Программа отказа становится взрослым. Имитация взрослости

2019_12_09

Пространство, в котором формируется личность ребенка, работает следующим образом: любой ребенок, наблюдая за взрослыми, перенимает их поведение.

Уровень 1
Здесь нет четкого и определенного образа того, что значит быть взрослым. По сути, взрослых как таковых не существует. Ребенок вырастает, перенимая определенные модели поведения. Ты можешь считать себя взрослым, но твое поведение, скорее всего, будет отличаться от общепринятого понимания взрослости.
Представьте: дети повсюду наблюдают за людьми, берут какие-то шаблоны поведения и встраивают их в свою личность. Они структурируют свое личностное пространство, основываясь на том, что видят вокруг. В результате, вырастая, они демонстрируют поведение, которое сложно назвать взрослым.
Дело в том, что вокруг нас нет настоящих взрослых. Даже если ты выглядишь как взрослый, ребенок может перенять твои характеристики, а может и не перенять. Это зависит от программы личности ребенка. Он может взять шаблон поведения не от родителей, а от кого-то другого. Например, есть частные случаи: ребенок старается быть похожим на родителей или, наоборот, избегает этого, чтобы дольше оставаться ребенком. Все эти шаблоны формируют искаженное представление о взрослости.
Взрослый в нашем понимании — это просто набор шаблонов, существующих в социуме и культуре. Однако ни в одной культуре мира нет правильных шаблонов, определяющих, что значит быть взрослым. Люди обладают своими программами, аспектами и особенностями. Ребенок формирует свою личность как сборную солянку различных аспектов поведения. В итоге, его личность становится набором шаблонов, которые не обязательно связаны с взрослостью.
Таким образом, программа имитирует взрослость, потому что самой взрослости в мире не существует. Люди так или иначе пытаются имитировать взрослое поведение. Например, твой сын или дочь могут считать себя взрослыми, но их поведение со стороны выглядит далеким от взрослого.
По сути, это программа, которая принуждает человека имитировать взрослое поведение через структурирование своей личности. Однако это не настоящее взрослое поведение, а лишь его имитация. Ты берешь шаблон поведения от другого человека, который, как тебе кажется, соответствует понятию взрослости. Но все это остается имитацией.

Уровень 2
По факту, это действительно так. Люди, в общем-то, застревают в детстве. Однако, когда ты вырастаешь, реальность и социальные ожидания требуют, чтобы ты стал взрослым и вел себя соответствующим образом. Ребенок начинает имитировать взрослое поведение, пытаясь подстроиться под эти требования.
Здесь также важно понимание того, что каждый человек считает свое поведение взрослым. Призма восприятия человека устроена так, что он всегда воспринимает свои поступки как зрелые. Например, твой сын может говорить: «Я делаю, что хочу, потому что я взрослый». Со стороны это выглядит как полная безответственность, но для него самого такое поведение кажется взрослым.
Если ты пытаешься указать ему, как лучше себя вести, он реагирует негативно. Ведь, с его точки зрения, он уже взрослый, и твои советы воспринимаются как попытка считать его ребенком. Это одна из причин, почему возникают внешние конфликты. Он спорит, сопротивляется или соглашается, исходя из своего убеждения, что его поведение уже взрослое.
При этом ответственность за себя у него отсутствует. Например, на работе он может быть вполне ответственным, выполнять свои обязанности на высоком уровне. Но в отношении своей личной жизни он остается ребенком: продолжает жить с матерью, не создает свою семью. То есть, в определенной мере, он поддерживает и выполняет программу детства.
Твой сын, конечно, не уникален в этом. Многие люди отказываются от ответственности за себя, но при этом остаются ответственными в профессиональной деятельности. В итоге, мы получаем ситуацию, когда человек не может построить серьезные отношения, но на работе у него все в порядке. Правда, это длится только до тех пор, пока ему не надоест.
Такое поведение можно назвать детским: жить сегодняшним днем, ради эмоций, удовольствий и интересов. Пока что-то увлекает, человек полностью погружается в это, но как только интерес пропадает, он теряет мотивацию. Это приводит к постоянной смене деятельности, работы, увлечений.
В результате, человек оказывается в состоянии внутреннего конфликта: с одной стороны, он хочет быть взрослым, с другой — не хочет. Его «колбасит» в разные стороны, он разрывается между желаниями и обязанностями. Это создает постоянное напряжение, которое он пытается снять, ежедневно убегая от внутренней боли и конфликтов.
Такое поведение можно назвать побегом от реальности. Человек тратит свои ресурсы на то, чтобы избежать боли, вместо того чтобы работать над собой. Это и есть детское поведение: неспособность находиться в одном пространстве, постоянное избегание и, как следствие, выгорание.
Уровень 3
На этом уровне работает следующая программа: постоянная кластеризация происходящего. Человек начинает структурировать свое пространство и деятельность через кластеры. Мы уже рассматривали программы, которые формируют боль, и здесь происходит нечто подобное.
Эта программа универсальна: она создает отрыв от реальности. Человек вроде бы находится в реальности — он работает, совершает поступки, но его восприятие застревает в пространстве впечатлений и эмоций. Контакт с реальностью теряется, и это приводит к безответственному поведению.
Если реальность превращается для человека в игру или развлекательный процесс, то каждый день он проживает ради удовольствия, а не ради целей или планов. Это напоминает басню Крылова: стрекоза, которая все лето пляшет, а зимой оказывается в беде. Конечно, в жизни человека «зима» может наступить позже, когда ресурсы закончатся, и он поймет, что потратил время и силы впустую.
Пространство поведения такого человека не проработано. Оно полностью связано с реакциями: если появилось желание, он сразу действует. Решения принимаются импульсивно, без обдумывания. Это автоматизированное пространство деятельности, где каждое желание мгновенно реализуется.
Таким образом, формируется общий вид безответственного поведения. Пространство деятельности автоматизировано под выполнение импульсов: как только появляется интерес, человек сразу бросается его реализовывать. Если интерес пропадает, он так же быстро меняет направление.
Молодость и ресурсы позволяют ему веселиться и прожигать жизнь. Но со временем это приводит к истощению. В отличие от такого поведения, более зрелый подход предполагает терпение и выбор наиболее подходящих решений.

