Застревание в детстве в попытках преодолеть травмирующие эпизоды
2020_01_17
Если взглянуть на это глобально, можно сказать, что какая-то часть личности застряла в детстве. Это состояние связано не просто с недоказанностью чего-то словами, а с внутренним ощущением, которое сформировалось еще в раннем возрасте.
Ты не переборол кого-то, не отстоял свою позицию, не убедил в чем-то важном. Сейчас сложно точно определить, что именно произошло. Однако суть не в этом. Главное — в самой структуре программы, которая определяет твои реакции. Эти реакции нельзя назвать взрослыми. Я не утверждаю, что они детские, но они точно не соответствуют зрелой личности. Например, обида. Взрослый человек — в идеале, конечно, — не обижается.
Естественно, идеальных взрослых не существует. Но в идеале зрелая личность либо изначально выстраивает свою жизнь так, чтобы избегать подобных ситуаций, либо действует осознанно. Такой человек просчитывает свои шаги, чтобы не попадать в обстоятельства, где его ожидания не оправдываются. Если же идеальный, полностью осознанный человек сталкивается с неудачей, он анализирует, делает выводы и исправляет свои действия, а не зацикливается на обидах.
Теперь вернемся к сути. Видимая часть — это лишь не взрослые реакции, которые следуют за не взрослой позицией. Чтобы проявлять такие реакции, человек изначально должен занимать не взрослую позицию. А чтобы занять такую позицию, в нем должна сформироваться не взрослая часть личности.
Эта часть личности формируется через программу, которую можно условно назвать «застревание в действии». Суть этой программы в том, чтобы постоянно активировать болевые точки, удерживающие человека в детстве. В результате во взрослой жизни он действует через детские позиции, пытаясь достичь того, чего не достиг в детстве, решить нерешенные тогда задачи. Чем больше таких реакций, чем больше точек напряжения и боли, тем сильнее человек застревает в детских паттернах. И тем более управляемой становится его взрослая жизнь.
Почему? Потому что, если ты не живешь в настоящем, в «здесь и сейчас», а реагируешь на реальность через призму прошлого, ты не видишь реальность такой, какая она есть. У тебя нет причин для обид, если ты четко ставишь задачи и решаешь их. Если что-то пошло не так, ты анализируешь, делаешь выводы и исправляешь ошибки. Но вместо этого человек часто обвиняет других за то, что они поступили не так, как он ожидал или хотел.
Давай теперь рассмотрим структуру, в которой ты застреваешь в детстве. Части личности, сформированные в прошлом, взаимодействуют с реальной жизнью. Реальность как пространство всегда одинакова. Другое дело, что твои внутренние установки отдаляют тебя от нее. Чем больше разница между твоей внутренней позицией, сформированной в детстве, и текущей реальностью, на которую ты реагируешь, тем сильнее болезненная реакция.
Эта болезненная реакция возникает из несоответствия. Чем больше это несоответствие, тем сильнее реакция. Структура личности формируется постепенно, и в процессе ты застреваешь на определенных привычках и болевых точках. Через эти точки ты взаимодействуешь с миром, но не напрямую, не из состояния «здесь и сейчас», а через искаженные, болезненные части личности. Это похоже на формирование ресурсов второго уровня.
Я начал размышлять об этом перед сеансом, потому что столкнулся с болью при написании статей. Почему это происходит? Если взглянуть на реальность, написание статей в моем случае — это просто сидеть, прояснять свои мысли и записывать их. Работа, по сути, абсолютно простая. Но один из аспектов, который я обнаружил, уходит корнями в детство, начиная с 13 лет. Все мои подработки в юности были невероятно тяжелыми, сложными и заканчивались стрессом и разочарованием.
Например, я работал на стройке с другом в качестве чернорабочего. Каждый день я изнурял себя, буквально насиловал свою психику. Потом была другая стройка — та же история. Затем продажи — снова изнурение. Работа с мебелью — тот же результат. Где бы я ни работал, я всегда чувствовал себя выжатым.
И вот теперь, когда я сажусь писать статью, я смотрю на это через призму прошлого опыта, как будто мне снова нужно себя изнурить, чтобы добиться результата. Хотя, если взглянуть на ситуацию из «здесь и сейчас», изнурять себя не нужно. Это вообще не работает так. Весь мой прошлый болезненный опыт связывает любую работу с чем-то сложным, тяжелым и страшным, особенно если она связана с деньгами.
Оказывается, я настолько отказался видеть и чувствовать эту боль, что опыт молодости и прошлого стал для меня невидимым. Но он никуда не делся. Каждый раз, садясь писать статью, я подсознательно жду, что придется страдать. Вместо того чтобы наслаждаться жизнью, пить чай и просто записывать свои идеи, я испытываю боль и тяжесть.
В итоге я ушел от реальности. В реальности работа над статьей — это самая простая из всех возможных задач. Но я живу не в этой реальности, а в своем уме, где все искажено прошлым опытом.
То же самое происходит и с другими видами работы, например, с таксованием. Нет ничего проще, чем крутить руль и ездить по знакомому городу. Ты знаешь план города, и в этом нет ничего сложного. Но вместо этого ты уходишь далеко от текущей реальности, погружаясь в болезненные и тяжелые состояния, даже не осознавая, почему тебе так не хочется работать.
Причины есть, просто они скрыты в бессознательном. Пока мы не рассмотрим эти болезненные точки, ты будешь действовать по старым шаблонам, застревая в парадигмах детства.
