Насилие для чайников. Часть седьмая. Жестокое обращение с детьми.
Термин «домашнее насилие» в основном применяется по отношению к женщинам, и предыдущие (и последующие) статьи под этим тегам тому подтверждение. Пришло время рассказать о ещё более бесправной прослойке общества: о детях.
Подлость насилия в отношении детей в том, что дети находятся ещё и в прямой правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. И не только по закону: ребёнок просто воспринимает родителя как своего защитника и того, кто помогает выжить в мире, потому что сам ребёнок выживать ещё не умеет. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Из них каждый десятый ребенок умирает, а порядка 2000 детей кончают жизнь самоубийством. Только в московские больницы каждый год поступает порядка 1800 детей, совершивших реальную попытку суицида.
***
НАСИЛИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАД РЕБЁНКОМ
Когда ребёнок – жертва и объект насильственных действий.
Маленький ребёнок не знает, чокак в нашем мире с отношениями, и всё копирует с родителей. Чтобы было понятно, насколько рано ребёнок умеет понимать всё, что происходит вокруг, скажу, что родной язык младенцы начинают усваивать ещё до рождения (перевод статьи), и изучение грамматики родного языка происходит в неговорящий период. Поэтому убеждённость многих родителей «дети тупые» – не более чем успокоительная иллюзия и отмазка.
Первая социализация происходит в семье. Взаимоотношения между взрослыми становятся наглядным примером, из которого дети выделяют, зачастую неосознанно, основные сценарии и базовые принципы организации внутрисемейной жизни. То есть постоянное насилие в семье воспринимается ребёнком как _нормальный_ способ общения, потому что родители для ребёнка – боги. И дальше такой способ общения переносится за пределы семьи.
Термин «жестокое обращение с детьми» как конкретное юридическое понятие впервые появился в нашей стране в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г. В Кодексе жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для принятия решения о лишении родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.
Само понятие жестокого обращения с ребёнком в русском языке обычно относится к конкретным действиям и не охватывает весь спектр действий, наносящих вред ребёнку. Вместе с тем, в западной, в первую очередь англоязычной терминологии давно устоялось такое обобщающее понятие, как child aduse and neglect (CAN).
Определение понятия «жестокое обращение с ребенком» зависит от правовой и моральной точек зрения точно так же, как и от исторически изменяющихся социокультурных и профессиональных подходов и условий. Обобщая сложившиеся в настоящее время подходы к определению этого понятия в цивилизованном мире, можно сказать, что жестокое обращение с детьми происходит там и тогда, где и когда детям фактически причиняется вред через оскорбление, несправедливое наказание, побои, чрезмерные требования или запрещения чего-либо из «любви к ребенку». Оно включает в себя: физически жестокое обращение, убийство, вред вследствие неоказания помощи, дефицит необходимой защиты и заботы, вред психике, пренебрежение.
Пренебрежение - это отсутствие таких необходимых компонентов нормального развития ребёнка как уход, содержание (питание, обеспечение одеждой и т. д.), забота о здоровье, защита, контроль и требовательность родителей или опекунов. Понятие «здоровье ребёнка» следует рассматривать в данном контексте очень широко: это и физическое развитие в соответствии с возрастом, и душевное здоровье, и социальная зрелость. Важно обратить внимание на то обстоятельство, что отсутствие требовательности и контроля со стороны родителей оценивается не только как пренебрежение, но и как жестокое обращение. Почему? Основанием для такого подхода являются следующие соображения.
В процессе педагогического и социализационного воздействия ребёнку необходимо усвоить те нормы и моральные практики, которые сложились в социуме. Только тогда он имеет шанс интегрироваться в социальное пространство и занять определенную социально одобряемую позицию, дающую ему возможность действовать легально. В противном случае ему предстоит пройти путь формирования девиантной или преступной карьеры, которая, вырастая из неблагоприятных условий в семье, может развиваться по трём схемам: 1) неудачи в школе - знакомство с преступной субкультурой - правонарушения - тюрьма/колония - углубленная профессионализация в преступном мире; 2) неудачи в школе - знакомство с делинквентной субкультурой - девиантное поведение (злоупотребление алкоголем, наркотиками, проституция и т. д.) - смерть или самоубийство; 3) наложение друг на друга первого и второго направлений.
Психологическое или эмоциональное насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое (психологическое) резко негативное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.
Это насилие осуществляется по-разному, вербально и невербально, и к нему относятся:
- открытое выраженное неприятие личности и постоянная жестокая критика ребёнка;
- оскорбление и унижение достоинства ребёнка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка от окружающих людей, включая сверстников и ровесников;
- предъявление к ребёнку чрезмерных психолого-педагогических требований, не соответствующих его возрасту или индивидуальным возможностям;
- ложь ребёнку и постоянное невыполнение взрослыми обещаний, данных ребёнку;
- грубое уничижительное психическое воздействие социально-экономического смыслового рода и т.п.
Это поведение, вызывающее у детей страх; заниженные или завышенные требования, свидетельствующие о непризнании ребёнка родителями и препятствующие построению им представлений о собственной ценности. Сюда же относятся: душевная жёсткость; психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), а также некоторые запреты чего-либо, якобы оправданные любовью; гиперопека и чрезмерная забота, которые могут вызвать чувства беспомощности, бесполезности и абсолютной зависимости ребёнка от родителей.
