных, обывательских или псевдонаучных представлений. Люди прошлого были уверены, что Солнце ночью движется по туннелю под землёй, что ритуалы с песнями и плясками повышают урожайность сельхозкультур, что мухи и прочие насекомые само зарождаются из пыли и грязи и т. п., сегодня люди верят в новые, современные мифы - искусственный интеллект, нанотехнологии, бозоны Хиггса и т. д.
Все факторы формирования иллюзий приводят к совершенно закономерному для эмоционально мыслящего мира результату - все иллюзии плотно сцепляются между собой, образуя плотное одеяло, заслоняющее от глаз не только отдельных людей, но и больших коллективов и даже всего общества реальную действительность, истинное положение вещей. Иллюзии определяют стиль жизни, ценности и пути, выбираемые обществом, иллюзии отвечают за исход выборов и ключевые решения, меняющие ход истории.
Определённые иллюзии могут на десятки лет быть основанием принимаемых в стране решений, заводя ситуацию в тупик у всех на глазах, под влиянием иллюзий могут стартовать многомиллиардные проекты, из которых неизбежно получается пшик, игра по выведенным из иллюзий правилам становится сверхзадачей мировых держав, на которую они тратят все свои силы и средства. Можно однозначно заключить, что мы живём в мире некой иллюзорной реальности, матрицы, которая, однако существует не где-то вовне, в головах людей, будучи составленной из общепринятых установок и стереотипов.
Недавно я прочитал статьи Ашманова (см. особенно "Правила Ашманова-2" и "Жизнь внутри пузыря"), одного из известных людей в российской интернет-индустрии, материал из которых, обобщающий опыт работы автора в IT-сфере (а ведь там работают, всё же не круглые дураки) и содержащий, в частности, рассуждения о феномене виртуальной реальности в проектах, являются очень хорошей иллюстрацией к теме данной статьи.
Из матрицы иллюзорной реальности человека вывести очень сложно. Любые разумные объяснения будут искажаться в этой матрице, теряя свой первоначальный смысл. Высказывания, опровергающие иллюзии или содержащие альтернативные объяснения, не будут восприниматься в этом качестве, а будут восприниматься лишь как попытка сместить акцент с одного объекта матрицы на другой. Фактически для человека, столкнувшегося с критикой представлений иллюзорной реальности, или с попыткой объяснить ему что-то новое, иное по сравнению с тем, что существует в этих представлениях, такая критика или попытки будут видеться лишь как отрицание одной части общей иллюзорной картины в пользу другой её части. Например, либерал за критикой рыночной экономики будет видеть призывы к коммунизму, технофанат за разговорами о духовности будет видеть религиозное мракобесие и т. п., при том, что и марксистско-коммунистическая и либеральная идеи строятся на одном и том же иллюзорном фундаменте, а технофанатизм и религиозный фанатизм - это весьма похожие между собой явления. Т. о., общим свойством подавляющего большинства является приверженность иллюзорной реальности и отрицание реальности истинной, при разнице лишь в том, какие конкретные иллюзии из этой общей иллюзорной картины им нравятся больше, а какие - меньше.
Отчасти выбор человеком той или иной иллюзии может быть обусловлен, конечно, его личными интересами, положением в обществе, принадлежностью к той или иной социальной группе и т. д. (вряд ли, например, есть много коммунистов среди банкиров). Но с другой стороны, личные интересы можно рассматривать и учитывать совершенно независимо от иллюзий, и более умные и прагматичные люди поступают именно так.
Может создаться ложное впечатление, что иллюзии - это удел неких оторванных от жизни мечтателей, которые никогда и не пытаются приступить к реальным действиям, а занимаются лишь пустой болтовнёй ни о чём. Однако это не так. Дело в том, что выбор и приверженность иллюзиям зачастую происходит не только не по прагматическим интересам, а даже вопреки им, и, зачастую, люди, прагматичные в одних вопросах, находятся под полным и абсолютным влиянием иллюзий в других. Истина заключается в том, что, находясь под влиянием эмоционального мировосприятия и пренебрегая разумным подходом, избавиться от иллюзий невозможно в принципе, и каким бы прагматичным человек ни был, как бы не был настроен он на реальные действия, он неизбежно попадёт в ловушку самообмана и потерпит полный провал. Более того, потерпев неудачу в одной иллюзии, активный эмоционально мыслящий человек немедленно впадёт в зависимость от другой иллюзии и будет идти к своему очередному провалу. Можно сказать совершенно однозначно: любая иллюзия является вредной и будет оказывать на человека пагубное влияние.