Уровень 4
На четвертом уровне любой аспект взрослости, ответственности или независимости формируется независимо от того, каким было детство человека — хорошим или негативным. Образ взрослого кластеризуется в зависимости от опыта.
Если детство было хорошим, человек может сопротивляться взрослению, потому что боится потерять детство и привычный образ жизни. Если же детство было негативным, взросление ассоциируется с необходимостью стать похожим на тех взрослых, которые вызывали страх или боль.
Это касается не только родителей. Ребенок формирует свое представление о взрослых на основе опыта взаимодействия с разными людьми: бабушками, дедушками, учителями, знакомыми. Например, если взрослые пугали его или причиняли боль, он будет стремиться к тому, чтобы его поведение не было похоже на их.
Таким образом, на четвертом уровне у каждого человека формируется программа, которая создает негативное представление о взрослости. Во взрослом возрасте запускается процесс избегания этой боли: быть взрослым — больно. Это универсальный механизм, который влияет на любое поведение.
Человек незаметно для себя саботирует свою жизнь и личность, чтобы не быть взрослым. Он остается ребенком, который обманывает себя, считая свое поведение взрослым. Программа действует так, что человек всеми силами пытается не соответствовать образу взрослого, который он сформировал в детстве.
Уровень 5
На пятом уровне сама идея взрослого и ответственного поведения искажается. В современном социуме эта идея ушла в «зазеркалье». Сегодня быть взрослым и ответственным часто ассоциируется с свободой: делать то, что хочешь, ни от кого не зависеть, не иметь привязанностей.
Современные представления молодежи сводятся к тому, что взрослый — это свободный человек, который ничем не ограничен. Однако такая свобода часто превращается в безответственность. Это подается под соусом ответственности перед собой, поэтому люди охотно принимают такую модель поведения.
Например, человек может отказаться от женитьбы, потому что не готов потерять свободу или взять на себя ответственность за другого человека. Со временем он может пожалеть о том, что упустил возможность построить отношения с нужным человеком.
Таким образом, представление о взрослом человеке перевернуто. Молодые люди, вырастая, видят противоположную картину того, что значит быть взрослым. Они продолжают оставаться детьми, но называют свое поведение взрослым и ответственным.
Идея свободы и безответственности становится популярной. Люди с удовольствием принимают эту форму, оставаясь по сути детьми, но считая себя взрослыми.