Уровень 1
Все, что сейчас происходит в твоей жизни — ситуации, которые ты создаешь, действия, которые ты совершаешь или не совершаешь, — это результат определенных парадигм. Эти парадигмы не являются играми или программами в прямом смысле, а представляют собой набор установок, сформированных еще в детстве. Здесь важно уточнить один нюанс. Дело не в том, что ты создал их именно в детстве, а в том, что личность человека начинает формироваться с самого начала жизни. Детство — это наиболее ресурсный уровень, с которого начинается развитие. Именно с рождения ты начинаешь дробить свое сознание, формируя личность.
Изначально, на самом ресурсном уровне, личность строится как набор абстрактных, но глобальных идей. Представь себе, что еще в утробе матери ты создаешь базис своей личности. Утроба — это место абсолютного комфорта, где ты чувствуешь безопасность и получаешь все необходимые ресурсы. Это состояние становится эталоном, к которому ты подсознательно стремишься всю оставшуюся жизнь.
Почему человеку так важно иметь свой дом? Почему мы не живем в казармах, а стремимся создать личное пространство? Потому что в глубине личности каждого из нас заложена идея, что самое комфортное место — это то, что напоминает утробу. На глобальном уровне эта идея формирует стремление человечества к созданию индивидуальных домов, к персональному пространству.
Если рассматривать особенности твоей личности, то их корни уходят в этот самый ресурсный уровень, с которого началась твоя жизнь. Возьмем, к примеру, мой случай. В последние годы в плане зарабатывания денег я стал крайне неорганизованным. Конечно, я не трачу деньги бездумно, поэтому у меня есть возможность их куда-то вкладывать. Но в плане зарабатывания я совершенно неэффективен. Сегодня я понял причину этого.
На самом раннем этапе, когда я начал взаимодействовать с реальностью с точки зрения зарабатывания денег, все мои усилия, выбор работы и сами работы были связаны с болью. Так сформировалась моя личность вокруг идеи, что работа — это страдание. Эта установка укоренилась на самом глубоком уровне. В результате после 20 лет я стал избегать работы, потому что это был мой способ уйти от боли, связанной с заработком.
Моя личность сформировалась как личность человека, который боится зарабатывать, боится хотеть денег, потому что это связано с болью. Поэтому я стремлюсь либо не работать вовсе, либо найти способ зарабатывать без страданий. Так появилась парадигма: работа и заработок равны боли и страданиям. Теперь я всеми способами избегаю этой боли, что и делает меня неорганизованным в этом аспекте.
В твоем случае, возможно, существует похожая идея. Например, зарабатывать легко и приятно, а тяжелым способом — больно. Эта установка также могла сформироваться на самом раннем этапе твоей жизни, когда ты начал взаимодействовать с миром, искать и находить легкие способы заработка, такие как мошенничество. Но когда ресурсы для этого закончились, пришлось перейти к обычной работе, которая воспринимается как нечто болезненное.
То же самое касается общения и взаимодействия с людьми. Возможно, ты сидишь и воображаешь, как доказываешь кому-то свою правоту. Точно сказать, с какого эпизода это началось, сложно, да это и не принципиально. Если такая установка есть, значит, в прошлом был либо набор эпизодов, либо один значимый случай. Возможно, в детстве ты не смог что-то объяснить или доказать родителям, и тебя наказали без причины. Теперь у тебя есть боль, связанная с тем, что, если ты не убедишь человека в своей правоте, тебе будет больно.
Ты пытаешься избежать этой боли, мысленно доказывая свою позицию, заставляя других принять твою точку зрения. Возможно, в детстве тебя наказали, и ты не смог объясниться, получив наказание незаслуженно. Таких травмирующих эпизодов может быть множество, а может быть и один ключевой. Или же это не конкретный случай, а ситуация, которую ты интерпретировал по-своему, индивидуально.
Личность можно представить как емкость с водой. Когда вода замерзает, она кристаллизуется вокруг определенных точек. То же самое происходит с дождем в облаках: вода конденсируется вокруг микрочастиц и выпадает в виде осадков. Если таких частиц нет, дождь не пойдет. Точно так же вода не замерзнет, если внутри нет точек кристаллизации, даже при низкой температуре.
Личность формируется по схожему принципу. У тебя есть пространство личности — своеобразная емкость с ресурсами. В зависимости от ситуаций и эпизодов, с которыми ты сталкиваешься в детстве, формируется базовый набор твоих способностей, желаний, стремлений и болей. Все, что тебе нравится или не нравится, начинает формироваться еще в детстве. Позже эти черты приобретают более конкретные очертания и объяснения.
Идея здесь глобальна и красива. Мир, если рассматривать его как вселенную с ее звездами, планетами и галактиками, функционирует по законам физики. Материя формируется в звезды и планеты в соответствии с этими законами. Жизнь на планете также развивается по этим законам. Наша текущая реальность существует именно такой, потому что есть некий набор законов, по которым мы формируем свое жизненное пространство и личность.
Личность каждого из нас — моя, твоя, любого другого человека — формируется по законам более мелкого порядка. В начале жизни создается пространство личности. Сначала ты создаешь тело, затем начинаешь формировать личность, чтобы взаимодействовать с миром. В этом пространстве появляется боль — боль отсутствия самоопределения, отсутствия характеристик.
Личность — это, по сути, набор характеристик. Изначально она формируется как отсутствие этих характеристик, а затем ты начинаешь избегать боли, взаимодействуя с миром. Как ребенок взаимодействует с родителями, с окружающими, так формируются более конкретные понятия, парадигмы, состояния и способности. В детстве закладываются базовые черты: умный или не очень, усидчивый или нет, спокойный или активный. Все эти характеристики личности формируются как способ избежать определенных болей, которые возникают внутри личности в детстве.
