Для обработки материала можно использовать  свой любимый шаблон, или использовать те которые есть на форуме:

1. Стандартный шаблон:  Шаблон 1
2. Короткий протокол : Шаблон 2
3. Шаблон  для обработки вопросов : Шаблон 3
4. Шаблон для обработки команд : Самоанализ
5. Обработчик : Устранить
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сознание 4. Осознанность

• Ключевым понятием в работе с сущностью сознания является осознанность.
• Для того чтобы осознавать что-либо, не нужно делать никаких усилий, это всегда происходит просто и естественно.
• Если мы смотрим на чистое небо, нам ничего не нужно для осознания того, что оно голубое, достаточно просто взгляда вверх.
• Способность осознавать - врожденное свойство, изначально присущее сознанию.
• Мы, однако, приучены всегда осознавать что-то.
• Теперь давайте попробуем осознать саму осознанность, попробуем стать ею.
• Вибрации осознанности выше вибрации мыслей.
• В силу этого мысль, пришедшая к нам в состоянии осознанности, растворяется.
• Это растворение происходит само собой, автоматически - так же, как сам собой тает лед на солнце.
• Представим себе: каждая приходящая мысль тает в лучистой энергии осознания.
• Это происходит, если мы сохраняем открытую внимательность, не следуем за приходящими мыслями и не позволяем им унести нас.
• Мышление - естественное свойство ума.
• Не нужно бороться с ним, чтобы осознать некую потустороннюю истину.
• Мысли приходят и уходят, не причиняя нам никакого вреда.
• Они теряют свою силу увлечь нас, если мы пребываем в состоянии глубокой спокойной осознанности.
• Осознанность эта чистая и ясная, не требующая никаких усилий.
• Качество осознанности - наше коренное врожденное свойство.
• Оно не зависит ни от возраста, ни от уровня развития, ни от обстоятельств.
• Это наша суть, переливающаяся из мгновения в мгновение, подобно алмазной сверкающей на солнце нити.
• В начале поддержание непрерывной осознанности требует тонких усилий, которые прекращаются с пониманием того, что осознанность - наша суть и основа.
• Сознание пронизывает все своим светом, в этом свете рождается, живет и растворяется все существующее.
• Поэтому, в какую бы сторону мы ни направились, везде мы встретим только сознание в его бесчисленных модификациях.
• На пути самопознания многие заходят слишком далеко.
• Они теряют из виду то, что они ищут - свою суть.
• Усилия, необходимые в начале, становятся препятствием в дальнейшем.
• "Каждый испытывает страдания из-за собственных усилий, и никто не понимает этого", - говорит индийский мудрец Аштавакра.
• Если мы видим только сознание во всем, усилия становятся бессмысленными.
• Куда и зачем стремиться, если мы уже находимся внутри сказочного сияющего дворца?
• Оставаться в основе, сутью которой является открытое внимательное осознавание происходящего, не сложнее, чем смотреть или слышать. Более того, если нам кажется, что мы утеряли основу, это ошибка, поскольку она присутствует во всем.
• Усилия по отношению к основе - насилие над своей природой, ведущее в ловушку бесконечной череды мыслей, фантазий, страхов и неизбежного при этом напряжения. Позволим же себе просто осознавать происходящее. Так просто и так сложно.
• При этом важно научиться двум вещам: расслабляться в состоянии осознанности и смотреть прямо в ее суть.
• Это похоже на то, как будто идешь ко дну.
• Сложность расслабления в состоянии осознанности заключается в том, что расслабление является тонким усилием.
• Но любое усилие уводит от сути, никогда не изменяющейся и не совершающей усилий.
• Самое лучшее - когда расслабление наступает само собой, подобно тому, как падает на подушку смертельно уставший человек.
• Ему не нужно расслабляться, нужно только добраться до постели и лечь.
• Чтобы такое автоматическое расслабление в состоянии осознанности наступало само собой, нужно достичь определенного уровня в практике.
• Нужно поработать.
• Осознанность или суть пронизывает все.
• Она является истоком всего и, одновременно, океаном, куда впадает река бытия.
• Мы идем туда же, откуда вышли: к своему источнику.
• У источника нет уровней.
• Он равно присутствует во всем.
• Поэтому, в каком бы направлении мы не пошли в нашей медитации или жизни, мы не встретим ничего, кроме проявлений источника, которые не отличны от него самого.
• Мы можем не видеть источник и не ощущать его свежего дыхания, потерявшись в бесконечных формах и обликах, которые он принимает.
• Но мы должны твердо помнить: везде разлит только он один - бесконечный океан бессмертного сознания.
• Источник находится внизу и наверху, в прошлом, в будущем, в настоящем.
• Из него состоят наши мысли и чувства, наше тело и воздух, которым мы дышим.
• Все, что мы видим, слышим, понимаем или не понимаем - это он.
• То, с помощью чего мы видим и понимаем - он же.
• И, наконец, тот, кто видит и понимает - это тоже он один.
• Во вселенной нет ничего, кроме сознания.
• Жизнь с таким пониманием не требует ничего специального, даже необходимости расслабления в осознанности - это происходит само собой.
