Самопроцесинг - Форум психологов. Турбо-Суслик форум. Система ТЕОС. Процесинг Игр А.Усачева.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рациональность и иррациональность

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Оптимально использовать Шаблон без обработчиков - рабочий Шаблон ТЕОС

Иррациональные идеи

Эллис выявил одиннадцать идей, или ценностей, которые иррациональны, полны суеверия или «бессмысленны», но которые получили широкое распространение в западном обществе и, по-видимому, «с неизбежностью ведут к неврозу» (Ellis, 1962, р. 61).

1. Существенно, чтобы человека любили или одобряли практически все представители его окружения. Эта идея явно иррациональна, поскольку цель эта недостижима, пытаясь ее достичь, человек становится менее самостоятельным, более неуверенным и в результате — более саморазрушающим. Желательно быть любимым; однако разумный человек не станет приносить в жертву собственные интересы и устремления в попытке достичь этой цели.

2. Человек обязан быть абсолютно компетентным, адекватным и успешным, чтобы быть достойным уважения. И такое вряд ли возможно, а настойчивое стремление к этому может привести к психосоматическому заболеванию, появлению чувства неполноценности, неспособности жить собственной жизнью, постоянному чувству страха перед неудачей. Разумный индивид стремится делать добро ради самого себя, а не быть лучше других, получать удовольствие от деятельности, а не занимается ею исключительно ради результатов, учиться, а не пытаться быть совершенным.

3. Некоторые люди плохие, порочные или подлые и, следовательно, заслуживают наказания и обвинения. Эта идея иррациональна, поскольку не существует абсолютных стандартов истины, а свобода воли незначительна. «Неправильные» или «аморальные» поступки являются результатом глупости, невежества или эмоциональных нарушений. Все люди подвержены ошибкам и совершают их. Обвинение и наказание, как правило, не приводят к улучшению поведения, поскольку не способствуют уменьшению глупости, приобретению ума или улучшению эмоционального состояния; в действительности наказание зачастую ведет к ухудшению поведения и усугублению эмоционального расстройства. Разумные индивиды не винят себя или других. Подвергаясь обвинениям со стороны окружающих, они пытаются исправить или скорректировать свое поведение, если были не правы; если же они считают себя правыми, то осознают, что такое обвинение — показатель нарушений у других. В случае ошибок окружающих разумные люди пытаются понять и, если это возможно, предотвратить их повторение; в случае невозможности это сделать, они стараются не позволять, чтобы чужое поведение выводило их из душевного равновесия. Допустив ошибку, разумный человек понимает и принимает свое поведение, а не разрешает ей превратиться в катастрофу или привести к ощущению никчемности.

4. Просто ужасно, когда дела идут не так, как нам бы хотелось. Это признак иррационального мышления, поскольку разочарование — вполне нормальное чувство, однако, длительно и сильно расстраиваться не стоит, ведь нет оснований полагать, что дела должны быть не такими, как они есть на самом деле, расстройство крайне редко изменяет ситуацию, а обычно делает ее хуже; если невозможно исправить ситуацию, единственным разумным выходом будет принять ее, разочарование не приведет к эмоциональному нарушению, если только мы не поставим свое удовлетворение или счастье в зависимость от исполнения своих желаний. Разумный человек избегает преувеличивать значимость неприятных ситуаций и работает над их улучшением или же принимает их, если невозможно улучшить. Неприятные ситуации могут причинять беспокойство, но ни одна из них не является ужасной или катастрофической, если только мы сами ее так не определяем.

5. Причиной несчастий служат внешние обстоятельства, не во власти человека контролировать этот процесс
. В действительности внешние силы и события, даже сопряженные с физической угрозой, обычно психологичны по своей природе и не могут причинить вреда, если только мы не позволим им это (за счет своих установок и реакций). Люди причиняют себе беспокойство, размышляя о том, как ужасно, когда кто-то — недобрый, отвергающий, раздражающий и т. д человек. Если мы поймем, что причиной беспокойства являются наши собственные представления, оценки и усвоенные вербализации, то беспокойством можно будет управлять или заменить его. Достаточно разумные люди понимают, что основной источник несчастий находится в них самих; даже будучи раздражены внешними событиями, они осознают, что можно изменить свою реакцию, изменив определение и вербализацию события.

6. Опасные или пугающие события являются основанием для сильной тревоги, об их возможности надлежит постоянно помнить. Это иррациональная идея, поскольку беспокойство или тревога мешают объективной оценке вероятности опасного события и часто мешают эффективному совладанию с ним, если оно случается; тревога может даже повысить вероятность опасного события, ведет к увеличению возможности его наступления, не может предотвратить неизбежных событий, а многие неприятные ситуации вследствие тревоги представляются хуже, чем на самом деле. Люди с рациональным мышлением сознают, что потенциальные опасности далеко не такие катастрофические, как может показаться; они также сознают, что тревога не предотвращает пугающих событий и даже может повысить их вероятность, сама по себе тревога может причинить больше вреда, чем вызвавшая ее причина. Рациональный человек также сознает, что необходимо делать то, чего боишься, чтобы убедиться в отсутствии реальной опасности.

