Характер — совокупность устойчивых особенностей личности человека, проявляющихся в деятельности, общении, поведении, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни.
Наиболее общие свойства характера можно расположить диаметрально: сила — слабость, твердость — мягкость, широта — узость, цельность — противоречивость.
Наиболее общие свойства характера можно расположить диаметрально: сила — слабость, твердость — мягкость, широта — узость, цельность — противоречивость. Многогранность характера заключается в том, что в различных ситуациях у человека могут проявляться разные, нередко противоположные свойства, при этом единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом оно и проявляется. Характер также иногда отождествлялся с волей человека, хотя воля — это сила характера, его твердость, настойчивость и решительность. Часто «бесхарактерным» называют человека слабовольного, хотя слабовольный человек обладает определенными чертами характера, такими как нерешительность, боязливость.
Основные черты характера задают направленность развитию всего комплекса черт, в том числе и второстепенным чертам, которые определяются основными. Количественно каждая из черт может достичь своего предела, пока еще являющегося нормальным проявлением.
Акцентуации характера
Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера (АХ). Это уязвимость психотравмирующего воздействия на слабое звено данного типа характера при устойчивости к другим воздействиям. Проявление АХ происходит тогда, когда задействуется именно эта уязвимая точка характера.
Выявлены явные и скрытые АХ. Явные относятся к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытые — обычная норма, слабовыраженная или не выраженная вообще. Они могут проявляться в результате воздействия различных факторов на место наименьшего сопротивления.
Явные и скрытые АХ могут взаимозаменяться под воздействием различных обстоятельств, в зависимости от деятельности человека, его воспитания, окружения.
АХ находятся на границе психопатических расстройств. Многие из них формируются в подростковом возрасте и могут уже достаточно сильно проявляться. Их выявление может помочь определить яркое проявление АХ для дальнейшего воспитания ребенка.
Характер человека — врожденное состояние, но существенную роль в его формировании играет воспитание и ближайшее окружение (микросоциум).
Начнем с эмоциональных компонентов характера. По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:
— cтенические — повышающие жизнедеятельность организма;
— aстенические — понижающие их.
Эмоциональные состояния вызывают изменения пульса, давления, расширение зрачков, повышение потоотделения, изменение цвета кожного покрова, усиление притока крови к органам человека. По И. П. Павлову, кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в эмоциях и чувствах человека.
Тревожность
Одной из форм нарушения нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности. Тревожность может быть личностной и ситуативной.
Ситуационная тревожность — временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, тревожность редко возникает в других ситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми.
Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность. Личностная тревожность, порожденная эмоциональной реакцией на опасность, может иметь глубокие корни, уходящие в раннее детство или еще дальше. С ней трудно бороться, но и трудно жить, когда перед тобой постоянное ожидание опасности. Тревога может соответствовать и не соответствовать степени опасности. Очень часто личностная тревожность возникает от преувеличения опасности и недооценки себя и своих сил.
Агрессивность — такая черта личности, которая проявляется во враждебности к людям, животным, обстоятельствам, к предметам культуры, в склонности к разрушениям и неспровоцированной агрессии. Такой человек на большинство действий, случайных и не содержащих угрозы, направленных на него или нет, склонен проявлять агрессию. Человек со слабо развитой личностной чертой агрессивности будет пытаться сгладить возникший конфликт, разрядить обстановку. В случае враждебности, человек всегда имеет перед собой определенный объект, к которому испытывает это чувство. Иногда враждебность и агрессивность как бы переплетаются, однако человек может находиться во враждебных отношениях с кем-то, а агрессивности не проявлять. Случается и наоборот, агрессивность возникает без враждебности, к людям, к которым не испытывают враждебных чувств.
Отчего у людей появляются такие отрицательные личностные черты, иногда очень опасные для общества? Часто это происходит от недостатка любви и внимания, отсутствия положительных эмоций, при этом возникает сокрушительная агрессивность, направленная против всего мира, окружающих, а бывает, что и против себя самого (аутоагрессия).
Зачастую формирование агрессивности начинается у человека с детства. Пример поведения родителей, агрессия и враждебность членов семьи, просмотр фильмов с элементами агрессии, «воспитание улицы» с ее жесткими законами оказывают большое влияние на личностные черты ребенка.
Агрессивность, враждебность, раздражительность, злобность довольно часто могут быть симптомами развивающихся патопсихологических изменений личности, приводящих к дисфории — расстройству настроения, характеризующемуся напряженным, злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью. Это частый тип характера у руководителей различных рангов, и соответствует он такому личностному расстройству как эпилептоидный тип характера (читайте ниже).
Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория основана на следующих постулатах:
Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.
Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.
Фундаментальные эмоции (радость, печаль, гнев и стыд) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.
Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую.
Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.
Шесть систем в организации личности
Личность — это сложная организация шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и системы побуждений. Каждая система имеет определенную степень автономности, но все они соотнесены между собой. Гомеостатическая система является сетью взаимосвязанных систем, которые действуют автоматизированно и бессознательно. Основными среди них являются эндокринная и сердечно-сосудистая системы, которые, взаимодействуя с системой эмоций, влияют на личность. Гомеостатические механизмы рассматриваются как вспомогательные по отношению к эмоциональной системе.