II. Рассмотрим природу иллюзий и существование человека в иллюзорном мире более подробно. Собственно, в каждой иллюзии есть хотя бы малая крупица здравого смысла. Цепляясь за эту крупицу, эмоционально мыслящий человек будет тешить себя правдивостью иллюзии и надеждами на её реализацию. Мастер создания иллюзий Геббельс в своё время описал рецепт "Чтобы люди поверили в самую чудовищную ложь, нужно добавить в неё маленькую капельку правды". И этот рецепт действительно работает по отношению к подавляющему эмоционально мыслящему большинству.
Процесс формирования глобальной иллюзии начинается именно с этой одной маленькой крупинки правды (в особо редких случаях может быть даже пара или несколько крупинок). Однако ленивые и не способные мыслить целенаправленно эмоционально мыслящие люди, встретив крупинку правды и здравого смысла, отнюдь не собираются развивать эту крупинку дальше. Напротив, они её замораживают, приклеивают к ней какую-либо иррациональную оценку, связывают с ней какие-либо надежды и т. п. и начинают навешивать и наращивать на эту крупинку тонны домыслов, бреда, заблуждений и т. п., формируя иллюзию. В конце концов эта иллюзия, выращенная из изначально более-менее адекватного соображения, мысли, теряет абсолютно всякую адекватность и связь с реальностью и становится абсолютным воплощением абсурда и маразма.
Более того, неизбежность превращения любого разумного суждения в абсурд и построения на его основе иллюзий является отличительной особенностью мышления эмоционально мыслящего человека. Тяга к формированию иллюзий у него непреодолима. При этом, если у разумного человека естественным поведением является конструктивное обсуждение с целью проверки в нём своих убеждений и установления истины, причём главной целью для него является именно установление истины, разработка и реализация адекватного, ведущего к решению задачи плана, то для человека эмоционально мыслящего заменой такого конструктивного обсуждения будет являться ни что иное, как отстаивание своих любимых иллюзий, причём вне всякой связи с действительным решением обозначенных им проблем и декларируемых им задач. Отстаивание иллюзии будет для него самоцелью, и действительное нахождение решения будет принесено в жертву. Но в этом нет ничего удивительного.
Эмоционально мыслящий человек - раб эмоций, который не может им сопротивляться, и, выстраивая иллюзию, он запечатывает в ней именно собственные эмоции, которые не дают ему просто так от неё отказаться.
Эмоционально мыслящий будет защищать, например, однозначно и очевидно провальный проект, который никаких поставленных задач не решит, вместо того, чтобы начать новый, с учётом допущенных ошибок, именно потому, что правильность, эффективность и успешность в конце концов реализации поставленной задачи для него вещи (точнее, трезвый взгляд на эти вещи) совершенно второстепенные по сравнению с эмоциональной привязанностью к провальному проекту и стремлению сохранить собственную самооценку и эмоциональный комфорт, не борясь с ложными эмоциями, а потакая им.
Подобная стратегия эмоционально мыслящих людей приводит к совершенно закономерному результату - любое обсуждение любой проблемы, любой поиск решения любой задачи, любая попытка анализа ситуации и т. п. превращается в совершенно абсурдное по своей сути и бесплодное по результату столкновение иллюзий, в котором один маразм кладётся на чашу весов против другого маразма и одно самомнение против другого самомнения.
В споре друг с другом эмоционально мыслящие любители иллюзий способны спорить между собой бесконечно, талдычя одно и то же и не сближая свои позиции не на шаг, и, как ни странно, можно подозревать, что некоторым из них нравятся такие "дискуссии". Очевидно, потому что каждый из собеседников может при этом делать вид, что отстаивает некую важную и конструктивную идею, защищает собственные убеждения и т. п. Но на деле если эмоционально мыслящему человеку, защищающему свою иллюзию, попытаться нечто доказать с помощью разумных аргументов, отсутствие связи между декларируемой и реальной сутью иллюзии становится очевидной. Как правило, его речь сразу совершенно теряет самые малейшие признаки логики, а поведение и реакция быстро становится всё более иррациональной и неадекватной.
Как только эмоционально мыслящий человек чувствует, что почва выплывает у него из по ног, и он начинает себя вести совершенно неадекватно - пытается заткнуть собеседнику рот, высказывает против него личные обвинения и выпады и т. п., в крайнем случае просто отказывается от диалога и избегает всяческих попыток его продолжать.
