Бодинамика - стоит особняком в телесно-ориентированной психотерапии. Начнём с того, что основывается она не на Райхе. И тем она очень интересна. Автор бодинамики (от слов «боди» тело + , собственно, «динамика») женщина-психотерапевт - Лисбет Марчер.

Лисбет Марчер - психотерапевт-практик. Чьи же теоретические идеи+клинические эксперименты двинула в широкие народные массы Лисбет Марчер?

Норвежский психотерапевт Л. Янсен создал теорию развития ребёнка, в основу которой положил представления о формировании гипо- и гипер мышечных напряжений в ходе неправильного развития.

Марчер развила эти идеи и вот, что она предложила в итоге.

    Лисбет Марчер - автор широко известной так называемой «Телесной карты»
    Она же - автор уникальной «типологии характеров», которая в чём то схожа, но во многом гораздо шире и подробней соответствующей типологии из пяти характеров, предложенной автором биоэнергетики Александром Лоуэном.

Обо всём этом - подробнее.

Начнём с того, что Райх и Лоуэн (те, с чьими именами мы и ассоциируем саму телено-ориентированную психотерапию) подробно разработали проблематику гиперблоков  (то есть, напряжённых мыышц), но очень вскользь говорили о гипоблоках - о неадекватно расслабленных, расхлябанных мышцах.

Этот пробел восполнили Лисбет Марчер и норвежец Л. Янсен.

Телесная карта Лисбет Марчер - это уникальный диагностический инструмент. На этой карте самым подробным образом отмечаются все основные мышцы тела, которые показывают гипо или гипер- активность.

Для чего существует этот тест?

Он используется для того, чтобы проанализировать проблемы развития человека в период:
- перинатального периода развития,
- родов,
- младенчества и раннего детства.

А теперь - внимание! Очень важная информация для потребителя психотерапевтических услуг.

Диагностика в бодинамике существует в двух вариантах.

Вариант первый. Сложный.

Здесь составляется ПОЛНАЯ «телесная карта». Эта работа - чрезвычайно трудоёмка. Она требует (с одной стороны) знания анатомии человеческого тела на уровне медицинского вуза. С другой стороны «телесная карта» требует длительной практики в подобном тестировании мышц тела на гипо- или гипер- блоки.

Вариант второй. Упрощённый.

Эта та же версия, но выпущенная как бы для «непрофессионального пользователя». Как бывает фен для парикмахерских и фен для обычных потребителей.

И то и другое - законно и является одним и тем же феном». Но если Вам встретится психотерапевт с «домашним феном» в руках, продающий свои услуги по ценам «промышленного оборудования», то у Вас должны возникнуть закономерные сомнения - а стоит ли отдавать ему свои деньги.

«Телесная карта» в бодинамике не делается «на глазок», по крайней мере, не делается людьми, преподносящими себя как «сертифицированные специалисты».

Итак, психологическую проблематику можно диагностировать и упрощённо. И лучше это делать упрощённо, чем вообще - никак. Что моет выявить упрощённая диагностика?

Определённые внешние и характерные особенности тела клиента психотерапевта.

В цикле статей о бодинамике я постараюсь познакомить Вас, Читатель, с основными принципами этой - упрощённой диагностики, для сугубо личного, домашнего использования, «для домашней аптечки».

Ну а теперь двинемся к базе - к типологии характера, этой основы основ всей телесно-ориентированной терапии.
Типология характера Лисбет Марчер

Для начала давайте напомним себе, как видел типологию характеров Александр Лоуэн. И Лоуэн и Лисбет Марчер, оба они выводят один «характер» из одного «нарушенного базового права личности».

Из их теории следует так: нарушили в определённый период «базовое право личности» у маленького ребёнка - бац! Сформировался «характер». То есть «характер» в терминологии телесно-ориентированной терапии - это всегда ПЛОХО. Это мы помним.

Соответственно, характеров столько - сколько базовых прав личности.

