Для обработки материала можно использовать  свой любимый шаблон, или использовать те которые есть на форуме:

1. Стандартный шаблон:  Шаблон 1
2. Короткий протокол : Шаблон 2
3. Шаблон  для обработки вопросов : Шаблон 3
4. Обработчик : Устранить
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.Этапы развития личности по Эриксону4. Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности)

Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности - с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

Благоприятное разрешение этого конфликта - уверенность. Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.
4. Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.
2. Социальная ситуация развития - Теперь положение ребенка в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.
Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю.
3. Возрастные новообразования – произвольность, внутренний план действий, самоконтроль.
4. Ведущая деятельность и ее характеристика – учебная. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.
5. Возрастной кризис, характерный для данного периода -
6. Данный возраст в различных концепциях:
- Психоанализ - Латентный (скрытый) период — (с 6 до 12-13 лет), на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола. Формируются новые элементы структуры личности ребенка - эго и супер-эго.
- Эриксон - Умелость и неполноценность (Трудолюбие или чувство неполноценности).
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
- Пиаже - Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ребенка были предметные действия, то в рассматриваемом периоде ими являются операции. Принципиальное отличие состоит в том, что рождение операции — это предпосылка становления собственно логического мышления человека.
Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления ребенка и представление о сохранении. Эгоцентризм мышления обусловливает такие особенности детского мышления, как синкретизм, неумение сосредоточиваться на изменениях объекта, необратимость мышления, трансдукция (от частного к частному), нечувствительность к противоречию, совокупное действие которых препятствует формированию логического мышления.
Внутри этого периода Пиаже выделил  стадию конкретных операций (6/7—11/12 лет). Возникает, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта (например, его форма и количество вещества в нем) не зависят друг от друга (форма стаканов не влияет на количество воды в них). Очевидно, что мышление ребенка при этом уже не определяется только возможностями восприятия, как это было в дошкольном возрасте. Появление сохранения — важная ступень в познавательном развитии, поскольку оно способствует обратимости мышления.
  7. Познавательное развитие в этом возрасте - Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.
  8. Личностное развитие и развитие самосознания - Ребенок изо всех сил старается преодолеть все встающие на пути преграды, ведь огромное значение для развития его личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
  9. Социальное развитие - Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.
    Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности.
Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям.
• на данной стадии развития происходит важный этап социализации, что соответствует блоку СУПЕРЭГО;
• включается акцептная функция этого блока – третья: главная работа школьника – накапливать знания, усваивать школьную программу, читать книги, кроме того он смотрит фильмы, узнает много интересного о мире из разных источников, он любопытен и любознателен, но никакой важной продукции не производит, да от него ее и не ждут;
• функция в ментальном кольце, продолжается развитие сознательного: “хочу все знать” – это об указанном возрасте;
• инициативу (3 стадия) и обретение навыков и умений (4 стадия) следует отнести к социальному уровню коммуникации по В. В. Гуленко: здесь дистанция далекая (социализация не предполагает проникновения в душу, общение с широким кругом людей уже не ограничивается близким окружением), а коммуникация поверхностная (здесь не делятся глубинными размышлениями, а осваивают социально значимые вещи: предприимчивость и трудовые навыки. В то же время такие личные чувства, как совесть и чувство неполноценности, не обсуждают с посторонними). Социальный уровень у Гуленко соответствует блоку СУПЕРЭГО;
• блоку СУПЕРЭГО также соответствует архетип Юнга Персона – та роль, которую мы играем, выходя в общество;
• к этому моменту включились все слабые функции, видимо, сильные только готовятся к включению в полной мере, набирают свою информацию, тренируют способность ее обрабатывать. Слишком большой объем информации они обрабатывают, ребенку его еще тяжело полностью освоить.
• В 7 лет, когда ребенок начинает учиться в школе, он уже ощущает себя самостоятельным взрослым человеком. И не зря, ведь в этот период к нему начинают предъявлять новые требования: он должен, во-первых, хорошо учиться, во-вторых, помогать родителям в домашних делах. Такая перемена жизненной парадигмы не может не вызывать соответствующий психологический дискомфорт и даже стресс – к своей новой роли привыкнуть не так то просто. И если говорить про причины кризиса 7 лет у детей – они как раз в осознании необходимости взросления.