С точки зрения разумного человека поведение отстаивающего свою иллюзию, который не только не видит, но и категорически не желает видеть отсутствия в своих доводах какой-либо связи с декларируемой задачей, является удивительным. Но с точки зрения эмоционально мыслящего, который привык опираться в своих суждениях на догмы и домыслы, и считать какую-либо логику совершенно лишней, это достаточно естественное поведение. Собственно, его "логика" при защите иллюзии состоит в опоре на два элемента: это, во-первых рациональноподобное суждение, основанное на той самой единственной крупице правды, во-вторых, эмоционально-оценочный ярлык, который прикреплён к данной иллюзии, и который для эмоционально мыслящего служит главным оправданием необходимости отстаивания данной иллюзии. Ну а третьим элементом является собственно бред, который никак не связан ни с рациональноподобным суждением, ни с эмоционально-оценочным ярлыком, и который, будучи заключён между двумя данными элементами, просто излагается без каких-либо доказательств. Например, рациональноподобное суждение: Саддам Хусейн - диктатор, эмоционально-оценочный ярлык: демократия - это хорошо, бред: нужно начать войну в Ираке. Логика авторов, доказывающих свои иллюзии, это - "в огороде бузина, а в Киеве дядька".
III. К сожалению, иллюзии безраздельно практически господствуют и в таких важных вопросах, как, например, обсуждение проблем улучшения общества или будущего России. Заявляя на словах о приверженности решению данных проблем, сторонники иллюзорных идей занимаются между собой выяснением исключительно вопроса о том, какая из иллюзий по данной теме для них приятнее, не проявляя ни малейших признаков вменяемости и склонности к учёту и адекватному восприятию реальных аспектов этих проблем.
Если смотреть с практической сторны вопроса, то видимое со стороны, но остающееся абсолютно незамеченным для сторонников данных иллюзорных идей их неизменное свойство - это желание строить на песке огромные замки. Эти сторонники не видят абсолютно никакой необходимости в продумывании собственного сценария, в учёте разных моментов, его касающегося и т. п., вместо этого они включают неуёмный полёт фантазии, рассуждая о радужных перспективах реализации подобных иллюзорных идей, превознося все его достоинства (т. е. достоинства собственной фантазии) и т. д., и на попытки вернуть их на землю выдают всё новые и новые порции фантастики. Вторая важная особенность иллюзорных идей в данном аспекте - это желание строить иллюзию на совершенно частной, второстепенной и мелкой основе. В каждой ситуации есть моменты более и менее фундаментальные. Если идея строится на фундаментальном моменте, понимании некой фундаментальной закономерности, то, даже, будучи изначально малопродуманной, она имеет шанс на реализацию. Например, малопродуманная революция большевиков, опиравшаяся во многом на иллюзорные идеи, была успешно осуществлена, т. к. в своей рациональной части опиралась на довольно фундаментальные моменты. Открыв под влинием иллюзий тюрьмы, большевики вынуждены были вскоре вновь их вернуть, и отмену денег тоже пришлось отложить, и от идеи мировой революции отказаться и т. п., но заявленные большевиками лозунги о необходимости модернизации страны, сломе давно устаревшей сословно-монархической системы, тормозившей развитие общества, ликвидации искуственного социального неравенства и социальной несправедливости и т. п., достаточно хорошо соответствовали фундаментальным историческим тенденциям. Однако авторы иллюзий не видят никакой разницы, во-первых, между моментами фундаментальными и второстепенными, частными, а во-вторых, практически всегда, первоначальная идея рациональная, которая в узком, частном применении могла бы иметь всё же некую малую ценность, в ходе выстраивания иллюзии неимоверно сознательно расширяется фантазией автора, охватывая заоблачные выси и неизведанные дали, а иллюзия наполняется всевозможными чудесами и волшебством, компенсирующими изначальную малоценность идеи. При этом, если идея фундаментальная совместима с другими рациональными идеями, она способная присоединять их к себе или объединяться с ними, наращиваясь, уточняясь, углубляясь за их счёт, то лежащая в основе иллюзий второстепенная, частная идея, любым конструктивным идеям враждебна, и её автор может придерживаться в споре только политики конфронтации, что объясняется тем, что место фундаментальных моментов, которые он на самом деле и не думал продумывать, занимают абсурдные конструкции, доказать и реализовать которые невозможно.
Впрочем, в значительной части, у кого-то больше, у кого-то меньше, место продуманного анализа занимают даже не фантазии и какой-то оригинальный бред, а пустота.
