Для обработки материала можно использовать  свой любимый шаблон, или использовать те которые есть на форуме:

1. Стандартный шаблон:  Шаблон 1
2. Короткий протокол : Шаблон 2
3. Шаблон  для обработки вопросов : Шаблон 3
4. Шаблон для обработки команд : Самоанализ
5. Обработчик : Устранить
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наставления: О ЛЮБВИ 3

О Том, Кто благ по естеству, благо умствуй; и о всяком человеке доброе помышляй.

В день суда должны будем дать ответ пред Богом о словах, делах и помышлениях.

Навык к доброму или худому заставляет нас думать, говорить и делать доброе или худое.

Ум, одержимый страстями, помышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами.

Худой мысли предшествует страсть, страсти причина чувства, а худого употребления их причина, явно, есть ум.

Заключай чувства, поборай помыслы и оружием заповедей потребляй свои страсти.

Зло устаревшее и подвига требует продолжительного; ибо укоренившаясь привычка скоро не сдвигается с места.

Продолжительный подвиг воздержания и любви, при терпении и безмолвии потребляют належашую страсть.

Чаще воздвигай ум на молитву, и разгонишь помыслы, вращающиеся в сердце.

Подвижничество требует терпения и мужества; потому что сластолюбие изгоняется не иначе, как долговременным и охотным самоутруждением.

Удобно совершишь подвиги подвижничества, если все будешь делать в меру и по правилу.

Держи всегда одинаковую меру в подвигах, и без крайней нужды не нарушай положенного правила.

Как любовь и воздержание очищают помыслы; так созерцание и молитва – всяко возношение воздымающееся (2 Кор. 10, 5).

Совесть чистою делают труды подвижнические, именно: пост, бдение, терпение, великодушие.

Кто благодушно претерпевает удары невольных искушений, тот делается смиренномудрым, искусным (в духовном) и благонадежным.

Терпение стоит на душевном желании самоутруждения; состоит же оно в подъятии производных трудов и невольных искушений.

Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие; терпение же до конца искореняет из души все худое.

Удары тяжелых случайностей раздирают сердце, и порождаемая тем печаль прогоняет сластолюбие.

Есть четыре страсти главнейших, из которых одной против другой премудро пользуется Провидение.

Ибо сластолюбие уничтожается наведением печали, а похоть увянуть понуждает страх адских мук.

Ум благоразумный душу научает духовным деланиям, а тело приучает ко всякому телесному подвигу.

Ревнуй показать монахом не внешнего только человека, но и внутреннего, – чрез очищение их от страстей.

Первое отречение есть освобождение от вещей (имущества), второе и третье есть освобождение от страстей и неведения.

Кто захочет, удобно отрешится от вещей; но не малый потребен труд для отрешения от пристрастия к ним.

Держащий в руках похоть и с гневом управится; ибо в той причина раздражения гнева.

Что же? Очистились ли мы от страстных помыслов и вкусили ль вследствие того чистой и невещественной молитвы, или еще нет?

Ум велик, если он освободился от страстей, отрешился от всего тварного, и в Боге пребывает.

Преуспевающий любомудрствует о следующих трех предметах, – об исполнении заповедей, о познании догматов и о вере во Святую Троицу.

Ум, освободившийся от страстей вот в чем вращается, – в тонких помышлениях, в созерцании тварей, и в вечном Свете.

В душах наших скрываются худейшие страсти; явными же они делаются, когда обличатся дела их.

Бывает, что ум невозмущенным себя имеет, и малость некую улучив бесстрастия; но остается не искусным, по причине отсутствия вещей (или предметов для деятельного упражнения).

Страсти приходят в движение от следующих трех вещей, – от воспоминания о предметах их, от довольства и покоя плоти, и от чувств, как сказано.

Ум, чувствами добре правящий и плоть в порядке установивший, одну только имеет брань, – брань с памятью.

Чрез чувства тогда приходят в движение страсти, когда нет воздержания и любви духовной.

Умеренный пост, бдение и псалмопение обыкновенно упорядочивают устроение тела.

Следующие три вещи явно изменяют на худшее устроение тела, беспорядочность диеты, изменение воздухов, и приражение бесов.

Страстные памятования умаляются следующим, – молитвою, чтением, воздержанием и любовью.

Прежде чувства заключи безмолвием, и потом поборнай воспоминания оружиями добродетелей.

рех мысленный есть употребление на зло помыслов, – а грех деятельный есть употребление на зло вещей.

Помыслами и вещами злоупотребление есть нечестивое и неправедное обоих их употребление – на зло.

Предосудительные страсти суть узы, держащие ум в чувственности.

Тот имеет совершенное бесстрастие, у кого нет пристрастия ни к делам и вещам, ни к воспоминанию о них.

Душа благая благотворит ближнему, и, если встретит неблагодарность, великодушною является к нему, и терпеливо сносит, если что постраждет от него.