• В этот период ребенок осознает себя как часть общества. И ему приходится с этим обществом считаться и учиться жить, соизмеряя свои действия с реакцией окружающих. Ребенок уже не может выражать свои эмоциональные переживания, как раньше – прямо и непосредственно.

• От нас требовали быть взрослыми
• Мы пытались быть взрослыми
• Мы копировали действия взрослых
• Мы  учились чему-то новому
• Мы осваивали навыки определенной деятельности
• Мы пытались повторить действия старших и у нас это получилось/не получилось
• Мы  осваивали трудные и сложные операции
• Нас приучали жить по правилах
• Нас приучали к распорядку
• На нас  давили авторитетом взрослые
• Нам помогали что-то осваивать
• На нас орали, нас ругали, если мы что-то сделали не так, как нужно
• Нас ругали за промахи и неправильные действия
• От нас требовали соблюдения правил
• Наш круг общения кардинально менялся и расширялся
• Мы пытались что-либо делать самостоятельно
• Нас ругали  и наказывали за самостоятельность
• Нам запрещали что-либо делать
• Мы пытались что-либо сделать, но  только все испортили и сломали
• Нашу инициативу в действиях поощряли
• Нашу инициативу в действиях не поощряли и подавляли
• Над нами смеялись, если у нас что либо не получалось или получалось плохо
• Нас сравнивали с другими в негативном ключе
• Нас сравнивали с другими в позитивном ключе
• Нас приучали сравнивать себя и свои действия с другими
• Нас приучали к зависимости от оценок других
• Нас приучали все свои действия ориентировать на успех
• От нас требовали идеальных результатов
• От нас требовали получать только отличные оценки
• Нас принуждали много учится
• Нас принуждали к усидчивости
• Нас наказывали за плохие оценки
• Нам не помогали осваивать сложные операции, но наказывали, если мы плохо их выполняли
• Нас принуждали сдерживать свои эмоции и непосредственные реакции
• Нас наказывали, если мы говорили неприятную для других правду
• Мы учились сдерживать себя и
• Мы учись одевать маски и играть нужные роли
• Мы вынуждены были делать то, что нам не нравится
• Мы боялись ошибиться, потому что нас наказывали за ошибки
• Мы приучались жить с окружением, в котором были люди что нам не нравились
• Мы подавляли в себе отвращение к кому либо
• Мы не могли изменить ситуацию  и нам приходилось приспосабливаться
• Мы испытывали на себя давление
• Мы испытывали  необоснованные ожидания от взрослых
• Нас стыдили, если у нас что-то не получалось или получалось плохо
• Нас стыдили за плохие оценки
• У нас получалось хуже, чем у других и нам было стыдно или нас наказывали
• У нас получалось лучше, чем у других и нас хвалили, положительно оценивали
• Мы испытывали гордость и чувство  превосходства, когда у нас получалось лучше, чем у других
• Мы испытывали стыд, чувствовали себя неуютно, если у нас получалось лучше, чем у других
• Мы отказывались что-либо делать, потому что у нас это получалось плохо
• Мы проявляли упорство в осваивании нового
• Мы прекращали чему-либо учится, если считали что это сложно
• Мы стремились выполнять только то, что  у нас хорошо получается
• Мы испытывали отвращение к действиям под принуждением
• Нас принуждали что-либо делать и у нас это плохо получалось
• Мы саботировали действия, которые нас принуждали действовать
• Мы отказывались, что либо делать, потому что у нас это не получалось/получалось плохо/ нас принуждали это делать.
