Универсальный принцип работы с проблемами в ТЕОСе
Сегодня поговорим о базовом принципе работы с проблемами в Системе ТЕОС.
*********
В этой теме рассматривается не только сам принцип работы с проблемами в Системе ТЕОС – даются более глубокие знания о сути проблем, о глубинных причинах появления проблем, дается достаточно широкое объяснение понятию «ресурс и ресурсность» в объеме необходимом для понимания темы. И как бонус – в связи с тем, что знания совершенно новые - будет много разоблачений общеизвестных верований, предубеждений и иллюзий относительного соответствующих "знаний", учений и методик "решения проблем".
Внимание! Приходится каждый раз предупреждать, что знание выкладываемых «знаний» никак не заменяет практику. Практика в ТЕОСе первичная, выкладываемые знания скорее дают объяснение - что, как и почему происходит в реальности. То есть, если вы хотите решать свои проблемы по-настоящему – вам придется работать и много работать, используя предлагаемые техники и методы из арсенала Системы ТЕОС. Обычное прочтение и даже очень глубокое понимание публикуемых знаний никак вам не поможет, но зато поможет избавиться от иллюзий, глупых верований, уберечь себя от ошибок и сделать правильный выбор стратегии и методов решения своих проблем.
**********
Работа с «проблемами» в ТЕОСе кардинально отличается от всех существующих техник и методик. Можно сказать, что с точки зрения этих техник – в ТЕОСе практикующий вообще не занимается решением проблем.
Но при этом, ТЕОС – как раз наиболее эффективная технология для реального «разрешения» различных проблем человека.
В чём секрет методологии ТЕОС при работе с проблемами?
Часть первая. Общее обозрение феномена понятия «проблема»: что такое проблема, суть феномена проблемы, откуда они берутся и краткий анализ методик и способов для «решения проблем».
1. Краткий обзор методик «по решению проблем».
Желание каждого человека, имеющего проблему – «надо/хочу решать/решить проблему». Это выглядит настолько естественно и органично, что обоснованность такого желания не поддается сомнению.
Естественно, спрос рождает предложение – в мире множество различных техник, методик для помощи в решении проблем, предлагающие различные стратегии, тактики и методы решения проблем.
Что такое по сути проблема? Это задача, которую человек не способен разрешить по любой причине и застрял в бесконечном цикле попыток решить эту задачу и получить ожидаемый эффект.
После того, как «задача» не решилась, и нерешенная ситуация перешла в стадию «проблема», человек начинает выполнять процесс «Надо решить проблему» - проходя различные стадии деградации в этой увлекательной игре.
В попытке решить «проблему», человек проходит несколько стадий, начиная с реальных попыток решить проблему по-настоящему и реальными способами и заканчивая попытками смирится с проблемой, придать проблеме статус важности, ценности и святости.
По большому счету все методы решения проблем описаны в виде различных техник, школ, знаний и практик. И по степени здравомыслия и реалистичности все такие школы, учения и методики можно разделить на три большие группы:
1. Первая стадия, это условно научные методы (насколько понятие «научный» применимо к психологии) – психология, психотерапия, психиатрия. Здесь упор делается на реальную работу, на научные исследования, на использование научно и логически обоснованных психологических и психотерапевтических методов.
Основной подход в методиках первой стадии – усилия направляются на поиск причин, на диагностику «проблемы», на анализ самой проблемы и уже исходя из диагностики и исследования «проблемы» - предлагаются методы для ее решения. Развитие методик проходит по пути совершенствования методов диагностики, техник анализа и технологий работы с пациентами.
Кажется вполне логичным – если найти настоящие причины, установить реальный диагноз проблемы, то в этом случае можно найти и подобрать действующий метод решения проблемы. В идеале – да, но на деле – всё не так однозначно. И об этом будет сказано ниже.
2. «Популярная» психология и «продвинутая» шизотерика: Техники и школы, которые утверждают, что «знают/открыли» истинную причину проблем, получили свыше, получили божественное откровение, нашли древние знания, познали сакральный смысл и тайны "проблемы" и готовы продать известный только им большой секрет быстрого, простого и легкого метода решения проблемы.
То есть, в отличии от первой группы, «школы» второй стадии уже не заморачиваются анализом каждой проблемы и поиском причин, а сразу утверждают, что эта причина им известна, что также им известен метод для устранения этой причины и желающим избавится от проблем нужно только купить эти методы и использовать их себе во благо.
Все эти школы в основном коммерческого направления по продаже «святого Грааля» - "тайных знаний и сакральных секретов". В большинстве случаев продают себя в категории «популярная психология», хотя к психологии они не имеют никакого отношения.
Фишка каждой такой «школы» в том, что каждая из них говорит, что уже точно знает настоящую причину проблем и предлагает методы борьбы с этой причиной. Например, Турбо-суслик «говорит», что причиной проблем человека является «говно-Ум». И вот если этот «говноУМ» почистить, то проблемы человека исчезнут и человек будет свободен от проблем. И далее читателю предлагается покупать "эффективные обработчики и протоколы", которые быстро помогут очистить "ум от дерьма".
Увы, к реальному решению проблем «техники» из этой группы не имеют практически никакого отношения, хотя именно эта категория более всего себя рекламирует и больше всего обещает. Потому что истинная цель продавцов "методик" этой группы – заработать на ажиотаже и желании решать проблемы «легким, простым и быстрым» способом, максимально избегая при этом реальных действий.
