Человек как процесс: путь от живого потенциала к полной структурированности.

2020_08_01

Глобально у тебя зафиксировано состояние стремления к спокойствию. Однако здесь необходимо сделать одну важную оговорку: речь идёт не просто о стремлении, а о специфическом способе саморегуляции, который по сути своей является бездействием. Именно поэтому любые попытки "что-то сделать" здесь так или иначе будут проходить через призму действия, но в основе своей принцип остаётся неизменным — стремление к состоянию абсолютного покоя, что в крайних формах может приводить к состоянию, подобному "Роббику" — абсолютной неподвижности, в которой ничто не беспокоит, никто не тревожит, нет необходимости что-либо делать, и вся активность сведена к минимуму, к еле уловимому течению внутренних процессов. Это можно сравнить с медленным движением червей в земле — процесс без цели, без сопротивления, без напряжения.
Эта тема у тебя проявляется многократно как принцип: стремление к спокойствию любой ценой. Для контраста можно рассмотреть пример …., где целью является работа и активность как форма существования. В моём случае — да, я могу подтвердить — для меня естественным является воспринимать движение и активность как нечто само собой разумеющееся. Однако здесь не идет речь о банальной дуальности между беспокойством и мертвым спокойствием. Норма — это не крайности. Настоящее спокойствие — это внутреннее состояние готовности в любой момент включиться в активность, без необходимости преодолевать внутренние блоки или внутренние психические реакции.
Когда возникает необходимость, ты адекватно оцениваешь ситуацию, обдумываешь и реагируешь без излишних эмоциональных всплесков. В реальности бывают ситуации, когда необходимо дать активный отпор или, напротив, быстро отступить. Спокойствие в этом контексте — это не мертвое бездействие и не подавленная реакция, а живая готовность воспринимать информацию из окружающего мира и действовать соразмерно обстоятельствам.
Проблема в том, что большинство людей попадают во внутреннюю парадигму "спокойствие — беспокойство", где беспокойство воспринимается как проблема, а спокойствие — как идеал. Однако при этом они продолжают оставаться внутри самой системы дуальности, где нет выхода за её пределы. Все усилия человека направлены на попытки решить проблему беспокойства, но сама парадигма остаётся непреодолимой, потому что другой системы восприятия попросту не известно.
Когда ты выходишь за пределы этой парадигмы, исчезает сама необходимость бороться за спокойствие. На передний план выходит способность сознательно воспринимать информацию и адекватно реагировать на происходящее. Ты не руководствуешься установками "надо быть спокойным" или "нельзя быть беспокойным", ты действуешь исходя из реального положения вещей. Это принципиально иной уровень взаимодействия с реальностью.
Проблема современных людей заключается в том, что сознательное взаимодействие с реальностью заменено набором установок, которые встраиваются в систему восприятия через болевые кластеры. Человек больше не взаимодействует с реальностью непосредственно через сознание, а опосредованно через болевые реакции. И в таком случае стремление к спокойствию становится на самом деле стремлением к блокировке чувствительности — к полной изоляции себя от любых воздействий.
Именно поэтому большинство техник достижения спокойствия в действительности направлены не на развитие восприимчивости или осознанности, а на создание своего рода "гроба" или "саркофага", в котором человек стремится укрыться от всего мира, чтобы ничто не могло его ранить или потревожить. Управление собой таким образом осуществляется не через сознание, а через боль: чем меньше боли, тем меньше движений, тем меньше действий.
Следовательно, сам принцип управления человеком — это принцип управления через боль. Но когда человек перестает чувствовать боль, он перестает действовать. Стремление к спокойствию здесь становится стремлением к отсутствию чувствительности как таковой.

