Для обработки материала можно использовать  свой любимый шаблон, или использовать те которые есть на форуме:

1. Стандартный шаблон:  Шаблон 1
2. Короткий протокол : Шаблон 2
3. Шаблон  для обработки вопросов : Шаблон 3
4. Обработчик : Устранить
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Этапы развития личности по Эриксону 3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе - Предприимчивость и неадекватность).

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родите¬лей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Благоприятное разрешение этого конфликта - цель.

• Мы проявляли интерес к играм
• Нас все интересовало
• Мы хотели все попробовать
• Мы пытались делать все что нам хотелось
• Мы расширяли границы своего мира
• Мы испытывали новые способы действий
• Мы изучали мир и окружающее пространство
• Мы проявляли любопытство
• Мы ко всему пытались притронутся, попробовать
• У нас появлялись свои интересы
• Мы сами придумывали себе занятия и игры
• Мы развивали предприимчивость
• Мы сами ставили перед собой цели и пытались их добиваться
• Мы задавали много вопросов
• Нам отвечали на наши вопросы
• Наше любопытство удовлетворяли в полной мере
• Нам не отвечали на наши вопросы
• Нам затыкали рот
• От нас отмахивались
• Наше поведение раздражало родителей
• Нами были недовольны
• Взрослые, родители проявляли недовольство и раздражение, когда мы их спрашивали что-то
• Нам давали понять, что мы надоели со своими вопросами
• Нам запрещали делать то, что нам хотелось
• Нам запрещали делать то, что нам нравилось
• Нас принуждали делать то, что нам не нравилось
• Нас ругали за то, что мы делали
• Наши игры не одобряли
• Нас ругали за сделанное нами
• Нас обвиняли в том, что мы делаем
• Нас наказывали за наши действия
• Нас наказывали за наше любопытство
• Нас ограничивали в наших действиях
• Нам запрещали спрашивать
• Нас воспитывали в духе беспрекословного послушания
• От нас требовали подчинятся всем командам взрослых
• За неподчинение нас ругали и наказывали
• Нас останавливали и ограничивали
• Нас воспитывали через запреты и обвинения
• Нас стыдили за то, что мы сделали
• Нам не говорили как делать, но наказывали, если мы что-то сделали не так как хотелось старшим
• Нашу инициативу подавляли
• Нас во всем контролировали
• Нам постоянно все запрещали и наказывали
• То что мы придумали – высмеивали
• Нас выставили на посмешище перед другими
• Нам показывали что наша инициатива нежелательна и вредная
• Мы не могли самостоятельно  решать чем заниматься
• Мы должны спрашивать разрешения
• То что нам нравилось – не нравилось родителям и это нам запрещалось
• Наши желания игнорировали
• Наши желания высмеивали
• С нас делали послушных и управляемых людей
• Нас принуждали подчинятся
• От нас требовали подчинения
• Наши желания не имели значения для взрослых
• Нам давали понять, что мы ведем себя плохо и неправильно
• Вопросы которые мы задавали высмеивали
• Над нами смеялись, если мы что-то делали плохо
• Нас ругали за то, что мы сделали что-то неправильно
• Мы разочаровались в своих возможностях
• Нас приучали чувствовать стыд и вину
• Нас приучали чувствовать вину за свое поведение
• Нами управляли через внедрение чувства вины и стыда
• У нас развивался комплекс неполноценности
• Нас критиковали, ругали, стыдили за наши попытки попробовать что нибудь новое
• Нам не разрешали выходить за пределы ограниченной территории
• Нас ограждали от других детей
• Нам не разрешали играть с другими детьми
• Нас ругали за независимое поведение
• Наши попытки сделать что-либо по своему пресекали
• Нас постоянно контролировали
• На нас кричали
• Над нашими мечтами и фантазиями  смеялись и нас стыдили
• Наши рассуждения прерывали, высмеивали
• Наши затеи не поддерживали и осуждали
• Мы чувствовали себя не нужными и не понятыми
• Мы чувствовали себя лишними
• Мы ощущали себя обузой для других
• Нас не хотели понимать
• Наши усилия в чем либо не поддерживали
• Нашу активность осаживали, запрещали
• За нашу активность нас наказывали
• Нам запрещали  много двигаться , покидать  территорию дома, площадки
• Нас принуждали жить в ограниченном пространстве
• Нас всячески ограждали от любой опасности
• Нам всячески давали понять, что у нас нет прав на самостоятельность
• Нашу предприимчивость подавили
• Нас ругали за поломанные и испорченные игрушки
• Нам покупали игрушки которые нам не нравились
• Нам отказывали в наших просьбах
• Нас стыдили и ругали за то, что мы что-то просили
• Нам запрещали просить
• Нас ругали за то, что мы пытались отстаивать свое мнение
• Нам запрещали перечить взрослым и родителям
• Мы боялись что-либо делать, чтобы не вызвать гнев и раздражение взрослых
• Мы что-то делали и чувствовали себя виноватыми за это
• Мы что то делали и чувствовали что нас могут наказать за это
• Мы колебались между желанием что-то сделать и быть наказанным за свои действия
• Наши действия контролировали
• Нас торопили
• Нас подгоняли
• От нас требовали все сделать правильно, хорошо, так чтобы всем нравилось
• От требовали совершенства
• Нам не давали учится и пробовать, а требовали , чтобы все сразу получилось хорошо
• За нас старались сделать
• Наше стремление учится и пробовать новое подавляли и запрещали
• Нас наказывали, если мы делали по своему
• Наши «хочу» подавляли, не принимали во внимание
• Наши «хочу» игнорировали и высмеивали
• Нас принуждали думать по чужих стандартам
• Нам навязывали чуждые и непонятные для нас правила
• Наши действия прерывали, не давали нам довести до конца 
• Нам часто повторяли и говорили «нельзя», «нужно»

