Суть эффекта Даннинга-Крюгера

Вы никогда не задумывались, почему специалисты, имея  учёные  степени кандидатов, например,  географических  наук, профессионально занимающиеся  исследованиями и анализом информации,   не обсуждают в интернете на форумах проблему и последствия глобального потепления ?  Но зато  люди, имеющие представление, например,  о психологии  на уровне читателя википедии, пишут статьи в тысячи слов о психологическом искажении, ожесточенно доказывают свою правоту в жарких дебатах, безапелляционно ставят диагнозы только по одному  сообщению  на форуме и налево и направо раздают  «ценные» советы ...

Здесь мы имеем дело с  когнитивным искажением мышления , которое называют   эффект Даннинга-Крюгера

Убеждение: человек считает, что он может легко определить свой реальный уровень  возможностей, способностей и знаний в определенной области.
На самом деле: Реальность такова, что объективно  определить свои способности и знания  человек  не способен и значительно преувеличивает.
Причем, как правило,  чем меньше  человек  знает какой-либо предмет, тем больше ему  кажется, что этих знаний, которые есть - достаточно, чтобы считать себя специалистом и учиться больше не надо.

Эффектом Даннинга-Крюгера называют мыслительное искажение, при котором человек с невысоким уровнем грамотности приходит к неправильным выводам и принимает неверные решения, но одновременно с этим, он не может осмыслить свои промахи, ввиду низкого уровня компетентности. Как следствие, у этого индивида создается ложное преувеличенное представление о собственных умственных возможностях. Одновременно с этим по-настоящему одаренные люди, как правило, преуменьшают свой потенциал, страдают недостатком самоуверенности, веры в себя, помышляя других людей более сведущими. Это становится причиной того, что индивиды менее грамотные, в большинстве случаев, располагают более высоким мнением о своих способностях, чем люди с более значительным уровнем квалификации, которые еще и расположены считать, что окружение оценивает их возможности насколько же невысоко насколько и они сами.

В 1999 году гипотезу о самом существовании такого явления высказали Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер. При этом приводилась в пример знаменитая фраза Чарльза Дарвина, и в дополнение высказывание Бертрана Рассела. В первой говорилось о том, что невежество чаще пробуждает уверенность, чем знание. Второе же утверждало, что существует досадное обстоятельство современности, состоящее в том, что люди ощущающие уверенность, как правило, обладают весьма пониженным уровнем квалификации, а личности, имеющие в своем распоряжении хоть малую толику фантазии и сообразительности, преисполнены неуверенности и колебаний.

В качестве испытания высказанной гипотезы ученые поставили серию опытов при участии слушателей психологических курсов при Корнеллском университете. Даннинг и Крюгер взяли за основу научные работы своих предшественников, из которых было видно, что некомпетентность в большинстве случаев берет начало из неосведомленности об азах того или иного рода деятельности. При этом не имеет принципиального значения, относится ли это к вниканию в суть читаемого текста, управлению транспортом, партии в покер или игре в бадминтон.

Двое ученых высказали предположение, что для индивидов с невысоким уровнем компетентности свойственны следующие черты:

- расположены завышать оценку своих способностей;

- не имеют возможности объективно судить о тех, чьи умения по уровню выше их собственных;

- лишены способности понять весь масштаб собственного невежества;

В любом виде  деятельности,  любители и начитанные новички  практически всегда значительно завышают значимость своих знаний  и способностей. В действительности новички не только плохо разбираются  в предмете, но из-за своих фрагментарных  знаний, не подкрепленных практикой,  не в состоянии  даже объективно и адекватно  оценить степень своего невежества. Причиной такого состояния является заблуждение, что обладание знанием о чем-либо превращает человека в специалиста в данной сфере.  Реальность же такова, что показателем профессионализма  являются не наличие  много  случайных  бессистемных знаний, а опыт, навыки и  способности на практике применять все полученные знания.  Чем больше у человека навыков, практики и опыта, тем объективнее он себя оценивает.

В процессе обучения, освоения знаний на практике, человек постепенно нарабатывает опыт,  видит нюансы и взаимосвязи, замечает  то, чего еще не знает,  ищет недостающее знания, улучшает свои навыки.  То есть постепенно формирует в себе  профессионализм и компетентность. Компетентный человек, как правило  - видит границы своей компетенции и знает в каком направлении нужно работать над собой, чтобы их расширить. И напротив, человек некомпетентный обычно переоценивает свою значимость, квалификацию, знания и умения. Что в итоге выливается в  ложное ощущение превосходства над другими, приводит к неадекватным решениям и разрушительным последствиям.

«Невежество всегда обладает большей уверенностью, чем знание».
- Чарльз Дарвин

Теги: эффект Даннинга-Крюгера,когнитивные искажения,заблуждения