Оптимальный вариант проработки - использовать Шаблон №1 без обработчиков
Как проработать тему самостоятельно и более глубоко - Процедура ТЕОС - для проработки своих состояний

***********
Стыд. Зависть. 2. По книге Ю.М. Орлова

irukandji

Прото написаны по книге Ю.М.Орлова "Стыд. Зависть"

ВЕРХ

• МЫ получали знания о структуре стыда и поэтому имело смысл снова на более высоком уровне понимания вернуться к рассмотрению функций стыда в НАШЕЙ жизни.
• эмоции в НАШЕЙ жизни выполняли важную приспособительную функцию.
• НАШ стыд как средство эффективного управления поведением,  НАМ выгоден, так же как и другим. Поэтому МЫ стремились, чтобы это чувство у других и апеллировали к нему. Способ, которым МЫ этого достигали или по отношению к НАМ этого достигали другие,  – пристыживание.
• суть пристыживания а в том, чтобы указать НАМ (другому человеку) на НАШЕ неподобающее поведение и квалифицировать это поведение, как недостойное НАС или другого человека.
• в пристыживании по умолчанию предполагалось, что МЫ (другой человек) на самом деле лучше, чем он себя вел здесь и теперь.
• МЫ не считаем, не считаем, не принимаем того, что пристыжиывание являлось социальным процессом формирования стыда.
• чрезвычайное пристыживание постепенно делало НАС нечувствительной к стыду, могло привести к общей эмоциональной тупости.
• НАША уверенность поддерживалась тем, что МЫ можем хорошо предвидеть поведение других людей относительно себя и безотносительно к себе.
• МЫ знаем, что этот человек правдив, и МЫ знаем, что ему было стыдно врать, то МЫ надеемся, что его словам можно доверять. Знание того, что стыдился другой человек, позволяло НАМ быть с ним уверенным.
• стыд поддерживался НАМИ и НАШИМ окружением из соображений безопасности и удобства.
• МЫ совестливый, стыдливый человек,  хорошо предсказуемы и поступали даже во вред себе, лишь НАШЕ поведение соответствовало внедренной в НАС Я – концепции. Ситуация общения с НАМИ содержала меньше неожиданностей, чем с человеком, который  непредсказуем, так как МЫ не знаем его как личность.
• МЫ не считаем, не считаем, не принимаем того, что те сообщества, в которых вырабатывался стыд, имеем больше шансов на выживание, чем те в которых эти способности не получали развития.
• стыд это а та эмоция, которая автоматически наказывала НАС за отклонение от Я – концепции и тем самым выполняла функции безличного управления НАШИМ поведением, который  встроен в НАШ мозг воспитанием.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что значение стыда состояло в том, чтобы регулировать НАШЕ поведение в соответствии с нормами, зафиксированными в НАШЕЙ Я – концепции.
• благодаря проявлению стыда процесс управления поведением, воспитания детей, становился «на автомат», хотя та добродетель, которая держалась на стыде, а несовершенна и слаба. Она должна а держаться на стыде, а не на НАШИХ разумных привычках .
• МЫ не считаем, не считаем, не принимаем того, что стыд в других – это удобно, предсказуемо, надежно, поэтому МЫ стремились к тому, чтобы в других людях  стыд.
• НАШИМ родителям удавалось внедрить в НАШИ бессознательные психические структуры, обозначаемые словами «я умный», «я правдивый», «я щедрый», то МЫ носящий в себе эти качества, испытываем стыд всякий раз, оказывались, не совсем умными, или вынуждены  солгать, или не сможем проявить широты души, МЫ испытываем внутреннюю разорванность и не целостность. МЫ  «зомбированы» стыдом. Зомбирование превращало НАС в биоробота и это опасно не только для НАС, но и для других.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем, того, что эмоция стыда приводила НАС к принудительной социализации и МЫ под уколами стыда влеклись к добродетели.
• стыд  утонченным насилием, встроенный воспитанием в НАШУ душу и действовало как автомат.
• МЫ  незрелым человеком, МЫ можем быть не в состоянии выдержать тиранию стыда и можем погибнуть.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что полезная функция стыда а возможна только при его оптимальном уровне в качестве регулятора поведения, а стыд  чрезмерен, то он порождал зло, подобно взбесившемуся биороботу.
• стыд порождал в НАС напряженность и страх, стимулировал приспособление НАС к жизни, развивал НАШУ личность.
• стыд способствовал углублению НАШЕГО самопознания, поскольку фиксировал НАШЕ внимание на черте, являющейся предметом стыда. Если здесь и теперь НАМ стыдно, то важно понять почему, от какой НАШЕЙ черты личности отклонялось НАШЕ поведение.
