НЕВРОЗ СОВЕСТИ

ВЕРХ

Мы считали себя высокоморальным человеком
Мы считали себя высоконравственным человеком
Мы считаем себя воспитанным и культурным человеком
Мы считаем себя принципиальным человеком
Мы придерживались моральных норм принятых в нашем обществе
Мы старались соблюдать нормы морали, которые нам прививали, родители.
Мы старались соблюдать нормы морали , которые нам прививал социум через образование, пропаганду, службу в армии , социальную рекламу.
Мы всегда жили не для радости, а для совести. Во всяком случае понимали, что так должно жить.
Мораль и добродетель - последнее убежище неуверенного в себе человека.
Мы защищаем свои моральные принципы ( а значит себя, какой мы есть со всеми выморочеными невротическими потребностями, страхами и беспокойствами) до последнего.
Даже узнав истинную цену своей порядочности и решив все изменить, мы с места не можем сдвинутся.
Потому что тот, кем мы хотели бы стать, при первых же шагах вызывает у нас непреодолимое отвращение
Именно такому человеку - уверенному, отстаивающему свои права, способному сказать "Нет" и "Это ваши проблемы" мы противостояли всю жизнь ( в тайне, между прочим, восхищаясь и завидуя ему)
Наши нормы морали и нравственности которые нам внедрялись с детства предписывают нам целый комплекс различных патернов поведения, которые мы даже не способны поддать критическому осмыслению
Список добродетелей которым нас снабдили в молодости включает в себя много таких качеств которые на самом деле действуют против нас и направленные на выражение в обществе в угоду других людей, социуму, государству, клану.
Мы требовали от других чтобы они соблюдали те же принципы морали что и мы .
Мы старались соблюдать церковные заповеди, даже если не верили в бога , считая что они в любом случае высоконравственные
Мы считаем что человек , если дать ему свободу . может натворить много бед
Мы считаем что человек бес внедренных в него норм морали, нравственности через воспитание , религию, и даже наказание не способен самостоятельно придерживаться этих норм , в нем живут животные инстинкты , которые без контроля легко выйдут наружу.
Мы считаем что система отложенного наказания принята в нашем обществе – явление необходимое , потому что человек без такой системы не сможет держать себя в пределах общепринятых норм.
Мы считали свои нормы морали и свой личный этический кодекс нашим внутренним стержнем и основой нашей личности.
Мы дорожили набором своих моральных и нравственных норм
Мы считали голос совести - голос чего то высокого и возвышенного в нас
Мы не подозревали о том что голос совести . это всего на всего голос нашего внутреннего надсмотрщика и контролера. который должен защищать внедренные в нас убеждения , верования, постулаты от нас самих . чтобы мы не смогли их пересмотреть.