7. Проще избежать определенных трудностей и обязанностей, чем с ними справиться. Это иррациональная идея, поскольку избежать выполнения задачи труднее и болезненнее, чем ее выполнить; кроме того, избегание влечет за собой новые проблемы и неудовлетворенность, включая потерю веры в свои силы. Вместе с тем легкая жизнь не обязательно счастливая. Разумные люди выполняют все, что необходимо, искусно избегая при этом ненужных неприятных заданий. При нежелании выполнять необходимые обязанности, они анализируют причины этой ситуации, заставляют себя сделать то, что нужно, а затем осознают, что сопряженная с выполнением обязанностей и решением проблем жизнь приносит удовольствие.

8. Человек должен зависеть от других и должен иметь кого-то более сильного, на кого можно положиться. Все мы в той или иной степени зависимы друг от друга, однако, нет причин усиливать эту зависимость; это ведет к потере независимости, индивидуальности и самовыражения. Зависимость приводит еще к большей зависимости, неспособности учиться, ощущению небезопасности, поскольку мы отдаем себя на милость тем, от кого зависим. Разумный человек борется за свою независимость и право нести ответственность, но в случае необходимости не отказывается от помощи. Разумный человек сознает, что риск может привести к неудаче, однако рисковать все же стоит, а неудача сама по себе не является катастрофой.

9. Прошлые переживания и события являются определяющими для настоящего поведения; от влияния прошлого невозможно избавиться. Напротив, то, что было необходимым поведением при определенных обстоятельствах, не обязательно является необходимым сейчас; прошлые решения проблем в настоящее время могут не подойти. Предполагаемое влияние прошлого может использоваться в качестве оправдания нежелания изменить поведение. Несмотря на трудности, связанные с преодолением прошлых привычек, нет ничего невозможного. Люди с рациональным мышлением, отдавая прошлому должное, также сознают, что можно внести изменения в настоящее с помощью анализа влияний прошлого, ставя под сомнение те убеждения, которые в настоящее время являются вредными, и заставляя себя поступать по-новому.

10. Человек должен сильно расстраиваться по поводу проблем и тревог других людей. Это представление ошибочно, поскольку зачастую чужие проблемы и есть не более чем чужие. Проблемы других людей могут не иметь ничего общего с нами. Даже когда поведение других людей нас задевает, расстраиваемся мы в действительности из-за собственного определения этого поведения. Разумно мыслящий человек определяет, стоит ли ему расстраиваться из-за поведения окружающих, и если да, то пытается помочь им измениться. Если ничего нельзя сделать, остается принять происходящее и не унывать.

11. Всегда существует правильное или идеальное решение каждой проблемы и его надо найти, иначе не избежать катастрофы.
Это иррациональное убеждение, поскольку идеального решения не существует, воображаемые результаты неудачных поисков идеального решения нереалистичны и могут вызвать тревогу или панику, и такой перфекционизм ведет к принятию не самого лучшего из возможных решений. Разумно мыслящий человек пытается отыскать разные возможные решения проблемы и принимает лучшее или наиболее подходящее из них, сознавая, что идеального ответа не существует.

Эти ложные идеи чрезвычайно распространены в нашем обществе; принимаемые и подкрепленные постоянным самовнушением, они могут привести к эмоциональным нарушениям или неврозу, поскольку их невозможно осуществить.

«Если человек верит в бессмыслицу, заключенную в этих утверждениях, он неизбежно будет иметь тенденцию стать подавленным, враждебно настроенным, настороженным, виноватым, неспособным, инертным, несчастным, неэффективным. С другой стороны, избавившись от этих основных видов иррационального мышления, чрезвычайно трудно сильно расстроиться или, по крайней мере, находиться в этом состоянии продолжительное время» (Ellis, 1962, р. 89).

Если сторонники Фрейда правы в том, что переживания раннего детства оказывают влияние на эмоциональные нарушения, эти эффекты вторичны; они продолжают оказывать свое действие лишь постольку, поскольку индивид усвоил некоторые из перечисленных выше основных алогичных идей. Не сами ранние переживания являются причиной нарушения, а установки и мысли индивида о них (Ellis, 1989).

Хотя перечисленные выше одиннадцать идей показывают некоторые из разнообразных направлений иррационального мышления, Эллис также попытался сократить этот список, чтобы выделить несколько основных иррациональных убеждений, составляющих суть этих одиннадцати. Вот какие идеи выделил Эллис (Ellis, 1979b).