• От нас требовали хороших оценок и хорошего поведения
• От нас требовали соревноваться с другими
• Нас ставили в условия, когда нам не оставалось возможности делать то, что нам хочется
• Нас принуждали слушать и не возражать
• Нас наказывали за непослушание и нарушение правил
• Нас приучали жить согласно правил
• Наш стиль жизни резко менялся
• С нами и нашими желаниями не считались
• От нас требовали делать то что мы не умели или не могли
• На нас орали, если мы делали неправильно
• Мы боялись ошибиться
• Наши интересы игнорировали
• Нас не спрашивали, чего мы хотим
• Нас игнорировали
• Нам навязывали то, что нам не интересно и не нравится
• Наше мнение не спрашивали
• Мы не понимали, что нужно делать
• Мы боялись сделать неправильно
• Пытаясь что-то сделать, мы что-либо сломали, испортили и нас за это наказали
• Результат нашей деятельности высмеивали
• Результат нашей деятельности стал причиной осуждения нас
• Результат нашей деятельности негативно повлиял на отношение к нам родителей, других взрослых, наших сверстников
• Нас не поддержали в нашем желании что-либо сделать
• Мы пытались помочь своим родителям, но нам запретили
• Над нами смеялись, когда мы что-то пытались делать или научится делать
• Нас принуждали заниматься тем, что нам было противно и неприятно
• Мы отказывались что-либо делать и нас за это наказывали
• Нам сложно было выполнять какую либо работу или деятельность
• Нам сложно было удерживать внимание на каком-либо процессе
• Наши желания никого не интересовали
• Мы пытались сделать хорошо, чтобы получить хорошую оценку
• Нас принуждали по многу раз переделывать
• Нас убеждали, что мы плохо делаем
• Нас убеждали, что у нас не получится
• Нас убеждали, что мы сделаем неправильно
• Нас убеждали, что мы делаем хуже, чем другие
• Нас убеждали, что мы никогда не научимся делать как надо
• Нас убеждали, что у нас всегда все получается плохо
• Мы решили, что у нас не получится
• Мы решили, что мы делаем хуже других
• Мы решили – лучше не делать, чтобы не получать критику, обвинение и осуждения
• Мы отказывались делать, чтобы не испытывать  стыда
• Мы боялись наказания за плохо сделанную работу и отказывали что либо вообще делать
• Нас убедили, чтобы мы сами не справимся
• Родители/взрослые  предпочитали сделать все за нас
• Мы отказывались что-либо делать, считая,  что у нас все равно не получится
• Мы отказывались что-либо делать, оправдываясь, что мы это не умеем или не знаем как
• Нас не хотели обучать чему –либо
• Мы не хотели обучатся новому
• Мы боялись нового
• Мы боялись негативных оценок и критики
• Мы боялись осуждения
• Мы боялись наказания за свои плохие оценки
• Получая негативные оценки результатов своего труда или учебы, мы решили что ни на что не годные
• Мы считали себя плохими, когда получали негативные оценки
• Мы оценивали себя как личность сквозь призму наших неудач и плохих оценок
• Мы отождествляли себя с результатами  оценок  нас другими людьми
• Мы не могли сами себя оценить
• Мы что-либо делали и ждали, когда нам дадут оценку другие
• Мы могли оценить себя и свои результаты только тогда когда эти оценки давали нам другие
• Мы не доверяли собственным выводам и оценкам
• Мы доверяли оценкам и решениям других людей
• Наши оценки самих себя и результатов своей деятельности не совпадали с оценками других
• Мы считали, что другим виднее как у нас получилось
• От мнения других людей зависела наша самооценка
• Мы что-либо делали, чтобы получить похвалу других людей
• Мы что-либо делали, чтобы получить хорошую оценку
• Мы что-либо делали, потому что это нравилось другим
• Мы что-либо делали, потому что это нужно было другим
• Мы что-либо делали, потому что так было нужно
• Мы подчинялись требованиям других
• От нас требовали, чтобы  мы сразу все делали правильно и хорошо
• Наши действия злили наших родителей, учителей
• Нам не хотели показывать, как надо делать
• Нашу самостоятельность ограничивали
• Нам не давали быть самостоятельным
• За нас принимали все решения
• Нам не давали возможности принимать решения
• Наши решения критиковали
• К нам относились сверхтребовательно
• К нам относились сверхпринципиально
• Нам выставляли высокие требования
• Нас считали гениальным, очень способным и поэтому от нас ожидали необычных результатов
• Родители пытались через нас осуществить свои неудавшиеся цели и желания
• Родители воспитывали нас как гениальных детей
• Родители во всем принуждали нас быть лучше других
• Нас постоянно сравнивали с идеальным образом
• Мы постоянно ощущали свою неполноценность по сравнению с  эталоном