У Лоуэна, как мы помним, их пять. Перечислим «Базовые права личности Лоуэна»

    Право жить, существовать,
    Право быть обеспеченным в своих потребностях,
    Право на автономию и независимость,
    Право на автономию и независимость через сопротивление,
    Право хотеть и желать и двигаться по направлению удовлетворения своего хотения и желания

А теперь базовые права личности Лисбет Марчер. У неё их - семь.

    Право жить, существовать.
    Право иметь потребности.
    Право быть автономным и независимым.
    Право иметь намерения, проявлять упрямство и своенравие.
    Право переживать любовные и сексуальные чувства.
    Право иметь своё собственное мнение.

    Право 1) с одной стороны, быть полноправным членом группы при этом не будучи «особенным»; 2) с другой стороны, при желании быть способным удовлетворить свою потребность в том, чтобы «активно действовать, блистать и конкурировать»

А теперь разберёмся...

Как можно заметить, первые четыре пункта базовых потребностей у Лоуэна и Марчер - совпадают.

Последний пятый пункт Лоуэна у Марчер - отсутствует.

Право хотеть и желать, и двигаться по направлению удовлетворения своего хотения и желания.

На самом деле пятый пункт Лоуэна Марчер просто описывает более подробно и развёрнуто в своих пятом, шестом и седьмом пунктах.

Вот какая картина получается. Что Марчер подразумевает под «Правом хотеть и желать»?

    Право переживать любовные и сексуальные чувства,
    Право иметь своё собственное мнение,
   И вот это сложное право: Право 1) с одной стороны, быть полноправным членом группы, при этом не будучи «особенным»; 2) с другой стороны, при желании быть способным удовлетворить свою потребность в том, чтобы «активно действовать, блистать и конкурировать».

Давайте уточним и упростим последний пункт.

В этом последнем пункте Марчер имеет в виду на самом деле очень серьёзную, я бы даже сказала - концептуальную вещь. Внимание!

Если вдуматься в ту философию, которая лежит в основе психотерапии Марчер, то получается следующее.

Изначально люди делятся природой на два типа:

Первый тип.

Те, которые хотят жить просто, не быть никакими «особенными».

Второй тип.

Те люди, которые хотят жить очень активно, «блистать», и выделяться.

И вот оба эти типа (внимание!) нор-маль-ны. Они оба (эти типы) имеют «базовое право личности» на то, чтобы быть принятыми обществом такими, какие они есть!

Полноправным членом группы имеет право быть и человек, который никуда не стремится и «не лезет из кожи вон», но и тот человек, которому «до всего есть дело» и который с детства куда-то стремится!

Вот так-то. Это философия Марчер, которую мы с Вами вычитали из её психотерапии.

Несчастье происходит тогда, когда «спокойный» ребёнок попадает в социальное окружение, которое требует от него амбиций Наполеона и гениальности Бетховена.

Или когда «активный» ребёнок с амбициями Жанны д Арк и Талейрана попадает в среду, которая требует от него (неё) квасить капусту и смотреть сериал по пятницам, не смея даже мечтать «о чём-то таком».

Идея Марчер о формировании невротического характера проста.

Когда родители ребёнка и значимая для него микросоциумная группа оказываются не в состоянии принять потребности и особенности ребёнка, у него формируется специфическая защита.

Ребёнок становится перед жёстким и неправильным выбором (но другого у него нет)

Или: он продолжает делать то, что встретило отпор и гнев со стороны главных взрослых, и тогда ОН ИДЁТ НА РАЗРЫВ КОНТАКТА С МИРОМ

Или: он уступает, отказывается от удовлетворения своих базовых личностных потребностей и тогда, сохраняя за собой любовь и одобрение мира, ОН ИДЁТ НА РАЗРЫВ КОНТАКТА С САМИМ СОБОЙ.

Семь базовых потребностей. Семь характеров. В цикле статей о бодинамике мы разберём каждый из невротических сценариев, вызванных нарушением одного из семи прав