«Я ДОЛЖЕН быть компетентным, адекватным и успешным, я также ДОЛЖЕН получить одобрение абсолютно всех значимых людей в моей жизни. Ужасно, когда Этого не происходит. Я Не перенесу поражения В этих важнейших направлениях. Я Никчемный человек, когда я не делаю то, что я должен сделать, чтобы быть компетентным и снискать всеобщее одобрение... Другие ДОЛЖНЫ обращаться со мной доброжелательно, справедливо, подобающим образом, когда мне этого хочется. Ужасно, когда они этого не делают. Я Не могу Выносить их оскорбительное обращение со мной. Они недостойные, порочные люди, когда они не делают того, что ДОЛЖНЫ, чтобы обращаться со мной удовлетворительно... Я ДОЛЖЕН получить то, что хочу. Условия моего проживания и мир вокруг меня ДОЛЖНЫ быть упорядочены, хороши, определенны, таковы, какими я хочу их видеть. Я ДОЛЖЕН удовлетворять свои желания легко и без промедления, не встречая слишком много препон и трудностей. Невыносимо, когда дела обстоят иначе. Я Не терплю Дискомфорта, разочарования, когда что-то не соответствует идеалу. Мир — никчемное место, и жизнь не стоит того, чтобы жить, когда дела идут не так, как Должны В этом смысле» .

Эти основные иррациональные убеждения, в действительности являющиеся разнообразными комбинациями одиннадцати идей и сведенные к трем, отражают еще один ключевой момент РЭТ: использование выражений типа «следовало бы», «надо» и «должен» в нашем мышлении. Согласно Эллису (Ellis, 1988b, 1993), именно категоричное мышление («Я ДОЛЖЕН...», «МНЕ СЛЕДУЕТ...», «МНЕ НАДО...») заводит людей в беду. Категоричные утверждения такого типа отражают иррациональность и могут вызывать или усугубить эмоциональное нарушение; лучше всего бороться с ними с помощью рационального спора (например, бороться со своим категоричным мышлением с помощью рационального анализа). Действительно, все эти «долженствования» являются отличительными особенностями иррациональных или алогичных убеждений в системе РЭТ.

0

2

2.  
Иррациональное усиление — тенденция принимать иррациональные решения, основанные на прошлых рациональных решениях, или оправдание уже совершённых действий. Проявляется, например, на аукционах, когда цена вещи завышается.

В бизнесе и продажах это проявляется, например, на встречах, когда спор или торг переходит из конструктивной стадии в эмоциональную. В такой ситуации продавец страдающий иррациональным усилением “входит в раж” и говорит иногда такие вещи, о которых следовало бы умолчать. Это может быть и декларирование огромных скидок, и обещание сделать все работы в нереальные сроки, и отсылки к “более умным клиентам”, и многое другое. Впрочем, подобные перекосы встречаются и по ту сторону “бруствера”. Некоторые продавцы умело этим пользуются, доводя клиента до стадии иррационального усиления, после чего подсовывают ему на подпись невыгодный контракт или заставляя принимать выгодные продавцу решения. Иногда прямо на первой встрече.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ B КОНФЛИКТЕ
– находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, противоречащее рациональному мышлению в действиях и поведении конфликтующих сторон. Психологическим механизмом возникновения И. в к. является ослабление роли рациональной сферы и усиление роли эмоциональной сферы в регуляции поведения, a фактором – неопределенность, сложность и динамичность развития конфликтной ситуации. Выражается в неразумности действий и поступков, преобладании эмоций деструктивного характера, игнорировании объективных условий и обстоятельств, неслушании другого и т. д. Эскалация конфликта усиливает И. в к. при усилении обратной связи – влиянии И. в к. на его эскалацию. При участии эмоционально неустойчивых, душевнобольных или психопатологических личностей в межличностном или межгрупповом конфликте И. в к. также возрастает.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ более ориентированы на БЕСПЕЧНОСТЬ и ПОЗИТИВИЗМ, — следствие ориентации на непредсказуемое, неопределённое, не просчитываемое. (Следствие ориентации на "авось"— авось, удастся удержать контроль над ситуации, вырулить в критических условиях и преодолев все невзгоды, прийти к финишу первым с наилучшим результатом (или к "тихой гавани" с наименьшими для себя потерями) — авось, кривая выведет!). ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ усиливает (акцентуирует) ЭКСТРАВЕРСИЮ и СУБЪЕКТИВИЗМ — следствие максимально выгодной зависимости от личной воли, от личного мнения, от личных планов, взглядов, убеждений, от личного представления о достаточности и избыточности ЭКО - потенциала системы.