• Мы  решили:
• - что инициатива наказуема
• - не проявлять инициативу
• - играть только в чужие игры
• - делать только то, что нравится другим, взрослым
• - говорить только то, что нравится другим
• - ничего не делать без разрешения старших
• - ждать разрешения на свои действия
• - не спрашивать,
• - испытывать стыд за свои действия и поступки
• - не оглашать свои желания и цели
• - скрывать свои желания
• - наши идеи неправильны
• - наши игры бестолковые
• - наши цели плохие
• - наши действия никому не нравятся
• - нас никто не любит
• - мы не можем ничего толкового придумать
• - мы не способны на великие дела и должны ограничится малым
• - мы не соответствуем чьим либо ожиданиям
• - наши мысли никому не интересны
• - никому не открывать свои фантазии, мечты, мысли
• - быть закрытым
• - не доверять людям, особенно взрослым
• - быть послушным
• - пытаться нравится людям
• - делать все так, как другие хотят
• - делать так, чтобы понравится  другим
• - отказываться от своих целей
• - не иметь целей
• - не ценить себя
• - ценить мнение других больше, чем свое
• - ждать, пока другие чего нибудь придумают
• - зависеть от других
• - быть несамостоятельными
• - быть как все
• - не выделятся
• - сидеть тихо и не рыпаться
• - отказываться от ответственности
• - если мы будем что-либо делать сами – нас накажут

• В результате чего мы:
• - боимся покидать зону комфорта
• - проявляем беспомощность в преодолении препятствий
• - не в состоянии решать проблемы
• - пасуем в сложных ситуациях
• - чувствуем себя ущербными и неполноценными
• - разочаровывались в себе и своих способностях
• - чувствовали себя униженным
• - чувствовали себя виноватым
• - чувствовали стыд за свои действия и поступки
• - осуждали себя за сделанное
• - ощущали свою ненужность
• - теряли веру в себя и свои способности
• - отказывались от попыток что-то сделать
• - становились пассивными
• - теряли интерес
• - боялись проявить инициативу и самостоятельность
• - делали все с оглядкой на других
• - зависели от разрешения и одобрения других
• - проявляли инфантильность и безответственность
• - не можем сами себя обеспечивать
• - нуждаемся в помощи других
• - беспомощны в решении проблем
• - отсутствует расторопность, смекалка, находчивость
• - ощущаем свою неполноценность, беспомощность
• - отказываемся от сложных задач
• - верим что мы ничего не умеем хорошо делать
• - поверили, что ничего толкового придумать не можем
• - выбираем только шаблонные решения и проторенные дороги
• - уступаем в конкурентной борьбе
• - испытываем хронические неудачи, особенно в важных для нас сферах