Принуждение «из любви» и невнимание к детским потребностям также являются насилием. Насилие над душой относится к такой форме насилия, которую трудно узнать и воспринять. Оно делает ребёнка неуверенным, заставляет держаться особняком, вгоняет в депрессию и печаль или же делает агрессивным и способным к ответному насилию (может быть, не сейчас, а через некоторое время, возможно, через годы). Если ребёнок в прямом или переносном смысле «остается один», если к нему долгое время не проявляется внимание и нежность, у него не появляется связанной с этим эмоциональной защищенности, а это и есть насилие над душой ребенка. Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, пассивность, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.
Жестокое физическое обращение - насильственное воздействие на ребенка, которое ведёт или может привести к причинению физического вреда. Это преднамеренное нанесение детям физических повреждений (увечий) родителями или лицами, их заменяющими (замещающими), либо ответственными за воспитание детей. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Физическое насилие можно распознать по характерным особенностям внешнего вида ребёнка и по характеру имеющихся травм.
Внешний вид (особенности физических травм при насилии):
- множественные физические повреждения, имеющие специфический характер: синяки от хватки пальцами, следы от порки ремнём, даже сигаретные ожоги и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (у грудных детей);
- признаки плохого ухода: гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, краснота, сыпь, язвы на коже и слизистых оболочках тела (что особенно характерно для не получающих должного ухода детей младенческого и раннего возраста).
Жёсткость и интенсивность насильственного поведения оценивается в зависимости от возраста и чувствительности ребёнка, а также от отношений между взрослым и ребёнком (бытует мнение, что чем ужаснее внешне видимые проявления физического насилия, тем страшнее последствия для развития ребёнка. Исследования, однако, показывают, что это не так, поскольку дети и подростки существенно отличаются по своим психологическим характеристикам).
Сексуальное злоупотребление происходит, когда ребёнок используется взрослым человеком или старшим ребёнком (подростком) как объект для удовлетворения сексуальных потребностей с применением насилия или без него. При этом насильник злоупотребляет доверием ребёнка и использует свои властные возможности. Наиболее частые формы сексуальных злоупотреблений: словесные приставания; «сексуальные прикосновения»; оральные, вагинальные и анальные изнасилования. Ребёнок не всегда осознает значение злоупотребления (и ему не обязательно будет нанесён физический вред), поэтому он может бездумно согласиться на предлагаемые ему действия.
***
ВНУТРИ СИТУАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В ЦЕЛОМ
Ещё один аспект – когда насилие совершается не над ребёнком, но в пределах семьи. Раньше дети, находившиеся в такой ситуации, описывались в исследованиях как «свидетели насилия» или «молчаливые свидетели», теперь термины поменялись на «подверженный домашнему насилию», «испытывающий домашнее насилие» и «живущий в ситуации с домашним насилием». Потому что «молчаливый свидетель» - это вынос ребёнка за пределы ситуации насилия, это позиция пассивного наблюдателя, тогда как ребёнок непосредственно в ситуацию включён, и часто насилие совершается над ним тоже. Дети самым непосредственным образом вовлечены в динамику насильственных отношений и являются ее прямыми участниками. В данной ситуации они создают свои собственные стратегии сопротивления и адаптации, которые ложатся в основу их практики выживания.
Можно выделить три основных типа вовлечённости детей и подростков в ситуацию домашнего насилия. Эти типы могут присутствовать в каждой конкретной ситуации как отдельно, так и вместе.
Первый тип – непосредственная вовлечённость в качестве объекта агрессивных действий. Это уже было рассмотрено выше.
Второй тип, который во многом смыкается с первым – непосредственная вовлечённость в качестве объекта манипуляций. Этот тип представляет собой одну из тактик установления власти и контроля, часто используемую обидчиком. Данный тип вовлеченности обычно проявляется в такой форме как использование детей обидчиком для установления контроля над взрослой жертвой. Этот тип может включать в себя эпизоды физического и/или сексуального насилия над детьми, при этом основная цель актов насилия здесь – не ребёнок, но его мать. К насилию по отношению к ребёнку обидчики прибегают с целью подчинения основной жертвы, её устрашения и установления над ней полного контроля. Этот тип вовлеченности также включает в себя использование детей как заложников, принуждение детей к вовлечению в физическое и психологическое насилие над взрослой жертвой, борьбу за родительские права с использованием манипуляции над детьми, и т.п.
Третий тип вовлечённости подростков в ситуацию домашнего насилия можно обозначить как опосредованную вовлечённость: ребёнок не является жертвой агрессивных действий, а «всего лишь» наблюдает за развитием ситуации, в которой присутствует насилие. Проблема здесь заключается в том, что домашнее насилие наносит ущерб ребёнку не только тогда, когда он является непосредственным объектом насилия со стороны отца, но даже когда он просто наблюдает за его жестокостью по отношению к матери. Как свидетельствуют западные специалисты, психологическая травма, которую получают подобные дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Испытываемые ими поведенческие, соматические и эмоциональные проблемы практически такие же (Jaffe, Wolfe, and Wilson, 1990). Детям – «просто» свидетелям домашнего насилия наносится огромная психологическая травма, которая приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку (Lehman, 2000).