Если сейчас проанализировать любое твое поведение, состояние или переживание, можно найти четкую причину, парадигму или кластер боли, которые сформировали тебя таким, какой ты есть. На Уровне 1 это, по сути, программа — структура, внутри которой формируются основные парадигмы личности, ее ключевые характеристики в детстве. По мере взросления ты просто начинаешь их уточнять.
Твои пристрастия, то, что тебе не нравится, твои способности — все это можно отследить до момента начала твоей жизни. Например, у кого-то формируется технический склад ума, у кого-то — гуманитарный. Эти черты личности возникают не просто так. Пространство личности изначально обладает условными характеристиками, и ты начинаешь развиваться в определенных направлениях, дробя это пространство.
Ресурсность человека определяет, как ты в дальнейшем будешь использовать созданные части личности для взаимодействия с реальностью. Например, кто-то в детстве сформировал способность петь и с помощью нее достиг успеха. Другой человек, помимо этой способности, развил еще и умение считать, и в итоге стал работать с цифрами. Ресурсность определяет, как ты будешь применять свои способности и личность в реальной жизни.
Уровень 2
На этом уровне происходит процесс дробления пространства личности, который длится до текущего момента. Объяснить, как работает это дробление, непросто, особенно в плане подбора примеров. Давай разберем принцип дробления программ, принцип кластеризации, принцип того, как ты бежишь от одного кластера боли к другому, создавая все новые и новые кластеры на протяжении всей жизни.
Возьмем простой пример — гравитацию. Благодаря гравитации как глобальному закону, у тебя возникает необходимость передвигаться в пространстве. Это не только гравитация, но и трение, пространство и другие физические законы. Тебе нужно ходить, чтобы найти еду, защититься или достичь какой-то цели. Для этого у тебя есть ноги. Но ноги не могут бесконечно перемещаться по поверхности без защиты, так как трение вызывает износ. Так появляется потребность в обуви.
Теперь посмотрим на это с другой стороны, через формирование кластера боли. У тебя есть ноги, но тебе нужно не только перемещаться, но и переносить груз. Переносить груз тяжело, и эта тяжесть становится болью. Чтобы облегчить эту боль, ты придумываешь колесо, затем тележку. Это упрощает задачу, так как вес груза распределяется на ось и колеса. Но тебе хочется еще большего облегчения, потому что боль все еще остается. Тогда ты запрягаешь лошадь, и тележка превращается в телегу.
Цивилизация развивается дальше. Но телега, созданная для решения проблемы, портится из-за той же силы трения, из-за которой она и была придумана. Ее нужно чинить. Этот пример иллюстрирует, как в обществе и цивилизации прогресс возникает из деградации. Сначала мы создали телеги, затем машины, самолеты и другие средства передвижения. Но все это началось с простого факта: из-за гравитации и трения человеку понадобились ноги, чтобы ходить.
В личности действует схожая схема. Ты погружаешься в пространство личности, и у тебя возникает потребность быть кем-то, иметь описание, характеристики. Быть просто сознанием без характеристик становится больно. Появляется потребность создать описание себя, и это становится точкой кластеризации, точкой структуризации пространства личности.
Представь маленького ребенка. Например, мать отошла на 15 минут в туалет, а отец на работе. В этот момент тебе внезапно становится холодно, или у тебя зачесалась спина, или возникла другая потребность. Ты начинаешь плакать, звать мать, но она не приходит сразу. Эти 15 минут — или даже одна минута — достаточны, чтобы создать новую боль. Ты начинаешь думать: «На меня не обращают внимания». Эта мысль становится точкой, начальной идеей для дальнейшего дробления пространства личности.
Дальше на протяжении всей жизни ты либо стремишься к тому, чтобы люди обращали на тебя внимание, либо, наоборот, избегаешь этого. Например, если в детстве ты кричал, а родители в ответ наорали на тебя за излишнее привлечение внимания, ты можешь начать избегать ситуаций, где на тебя смотрят. Таким образом, формируются кластеры боли, которые структурируют личность.
В этом процессе нет строгих правил, но есть закономерности. Каждый человек сталкивался с наказаниями, с потребностью привлекать внимание в младенчестве, с голодом или недостатком чего-либо. Мать, родители — это ключевые фигуры, вокруг которых формируются многие черты личности. Стремление иметь детей, материнские и отцовские инстинкты — это тоже части личности, которые формируются в этом пространстве.
Эти процессы начинаются на самых ранних этапах, на уровне ресурсов, а затем дробятся по мере взросления. Реальность вокруг тебя меняется, ты становишься старше, начинаешь ходить, что-то делать. Жизнь вокруг трансформируется, и вместе с ней меняются твои цели. Но в основе всех желаний лежит боль. Ты хочешь чего-то, потому что где-то внутри тебя что-то болит. Эта боль уходит корнями в детство.
Например, если ты провел детство в играх, то, возможно, твоя личность сформировалась вокруг идеи легкости и свободы. Другие же, наоборот, проводили детство в строгом послушании родителям и учителям, стремясь быть прилежными, и в итоге их личность сформировалась вокруг идеи ответственности. Здесь важно не конкретный эпизод, а сам процесс системного дробления личности на все более конкретные части, с помощью которых ты взаимодействуешь с реальностью.