0

3


Эллис перечисляет основные характерные черты хорошо функционирующих или самоактуализирующихся людей.

Личный интерес. Прежде всего ценят собственные интересы, хотя готовы жертвовать ими до некоторой степени ради тех, кто для них не безразличен.

Социальный интерес. Заинтересованы в удовлетворении потребностей других людей и в социальном выживании, поскольку большинство людей предпочитают жить в группах или общинах.

Самоуправление. Берут на себя первичную ответственность за свою жизнь.

Толерантность. Предоставляют себе и другим право ошибаться. Даже если им не нравится поведение каких-либо людей, воздерживаются от порицания их как личностей.

Гибкость. Мыслят гибко, готовы к изменениям. Не разрабатывают жестких (ригидных) правил для себя и для других людей.

Принятие неуверенности. Признают, что мир нестабилен и в нем много случайностей. Склонны к поддержанию порядка, но не требуют его.

Обязательство. Имеют обязательства перед чем-то, находящимся за пределами их самих. Достигают максимальной реализации своих возможностей и счастья, испытывая постоянный всепоглощающий интерес к жизни.

Творческий потенциал и оригинальность. Проявляют склонность к новаторству, творчески подходят к решению как каждодневных, так и профессиональных проблем. Часто имеют по крайней мере один главный творческий интерес.

Научное мышление. Рациональны и объективны. Думая о каком-либо вопросе, придерживаются правил логики, используя научные методы.

Самопринятие. Предпочитают принимать себя безусловно. Не оценивают свой внутренний мир с внешней точки зрения, не уделяют чрезмерное внимание тому, что думают о них другие. Стараются получать удовольствие, а не показывать себя.

Принятие животного начала в человеке. Принимают животную природу самих себя и других людей.

Риск. Готовы пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого. Скорее предприимчивы, чем глупы.

Перспективный гедонизм. Гедонисты в поисках счастья и уклонении от боли, однако поддерживают баланс между перспективой и сиюминутной выгодой. Не одержимы стремлением к немедленному вознаграждению.

Отсутствие утопизма. Считают, что совершенство, возможно, недостижимо. Отказываются нереалистично стремиться к полному счастью или к полному отсутствию отрицательных эмоций.

Высокая фрустрационная толерантность. Изменяют те неприятные условия, которые могут изменить, принимают те условия, которые не могут изменить, и видят различия между ними.

Ответственность за нарушение своего душевного равновесия. Берут на себя большую часть ответственности за возникновение своих расстройств, а не занимают оборонительную позицию, обвиняя других людей или социальные условия.

0

4

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТИ НЕАДЕКВАТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Почему люди упорствуют в приверженности иррациональным верованиям и их производным? Люди не только становятся иррациональными, они остаются иррациональными. Фактически, они часто становятся даже более иррациональными. Быть рациональным в иррациональном мире означает борьбу. Коль скоро они приобрели свои иррациональные верования, люди имеют тенденцию повторять их снова, и снова, и снова. Эллис постоянно подчеркивает, что люди имеют сильные склонности заново индоктринировать себя своими пагубными идеями. Существуют многочисленные причины, почему люди остаются иррациональными.

Биологические тенденции

Биологические тенденции людей к иррациональности не уходят с достижением зрелости, они являются частью их пожизненного генетического наследства. Эллис подчеркивает, что люди “мощно предрасположены к бессознательному и привычному продлению психической дисфункциональности и к ожесточенной борьбе, чтобы от нее отказаться” . Вместо того, чтобы поддерживать реалистический баланс между и краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, люди, главным образом, пользуются гедонизмом с коротким диапазоном. Это предпочтение удовольствий данного момента - главный источник сопротивления изменению.

Эмоциональный вклад

Абсолютистские долженствования часто являются “горячими” когнициями, которые имеют в себе сильный оценочно-чувствительный компонент. Такие когниции удерживаются чрезвычайно мощно, и в качестве таковых их трудно изменять. Кроме того, люди затем не только развивают производные их первичных иррациональных верований, но также и вторичные иррациональные верования и их производные. В результате они поднимают уровень эмоциональности и после этого могут мыслить еще более иррационально. Они оказываются не в состоянии видеть, насколько расстроены. Более того, они теперь так расстроены, что им не удается провести проверку реальности и обсудить свои иррациональные верования теми способами, которыми они могли бы это сделать в другом случае. Развивается ситуация “ловушки 22”, в которой нереалистичные верования создают разрушительные чувства, которые в свою очередь увековечивают, раздувают огонь и усиливают нереалистичные верования . Кроме того, нереалистичные верования создают дисфункциональное поведение, которое, в свою очередь, также увеличивает и углубляет нереалистичные верования. Последствия иррациональных верований, вместо того, чтобы улучшить людей, ухудшают их.