Пользуясь нашей беззащитностью , доверчивостью и отсутствием самостоятельности все взрослые с самого первого дня нам внедряли нормы морали , нравственности, выгодные не нам а другим- родителям, социуму, воспитателям, государству.
Пока мы были маленькими, общество вместе с родителями активно занималось формированием в нас системы установок, ограничений , запретов , убеждений направленных в первую очередь на формирование послушания и ограничение активности и способности самостоятельно осознавать мир
Делая это из самых лучших побуждений наши родители и воспитатели на самом деле выполняли заказ социума и государства - внедрить в нас комплекс запретов, ограничений , сделать из нас послушных , воспитанных и легкоуправляемых людей-винтиков.
Нам внушали важность таких качеств и чувствовали себя важными из того что мы обладаем таким качествами и высокими моральными и нравственными принципами.
Нам внедрили и мы приняли в себя такое качество как следить за другими чтобы они тоже вели себя согласно высоких принципов морали нравственности . совершали поступки на основании добродетели.
Мы должны передать весь набор и комплекс усвоенных нами принципов, убеждений, верований , постулатов нашим детям, воспитанниками , подчиненным.
Параллельно с этим в нас формировали внутреннего надсмотрщика –контролера , который должен теперь всю жизнь посредством голоса совести продолжать котролировать нас , и заставлять выполнять заложенные в нас программы уже по отношению к нашим детям, внукам, воспитанникам , ученикам.
Нам последовательно внедрялись установки направленные на то чтобы мы навсегда остались в пределах того круга в котором родились и воспитывались.
Параллельно нам внедрялись и мы принимали установки на совершенные и идеальные принципы, идеи, состояния , к которым мы должны всю жизнь стремится и без достижения которых мы не можем себя чувствовать счастливыми и жить в покое и радости.
Мы посещаем разные тренинги, занятия , семинары , занимаемся самосовершенствованием с единственной целью – стать совершенней , достичь тех высот совершенства, которые нам обозначили наши родители, воспитатели, учителя , социум.
Мы занимаемся самосовершенствованием , потому что считаем себя несовершенными, а значит и не достойными чего-либо – любви, денег, славы, успеха, счастья, радости.
Мы воспитывались на примерах героев , которые боролись и погибали за других , за нас, за народ, жертвовали собой ради других.
Мы мечтали тоже быть такими и чтобы нами все восхищались.
Мы восхищались людьми которые думали в первую очередь о других.
Мы восторгались и верили политикам которые обещали что будут защищать интересы простого народа , ведь мы согласно воспитанию относили себя к простому народу.
Нам навязывали ценности которые являлись ценностями только для людей нашего круга
Нам навязывали запреты на свободомыслие , на пользование внутренней свободой, на самовыражение ,
Нам навязывали понятия воспитанности, культурности, моральности, нравственности которые соответствовали людям нашего круга , но которые не являлись ценностями для других.
В список собственных добродетелей мы занесли такие качества как жертвенность, страдание, смирение , послушание, угодничество.
Родители с первых дней старались нам прививать такие качества , как послушание, спокойствие, неактивность, смирение , готовность выполнить любое указание старших и наказывали разными способами если мы противились такому воспитанию.
Нам внедряли понятия об уважении к старшим и к тем кто выше, и мы автоматически подразумевали старшими и выше нас всех вокруг чисто физически , а также людей которые выше нашего круга, людей которых боялись и уважали наши родители, воспитатели.
Такое воспитание наряду с моментам когда нас наказывали любым способом , даже самым невинным, формировало в нас страхи перед людьми из другого круга, начальниками, старшими по возрасту, положению, статусу , более богатыми., а также людьми нашего круга которые проявляли качества несвойственные нам
Через воспитание в нас формировали комплекс неполноценности.
Мы на веру воспринимали все воспитание наших родителей , воспитателей , учителей.
К моменту когда мы уже осознанно могли воспринимать все воспитание, мы уже были не в состоянии критически осмыслить вест комплекс убеждений, верований , постулатов . которые мы уже считали своими, дорожили и защищали, считая все это частью своей личностью и своей индивидуальностью.
Нам навязывали цели, намерения и желания . которые были чужды нам и нашей духовной природе.
Все религиозное воспитание – это воспевание страданий, слабовольности, запретов и ограничений, изначальной греховности человека.
Если за нарушение общественных и социальных запретов нам полагалось нести наказание в этой жизни. То за нарушение религиозных запретов и ограничений нас стращали и пугают мучениями в загробной жизни
Нам навязали и мы приняли понятие о том что постоянная внутренняя борьба – это признак высокодуховной личности .
Мы стремились быть высокодуховным и поэтому внутренняя борьба с самим собою и своими привычками расматриваеться нами как один из основных атрибутов нашей духовности.
Через воспитание мы приняли понятия об хороших и плохих привычках и в угоду общественным требованиям и общественной морали постоянно сами с собой боремся чтобы искоренить то плохое , что по нашему мнению есть у нас.
Нам навязали понятие об эго и эгоизме как о чем то плохом и низменном, то с чем надо постоянно бороться и чего стыдится.
В каждом моменте проявления и удовлетворения наших личных потребностей мы испытываем неосознаваемое чувство стыда, вины .
Каждый момент, когда мы поступаем согласно наших убеждений и установок , забывая про себя и действуя на благо другого мы вынуждены противостоять своему эго .
Для того чтобы заглушить негативные эмоции и боль и в первом случае и во втором – мы придумываем разные оправдания своим действиям, ищем высокий смысл, пытаясь обяснить неосознаваемые импульсы от внедренных установок.
Нас не учили и мы не понимали что эго и эгоизм это та часть нашей личности которая занимается нами лично и это ее природная функция.