• Родители и учителя выражали нам свое недовольство  нашими результатами
• Нас наказывали, если мы оказывались в чем-либо хуже других или эталона
• Нас делали оружием в борьбе/соревновании  с другими родителями- чьи дети умнее и способнее
• Мы потеряли радость от труда и деятельности
• Мы сами себя сравнивали с другими, с их результатами и успехами
• Мы смотрели на себя глазами родителей и учителей
• Мы смотрели на себя и свои результаты сквозь призму требований родителей и учителей
• Мы испытывали постоянное давление
• Нас постоянно критиковали
• Нас били за то что мы что то делали неправильно  или плохо
• У нас страх перед какой либо деятельностью или работой
• Мы изначально считаем, что у нас не получится или получится плохо
• Мы все делаем только по принуждению
• Мы привыкли все делать только по принуждению
• Мы привыкли все делать через силу и напряжение
• Чтобы что то сделать мы вынуждены прилагать огромные усилия и волю
• Мы напрягаем свою волю, чтобы что-либо начать
• Мы придумываем кучу оправданий, чтобы не делать
• Нам сложно что-либо начать
• Нам отказывали в помощи
• Нам отказывали в объяснениях и инструктаже
• Нам не нравится самим разбираться в тонкостях чего-либо
• Мы требуем, чтобы нам все объяснили
• Мы считаем, что другие не умеют хорошо объяснять, поэтому мы не понимаем, как делать правильно
• Над нами иронизировали, смеялись, если у нас плохо получалось
• Из-за результатов своей деятельности мы становились объектом насмешек, обсуждения/осуждения/критики
• Нас принуждали помогать по хозяйству
• На нас навешивали множество обязанностей, не соответствующих нашему возрасту
• Нас принуждали помогать взрослым
• От нас требовали быть самостоятельным
• К нам предъявляли требования, которые мы не могли выполнить
• Нас наказывали за невыполнение требований, которые мы не могли выполнить в силу своего возраста и неспособности
• Наши успехи игнорировали, а все неудачи и промахи замечали
• Нам постоянно указывали на наши недочеты, недоработки и ошибки
• Нас жестко контролировали
• От нас требовали делать все лучше и лучше
• Нашими успехами и результатами всегда были недовольны
• Над тем, что мы делаем,  насмехались
• Наши результаты обесценивали
• Нами всегда  были недовольны
• Мы не получаем удовольствия от своей работы и деятельности
• Нам запрещали делать то, что нам нравилось и интересно
• Наш творческий подход жестко ограничивали и наказывали
• От нас требовали только точно копировать и повторять чужие действия
• От нас требовалось только выполнять определенные действия

• Нас хвалили, когда мы что-то делали
• Нас хвалили даже тогда, когда мы делали плохо
• Мы не чувствовали внутренней ответственности за качество выполняемой работы
• Мы делали все халтурно  и безответственно и не несли за это никакой ответственности
• Нам позволяли все
• Нам ничего не запрещали
• Мы привыкли делать так, как нам хочется, а не так как нужно
• Мы привыкли халтурно относится к своим обязательствам

• Мы тяжело меняли свой график/способ/стиль/распорядок  жизни
• Нам сложно перестраиваться с одного вида деятельности на другой
• Нам сложно/тяжело изучать новые навыки и виды деятельности
• Мы испытываем страх перед новизной
• Мы тяжело входили в новый коллектив
• Мы испытали сильный стресс, когда пошли в школу
• Нам не хватало усидчивости сидеть на уроках
• Нас насильно принуждали учить уроки
• Нас насильно принуждали к каким либо действиям
• С нашими интересами и желаниями не считались
• Нам запрещали выражать свои эмоции
• Нас принуждали выражать определенный спектр эмоций
• Нас принуждали играть только определенные роли
• Нас принуждали уважать людей, которых мы не хотели уважать
• У нас что-либо плохо получалось
• Нас не брали в общие игры
• В своих начинаниях мы терпели неудачу
• Мы подвергались насмешкам взрослых и друзей
• Мы показывали результаты хуже, чем у других и поэтому подвергались насмешкам и обвинениям
• Свои неудачи в чем-либо мы проецировали на все сферы своей деятельности/личности
• Из-за неудач, критики и насмешек мы приобретали неуверенность
• Мы отказывались что-либо делать, чтобы не подвергаться насмешкам и критике
• Мы старались избегать инициативы
• Мы прятались за спины других
• Мы стремились ничего не делать
• Мы искали возможность избежать деятельности
• Мы испытывали трудности с адаптацией в новом коллективе
• Мы не могли определить свою позицию в новом коллективе
• Мы испытывали трудности с адаптацией
• Нас жестко подавляли в новом коллективе
• Мы не имели поддержки в новом коллективе
• Мы не знали, как построить свои отношения с другими людьми