Недостаточное научное мышление

Люди продолжают выводить себя из состояния душевного равновесия, потому что им не удается думать с научной точки зрения о том, что происходит в мире. Чтобы думать научно, людям необходимо постоянно наблюдать и проверять “факты” и таким образом видеть, до какой степени они являются “истинными” и изменились они или нет. Научное мышление является гибким и требует доказательств, чтобы поддерживать или отрицать данную точку зрения. Научный метод также скептически относится к тому, что вселенная имеет какие бы то ни было абсолютные стандарты “хорошего” и “плохого”. Наука не имеет абсолютных правил в отношении человеческого поведения. Однако, как только люди устанавливают цели, например, стремиться и быть счастливыми, до некоторой степени наука может изучить, выполняют ли люди эти цели. Люди упорствуют в иррациональных верованиях, потому что они не в состоянии использовать научный метод, чтобы оспорить их с помощью таких вопросов, как “Является ли это верование реалистическим и основанным на фактах?”, “Действительно ли это верование логично?” (Например, логично ли думать, что люди должны всегда действовать со знанием дела?), и “Может ли это верование быть опровергнуто?” .

Подкрепляющие последствия

Люди могут эмоционально, когнитивно и поведенчески подкреплять свои иррациональные верования. Абсолютистские должнонанистические верования эмоционально ведут к сильным отрицательным чувствам - таким, как серьезный гнев и депрессия, - что делает их по видимости истинными. Когнитивно и поведенчески люди подкрепляют свои верования различными способами в соответствии с каждым данным верованием. Например, люди, которым нужно социальное одобрение, избегают социального риска и, поступая так, они убеждают себя, что слишком трудно и опасно делать иначе. Кроме того, избегая социальных ситуаций, они могут испытывать ощущение эмоционального облегчения. Комбинация их эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакций делает их скорее более, а не менее, социально обеспокоенными (тревожными).

Люди, которые очень сильно сердятся, преувеличивают отрицательные качества своих “врагов”, таким образом оправдывая и подкрепляя первоначальные верования, выводящие из состояния душевного равновесия самих своих носителей. Кроме того, их поведение может порождать враждебные реакции у других, что затем придает законность их верованиям и превращает в самоосуществляющиеся пророчества. Как только эти порожденные самими людьми тревожащие и возбуждающие повторную тревогу процессы происходят в какой-то момент, и люди безуспешно пробуют исправить свои эмоциональные расстройства, они часто приходят к заключению, что пробовать больше не стоит. Эллис  считает это самым жестоким кратчайшим выходом из всех возможных. Люди сдаются своим эмоциональным расстройствам.

Подчеркивание “ужасного” прошлого

Эллис формулирует следующий РЭПК-инсайт: “Вас вывели первоначально из состояния душевного равновесия не ваши ранние детские переживания и ваше прошлое. Это сделали вы” . Люди сохраняют эмоциональное беспокойство, выискивая причины в своем прошлом. Сосредоточенность на прошлом мешает людям сосредотачиваться на настоящем, в котором они могут все еще расстраивать себя теми же самыми иррациональными верованиями, которыми они расстраивали себя в прошлом. Люди не могут уничтожить прошлое, но они могут изменять настоящее и будущее. Более того, часто сфокусированность на прошлом ведет к излишнему подчеркиванию не только прошлого относительно настоящего, но также и к излишнему подчеркиванию поведения других людей относительно собственного. Сосредоточение на прошлом может скорее сделать неясной, чем вывести на первый план ответственность людей за их собственные когниции, эмоции и поведение. Эллис  полагает, что многие подходы консультирования, например, психоанализ, действуют в тайном сговоре со склонностью людей избегать иметь дело с настоящим, сосредотачиваясь на прошлом.

Нереалистичные верования относительно изменения

Низкая терпимость людей к фрустрации может быть и причиной, и следствием нереалистичных верований относительно работы по изменению их чувств мыслей и действий при наличии или без профессиональной помощи. Иррациональные верования относительно изменения включают следующее :

    “Я должен быть способен измениться при небольшом дискомфорте, работе и практике со своей стороны”.
    “Изменить то, как я думаю, чувствую и веду себя, не должно быть слишком трудно”.
    “Я должен измениться быстро и глубоко”.
    “Изменяясь, я не должен иметь никаких неудач”.
    “Я не должен быть способен к дальнейшим изменениям, поэтому я буду довольствоваться тем, как функционирую теперь”.

0

5

Другие когнитивные факторы

Эллис  перечисляет множество других факторов и процессов, посредством которых люди сохраняют и ухудшают свои иррациональные верования и эмоциональные расстройства.