По сути, весь начальный период жизни — это закладывание основ твоих потенциальных возможностей, твоих способностей, которые ты будешь использовать в дальнейшем. Возьмем мой пример, потому что я хорошо знаю свою жизнь. В детстве, с самых ранних лет, я занимался тем, что создавал что-то своими руками. Мы с друзьями делали игрушки, я мастерил лук, потом арбалет, в школе на уроках труда постоянно работал с деревом. Моя страсть к рукоделию, к созданию чего-то своими руками, уходит корнями в эти ранние этапы, когда я начал формировать пространство личности. Я попробовал, у меня получилось, и мне это понравилось.
Так сформировалась идея: я люблю делать что-то своими руками. Эта идея осталась со мной спустя 20, 30, 40 лет и, вероятно, останется до конца жизни. Она продолжает развиваться. Если ты хочешь изменить какие-то негативные стороны своей личности, устранить боль, то нужно рассматривать не отдельные эпизоды, а всю структуру целиком. Необходимо понять, как с самого начала ты создал пространство личности с определенными характеристиками, которые привели к формированию внутренних кластеров боли, влияющих на твою жизнь сейчас.
Уровень 3
На третьем уровне действует глобальная программа, но она имеет иное свойство. Здесь речь идет о формировании твоего положения в обществе, о том, как ты используешь свои врожденные способности и ресурсы.
Представь человека с хорошим голосом или талантом в искусстве. Или, например, убийцу, который при этом прекрасно рисует или танцует. Помимо личности, ты рождаешься с определенной ресурсностью — потенциальным запасом возможностей. Эта ресурсность определяет, как ты будешь использовать свои способности в жизни.
Давай разберем это на примере нескольких людей с одинаковым талантом, например, с хорошим голосом. На первом уровне человек с такой способностью может стать всемирно известным певцом. Но насколько хватит его ресурсов? Станет ли он звездой до 30 лет или будет сиять до 80? Это зависит от его ресурсности. На втором уровне человек с таким же голосом тоже может быть певцом, но уже не мирового уровня, а, например, известным в пределах города или страны.
На третьем уровне человек с тем же голосом будет просто петь в хоре. Он не станет яркой личностью, а будет, например, работать на второстепенных ролях — вести корпоративы или петь на подпевках. Возможно, в его жизни случится трагедия, которая лишит его возможности петь вовсе. На более низких уровнях человек с тем же талантом может вообще не использовать свой голос профессионально. Он может стать наемником, наркоторговцем или просто играть на гитаре для себя, сидя дома и плача в подушку.
Таким образом, одна и та же способность проявляется по-разному в зависимости от личности и ресурсов. От ресурсности зависит, станешь ли ты с помощью своего таланта всемирно известным или будешь использовать его лишь в узких рамках.
Возьмем другой пример — успешного бизнесмена. У него есть способности, личность и ресурсы, которые позволили ему создать крупную компанию. Другие люди с такими же способностями и личностью, но с меньшей ресурсностью, могут работать в его компании, занимая роли разработчиков, управленцев или других сотрудников. У них не хватает ресурсов, чтобы создать что-то масштабное самостоятельно. Их способности позволяют лишь быть частью системы, созданной кем-то другим.
Мы сейчас обсуждаем эту программу, чтобы прояснить, как формируется ресурсность. Пока мы только подбираемся к пониманию того, как создаются ресурсы второго уровня — способности ума и личности. Это не просто человеческие характеристики, а глобальная способность использовать личность в зависимости от ресурсности.
Возьмем мой пример. Я, кажется, неплохо умею работать руками, создавать что-то. Но моя личность давно сформирована, и я до сих пор не использовал эту способность в полной мере. Я не создал бизнеса, не занялся какой-то серьезной работой. Только недавно я начал применять этот навык. Но как я буду его развивать дальше? Смогу ли я с его помощью достичь успеха или останусь на прежнем уровне? Это зависит от меня и моей ресурсности.
Уровень 4
На четвертом уровне реализуется очередной этап глобальных программ. Если на третьем уровне речь шла о формировании личности за счет использования ресурсности, то на четвертом уровне происходит переход личности на новый этап — этап ментальной структуризации.
Представь ситуацию, о которой ты упомянул в заметке. Например, кто-то наорал на тебя, и тебе важно понять, почему это произошло. Раньше ты, возможно, реагировал на такие ситуации эмоционально, но теперь ты начинаешь их прорабатывать. В целом можно сказать, что в личности формируется потребность что-то кому-то доказать. Однако вместо того чтобы доказывать это в реальности, ты переходишь на уровень ментального доказывания — в своей голове.
Ты мысленно прокручиваешь ситуацию, успокаиваешь себя с помощью фантазий и таким образом сбегаешь от боли. Этот побег происходит не в реальности, а в уме. Ум становится следующим этапом в процессе деградации. Здесь речь идет не о градациях в прямом смысле, а о глобальном изменении качества человека как существа. Ты начинаешь избегать реальных поступков и процессов, уходя в иллюзии и фантазии. То, что не происходит в реальности, происходит у тебя в голове.
Человек, дробя пространство личности, создает новые боли, чтобы сбежать от предыдущих. Рано или поздно он доходит до точки, когда в пространстве личности больше некуда сбегать. Обычно это происходит к 20 годам. К этому возрасту ты уже полностью структурировал свободное пространство личности, заполнив его различными описаниями и характеристиками. Дальше сбегать на уровне личности становится некуда, потому что личность уже сформирована.
