Для обработки материала можно использовать свой любимый шаблон, или использовать те которые есть на форуме:
1. Стандартный шаблон: Шаблон 1
2. Короткий протокол : Шаблон 2
3. Шаблон для обработки вопросов : Шаблон 3
4. Шаблон для обработки команд : Самоанализ
5. Обработчик : Устранить
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ
с их подразделениями и отраслями
и о добродетелях, которые им противостоят
• ЧРЕВООБЪЯДЕНИЕ — объядение, пьянство,
• нехранение и разрешение постов,
• тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания.
• Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добродетели и людям.
o Этой страсти надо противостоять ВОЗДЕРЖАНИЕМ — удержанием от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина, хранением постов, установленных Церковью.
o Плоть свою надо обуздывать умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, отчего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и ее покоя.
• ЛЮБОДЕЯНИЕ — блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и сердца.
• Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них.
• Блудные мечтания и пленения.
• Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели.
• Сквернословие и чтение сладострастных книг.
• Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние.
• Грехи блудные противоестественные.
o Этой страсти противостоят ЦЕЛОМУДРИЕМ — уклонением от всякого рода блудных дел.
o Целомудрие — это уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов.
o Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания.
o Несмотрение телевизора и развратных фильмов.
o Нечитание развратных газет, книг, журналов.
o Скромность.
o Отвержение помышлений и мечтаний блудных.
o Молчание.
o Безмолвие.
o Служение больным и увечным.
o Воспоминание о смерти и аде.
o Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога.
• СРЕБРОЛЮБИЕ — любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого.
• Желание обогатиться.
• Размышление о средствах к обогащению.
• Мечтание богатства.
• Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания.
• Скупость.
• Корыстолюбие.
• Неверие Богу, неупование на Его Промысл.
• Пристрастие или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы.
• Увлечение суетными попечениями.
• Любления подарков.
• Присвоение чужого.
• Лихва.
• Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся.
• Воровство.
• Разбой.
•
o С этой страстью борются НЕСТЯЖАНИЕМ — удовлетворением себя одним необходимым, ненавистью к роскоши и неге, милосердием к нищим.
o Нестяжание — это любление нищеты евангельской.
o Упование на Промысл Божий.
o Последование Христовым заповедям.
o Спокойствие и свобода духа и беспопечительность.
o Мягкость сердца.
• ГНЕВ — вспыльчивость
• , принятие гневных помыслов:
• мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума;
• непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство.
• Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
o Страсти гнева противостоит КРОТОСТЬ — уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию.
o Терпение.
o Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест.
o Мир сердечный.
o Тишина ума.
o Твердость и мужество христианские.
o Неощущение оскорблений.
Незлобие.
o
• ПЕЧАЛЬ — огорчение, тоска,
• отсечение надежды на Бога,
• сомнение в обетованиях Божиих,
• неблагодарение Богу за все случающееся,
• малодушие,
• нетерпеливость,
• несамоукорение,
• скорбь на ближнего,
• ропот,
• отречение от креста, покушение сойти с него.
o С этой страстью борются, противоставляя ей БЛАЖЕННЫЙ ПЛАЧ — ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них.
o Плач ума.
o Болезненное сокрушение сердца.
o Прозябающая от них легкость совести, благодатное утешение и радование.
o Надежда на милосердие Божие.
o Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их.
o Готовность терпеть.
o Очищение ума.
o Облегчение от страстей.
o Умерщвление миру.
o Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.
• УНЫНИЕ — леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному.
• Оставление церковного и келейного правила.
• Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения.
• Невнимание и поспешность в молитве.
• Небрежение.
• Неблагоговение.
• Праздность.
• Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою.
• Перехождение с места на место.
• Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей.
• Празднословие.
• Шутки. Кощуны.
• Оставление поклонов и прочих подвигов телесных.
• Забвение грехов своих.
• Забвение заповедей Христовых.
• Нерадение.
• Пленение.
• Лишение страха Божия.
• Ожесточение.
• Нечувствие.
• Отчаяние.
o Унынию противостоит ТРЕЗВЕНИЕ — усердие ко всякому доброму делу.
o Неленостное исправление церковного и келейного правила.
o Внимание при молитве.
o Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими.
o Крайняя недоверчивость к себе.
o Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием.
o Благоговение.
o Постоянное бодрствование над собою.
o Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов.
o Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе.
o Редкое по возможности, исхождение из келий.
o Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.
• ТЩЕСЛАВИЕ — искание славы человеческой.
• Хвастовство.
• Желание и искание земных и суетных почестей.
• Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей.
• Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела.
• Расположение к наукам ( и искусствам гибнущим сего века, искание успеха в них для приобретения временной, земной славы.
• Стыд исповедовать грехи свои.
• Скрытие их перед людьми и отцом духовным.
• Лукавство.
• Самооправдание.
• Прекословие.
• Составление своего разума.
• Лицемерие.
• Ложь.
• Лесть.
• Человекоугодие.
• Зависть.
• Уничижение ближнего.
• Переменчивость нрава.
• Потворство.
• Бессовестность.
• Нрав и жизнь бесовские.
o С тщеславием борются СМИРЕНИЕМ.
o К этой добродетели относится страх Божий.
o Ощущение его при молитве.
o Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто.
o Глубокое познание своего ничтожества.
o Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его во всех отношениях.
o Явление простодушия от живой веры.
o Ненависть к похвале человеческой.
o Постоянное обвинение и укорение себя.
o Правота и прямота.
o Беспристрастие.
o Мертвость ко всему.
o Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом.
o Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию.
o Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, склонных по принуждению, или умыслу, или навыку притворяться. О
o твержение премудрости земной как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15).
o Оставление словооправдания.
o Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии.
o Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.
o Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов.
o Смиренномудрие или духовное рассуждение.
o Сознательное во всем послушание Церкви.
• ГОРДОСТЬ — презрение ближнего.
• Предпочтение себя всем.
• Дерзость.
• Омрачение, дебелость ума и сердца.
• Пригвождение их к земному.
• Хула.
• Неверие.
• Лжеименитый разум.
• Непокорность Закону Божию и Церкви.
• Последование своей плотской воле.
• Чтение книг еретических, развратных и суетных.
• Неповиновение властям.
• Колкое насмешничество.
• Оставление христоподражательного смирения и молчания.
• Потеря простоты.
• Потеря любви к Богу и ближнему.
• Ложная философия.
• Ересь.
• Безбожие.
• Невежество.
• Смерть души.
o Гордости противостоит ЛЮБОВЬ.
o К добродетели любви относятся изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию.
o Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения.
o Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице.
o Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе.
o Любовь к ближним, братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
o Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела.
o Несказанное наслаждение тела радостию духовною.
o Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении (св. Исаак Сирии. Слово 44).
o Бездействие телесных чувств при молитве.
o Разрешение от немоты сердечного языка.
o Прекращение молитвы от духовной сладости.
o Молчание ума.
o Просвещение ума и сердца.
o Молитвенная сила, побеждающая грех.
o Мир Христов.
o Отступление всех страстей.
o Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым.
o Богословие.
o Познание существ бестелесных.
o Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме.
o Сладость и обильное утешение при скорбях.
o Зрение устроении человеческих.
o Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения...
o Конец бесконечен!