Нам навязали понятия об том что наша личность и наши личные потребности второстепенные по сравнению с нуждами общества, коллектива , группы, родителей , мужа, жены, детей, стариков.
Мы считаем эгоизм плохим качеством и стыдимся проявлений эгоизма.
В ситуациях когда необходимо в первую очередь беспокоится об своем теле и себе мы вынуждены преодолевать чувство вины и стыда.
В нас глубоко внедрили , на уровне рефлексов понятия об том что хороший человек , это тот человек который умеет сострадать, жалеть, воспринимать боль других, жертвовать, помогать другим , даже в ущерб личным интересам, жертвовать своим временем.
Мы потеряли способность чувствовать естественные границы между личным и общественным, между личными потребностями и потребностями других., между очередностью удовлетворения собственных нужд и необходимостью помогать другим.
Взамен этого мы вынуждены подчинятся искусственно созданным и внедренным в нас установкам, которые регламентируют наше поведение в таких случаях.
Образ уступчивого страдальца весьма привлекателен в нашей культуре. Образцы высокого духа вырождаются в моральные клише.
Например: "Что такое настоящий интеллигент?"
Человек, способный о других думать больше чем о себе. Переживать чужую боль, сильнее собственной.
Нечто безусловно позитивное, но недостижимое для нас и любой личности .
В повседневной жизни подобные идеалы превращаются в сюрреалистические подпорки для податливого материала невротической личности.
В критической ситуации тяжести нашей нерешительности не выдерживают - ломаются.
Литературные герои которых мы изучали в школе в большинстве своем были привлекательны своей способностью жертвовать собой ради других, подставляют щеку, отправляются в Сибирь за другого, идут на панель, снимают с себя последнее, причем не представляя ни на одном из уровней сознания, что за это тебе что-то причитается, хотя бы в виде права на самовосхищение.
Все это называлось образцами высокого духа, твердости духа и в обязательном порядке должно было нами усвоено на очень глубоком уровне . вплоть до неосознаваемых рефлексов и паттернов поведения.
Без такой твердости духа в самом деле в нас остается одно нерешительное поведение, оправдание собственной неспособности отстаивать свои интересы в открытую и замаскированные попытки излить свою обиду и агрессию на себя и окружающих.
Это личности , ищущие оправдания собственной неуверенности и неспособности взять ответственность на себя.
Мы испытывали огромное моральное давление, как проецированию собственных требований к себе на требования общества.
Не " мораль требует", "не общество обязывает" ( ни общество, ни мораль ничего от нас не требует, им мы безразличны).
Здесь все те же две части нашей личности - одна строго обязывает нас делать то-то и не делать другого, а другая всячески сопротивляется, отлынивает, занимается саботажем. Суть этих требований - предписания и запреты, что запихивали в нас в детстве. Мы потребляли их целиком, не анализируя и не усваивая.
В конце концов требуемое отторгается и переносится на некую общественную мораль, то что вне нас и чему мы безусловно должны подчиниться.
Требования эти жестоки и немилосердны именно в силу того, что спроецированы, вынесены вне нас.
Они подавляют волю и парализуют желания.
Они питают нашу неуверенность и конформизм.
Мы чувствовали давление извне, осуждение или неприятие вызывающие в нас страх и чувство беспомощности и имеющие явную моральную окраску, несущие по отношению к нам враждебность и агрессию.
Нам и так-то трудно решиться отстаивать свои права, а тут еще моральное давление со стороны, окрашенное в традиционные тона отечественной культуры с бесспорной ценностью примата чужих интересов над собственными.
Воспитание , а также внедренные в нас установки вынуждали нас контролировать моральное и нравственное поведение окружающих
Мы пытались перенести требования нашей совести к себе на окружающих.
"Совесть" как часть вашей личности, предъявляла моральные счета всем людям,
Мы испытали агрессивно, как беспощадный судья , желание стать всеобщей совестью.
Мы пытались переделать других людей , которые по нашему мнению. не соответствовали нашим понятиям морали и нравственности.
Мы негодовали когда наблюдали как другие нарушают моральные нормы.
Мы оправдывали себя когда нам приходилось нарушать собственные нормы морали и нравственности.
Мы переносили вину за нарушение нами этих принципов на других и говорили, считали что кто то другой- человек, общество. государство. социум виноваты , но не мы.
Принципы, которые нам преподали в детстве и которые мы усвоили целиком и некритично, затем отвергли и перенесли на некую общественную мораль, демонстрируют полную свою непригодность для существования среди людей.
Нашему желанию измениться, избавиться от страха и тревоги, использовать шанс на саморазвитие приходится разбираться с тупой тиранией общественной морали, с "неврозом совести".
Это не значит, что из альтруиста общественника мы превратимся в эгоцентриста с бандитскими замашками. Первым мы никогда и не были, вторым уже не станем.
Нам придется узнать истинную цену моральных ценностей.

МЫ считаем, что МЫ, если дать НАМ свободу, можем натворить много бед
МЫ считаем, что предоставленные сами себе, без руля и ветрил, МЫ непременно займемся чем-нибудь аморальным, асоциальным, преступным
МЫ боялись, что, получив свободу/вседозволенность, можем захотеть убить кого-нибудь, избить, ограбить и т.п.
МЫ подозревали, что НАС сдерживает только страх перед наказанием
МЫ боялись обнаружить в себе самые ужасные пороки и считали, что они непременно проявятся, если МЫ станем делать все, что хотим
МЫ воспринимали слова апостола Павла "Попробуй все и выбери лучшее", как призыв к насилию.
Эти слова НАС бесили и вызывали возмущение, МЫ чувствовали в них провокацию для всего низменного и порочного, что в НАС есть
В критической ситуации НАШИ высокие принципы не выдерживают и ломаются, заставляя НАС чувствовать себя ущербными, недостойными, несоответствующими, стыдиться самих себя
МЫ обвиняли, ругали и казнили себя, когда НАМ доводилось нарушать собственные нормы морали и нравственности

НИЗ