Однако процесс деградации не останавливается. Он продолжается, но уже внутри этих пространств, на уровне ума. После 20 лет человек начинает структурировать свое жизненное пространство не через личность, а через ум. Личность уже сформирована — ты осознаешь себя как «я такой-то». Но внутри этого «я такой-то» начинается побег от боли. Этот побег происходит не через развитие личности в реальности, а через иллюзии, ментальные образы и картинки в голове. Именно это мы и прорабатываем, чтобы прояснить схему.
Возьмем пример с такси — одну из твоих ключевых тем. Работа таксистом приносит деньги, и это, в общем-то, хорошая работа. Но в какой-то момент идея «я таксист» становится частью твоей личности. Чтобы продолжать деградировать и избегать боли, ты начинаешь дробить это пространство внутри уже сформированной роли. Ты не меняешь профессию, не уходишь в другую реальность, потому что сбегать некуда. Вместо этого ты дробишь пространство внутри профессии таксиста, создавая различные ментальные состояния.
Здесь тебе больно, там тяжело, тут хорошо, а здесь приятно. Все, что мы рассматриваем в этом процессе, — это ментальные уровни, структуризация пространства, которую ты создаешь внутри социальной роли таксиста. Как мы выяснили за последние два дня, ты раздробил свою деятельность на различные ментальные состояния. Например, ты можешь думать: «Хорошо работаю, отлично себя чувствую, всем доволен». Но на самом деле это лишь ментальные конструкции, которые позволяют тебе сбежать от реальной деятельности.
То же самое происходит с другими частями личности. Когда кластер боли сформирован, а сбегать дальше некуда, ты уже не можешь изменить себя как личность. Остается только дробить уже сформированные части личности, но уже в отрыве от реальности.
Уровень 5
На пятом уровне речь идет о способности или неспособности взаимодействовать с реальностью. Возьмем пример, который ты упомянул вначале, — работу над статьями. Мне нужно писать тексты, статьи, чтобы через это раскручиваться, привлекать аудиторию, набирать статистику. Для этого необходимо создавать уникальные материалы и делать это в реальности.
Но в моем уме я создал иллюзию, что это сложно и тяжело, что я не справлюсь. Это мои текущие ментальные игрушки. Однако технически проговаривать текст, как я делаю сейчас, не составляет труда. Тот же текст можно записать на диктофон, а затем сократить до читабельной версии, выделив основные смыслы и центральные идеи. Это занимает буквально 5–10 минут. Для меня сидеть и записывать свои мысли — это проще, чем дышать. В реальности это абсолютно простая деятельность.
Но я нахожусь не в реальности, не в «здесь и сейчас». Я смотрю на мир через призму своего ума, своей личности. В моем восприятии эта работа становится тяжелой и сложной. К этому добавляется еще и финансовая сторона, что усиливает ощущение трудности. У меня сформировалась куча программ, кластеров боли, из-за которых я воспринимаю эту деятельность как тяжелую, хотя в реальности она проще простого.
Теперь возьмем другой пример — работу таксистом или ожидание оплаты, например, от заказчиков. Чем отличается такая работа? Она заключается в том, чтобы терпеть неприятных людей, например, пьяных пассажиров, или ждать, когда тебе переведут деньги. Для некоторых людей оказаться на твоем месте — это просто рай. Ведь что может быть проще, чем терпеть неприятных людей, получать за это деньги, работать на такси и ждать оплаты от заказчиков?
Эти три способа заработка не требуют сверхсложных умственных усилий, напряжения или концентрации. На твоем месте можно было бы работать и наслаждаться жизнью. Но ты не в реальности. Ты смотришь на нее через призму своей личности, своего детства, своего опыта. Ты воспринимаешь реальность через созданные тобой кластеры программ, состояний и переживаний. Из-за этого тебе плохо в такси, среди неприятных пассажиров, плохо, когда задерживают оплату, плохо, когда в магазине на тебя косо посмотрели, или в интернете кто-то оказался не прав.
Все люди в той или иной степени находятся в таком состоянии. Мы разменяли свою способность взаимодействовать с реальностью напрямую на личность, на ум, на все эти кластеры боли. В итоге никто не взаимодействует с реальностью напрямую. Все делают это через особенности своей личности, через структурированные пространства, которые зависят от ресурсности.
Человек — это существо, которое, казалось бы, может ко всему привыкнуть, адаптироваться, быстро эволюционировать. Но на самом деле это не так. Каждый человек — это жесткая, болезненная структура. Мир вокруг меняется, реальность трансформируется, обстоятельства и люди меняются, а ты внутри остаешься прежним. Каждый раз, сталкиваясь с реальностью, ты уходишь все глубже в свои иллюзии, потому что прямое столкновение с ней болезненно.
Личность — это не просто набор характеристик. Это кластеры боли. Возьмем пример с привлечением внимания. Тебе больно, когда на тебя не обращают внимания, и ты начинаешь орать. Но со временем орать становится недостаточно, и это тоже вызывает боль. Тогда ты начинаешь привлекать внимание другими способами — например, через демонстрацию интеллекта. Если и этого не хватает, ты переходишь к антисоциальному поведению, к хулиганству.
В этом пространстве ты продолжаешь искать способы привлечь внимание, пока не исчерпываешь терпение окружающих. В итоге ты можешь оказаться в тюрьме. Но даже там боль не исчезает. Ты продолжаешь привлекать внимание, создавая новые кластеры боли. На каждом уровне ты находишь новые способы избегать боли, но не решаешь ее. Вся наша жизнь — это создание новых кластеров боли, новых проблем в ответ на меняющиеся обстоятельства реальности.