• НАШ стыд повышал НАШУ чувствительность к оценкам других людей, так как в противном случае МЫ можем не заметить, что НАС оценивали другие.
• НАШЕ противоборство стыду, способствовало развитию самоуважения, усиливало регуляцию НАШЕГО поведения, самооценку.
• НАШ стыд развивал НАШУ способность осознавать последствия своих поступков в большей степени, чем при внешнем контроле. Однако НАШ чрезмерный стыд становился деструктивной силой души.
• МЫ не можем саногенно осмыслить НАШ стыд, отделить его от себя и сделать предметом сознания, то этот стыд полностью брал на себя управление НАШИМ поведением и мышлением, блокируя НАШЕ самосознание. Это превращало НАС в биоробота.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что НАШ стыд способствовал развитию НАШЕЙ личности, которое автоматически программировало НАШЕ поведение в соответствии с требованиями культуры, наказания за отклонения от них.
• стыд осуществлял суровый надзор за НАМИ изнутри. НАМ самой себе соврать или НАМ перед самой собой притвориться невозможно.
• с того момента, как НАША личность сложилась и индивидуальность проявилась, она уже не нуждалось в постоянном надзоре в слепой работе этой эмоции как регулярного поведения.
• поступки НАС взрослого, определялись не стыдом, а разумом и сознанием блага. МЫ – зрелый человек должны  принимать решения разумно, вопреки стыду, МЫ управлялись не стыдом, поэтому для НАС стыд являлся лишь сигналом к тому, что здесь и теперь МЫ не соответствовали своей Я – концепции.
• при слабости саморегуляции НАШ стыд, становился не свободой. Именно в этом смысле говорилось, что «Мы не хвалим взрослого, если он стыдлив»
• для НАС – зрелого человека, стыд становился атавистическим образованием души. МЫ – зрелый,  бесстыдны, потому, что МЫ руководствовались в отношениях и делах разумом, а не стыдом и в этом нет ничего плохого.
• НАМ важно различать понятия вина и стыд. Если в вине МЫ можем быть виноватыми перед родителями, детьми, к которым МЫ испытываем привязанность и с которыми идентифицировали себя, считая для себя важными их ожидания относительно НАС, то в стыде, МЫ  виноваты перед самой собой. Структура стыда, а сходна со структурой вины. Разница а в том, что в стыде, МЫ находимся в противоречии с собственными ожиданиями относительно себя, а в вине – с ожиданиями другого человека.
• МЫ чувствуем, что НАМ стыдно перед матерью, отцом, дочерью, мужем, другом, коллегой, то это говорило лишь о том, что к НАШЕМУ стыду примешивалось чувство вины, усугубляя стыд. Стыд, для НАС состоял лишь в том, что НАМ стыдно перед самой собой, а не перед другими людьми
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем, того, что чувство вины, вело НАС к исправлению поведения и ожидания наказания, в то время как при стыде ожидание наказания отсутствует, так как сам стыд является наказанием. НАША вина а в большей степени индивидуализирована, в смысле «перед кем я виновата», в то время как стыд носил более безличный характер, он в меньшей степени стимулировался окружением, чем вина.
• НАШЕ эротическое поведение могло блокироваться как чувством вины, так и стыдом. формула «Секс – грязное занятие морально дефективных девочек» ассоциировалось у НАС взрослой женщины с обликом изрекающей эту фразу матери. НАША мать и НАШ отец считаем, что их дочь должна быть «чистая» и здесь у НАС формировалось чувство вины. НАША мысль «Я должна быть чистая» в большей степени инициировалась образом строгой матери (отца)
• НАМИ предполагалось, что мать могла обижаться на НАС (дочь) потому, что у нее дочь «не чистая» и представление об этом страдании у НАС дочери, вызывало чувство вины. Если эта формула определялась безотносительно к матери (отцу) существовала как черта НАШЕЙ Я – концепции НАС – девочки, то действовал стыд.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем, того, что различия вины и стыда  важны для НАШЕГО психотерапевта, так как в случае вины, применялась одна терапия, а в случае стыда - другая. Имело особое значение, с помощью каких эмоций осуществлялся запрет, или стыдом или виной, или страхом, или отвращением. В соответствии с ними могла быть разная природа фригидности. Если стыд сочетается с отвращением, то Я – концепция жестко программировала НАШЕ половое поведение, порождала половой стыд, замешанный на отвращении всякий раз, НАШЕ реальное сексуальное поведение отклонялось от НАШЕЙ ригидной модели. В этом случае, МЫ – девочка, став взрослой,  не в состоянии заниматься сексом, без изрядной дозы отвращения к самой себе и глубинного чувства стыда. Это НАШЕ состояние оставалось независимым от отношения НАС – женщины к своей матери.