Уровень 6
На шестом уровне работает специфическая программа, связанная с представлениями о взрослости. С детства мы набираем разные идеи о том, что значит быть взрослым. Если копнуть глубже, у каждого человека есть свое пространство представлений: что такое взрослость, каково это — быть взрослым, какие качества и обязанности с этим связаны.
Эта программа формирует противоречивый, а иногда и негативный образ взрослости. В результате, ты всегда будешь чувствовать, что не соответствуешь этому образу. Программа структурирует пространство представлений о взрослости, включая взаимоисключающие идеи. Например, взрослый может быть одновременно злым и добрым, как отец и мать. Это создает двоякую картину мира и внутренний конфликт: если ты добрый, то похож на мать, но не похож на отца, и наоборот.
Еще один важный нюанс: взрослость и ответственность в культуре и социуме тесно связаны. Считается, что быть ответственным за себя и других — это обязательный атрибут взрослого человека. Например, родители — взрослые, потому что они ответственны за себя и своих детей.
Однако, если человек не хочет быть взрослым, он автоматически отказывается и от ответственности. Взрослость ассоциируется с болью, и чтобы избежать этой боли, человек саботирует свою жизнь. Таким образом, ответственность становится триггером, который напоминает о необходимости быть взрослым, а это, в свою очередь, вызывает внутренний конфликт.
Уровень 7
На седьмом уровне начинается деструктивный процесс. Личность формируется изначально в пространстве, где ты — ребенок. Это самая глубинная позиция: «Я ребенок, я зависим от родителей, у меня нет ответственности». Вся дальнейшая личность развивается как побег от этой позиции.
Ты пытаешься сбежать от отсутствия ответственности, потому что не можешь быть ответственным за себя. Тело нужно вырастить, личность — развить, способности — сформировать. Таким образом, структуризация личности — это побег от боли, вызванной отсутствием ответственности.
Однако в этой программе есть пик. Сначала ты взрослеешь, создаешь личность и тело, достигаешь уровня, где боль от отсутствия ответственности уходит. Ты становишься взрослым и ответственным, способным взаимодействовать с миром.
Но затем программа не останавливается. После достижения пика начинается обратный процесс: личность, которую ты сформировал, становится кластером. Ты начинаешь отказываться от ответственности, которую только что создал. Это приводит к внутреннему конфликту и постоянному побегу от ответственности разными путями.
Таким образом, ответственность ассоциируется с болью, и все способы, с помощью которых ты пытаешься избежать ответственности, становятся частью этой программы.
Уровень 8
На восьмом уровне происходит процесс, который можно назвать застреванием в определенном возрасте. Человек фиксируется на периоде детства, обычно в возрасте 3–6 лет, и атрибуты этого возраста накладываются на всю его дальнейшую жизнь. Это происходит благодаря программе, которая выбирает самый комфортный и удобный период взаимодействия с реальностью.
Не у всех людей детство было идеальным, но у многих есть момент, который можно назвать наивысшей точкой трансового состояния. В этом возрасте человек испытывал максимальную эйфорию и безответственность. Этот период становится глобальной точкой, которая встраивается в личность, и дальше жизнь строится вокруг атрибутов этого возраста.
Такой период детства — это время, когда ты мог наслаждаться жизнью без какой-либо ответственности. Ребенок в 3–6 лет живет в состоянии максимального удовольствия: он не думает о будущем, его жизнь наполнена радостью и весельем. Это самая приятная и беззаботная фаза жизни, когда каждый день можно прожигать, наслаждаясь моментом.
Люди застревают в этом возрасте, потому что он ассоциируется с максимальным кайфом и отсутствием боли. Даже если в реальной жизни таких моментов больше не будет, человек бессознательно пытается подстроить свое поведение под атрибуты того возраста. Он стремится воссоздать состояние, в котором мог наслаждаться жизнью, не думая о последствиях.
Это застревание проявляется в том, что человек продолжает жить с ощущением, что он подстрахован. Даже если он потеряет все, у него останутся родители, таланты или другие ресурсы. Это создает иллюзию безопасности, которая позволяет ему оставаться безответственным. Он не ценит отношения, любовь или привязанность других людей, потому что в детстве у него не было дефицита в этих сферах.
Таким образом, человек использует свою деятельность, работу и отношения как разменную монету. Пока есть ресурсы, он продолжает прожигать их, не задумываясь о будущем. Ему нужно потерять все, чтобы начать ценить то, что у него есть.

Центральная точка этого пространства
Центральная точка этого пространства — это структура, которая создает отказ от взросления и ответственности. Человек может повзрослеть, но его жизнь, поведение и деятельность будут подстраиваться под атрибуты детства.
Эта структура формирует деградацию на уровне личности. Человек живет, движимый импульсами и кластерами боли, а не своими целями и потенциалом. Вместо того чтобы использовать ресурсы для создания чего-то долговечного, он тратит их на выполнение «игрушек» из детства или на отказ от ответственности.
Например, вместо того чтобы вкладывать ресурсы в недвижимость или другие долгосрочные проекты, человек расходует их на эмоции и впечатления. В результате остаются только воспоминания, которые не имеют реальной ценности. Это просто картинки прошлого, которые не приносят пользы в настоящем.
Таким образом, программа приводит к выгоранию ресурсов молодости. Со временем человек понимает, что его поступки были неправильными, и остается только горечь и обида на прошлое.
Эта программа касается не только личной жизни, но и работы. Если она включилась в детстве, человек продолжает выполнять ее на протяжении всей жизни. Это проявляется в постоянном отказе от самого себя и в неспособности задержаться на чем-то одном. Ресурсы тратятся, и человек вынужден постоянно искать новую деятельность, чтобы убежать от реальности.