Система побуждений основана на тканевых изменениях и обеспечивает информацию о потребностях тела. Наиболее общие побуждения — голод, жажда, секс, поиск комфорта и избегание боли. Побуждения важны как основа выживания, но при обычных обстоятельствах (после того, как потребности выживания и комфорта удовлетворены) побуждения (за исключением секса и боли) психологически значимы лишь в той мере, в какой они влияют на эмоции.
Наиболее важны для функционирования личности и для социального взаимодействия четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Эти четыре системы совместно формируют основу уникального человеческого поведения. Продуктивность человека является производной гармоничного взаимодействия этих четырех систем. Неэффективное же поведение и дезадаптации — результат нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия.
Отклонения в развитии личности
По старой классификации — психопатии, но новой — личностные расстройства или типы характеров. Они могут быть врожденными или приобретенными в результате воспитания и влияния микросоциума.
Три фазы развития претерпевают отклонения в развитии личности: от нормы — к акцентуации, когда превалирует в характере один признак, и третья фаза — психопатология, когда требуется помощь психолога, психотерапевта, но чаще такие пациенты попадают к психиатру.
Название АХ совпадает с нормой и типами психопатологии.
Основные типы АХ:
1) Циклоидная — чередуется фазами хорошего и плохого настроения с различными периодами колебаний от промежутков до нескольких месяцев, в характере преобладает одна черта (акцент). Таким лицам в фазе пониженного настроения назначают препараты лития, а в фазе повышенного настроения — седатики. Способность концентрировать литий сильнее всего выражена среди морских организмов у красных и бурых водорослей, а среди наземных растений — у представителей семейства Solanacease (дереза), семейства Rununculaceae (василистник и лютик).
2) Гипертимная — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией к смене дел и тем для разговоров, склонностью не доводить все начатое до конца, соответственно характер — гипертимный. Здесь полезны малые транквилизаторы и фитотранквилизаторы (валериана), чтобы сбить пыл
. 3) Лабильная — характеризуется резкой сменой настроения в зависимости от ситуации и оценок окружающих. Соответственно — характер лабильный. Тоже можно применять седатики типа глицина и биотредина в фазе возбудимости, а в фазе резкого упадка сил — подключать второстепенные психостимуляторы.
4) Астеническая — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессивным реакциям и ипохондрии, соответственно — характер астено-невротический. Здесь кстати тонизирующие напитки, корневища аира и отвары зверобоя.
5) Сенситивная — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности, соответственно характер — сенситивный. «Лекарство» от страха — мы сами, но помогают и лекарственные средства: антарес (фитопрепарат), пустырник (при преобладании страха). Избегайте кофеина, который может повторно вызывать некоторые симптомы, проявляющиеся во время приступа страха. Помните, что кофеин содержится не только в кофе, но и в чае, кока-коле, шоколаде, некоторых болеутоляющих (обычно группа — ненаркотические анальгетики) таблетках.
6) Психастеническая — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянные сомнения и рассуждения, тенденция к ритуальным действиям и соблюдению примет, соответственно характер — психастенический. Помогают каперсы колючие, белокудренник черный и, конечно, нужна работа с психологом.
7) Шизоидная — замкнутость, отгороженность от мира, необщительность, недостаток интуиции в процессе общения, интроверсия, эмоциональная холодность, соответственно характер — шизоидный. Показаны, прежде всего, тонизирующие препараты, повышающие настроение и, безусловно — работа с психологом.
8) Эпилептоидная — склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, склонность застревать на психотравмирующих ситуациях, педантичность, соответственно характер — эпилептоидный. Возможно назначение антидепрессантов, действующих на ажитацию и агрессию — амитриптилин, хмель, пассифлора, синюха голубая, шлемник байкальский (малые дозы), вереск обыкновенный (снотворное).
9) Паранойяльная — повышенная подозрительность, обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая__конфликтность, соответственно характер — паранойяльный. Таким типом характера чаще страдают чиновники, руководители различных рангов, работники милиции и работники прокуратуры из отдела дознаний. Поможет пассифлора инкарнатная, новопассит. Противопоказания: стенокардия, ИМ, выраженный атеросклероз.
10) Истероидная или демонстративная — тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, лживость, фантазирование и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, авантюризм, тщеславие, соответственно характер — истероидный, или демонстративный. К сожалению, истероидный характер лечится сложнее всех, и чаще всего, коррекция его возможна психотерапией с элементами ароматерапии c помощью аэроионофитотерапии — распыления ароматов таких трав, как ромашка аптечная, фенхель огородный, мелисса лекарственная. Делать это можно на сеансах фитопсихолога.
11) Дистимная — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, сожаление о прошлом, соответственно характер — дистимный. Пониженное настроение, депрессивные реакции хорошо корректируются препаратами из зверобоя.
12) Неустойчивая — склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, жажда смены места пребывания, поверхностная общительность, непоследовательность действий, соответственно характер — неустойчивый. Это один из вариантов конформных характеров — здесь препараты не помогут, нужен психоанализ с построением новой личности.
13) Конформная — чрезмерная подчиняемость другим и зависимость от мнения окружающих, недостаток критичности и восприятия информации, дефицит личной инициативы, консерватизм, соответственно характер — конформный. Типы часто бывают смешанными. Препараты не помогут, нужен психоанализ с построением новой личности.
Истероиды всегда дают истерию, психоастеники — психастению (обсессивный невроз), остальные типы — неврастению