• в качестве НАШЕГО «социализатора», использовалась вина, то стыд поддерживался образом и отношением матери к сексуальному поведению вообще или к ожидаемому сексуальному поведению НАС – дочери. НАС следовало ожидать, что с изменением отношений матери к сексу, менялись и переживание НАС – дочери.
• МЫ не можем испытывать полового влечения к мужчине, если НАША мать (отец) относимся отрицательно или презираем НАШЕГО избранника.
• МЫ предпочитаем знакомить своего избранника с НАШЕЙ матерью, для того, чтобы чувствовать в интимной ситуации уверенность в себе.
• на чувстве вины держался и устрашающий, патогенный эффект материнского проклятия.
МЫ не знаем, не считаем, не считаем, того, что сколько значимых черт в НАШЕЙ личности, столько и обликов стыда. Диагностика НАШЕГО стыда предполагала выявление того, в связи с какой чертой НАШЕЙ Я – концепции происходило рассогласование.
• большая часть этого НАШЕГО психического образования НАМИ не осознавалась, то и диагностика а затруднительна. Объективное представление о своей Я – концепции, МЫ можем получить только путем анализа переживания собственного стыда.
• МЫ  слабы умом,  вынуждены солгать, проявляем скупость, оказывались неудачницей, возникал стыд – это означало, что МЫ считаем себя умной, правдивой, удачливой, щедрой, целомудренной, раньше НАМ в голову это не приходило, что МЫ считаем себя таковой.
• НАШЕ реальное поведение, в результате которого возникал стыд, осознавалось, то МЫ безошибочно, можем установить, что НАША Я – концепция, имела те черты, которые МЫ перечислили выше.
• каждый вид стыда, стыд глупости, стыд лживости, стыд неудачи, стыд скупости протекали по- разному, и имеем различный облик, и МЫ должны  уметь, совершая интроспекцию, различить этот стыд в его своеобразии.
• НАМ необходимо перестать бояться стыда, переживать его, использовать его для самопознания. Это а единственная линза, с помощью которой МЫ можем без искажений точно увидеть бессознательную часть НАШЕЙ Я – концепции.
• МЫ не знаем, не считаем, не считаем того, что НАШЕ сознание главной целью имело искажать образ самого себя, чтобы полностью не потерять чувство достоинства, узнав каковы МЫ на самом деле, что НАМ не следовало надеяться на то, что МЫ можем иметь себе правильное представление.
• МЫ утверждаем, что у НАС нежелания совокупляться с отцом, и МЫ не думаем, что пенис имел преимущества перед влагалищем, как орган репродукции и наслаждения, то правоверный психоаналитик настаивал на том, что это есть, но НАМИ не осознавалось.
• МЫ представляем половой акт с отцом и при этом не испытываем стыда, а испытываем отвращение или страх, то это свидетельствовало о том, что в НАШЕЙ Я – концепции не установки именовавшейся комплексом Электры (Эдипов комплекс). Отвращение и страх не  связаны с НАШЕЙ Я – концепцией.
• на НАШЕ Я смотрим со стороны, глазами других или другие смотрим на НАС, то они воспринимаем НАС как личность.
• МЫ смотрим на себя «изнутри», то НАША личность воспринималась НАМИ как Я или на психологическом жаргоне как Я – концепция. Под этими двумя словами скрывалась одно и то же психическое образование.
• Я – концепция как и НАША личность, лишь частично НАМИ осознавалась, так как механизмы психической защиты тщательно скрывали от осознания НАШИ подлинные черты.
• НАША обида возникала оттого, что другой вел себя не так, как МЫ привыкли или как ожидаем от него.
• НАША вина возникала оттого, что НАШЕ поведение не согласовано с ожиданиями другого, с его желаниями и тем какой он видел НАС.
• НАШ стыд  рассогласованием с тем, какой МЫ должны  быть согласно НАШЕЙ Я – концепции, то есть какой МЫ видим себя подлинной.
• в интроспекции МЫ должны  принимать во внимание внутреннюю структуру стыда, вышеописанную, в виде четырех умственных операций.
• в НАШЕ самосозерцание включались три операции:
1) Детальное воспроизведение того, какой МЫ должны  быть здесь и теперь в смысле способностей, поведения, отдельных поступков, обладания чем – либо: деньгами, друзьями, любимыми, профессией, принадлежностью к определенной группе и многим другим;
2) Восприятие того, какая МЫ сейчас, каково НАШЕ поведения здесь и теперь;
3) Оценка ведущая к рассогласованию ожиданий и реальности, рассмотрение этого рассогласования по отдельным пунктам и деталям.

