МЕМЫ РЕЛИГИИ

Традиция. Этот мем-стратегия прекрасно размножается, прививая людям убеждение в необходимости закрепления целой группы сопутствующих ему мемов. Как никакие другие институты культуры, религии богаты традициями. Их орудием являются святые места, костел, монастыри или забота о верности сакральных текстов. Постоянство традиции не имеет ничего общего с тем, правильна ли религия или «хороша» — происходит точно наоборот! Одна из причин существования религии — это укоренившиеся традиции — без них религии имеют мало шансов сохраниться.

Борьба с ересью. Ересью мы называем любое убеждение, которое оспаривает религиозную доктрину. Борьба с ересью, второе лицо традиции, напоминает войну белых кровяных телец с инфекцией: новые, заразные мемы идентифицируются и уничтожаются. С ересью связана целая плеяда мемов-ассоциаций, касающихся наказаний для еретиков, то есть для тех, которые соглашаются верить новым мемам (позволяют им внедриться) или распространяют их.

Обращение. Этот мем-стратегия реплицируется, так как содержит в себе наказ: «передай меня другим людям!». Самое интересное, что не все религии наказывают своим приверженцам использовать экспансивные методы обращения вроде вручения листовок на улице. Однако наверное в любой большой религии обращаются по меньшей мере дети верующих. Этот метод хорошо действует в группе с мемом - имей  как можно больше детей - популяризуемым католиками, мормонами и системой социальной помощи.
Явление обращения это нечто большее, чем искреннее желание и хороший повод для провозглашения веры: «Иисус (сайентология, Amway, американский стиль жизни и т.д.) изменил мой быт до неузнаваемости. Я хочу, чтобы все могли радоваться так же, как я». Институты, призывающие к обращению, прививающие людям эту потребность, имеют большую пробивную силу, независимо от реального влияния религии на человеческую жизнь. Когда обращение становится частью доктрины, религии получают огромные шансы сохраниться, в отличие от вероисповеданий, которые дают людям большую радость, а не вынуждают их свидетельствовать о вере.

Осмысленность. Идеи, которые имеют смысл, без труда размножаются. Такова природа человеческого разума — ты помнишь игру в глухой телефон? Религии, которые объясняют сложные проблемы доступным образом, пользуются большей популярностью, чем те, которые требуют размышления, например, дзен. Конечно же, простые ответы не обязательно должны быть настоящими. Образы Сайта-Клауса и пасхального зайчика скорее всего вымышлены, однако признайся — они действуют на воображение.

Повторение. Религии переполнены ритуалами — от воскресной мессы до молитвы перед едой. Чем чаще мы выполняем какое-либо действие или сталкиваемся с идеями или убеждениями, тем реже подвергаем их сомнению. Постепенно мы усваиваем и принимаем их. В самых распространенных религиях используется принцип, рекомендуемый специалистами по рекламе: повторение — двигатель торговли.
Религиям, содержащим большие дозы вышеназванных мемов, обеспечен успех. Несмотря на это эволюция религиозных мемов не остановилась на этот уровне.

Рассмотрим теперь мемы, воздействующие на чувствительные места, используя врожденные склонности:

Безопасность. Многие религии основаны на страхе перед Божьим гневом, адовым огнем, страхе быть отвергнутым обществом. Система убеждений, которая создает искусственную угрозу, одновременно указывая пути их избежания, имеет большую силу воздействия. Что касается религиозной анафемы, то опасность вполне реальна. Например, амиши, живущие в малых, связанных между собой обществах, боятся, что их земляки могут «отвернуться» от них на всю жизнь; поведение, соответствующее принципам религии, является спасением от опасности.

Кризис. Многие религиозные культы компенсируют себе недостаток смысла за счет мема кризиса. Наверное предводители сект Джим Джонс и Давид Кориш непрестанно предостерегали об угрозах, таких как гнев Божий или враги секты — только себе приписывая умение справиться с опасностью.

Еда. Да, да — еда! Трапезы и посты привлекают внимание верующих, ударяя по очень чувствительному месту. Когда-то я чуть не стал исповедовать веру Bahai, так понравилась мне перспектива банкетов через каждые девятнадцать дней. Пасхальные завтраки, трапезы после захода солнца во время Рамадана — все соблюдения они делают религию привлекательной. Обязанность соблюдения поста вызывает когнитивный диссонанс в умах и усиливает мемы, во имя которых верующие готовы к жертвам.

Секс. Религии, которые не упоминали бы о сексе — редкость. Получение разрешения на сожительство часто связано с принятием целой системы убеждений. Религии пользуются с этой целью разными институтами, от моногамных католических союзов, через официальную проституцию в святынях древнего Рима, до культа свободной любви, проповедуемого сектой Раджниша. Когда анклав Раджниша в Орегоне начали посещать организованные экскурсии захлебывающихся слюной от вожделения мужчин, Бхагван Шри Раджниш установил для вновь прибывших десятидневный срок ожидания секса. Достаточно было лишь немного изменить какой- то мем, чтобы морковка отдалилась из-под носа ожидающих.

Проблема. На этот мем особенно легко попадаются люди умные и образованные. Для многих из них сильным магнитом является мнимое существование тайного знания, которое можно обрести, если посвятить жизнь разрешению определенных проблем. Эта идея лежит в основе некоторых религий Востока, например, дзена и таоизма, несмотря на то, что их последователи часто утверждают обратное. (И вот именно это и таинственно!) В других религиях, например, в христианстве, сакральные тексты вместе с комментариями настолько объемны, что их невозможно прочесть на протяжении одной жизни. Несмотря на это, для многих христиан изучение Священного Писания — это образ жизни. Эти люди штудируют Библию, рассчитывая на то, что как только они что-то действительно поймут, то на них снизойдет озарение.

Доминирование. Перспектива восхождения по ступеням иерархии и получения новых званий воздействует на людей, чувствительных к мему власти. Поскольку эволюционным определителем власти был доступ к женщинам, то эта чувствительная точка присуща главным образом мужчинам. Идея уровней или степени посвященности была принята даже квази- религиозными организациями, такими как харцерство или массонство. Интересно, что католическая церковь, которая может похвастаться одной из кратчайших иерархических лестниц
— только пять ступеней отделяет людей светских от папы — позволяет карабкаться вверх исключительно мужчинам, сохраняющим целибат. Вероятнее всего целибат — это элемент, увеличивающий желание взобраться выше.

Принадлежность. Большинство людей ощущает потребность принадлежности к группе. Для многих одиноких людей этот мем оказывается достаточным условием для вступления в ряды исповедующих любую религию при условии, что собрания проходят достаточно часто. Мне знакомы несколько униатов, которые признаются, что собственно не верят в Бога — просто им нравится ходить в церковь и встречаться с братьями по вере.