У некоторых людей, отстаивающих свои иллюзии, процент этой пустоты приближается к 100%, и в этом случае их доводы практически целиком построены на каких-то пустых абстракциях, которые сам автор не понимает и не может дать им какое-то внятное определение, но при этом яро спорит, кипятится и обвиняет оппонентов в невежестве (особенно часто это проявляется тогда, когда человек заимствует чужие иллюзии, не вникая в их суть и не понимая даже ту абсурдную логику, которая в них заложена). Вообще, можно заметить закономерность, что любая иллюзия, возникнув, постепенно стремится к такому вот вырожденнному состоянию, когда в ней не остаётся не просто конструктивного содержания, но и содержания вообще, происходит полный отрыв от реальности, и остаётся лишь некое название, некие пустые абстракции, некие чисто эмоционально-оценочные ярлыки (подобный процесс, например, можно было наблюдать в отношении той же коммунистической идеологии, выродившейся в конце концов лишь в пустые малосодержательные лозунги). Спорить с защитниками вырожденных иллюзий особенно тяжело, поскольку даже того бреда, за который можно было бы уцепиться и попытаться его опровергнуть, нет, а защитники занимают просто позицию тупо отрицающих любые контрдоводы и никак даже не пытающихся объяснить суть своей точки зрения упрямых баранов, которым всё по барабану.
Влияние иллюзий и опыта дискуссий в рамках этой иллюзорной реальности, отстаивания иллюзорных идей крайне пагубно действует на человека. Многие люди утрачивают какое-либо чувство контакта с задачами, существующими в реальности, полностью переключаются на тот стиль абсурдного бессодержательного диалога и взаимодействия с другими людьми, при котором защищается лишь вымышленное, эмоционально закреплённое иллюзорное представление и становятся абсолютно неадекватными в своих выводах относительно реальных вещей. Всё же, хотелось бы думать, что среди этих пустых болтунов и стойких защитников иллюзий есть люди, не утратившие способности вспоминать хотя бы, отчасти, о реальности, для которых действительная реализация декларируемых целей ещё имеет какое-то значение.
Хотелось бы верить, что эти люди окажутся способны осознавать разницу и разделить иллюзии и какое-то отдельное конструктивное содержание, идеи, направленные на реализацию цели, окажутся способны не стать абсолютными рабами иллюзий, автоматическая реакция которых - отрицать всё и защищаться от любой критики, а смогут найти общий язык друг с другом на основе здравого смысла, логики, конструктивных идей, на основе разумного диалога и взаимопонимания.
Приведу здесь одну цитату из книги Ашманова "Жизнь внутри пузыря" (хотя пишет он здесь об IT-проектах, но данные соображения отлично распространяются и для общего случая):
" При бурном найме в начале проекта в компанию попадают, мягко говоря, разные люди. Тут и родственники-друзья инвестора, и шарлатаны разных мастей, и просто случайные люди, которых засосал пылесос быстрого найма и высоких зарплат. Вам нужно распознать в этой массе и соединить в своего рода социальную сеть людей из разных отделов, кланов, групп, мотивированных делом, а не интригами или шкурными интересами. Распознать их достаточно легко — это те, кто говорит кратко, разумно и по делу на совещаниях, а после совещаний выполняет принятые на них решения. Эта социальная сеть, однажды создавшись, довольно устойчива и сама себя поддерживает (так же, как поддерживают себя существующие в компании параллельно негативные социальные сети лентяев, взяточников и расхитителей, карьеристов и интриганов). Обычно она горизонтальна, то есть пронизывает все подразделения — вы находите нормальных, разумных, работающих людей в маркетинге, пиаре, разработке, финансах, администрации, охране, распознаёте друг друга и начинаете друг на друга опираться."
Вся эта ситуация с пустой вознёй и отстаиванием иллюзорных идей вместо какой-либо конструктивной деятельности, безусловно, печальна. Задача прекращения битвы иллюзий и закрытия того театра абсурда, который существует сегодня на арене обсуждения важнейших вопросов развития страны и общества, является наиболее актуальной задачей на данный момент. Без выполнения этой задачи, без обращения к разумному подходу вместо отстаивания собственных иллюзий, невозможно никакое дальнейшее продвижение.
Следует помнить, что продвижение иллюзий бесперспективно, любой успех в их продвижении ведёт только к усилению битвы иллюзий и ужесточению конфронтации, когда против иллюзии выдвигаются другие, ещё более абсурдные контриллюзии, и любая попытка реализации иллюзорных идей закончится ничем, оказавшись пагубной в первую очередь для её авторов. Короче, всем сторонникам улучшения общества нужно немедленно прекратить отстаивание иллюзий и генерацию разнообразного абсурдного бреда и начать мыслить разумно, стремясь к взаимопониманию друг с другом на основе общих задач и целей.