• для облегчения размышления МЫ составляли схему, МЫ вели (можем вести) дневник, описывающий конкретное рассогласование, а так же мысли, которые возникали при переживании стыда.
• при повторном прочтении этих мест, можем возникнуть важные для самопознания мысли.
• это рассогласование, в НАШЕМ прошлом опыте, всегда сопровождалось неприятными переживаниями, которые вызываем в НАС близкие, любимые. Они эмпатически заражали НАС эмоциями, которые испытываем сами: стыдом, страхом, лишением любви, отвращением, иногда даже болью. Все вышеперечисленные эмоции, суммировали свою энергию в стыде, этот НАШ опыт оставался в НАШЕЙ памяти и поступал в НАШЕ сознание, всякий раз, происходило названное рассогласование.
• НАША Я – концепция содержала большое количество черт, каждая из которых могла стать меркой, сравнение с которой порождало эту эмоцию.
• НАМ стыдно что у НАС рост маловат, или родители не те, или НАШ нос не имел нужной конфигурации, или уши большие или тому подобные вещи.
• НАШ стыд преобразовывал строение НАШЕГО тела: он мог вызвать спазмы сосудов, питающих НАШИ органы, и способствовал заболеванию. Все это было следствием атрибутивного стыда, где атрибут – это свойство, поэтому стыд возникавший в следствии отклонения от какого-то ожидаемого свойства, которое МЫ приписываем себе, называется атрибутивным стыдом.
• экзистенциальный стыд,  рассогласованием НАС с НАШЕЙ личностью, бессознательно к отдельным чертам. Ядерное чувство НАШЕЙ неполноценности порождалось потерей базового доверия и отсутствия любви, на первоначальных этапах НАШЕГО развития, МЫ  еще не в состоянии  различить в себе отдельные черты характера и поведения.
• МЫ – ребенок, лишенные эмоциональных контактов, чувствуем себя отвергнутым и ненужным безотносительно к НАШЕМУ поведению. МЫ чувствуем себя обузой для родителей независимо от того, «хорошей» МЫ  или «плохой». МЫ постепенно приобретали чувство глобального несоответствия тому, какой МЫ должны  быть.

Теги: стыд,зависть