3. Наиболее шизотерические и наименее реалистические «школы» (хотя здесь уже больше подходит понятие «культы») предлагают вообще не заниматься проблемами, а предлагают различные методы «изменения» отношения к проблемам, переоценки проблемы, оправдания наличия проблем, их обожествления, их важности и т.д. Эти методики можно разделить на две подгруппы:
А) методы поиска спасителей, божеств, магических способов, сверхсилы, сверхспособности, сакральные знания - как «решать проблемы» не решая их, а перекладывая их решение на выдуманные силы;
В) умственные манипуляции с отношением к проблеме: рационализация, обесценивание, изменения отношения к проблемам, обожествление, оправдание проблем и т.д.
То есть, 3-я группа - это методики, в которых реализован полный отказ от работы непосредственно с проблемой, а предлагаются всякие «танцы с бубном» вокруг самой проблемы, вплоть до вознесения «проблемы» в ранг святости и божьей благодати/наказания, кармической отработки и т.п.
Казалось бы, «методики» 3-й группы уже тяжело отнести к методикам работы с проблемами, но по большому счету, абсолютно все они тоже работают в парадигме «Надо решать/решить проблему». Даже если духовные школы предлагают практики, типа «изменить свое отношение к проблеме», или «смирится с проблемой», или «принять/полюбить проблему» и т.д. – это тоже методы решения проблемы, но с позиции «Я сам не могу решить, нужно найти спасителя, использовать магию, надеяться на чудо, подружиться с проблемой, вознести страдания от проблемы в ранг святости и т.п. Предполагается, что если человек «изменит свое отношение к проблеме», «смирится с проблемой», «примет/полюбит свою болезнь/проблему» и т.д.– то она, проблема, должна как-то решиться.
То есть, даже такие вполне экзотические методы решения проблем – они тоже «работают» внутри парадигмы «Надо/хочу решить проблему», но здесь уже нет даже имитации – есть только бегство от проблем в иллюзии, глюки и фантазии чудесного избавления от проблем.
Не буду сейчас дискутировать об эффективности методов в каждой из групп, я только хочу отметить, что все они не выходят за пределы парадигмы «Хочу/должен решить проблему». Базовым постулатом такой парадигмы является твердое убеждение «У меня есть проблема» и отсюда абсолютно логично сделается вывод, что «проблему нужно решать».
А дальше уже дело «ума» - выбрать метод для решения проблемы. Но выбор этот по сути предопределен - человек всегда выбирает "свою любимую методику" только в пределах своей ресурсности:
- Методики из первой группы в основной своей массе выбирают люди средне- и выше среднего уровня по ресурсности. Ресурсов и сознания мало для того, чтобы решать свои проблемы, но еще достаточно, чтобы их видеть и пытаться решить по-настоящему, используя реалестические и научные методологии;
- люди с ресурсностю ниже среднего уровня выбирают методы из второй группы. Уже не имея сил и сознания (ресурсов) решать проблемы по-настоящему в реальности, но еще обладая некоторым количеством ресурсов – люди из этой группы выбирают путь имитации работы с проблемами. Покупают готовые универсальные "знания" и решения - только чтобы самим не заниматься анализом и решением собственных проблем. Ресурсности на имитацию в уме (играть в умственные игры «я решаю проблему» с помощью "продвинутых" методик) еще хватает, а вот на реальную деятельность по решению проблем по-настоящему уже нет.
Поэтому люди этого уровня уже сами не занимаются анализом своих проблем, поиском настоящих причин и т.д. (слишком сложные для них такие действия) – а ищут, используют и покупают готовые рецепты, «знания» причин проблемы и готовые алгоритмы их решения. Соответственно – эффективность методов работы с проблемами на этой стадии во много раз ниже, чем на первой. Получаемые результаты – это в основном иллюзии типа "Я получаю результат", которые легко разбиваются при первом же контакте с реальностью. Имитируя действия - получить можно только наглюченый результат;
- наиболее жертвенные/ наименее ресурсные люди выбирают методы из 3-й группы. Заниматься реально проблемами сил/сознания/ресурсов уже нет. Уже сил нет даже имитировать «работу с проблемами», поэтому единственным выходом мало ресурсные люди видят в уходе в иллюзии и глючанье относительно самих проблем – никак их не решая в реальности и никак ими не занимаясь, а ища того, на кого можно сбросить всю ответственность за свою проблемную жизнь.
На этой стадии деградации люди уже вообще отказываются что-то делать (что реально, что имитировать) для разрешения своих проблем и занимаются только глючаньем. Здесь уже молятся богам, вселенной, подсознанию, всяким выдуманным силам , которые по мнению верующих способны вместо человека решить их проблемы; пытаются развить в себе какие-то чудесные силы, с помощью которых надеются потом решить свои силы, занимаются «переименованием проблем, изменением своего отношения к проблемам; обожествлением этих проблем; придумыванием различных веских доказательств насчет важности или неразрешимости проблемы и т.д. и т.п. Список культов и течений в этой группе просто огромный.
А что же ресурсные? Наиболее ресурсные ничего не выбирают, потому что у них проблем нет. Ресурсов достаточно, чтобы свои задачи решать, свои потребности удовлетворять и поэтому эти задачи не превращаются в проблемы. И главное – достаточно ресурсов, чтобы не браться за задачи, которые не нужны или которые не по силам, или которые навязываются другими.
И здесь мы подходим к ключевому понятию – что такое ресурсность человека?