    Невежество. Люди, включая консультантов, могут верить, что для них статистически нормально и здорово быть излишне расстроенным. Они оказываются не в состоянии проводить различие между уместными и неуместными мыслями, чувствами и поведением.
    Глупость. Многие люди слишком невежественны, чтобы эффективно работать со своими эмоциональными проблемами. Они не в состоянии достичь достаточного понимания того факта, что они сами вызывают собственные нарушения душевного равновесия.
    Невосприимчивость. Без консультирования многие люди с нарушенным душевным равновесием редко обращают внимание на свои иррациональные верования и идеи и на то, как они создают свое расстройство и управляют им. Даже когда им указывают на это при консультировании, многие люди с нарушенным душевным равновесием все же неспособны взять в толк, как они расстраивают самих себя.
    Жесткость. Даже признавая свои пагубные иррациональные верования, многие люди твердо придерживаются должнонанистических верований, и их производных, например, нагнетания страха и болезни типа “Я не могу этого выдержать”. Некоторые из таких людей могут быть психотиками или иметь пограничные расстройства личности, в то время как другие являются обыкновенными ригидными мыслителями.
    Оборонительность. Люди склонны избегать столкновения лицом к лицу со своими проблемами и необходимости непосредственно иметь с ними дело. Они используют различные методы искажения и отрицания проблем. Например, они могут не желать чувствовать, что являются враждебными, параноидальными или углубленными в себя. Они также могут быть не в состоянии раскрывать поведение, которого стыдятся.
    Неисправимый оптимизм и безразличие. Некоторые люди, склонные к чрезвычайной тревоге и страдающие от серьезной болезни, типа болезни сердца или рака, могут справляться с этим, отрицая его серьезность. Иногда такие защитные маневры помогают людям справляться с проблемами. Однако во многих случаях такое мышление может блокировать усилия по достижению физического здоровья и психологического изменения.
    Изменение ситуации. Для многих легкий выход состоит в том, чтобы изменить ситуацию, например, получить развод, а не попытаться изменить себя и затем подумать, действительно ли следует изменить ситуацию. На каждого невротика, который действительно пробует фундаментально изменить способ мышления, приходятся, вероятно, десять попыток чувствовать себя лучше, изменяя ситуации, в которых они пагубно ведут себя, а не добиваясь того, чтобы быть лучше. Это соотношение остается истинным независимо от того, проходят люди консультирование или нет.
    Другие паллиативные средства. Люди и их потенциальные помощники обращаются ко многим паллиативным средствам, чтобы справиться с эмоциональными нарушениями, вместо того, чтобы добираться до их корней. Многие клиенты и потенциальные клиенты используют методы отвлечения типа прогрессирующей релаксации, биологической обратной связи, медитации и йоги. Некоторые пытаются применять поверхностное позитивное мышление. Многие люди теряют себя в политических, религиозных и мистических культах. Очень обычны вызывающие приятное краткосрочное ощущение средства типа алкоголя и наркотиков. Короче говоря, многие люди с нарушенным душевным равновесием ищут средства низкого уровня и паллиативные, а не более строгие и длительные решения. Кроме того, многие люди либо сопротивляются обращению к консультированию, либо, обратившись к нему, сопротивляются изменению. Эллис подчеркивает, что главной причиной для сопротивления клиента является то, что “большинство клиентов - естественные сопротивляющиеся, которые находят исключительно легким блокировать себя от изменения и считают необычайно трудным сопротивление своему сопротивлению”.

Недостаточно стимулирующие верования через действие

Как упоминалось ранее, люди могут подкреплять свои верования через нежелание изменять свои действия. Их “испытанные и верные” пагубные способы могут приносить краткосрочное облегчение за счет долгосрочной выгоды. Понимание Эллиса таково: “Вы можете изменять иррациональные верования, действуя против них: осуществляя поведение, которое противоречим”. Почему же тогда люди не изменяют свои действия, чтобы бросить вызов своим верованиям? Одна причина заключается в том, что они не могут понимать свои иррациональные верования, их производные, и их эмоциональные и поведенческие последствия. Другая причина - люди сопротивляются риску и усилию, связанному с действием. Некоторым людям не ясно, что делать. Другие могут знать, что делать, но испытывают недостаток навыков, уверенности и поддержки, чтобы делать это. Еще одна категория - люди, которые изменяют свои поступки, но испытывают недостаток силы для продолжения этих действий, особенно когда сталкиваются с трудностями и неудачами.