• Просто приходит ощущение единства вселенной.
• Для этого нет необходимости что-то делать.
• Можно делать все, что угодно, или не делать ничего - ни то, ни другое ничего не меняет в происходящем.
• Приходит глубокое, подлинное облегчение.
• Как будто мы долго несли тяжелый мешок с землей и вдруг поняли, что можно просто вывалить его на обочину дороги.
• Этот мешок - груз наших прежних проблем и забот, включая проблемы садханы.
• Смотреть в центр осознанности можно, используя тело и без него.
• В области сердца, в центре груди свет сознания наиболее интенсивен.
• Именно отсюда, поднимаясь по особому каналу, идущему в глаза, сознание проецирует наружу голограмму внешнего мира.
• Экраном для этой голограммы служит пустота.
• Фантастическая разворачивающаяся перед нами картина настолько правдоподобна, что завораживает нас полностью, заставляя принимать ее за единственную реальность. Но это не так.
• Если мы направим луч внимания из области за глазами вниз, в центр груди, то мы окажемся в новом доме. Этот дом - свет сердца, заливающий всю вселенную, подлинный центр сознания.
• Интуитивно мы знаем об этом: говоря "я", мы указываем в центр груди.
• Осознавая источник нашего бытия в сердце, мы возвращаем его домой из временно захватившей власть головы.
• Это позволяет жить и практиковать, исходя из глубины сердца, а не руководствуясь рассудочным мышлением.
• Способ смотреть в центр сознания, не используя тело, иной.
• Строго говоря, у сознания нет центра.
• Поэтому использовать область сердца не обязательно.
• В этой практике мы смотрим в сущность осознанности и направляем луч внимания на источник сознания, не локализуя его в теле или пространстве.
• Мы осознаем само осознавание и проникаем в его суть.
• Осознающий и осознаваемое становятся одним.
• Это сознание, смотрящее само в себя и узнающее сначала себя в себе, а затем во всем.
• Здесь исчезают центр и периферия.
• В этом состоянии мы можем пережить либо наше "я", распространившееся до бесконечности и включающее в себя все, либо полное его растворение.
• Нужно иметь в виду, что описываемая здесь практика работает лишь в том случае, если нам удастся освободиться из-под власти рассудочного мышления и придти к чистому, или, как его называют тибетцы, обнаженному восприятию.
• Интенсивное лишенное оценочных мыслей восприятие - это просто спокойное осознавание происходящего.
• При этом восприятие становится ярким за счет того, что энергия сознания не рассеивается.
• Не покидая центра осознания, она становится сконцентрированной и уравновешенной.
• Сознание и тело при этом расслаблены, нет никакого напряжения ни в теле, ни в психике.
• В этой ясной осознанности мысли растворяются сами собой, а их энергия поглощается полем осознания.
• Таким образом, осознанность питается приходящими мыслями, поглощая их энергию и, тем самым, усиливая интенсивность своей светимости.
• Если мы замечаем, что опять захвачены водоворотом мыслей, нужно спокойно вернуться к базовой технике - ясно осознать ситуацию, которая может быть любой и продолжать оставаться в состоянии расслабленной осознанности.
• При этом не делается различия между внешним и внутренним - это одна ситуация.
• Мы просто спокойно осознаем, что происходит как внутри, так и снаружи, работая с этим как с единым полем реальности.
• Что бы ни происходило, приучимся напоминать себе, что происходит это с телом и умом, но не с нами.
• Привыкнем к осознанию того, что наша суть или основа всегда остается неизменной.
• Научимся быть этой сутью.
• При этом, если ситуация требует от нас активности, мы действуем, не позволяя себе забыться и быть захваченным действием.
• Мы продолжаем спокойно эту активность осознавать.
• Само действие при этом спонтанно, и исходит из внутреннего импульса, оно не просчитывается и не идет "от головы".
• Таким образом, само действие и его созерцание являются одним интуитивным процессом, исходящим из единого центра.
• Соединяя действие с созерцанием, мы ничего не "делаем", но просто адекватно реагируем на возникающие ситуации.
• "Адекватно" означает оптимально, наилучшим из всех возможных способов, максимально эффективно.
• Подобная реакция возникает не в результате просчета вариантов, а вытекает из осознанности, и происходит это само собой.
• Фактически, ситуация разрешает себя сама.
• Каждая из возникающих ситуаций - это вызов, требующий от нас правильной реакции.
• Если мы действуем верно, проблема уходит и не возвращается.
• При ошибочной реакции и неверном действии проблема остается неразрешенной. Накапливаясь, нерешенные проблемы создают нашу карму.
• Что значит правильно реагировать на ситуации?
• Это означает не позволять событиям ни эмоционально, ни интеллектуально захватывать нас.
• Это означает глубоко осознавать нереальность происходящего.
• Это означает сохранять естественную открытую внимательность.
• Это означает ни на секунду не покидать центра осознанности.
• Это означает позволить ситуации развиваться самостоятельно, не стараясь направить ее в наших эгоистических целях.
• Это означает оставаться спокойным.