Одну проблему ты решаешь, но тут же появляется другая, третья, четвертая — и так до самой смерти, пока не исчерпаешь ресурсы, чтобы сбежать дальше. Внутренняя боль всегда остается. Смерть наступает именно поэтому — потому что тебе всегда больно, ты всегда бежишь, всегда дробишься. В какой-то момент у тебя просто не остается ресурсов, чтобы создать что-то новое в своей жизни.
Возьмем пример с антисоциальным поведением. Ты привлекаешь внимание, пока не доходишь до социального тупика, например, тюрьмы. Внутри этого пространства терпение окружающих тоже исчерпывается, и в итоге тебя могут убить. Это и есть смерть — момент, когда ты больше не можешь сбежать в новое пространство.
То же самое происходит, когда молодые люди умирают, например, от болезней. Принцип тот же. У человека есть пространство личности с определенным количеством ресурсов, которые позволяют избегать боли. Он бежит, пока не исчерпывает эти ресурсы. Мы уже обсуждали, почему умирают дети, например, от рака. По той же причине.
Существо создает себе пространство личности. Если тебе нужно привлечь внимание, но у тебя не хватает способностей, ты можешь создать болезнь, например, рак. Раковые клетки есть в организме каждого человека, но на пятом уровне они могут стать инструментом, чтобы достичь какой-то цели, например, привлечь внимание. Ты борешься с раком 5–6 лет, привлекая к себе внимание. В интернете полно историй о детях, юношах, девушках, которые борются с раком, но в итоге умирают.
Окружающие плачут, говорят: «Какой прекрасный человек, сколько возможностей он потерял». Но на самом деле возможностей не было. Это была история, созданная внутренней болью, чтобы привлечь внимание. Сколько у тебя хватит ресурсов — на 2, 3, 5 или 6 лет борьбы? В итоге ты оказываешься в тупике, из которого можно сбежать только через отказ от тела — через смерть.
После 20 лет ты переходишь к побегу в уме, потому что в личности больше нет свободного места. Когда и в уме не остается пространства, ты начинаешь бежать внутри своего тела. А когда и в теле не остается места для побега, наступает смерть.
Уровень 6
На шестом уровне действует еще одна программа. Идея в том, что ты как личность, как сознание, как некая точка, как существо, своим вниманием распределен по этим программам, по всем частям личности, по всем кластерам и особенностям.
Каждый новый виток деградации, каждое новое дробление пространства личности приводит к уменьшению общего уровня восприятия. Сознание — это не совсем точное слово. Скорее, речь идет о восприятии. Все наши интеллектуальные способности, тело, личность — это, по сути, имитация восприятия существа. Сознание как таковое не существует, это лишь термин, который мы придумали.
Каждая программа, каждый новый уровень — это призма, через которую существо воспринимает мир, реальность. Чем больше ты дробишь пространство личности, тем ниже становится твой уровень восприятия в ресурсном плане. Возьмем пример с твоей работой, например, в такси. Твое восприятие этой работы основано на чувствах и переживаниях, которые ты испытываешь каждый день.
Я уже упоминал в начале сеанса, что вчера я рассмотрел свое отношение к здоровью. В результате мне удалось начать заниматься кардионагрузками, хотя всю жизнь я их ненавидел. Ты, возможно, испытывал похожее состояние, когда после бега появляется неприятная тяжесть в груди, ощущение, что тебе плохо. Для меня кардионагрузки всегда сопровождались болью. Но, проработав восприятие этого пространства, я впервые смог изменить свое отношение.
Теперь я могу заниматься кардиотренировками, и хотя физическая боль и тяжесть остаются, я как личность больше не испытываю прежнего дискомфорта. Проработав восприятие, я перестал зацикливаться на боли. Теперь я фокусируюсь на необходимости повышать нагрузки, чтобы привести организм в порядок. Это изменило мое самочувствие. Мне стало легче просыпаться по утрам, я начал покупать больше фруктов, больше двигаться. Все это произошло только за счет проработки восприятия, за счет изменения отношения к этому пространству.
Теперь вернемся к твоей работе в такси. Она состоит из множества мелких состояний, которые ты испытываешь каждый день. Ты сидишь в машине и думаешь: «Мне скучно, мне противно, эти люди сзади орут, от одного воняет, другой кричит». Но зачем ты вообще работаешь в такси? У тебя есть глобальная цель — заработать деньги. Вместо того чтобы воспринимать эту работу как часть пути к достижению цели, ты дробишь ее на мелкие кусочки, состоящие из переживаний и эмоций.
Я уже говорил, что для некоторых людей, например, для меня, твоя работа кажется простой и легкой. Почему? Потому что я воспринимал бы эту деятельность как способ заработка, причем довольно нетрудоемкий. Конечно, у каждой работы есть свои аспекты. Например, сиделки, ухаживающие за пожилыми людьми, должны выносить утку, чистить ее. Для одних это просто часть работы, а для других — отвратительное и сложное занятие. Разница в том, что одни фиксируются на мелочах, на текущих эмоциях, а другие видят это как необходимое действие.
Если восприятие разбито на куски, и ты не видишь пространства целиком, ради чего ты это делаешь, то тебе будет постоянно плохо. Ты будешь пытаться сбежать от этой боли. Но если ты видишь, что все эти действия — часть пути к большой цели, ты перестаешь воспринимать мелкие нюансы как болезненные моменты. Они становятся просто необходимыми шагами.
Чем дальше ты уходишь от реальности, тем болезненнее становится твое состояние. Если ты фиксируешься на мелочах, на своих эмоциях, переживаниях, ощущениях, то в глобальном смысле ты не сможешь нормально себя чувствовать и достигать серьезных результатов. Жизнь каждого человека, каждая деятельность разбита на такие куски.