0

6

Иррациональные убеждения "Я должен"

Известно, что все действия человек совершает, согласно своих убеждений – установок. И до тех пор, пока он , то есть человек, не придет к выводу, что какие-то убеждения-установки мешают его благополучию-успеху-комфорту, до те пор мы можем читать ему лекции о прекрасной жизни, а он будет как кот Васька из известной басни Крылова.
Согласно взглядам американского психолога Альберта Эллиса, все убеждения человека можно разделить на так называемые “рациональные” и “иррациональные”.
Рациональные убеждения – это оценочные суждения, которые носят характер предпочтения. Они выражаются в форме желаний, стремлений, предпочтений, симпатий и антипатий. Рациональные убеждения формируются под действием эмоций, сопровождающих получение или не получение желаемого человеком. То есть, как положительные, так и отрицательные эмоции в данном случае расцениваются нами с вами как реакция на события и не оказывают значительного влияния на постановку дальнейших целей и решение задач.
Иррациональные убеждения имеют иную структуру – это абсолютные ( в отличие от оценочных – относительных), догматические суждения, которые выражаются в форме “должен”, “следует”, “обязан”. Чувствуете разницу?
Если в случае рациональных суждений с нами “говорим мы сами” , то в случае иррациональных – это уже голос Родителя, Воспитателя, Начальника!
Поэтому наличие иррациональных убеждений приводит к такого рода отрицательным эмоциям, которые классифицируются как глубокие, так как затрагивают плоскость моральной, ценностной структуры личности. И тогда возникают депрессии, усиливается тревожность, гнев, чувство вины.
Такие убеждения препятствуют постановке целей, их достижению, ведут к непродуктивным формам поведения (уход, откладывание на “потом”, алкоголизм, злоупотребление лекарствами, ипохондрия и т.п.)
Прорабатывать нужно как иррациональные, так и рациональные убеждения.

************

"Я должен!" относится к так называемым иррациональным убеждениям, которые не поддаются никакому логическому обоснованию. Вот краткий перечень таких убеждений.
Я должен:
– всегда выполнять все, что меня просят;
– жалеть, опекать, понимать, защищать;
– за оказанную услугу чувствовать себя в неоплатном долгу;
– не терять выдержки и самообладания, никогда;
– не ссориться, не конфликтовать;
– делать все отлично, быстро, качественно;
– нравиться всем;
– держать всех и все под контролем;
– не быть один;
– вести себя правильно;
– устранять недостатки, указанные мне другими;
– не высовываться, быть скромным и покладистым.
Другие должны:
- меня любить, не ругать, не критиковать и ценить;
– не просить меня о серьезных вещах, об одолжениях и не брать денег взаймы;
– быть справедливыми, чуткими, благодарными;
– читать мои мысли и желания, а также вести себя сообразно им;
– быть предупредительными.

0

7

Двенадцать основных иррациональных идей:

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
Человек хочет быть идеальным везде и всегда, и для всех. Желает всем нравиться. Хочет, чтобы все, что он делает, окружающие оценивали положительно.
2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
Человек делая какие-либо поступки не оставляет себе права на ошибку. Думает: "Я не должен ошибаться, ошибаться недопустимо". А если и ошибся, то начинает себя корить и занимается самоедством. Он не только себе не разрешает ошибаться, но и другим людям выставляет высокие требования.
3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
Человек выходит из себя, если у него что-то не получается, он хочет всё контролировать. А если что-то не получается, человек впадает в депрессию.
4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
Человек винит всех кроме себя, в своих неудачах. Для него виноваты правительство, страна, начальник и обсоятельства.
5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
Человек накручивает себя на неприятности, он постоянно ожидает чего-то плохого. Он живет в постоянных терзаниях и тревоге за будущее. Он не доверяет окружающему миру и ждет подвоха с любой стороны.
6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
Человек постоянно жалуется на свою жизнь, но ничего в ней не меняет. Например, человека не устраивает работа, он осуждает начальника, но менять работу он боится и находит этому множество оправданий.
7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
Человек ищет одобрения и поддержки на стороне. Он не верит в свои силы и неспособен самостоятельно решать проблемы. Если ему надо сходить на важное дело – он берет с собой группу поддержки или перекладывает задачу на плечи другого.
8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.
(Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.)
Человек хочет быть идеальным, самым лучшим и не дай Бог ему опозориться или ошибиться…
9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.
Человек в подобных (похожих) условиях/ситуациях ожидает одинакового конца/развязки. Например, выражение: «Все мужики козлы» или «Все бабы стервы», применяют люди, которые несколько раз обожглись в отношениях и теперь заранее предвзято относятся к другим людям. Так же в ситуации, где человек один раз потерпел неудачу, он будет каждый раз ожидать провала.
10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
Человек оценивает поступки других людей и считает, что они неправильно что-то делают, он критикует, даёт советы и всячески пытается переубедить человека, что он неправ. Такие люди часто спорят, считая, что только они правы. Они вмешиваются в жизнь другого без его просьбы или разрешения.
11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
Человек ничего не делает для достижения своей цели. Он пессимистически настроен и не верит в свои силы. Даже если его что-то не устраивает – он ничего не предпринимает, чтобы это изменить, считая, что он перетерпит и далее всё будет хорошо. Например, у женщины пьющий муж, но она всю жизнь терпит его издевательства и боится изменить свою жизнь.
12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.
Человек может жаловаться на погоду и сравнивать своё настроение с ней. Например, если идёт дождь, то и настроение у человека плохое, пасмурное, если светит солнце – то можно радоваться и веселиться. Посмотрел грустный фильм, и настроение сразу ухудшилось. Его настроение зависит от окружающей среды.