Помыслы злые суть сущее зло, и не очистившийся от них не научится истинному ведению.

Слушающий Христа световодит себя, и подражающий Ему исправляет себя.

Злопамятство есть проказа души; случается же оно по поводу или бесчестий, или потерь, или подозрительных помыслов.

Господь ослепляет ум завистливого за то, что он не праведно печалится о благах ближнего.

Душа клеветливая имеет трехлезвийный язык, ибо уязвляет и себя, и слышащего, а бывает, что и оклеветываемого.

Незлобив, кто искренно молится об оскорбившем; и избавляется от злопамятства, кто не щадит даров ему.

Ненависть к ближнему есть смерть души; и вот что имеет и что причиняет себе душа клеветника.

Разленение от вознерадения души; нерадит же душа сластолюбием болящая.

Любящий Господа Иисуса предается трудам подвижническим; постоянство же в сих трудах прогоняет леность.

Душа крепнет от подвижнических трудов, – и делая все в меру отгоняет леность.

Властвующий над чревом иссушает похоть, и блудным помыслам не раболепствует ум его.

Ум воздержного Храм есть Святого Духа; а ум чревоугодника жилище вранов (Ис. 34, 11).

Пресыщение рождает похотение разных яств, а голодание сладким делает и один хлеб.

Избавляется от зависти скрытно сорадующийся тому, кому завидуют; и избавляет от зависти укрывающий то, чему завидовать можно.

Удаляйся от живущего нерадиво, хотя имя его велико у многих.

Возимей другом мужа трудолюбивого, и найдешь в нем покров своих погрешений.

Нерадивый продал себя многим господам; и как они ведут его, так он и живет.

Нерадение, как друг, благоволит к тебе во время мира; а во время искушения, как враг, восстает на тебя.

Душу свою полагает оно за тебя, прежде восстания страстей, а когда восстанут, твою душу берет себе.

Земля заброшенная зарастает терниями, а душа нерадивая наполняется страстями нечистыми.

Ум разумный обуздывает душу свою, измождает тело и порабощает себе страсти.

Видимые движения суть указания невидимых внутренних, как приносимые плоды указывают, какое древо приносит их.

Слова и дела обличают лицемера, как они же обнаруживают и скрытного лжепророка.

Ум обезумевший не обучает души своей, и удаляет ее от любви и воздержания.

Причиной непотребных помыслов бывает худой нрав, поддерживаемый тщеславием, гордостью и надмением.

Обладаемому указанными страстями свойственны лицемерие и лукавство, равно как злохитрость, насмешливость и непотребнейшая ложь.

Такие лица раболепствуют также зависти и рвению, гневу и ярости, печали и злопамятству.

Таков путь живущих в нерадении, и таковы сокровища сокрытые во мне.

Злострадание (строгие подвиги телесные) и смирение спасают душу, и от указанных выше страстей избавляют ее.

Разумного ума признак слово полезное, доброй же души признак дело доброе.

Ум просвещенный износит мудрые слова, а душа чистая возделывает Божественные помыслы.

Помыслы ревностного поучаются премудрости, и слова его просвещают слышащих.

Когда в душу заложены добрые расположения, тогда она возделывает благие помыслы, а когда в ней заложены худые склонности, тогда она порождает помыслы непотребные.

Страстная душа есть детелище худых помышлений и из сокровищницы своей износит она худое (Мф. 12, 35).

Благое сокровище – добродетелный навык, и ум благой износит из него благое.

Ум, Божественной любовью движимый, возделывает благие о Боге мысли, движимый же самолюбием порождает противное тому.

Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нем помышляет (1 Кор. 13, 5); движимый же противным тому, предполагает в нем худое.

Благих помышлений причина добродетели, добродетелей заповеди, а их исполнения – произволение благое.

Добродетели и пороки, – бывая в душе, и отбывая из нее, – добре или зле настраивают душу, подвигая ее на помышления, враждебные одни другим.

Злых помышлений причина страсти, страстей – преслушание заповедей, преслушания прельщение чувствами, прельщения – небрежение ума о хранении чувств.

В преуспевающих добрые расположения могут еще удобно прелагаться на противоположное; а в совершенных расположения сии бывают неудобопреложны.

Сила души – навык в добродетели неудобопреложный, которого достигший говорил: кто ны разлучит от любве Божия? (Рим. 8, 35).

Предшествует всем страстям самолюбие; после же всех их следует гордость.

Три главнейшие страсти греховные порождение свое имеют из страсти самолюбия.

Эти три суть – чревоугодие, тщеславие и сребролюбие, из которых исходят все другие страсти.

За чревоугодием следует блуд, за тщеславием – гордость, прочие же – за всеми тремя.

За всеми тремя последуют – печаль, гнев, злопамятство, зависть, леность и прочие....