Повышение уровня восприятия — это не осознание в привычном смысле слова, а увеличение объема восприятия. Ты начинаешь смотреть на привычные вещи не с позиции «мне сейчас плохо», а с позиции «я делаю это ради большой цели». Возьмем пример с домом. Если бы я зацикливался на бетоне, на тяжелой работе, мне было бы сложно. В детстве работа, связанная с деньгами, стала для меня болезненной именно из-за этого.
Я работал на стройке, где нас, детей, заставляли перетаскивать строительный мусор. Это была тяжелая работа — вставать рано, трудиться весь день. Хотя я зарабатывал неплохо, это было слишком тяжело. Теперь я делаю похожую работу, но не вижу в ней прежних кластеров боли. Эти действия больше не связаны с прошлым, потому что я нахожусь в другом пространстве — пространстве создания своего дома. Поэтому та же деятельность, которая раньше была болезненной, теперь воспринимается нормально.
Если у тебя есть работа, которую ты ненавидишь, но ты попадешь в другое пространство, не связанное с прежней болью, ты сможешь выполнять эту работу без прежнего дискомфорта. Ты будешь смотреть на нее через другую программу, с другого уровня восприятия. Но если ты продолжаешь дробить пространство, цепляться за эмоции и состояния, ты будешь запускать мелкие процессы, которые усиливают боль.
Возьмем пример взаимодействия с людьми. Я, как и ты, давно прорабатываю эти моменты. Люди остаются людьми — у одного свои странности, у другого свои. Раньше, когда я сталкивался с неприятным человеком, мое восприятие было разбито на куски. Я мог несколько дней фантазировать, как я его критикую, наказываю, исправляю. Теперь я понимаю, что это просто человек со своими особенностями. Мое восприятие больше не дробится на мелкие болезненные состояния, и я не ухожу в иллюзии.
Уровень 7
На этом уровне деградация приобретает более практический эффект. Любая цель, которую ты себе ставишь, по сути, представляет собой пространство. Почему пространство? Потому что цель — это не просто желание, а определенная структура. Например, ты хочешь купить машину. Для этого тебе нужно работать, скажем, год своей жизни. Этот год — пространство твоей жизни, которое ты выделяешь на достижение цели.
Каждый месяц ты откладываешь часть зарплаты, чтобы в итоге собрать нужную сумму. Логично, что эти 12 месяцев — кусочки пространства, которые ты объединяешь, чтобы превратить их в машину. Но что происходит с этим пространством в реальности? За счет программ, о которых мы говорили, оно дробится на ментальные игры, состояния и восприятия.
Как только ты ставишь себе цель, например, заработать на машину, спустя какое-то время ты перестаешь видеть эту цель в объеме. Когда ты получаешь первую из 12 зарплат, ты держишь в руках не «одну двенадцатую машины», а просто сумму денег. Эта сумма превращается в набор возможностей. Ты начинаешь реализовывать эти возможности: покупаешь одежду, электронику, обновляешь телефон, гардероб. В итоге к концу месяца у тебя остаются копейки, и ты вспоминаешь, что хотел купить машину.
Теперь тебе нужно не 12 месяцев, а уже 13. В следующем месяце ситуация повторяется, и так продолжается, пока ты либо не перестаешь хотеть машину, либо не меняешь что-то в своей жизни. В итоге ты можешь купить машину, но уже не ту, которую хотел изначально, а более дешевую, или вовсе отказаться от цели. Пространство, которое ты выделил на цель, перестает восприниматься так, как ты задумал изначально.
Твое восприятие сужается. Когда оно сужается, ты начинаешь цепляться за отдельные аспекты, за состояния. На момент получения первой зарплаты ты видишь не «одну двенадцатую» своей цели, а просто сумму денег с множеством потенциальных возможностей. Это дробление восприятия приводит к тому, что ты теряешь связь с глобальной целью.
То же самое происходит, когда ты зарабатываешь деньги на поездку в страну третьего мира, чтобы улучшить здоровье или внешность. Ты тяжело работаешь, зарабатываешь деньги, но, когда держишь их в руках, ты видишь не цель, а маленькое пространство возможностей. В этот момент тебе уже не нужны ни здоровье, ни внешность. Ты начинаешь тратить деньги на более приземленные вещи — алкоголь, легкие удовольствия, эмоции. Это, по сути, прожигание ресурсов.
Почему так происходит? Потому что ты заранее зарабатываешь и тратишь, находясь в более глобальной парадигме. На момент зарабатывания у тебя уже нет восприятия цели, есть только накопленные деньги. Ты не видишь, зачем работаешь. Например, тебе нужно работать год, чтобы следующие полгода посвятить своему здоровью — хорошо жить, правильно питаться, посещать врачей, делать операции. Изначально ты создаешь пространство: год работы, полгода отдыха и заботы о здоровье.
Но в тот момент, когда ты создал это пространство, ты перестаешь быть его создателем. Ты становишься частью этого пространства. На следующий день ты идешь на работу, например, в такси. И видишь ли ты эту работу как «одну из 365 частей» своей глобальной цели? Нет. Ты видишь ее как обычную работу — тяжелую, сложную, вызывающую психосоматику. Ты не можешь дотерпеть пару часов, чтобы заработать больше, и бежишь домой, чтобы ничего не делать.