0

8

РАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ:

1. Каждый не должен любить меня
Каждый вовсе не должен любить меня или уподобляться мне. И мне необязательно должен нравиться каждый. Я знаю, что каждый не должен уподобляться мне. Я наслаждаюсь любовью, и даже если кто-то меня не любит, я все равно ОК. Чтобы обо мне ни думали другие, я все равно ОК. Я не могу заставить кого-нибудь уподобляться мне, и сам не буду уподобляться кому-то. Я не нуждаюсь в постоянном одобрении. Если кто-то не одобряет меня, я все равно буду ОК.
2. Это хорошо – делать ошибки
Ошибки – это то, что все мы делаем, и я. Делать ошибки – это ОК. Я все еще прекрасный и заслуживающий внимания человек, когда я делаю ошибки. Нет никакой причины расстраиваться, когда я делаю ошибку. Я пробую, и если я делаю ошибку, я продолжаю пробовать. Я могу осознать причины ошибки. Это – ОК. Я принимаю как свои непосредственные ошибки, так и ошибки, которые делают другие.
3 Другие люди – ОК и я – ОК
Люди, которые делают то, что мне не нравится, не обязательно плохие люди. Они вовсе не должны быть наказаны только потому, что мне не нравится то, что они делают или делали. Люди должны быть такими, какими они хотят быть, а я буду таким, каким хочу я. Я не могу управлять другими людьми или изменить их. Они – такие, какие они есть. Все мы заслуживаем одинакового отношения.
4. Я не должен стремиться всем управлять
Я буду жить, даже если вещи и события чем-то отличаются от того, что я хочу. Я могу принимать людей, вещи и события такими, какие они есть, я принимаю себя таким, какой я есть. Не стоит расстраиваться, если вещи или события не становятся такими, какими они, по моему мнению, должны быть. Даже если они мне неприятны, я могу жить с этим.
5. Я отвечаю за себя сам в течении всего дня
Я отвечаю за свои чувства и свои поступки. Никто не вправе управлять моими чувствами. Если у меня неудачный день, я сам допустил это. Если у меня неудачный день, я уверен, что заслуживаю поощрения. Это – не удовлетворение требований других людей измениться так, чтобы чувствовать себя лучше. Только Я отвечаю за мою жизнь.
6. Я могу осознавать, когда дела идут не так, как надо
Я не должен пустить свои дела на самотек. Дела обычно идут только прекрасно, и когда это не происходит, я всегда могу исправить это. Я не должен тратить впустую свою энергию на терзания и тревогу. Небо не упадет, все будет ОК.
7. Важно действовать
Я могу! Даже когда передо мной стоит множество трудных задач, лучше действовать, чем убегать от них.  Уход от задач не дает мне никаких шансов на успех или радость, настойчивость строит города. Стоящие дела стоят усилий. Я не способен сделать всё, но кое-что я могу сделать!
8. Я способен
Я не нуждаюсь в ком-либо еще, чтобы заботиться о моих проблемах. Я способен сам позаботиться о себе. Я могу сам думать и принимать решения. Я не нуждаюсь ни в чьей поддержке.
9. Я не идеален
Я не обязан всё знать и всё уметь. Я не сверхчеловек, чтобы быть энциклопедией. Я могу ошибаться и чего-то не знать.
10. Я могу измениться
Я могу измениться. Я не должен следовать какому-то пути из-за того, что случилось в прошлом. Каждый день – новый день. Глупо думать, что я не могу ничего с этим поделать. Конечно, могу.
11. Другие люди способны сами отвечать за себя
Я не могу решать чужие проблемы. Я не могу рассматривать чужие проблемы, как свои собственные. Я не могу вмешиваться в жизнь других людей. Они могут сами позаботиться о себе и решать свои собственные проблемы. Я помогаю людям, но я не могу делать всё за них.
12. Я могу быть гибким
Есть много путей для достижения цели. У многих людей есть хорошие идеи по поводу того, как это делать. Некоторые из этих идей могут мне нравиться больше, другие – меньше, но все они заслуживают внимания.
13. Я хозяин своего тела.
Только от меня зависит, что я делаю, думаю или чувствую. Мои эмоции зависят от моих мыслей!

0