В итоге все эти 365 дней превращаются в сущий ад. Ты фиксируешься на мелочах, драматизируешь каждый день, превращая его в болезненный кусочек. Спустя год ты держишь в руках сумму денег, заработанную за эти 365 дней. Казалось бы, теперь можно посвятить следующие полгода своей цели — здоровью, отдыху. Но нет. За тобой не просто год работы, а год ада, который ты сам себе создал.
Ты не можешь спокойно наслаждаться жизнью следующие полгода и не тратить деньги впустую. Тебе нужно сбежать от этого кластера боли, от накопившихся страданий, усталости, мучений. Поэтому с первого же дня начинается алкоголизм или другие способы побега. Пространство, которое ты выделил на цель, раздробилось. В итоге следующие полгода превращаются не в достижение цели, а в побег от боли. Тебе становится неважно здоровье, внешность — лишь бы уйти от накопившихся страданий.
Уровень 8
Мы начали с личности, с создания ресурсов второго уровня — способностей и характеристик. По сути, все программы, все структуры, весь процесс деградации и побега от боли — это процесс дробления восприятия, дробления пространства существа.
Все человеческие программы нужны для того, чтобы избегать восприятия. Существо, по сути, — это восприятие. Ты чувствуешь боль и сбегаешь на новый уровень, где, как тебе кажется, боли не будет. На этом новом уровне ты либо не чувствуешь прежнюю боль, либо сталкиваешься с другой, более простой. Это и есть процесс существования, подобный устройству нашей вселенной.
Жизнь вращается вокруг цикла побега от одной боли к другой, более низкой. Чтобы это стало понятнее, нужно прояснить, что такое боль. Мы постоянно используем понятие «кластер боли», но что это технически? Боль — это то, что ты видишь, чувствуешь. Побег от кластера боли — это побег от одного уровня чувствования к другому.
Ты видишь боль на текущем уровне и сбегаешь на следующий, думая, что там боли не будет. Но, оказавшись на следующем уровне, ты понимаешь, что ничего не изменилось. Ты не сбежал. Ты просто урезал маленький кусочек своего восприятия, но глобальная идея боли никуда не делась. Здесь и кроется ловушка: мы постоянно бежим, разрушая и ограничивая свое восприятие.
На каждом новом уровне ты видишь, что впереди якобы нет боли, что есть облегчение, побег. Но, оказавшись там, ты понимаешь, что никуда не сбежал. Твое жизненное пространство стало меньше, а боль осталась прежней. Это программа того, как существо сбегает от боли, дробя свое восприятие. Технически на следующем уровне боль не исчезает, она остается той же, просто ты становишься меньше в своем восприятии.
Все программы, которые мы обсуждали, — это не выдумка. Я их не придумываю, а лишь проясняю то, что есть. Ничего нового здесь нет. С каждым конкретным случаем появляется конкретная программа, потому что знание о существовании программы само по себе ничего не меняет. Важно увидеть, как эта программа работает в конкретной ситуации.
Сам процесс побега от боли на каждом уровне восприятия одинаков. Просто ты видишь его по-разному. На каждом сеансе мы проясняем одно и то же, но с разных уровней восприятия. С каждым разом твое восприятие становится шире. Это и есть то, что мы называем ростом сознания. Ничего не меняется, просто ты смотришь на мир через более широкую линзу.
Однажды ты вспомнишь, ради чего работаешь. Например, чтобы поехать в отпуск, чтобы починить себя, а не просто страдать каждый день в такси. Рано или поздно мы дойдем до того, чтобы ты перестал повторять этот цикл.
Центральная точка
Если рассматривать структуру в разрезе сегодняшней темы, то речь идет о том, как человек создает свою личность через кластеры боли. Этот процесс зациклен до конца жизни. Ты постоянно бежишь от кластеров, которые создал еще в детстве. Вся твоя взрослая личность подстроена под эти идеи, под идею кластеров боли. Застряв в этих начальных идеях, ты продолжаешь их реализовывать во взрослой жизни.
Все зависит от ресурсности. Каждый человек, рождаясь, сталкивается с болезненной реальностью. Тебя выталкивают в мир, и все твои сенсоры — рецепторы — начинают реагировать. Тебе больно, потому что ты переходишь из тепла в холод, сталкиваешься со светом, звуками, ударом по телу, чтобы раскрылись легкие. Раскрытие легких — это тоже боль. Обычно мы не думаем о таких вещах, но это реальность, которая с самого начала воспринимается как болезненная.
То, что ты будешь делать с этой болью, зависит от твоего уровня ресурсности. На первом уровне ты будешь менять реальность, создавать что-то новое. На седьмом уровне ты будешь разрушать, сбегая от идеи болезненной реальности. На восьмом уровне ты просто откажешься от реальности, пытаясь уйти от боли. Каждый сбегает по-своему, в зависимости от своей ресурсности.
В глобальном смысле все эти нюансы личности нужны лишь для того, чтобы ты окончательно отказался от своего восприятия. Ты дробишь восприятие до такого уровня, где дальше дробить нечего. Чтобы продолжать дробление, нужно уничтожить тело. Когда на уровне личности ты уже не можешь себя менять, на уровне ума не можешь сбежать, не можешь создать новую иллюзию, остается только тело. Ты начинаешь разрушать тело, оно заболевает. В конечный момент, когда в теле не остается пространства для побега, остается только ликвидировать тело — сбежать от него.
Вся деградация сводится к тому, чтобы существо перестало видеть, перестало воспринимать свое жизненное пространство. Все программы направлены на то, чтобы ты отказался от восприятия. Но это не конец. На духовном уровне процессы вселенной не останавливаются. Ты продолжишь существовать в более мелких формах, например, как муравей, хотя это не самый приятный вариант.