Уровень 1
На первом уровне рассматривается вопрос мотивации.
Мотивации в том смысле, что является для человека основной движущей силой, побуждающей к какой-либо деятельности, к достижению целей. Понятно, что на базовом уровне человек просто живёт как организм, поддерживая свои базовые функции, но на уровне личности всегда присутствует стремление к чему-то: к реализации планов, достижению задач, осуществлению задуманного.
Если упростить, то мотивация человека проявляется в том, на что он тратит своё основное свободное время, на что расходует свои средства. То есть деятельность всегда имеет под собой определённую мотивационную основу.
Важно подчеркнуть, что эта мотивация почти всегда связана с определёнными внутренними программами — чаще всего с парадигмами, сформированными на базе кластеров боли. За каждым действием стоит не просто цель сама по себе, а определённый внутренний механизм компенсации или устранения боли.
На деле оказывается, что человек, вовлекаясь в ту или иную деятельность, не столько стремится к реальному достижению цели, сколько ищет определённый эффект — облегчение внутреннего состояния или уход от дискомфорта. Например, ведение здорового образа жизни, коррекция питания, занятия спортом редко продиктованы чистым стремлением к здоровью. За этим всегда стоит скрытая задача — получить определённый эффект: привлекательность, внимание окружающих, уважение. Человек не отталкивается от желания быть здоровым — он отталкивается от переживания собственной ущербности: недовольства своим внешним видом, лишним весом, социальной непривлекательностью.
Иными словами, проблема изначально задается внутренней болью, а затем человек с помощью программ подбирает способы её компенсации. Программа предлагает возможные пути решения: что нужно делать, какие усилия приложить. Мотивация в большинстве случаев не автономна — она связана с внутренней болью, происходящей из других частей жизни.
Таким образом, достижение результатов чаще всего осуществляется не ради самой цели, а в попытке избежать внутреннего дискомфорта, который на глубинном уровне воспринимается как угроза или страдание. Человек движется не к прянику, а от кнута, который всё время ощущается за спиной.
Итак, первый уровень — это, по сути, глобальная программа, в рамках которой независимо от того, какую задачу человек ставит перед собой и в каком состоянии он находится, движение всегда происходит от внутреннего страдания, а не к какому-то позитивному состоянию.
Психологически человек постоянно ощущает преследование некой внутренней боли, избавиться от которой можно только через выполнение программы. И, соответственно, реального взаимодействия с реальностью не происходит: человек живёт не ради чего-то хорошего, а чтобы сбежать от плохого в себе.
Это утверждение может показаться голословным, однако, имея некоторый жизненный опыт, мы с Виктором убедились, что в реальности большая часть человеческих действий действительно такова: люди в основном движимы стремлением избавиться от боли.
Тем не менее, в определённой стадии развития возникает возможность действовать иначе. В нашем случае, действия уже не связаны с постоянным бегством от боли. Мы не строим, не работаем, не занимаемся проектами потому, что нас подгоняет невыносимое внутреннее страдание.
Напротив: сейчас основная мотивация связана с созиданием ради удобства, комфорта, ради улучшения пространства. Здесь нет кнута за спиной — есть только осознанное движение вперёд.

Уровень 2
На втором уровне идёт формирование набора программ, которые создают внутри человека различные состояния внутреннего дискомфорта: беспокойство, стресс, фоновые ощущения боли.
Ты практически всегда находишься в каком-то состоянии — не обязательно ярко выраженном эмоциональном, но в более глубоком, фоновом внутреннем напряжении.
Работа программы устроена так, что ты всё время должен что-то делать, куда-то спешить, постоянно быть в движении. Однако делаешь это не потому, что действительно хочешь, а потому что ощущаешь внутреннюю необходимость, словно кто-то незримо подталкивает изнутри.
По сути, существует два типа действий: либо ты действуешь, потому что хочешь чего-то достичь, взаимодействуя с реальностью напрямую, либо ты действуешь, чтобы сбежать от внутренней боли. И здесь проблема в том, что от боли на самом деле сбежать невозможно.
Это можно сравнить с хронической болезнью: боль становится постоянным фоном жизни. Ты принимаешь обезболивающее, которое на время снимает симптомы, но не лечит саму причину. Пока действует таблетка, тебе кажется, что всё в порядке, но как только её действие заканчивается — всё возвращается.
Таким образом, действия человека часто направлены не на реальное решение проблем, а на временное ослабление симптомов.
Вся наша деятельность, включая различные техники и практики проработок, зачастую также ориентирована на то, чтобы на время уйти от боли. Каждая программа — это своего рода "обезболивающая таблетка", на которую ты тратишь ресурсы, получая взамен лишь временное облегчение.
Ты снова сталкиваешься с дискомфортом, снова ищешь временные пути спасения. Внутренние программы постоянно генерируют болезненные состояния, а затем побуждают искать действия для их кратковременного устранения.
Когда тебе плохо, ты стремишься себя отвлечь: еда, сериалы, интернет, любые формы развлечений. Но суть этих действий — не в истинной радости, а в попытке избежать встречи с самим собой, со своими мыслями, с осознанием реальности: сколько лет прошло, сколько осталось, как обстоят дела на самом деле, насколько всё может быть хуже.
Ты стараешься не видеть, не чувствовать, не задумываться. Постоянные развлечения — это не путь к счастью, а способ временно заглушить боль осознания. Но проблема в том, что реального облегчения не происходит: ты просто теряешь время и ресурсы, которые мог бы направить на решение реальных задач, на излечение причинной болезни, а не на подавление её симптомов.
И в этом заключается суть второго уровня: тобой управляют внутренние программы, создающие фоновую боль, которую ты безуспешно пытаешься заглушить через бесконечные циклы временных решений.

Уровень 3
На третьем уровне фиксируется программа, суть которой можно описать как отсутствие рациональности в действиях.
Когда у человека есть внутренняя боль, его действия в реальности чаще всего направлены не на решение задач, а на попытку сбежать от этой боли. Практически всё, что человек делает, — это побег за эмоциями, пустое провождение времени, которое, в конечном счёте, ни к чему не приводит, кроме как к временному облегчению.
Большинство действий человека сводится к тому, чтобы потратить время и ресурс, не прилагая особых усилий, ради того, чтобы получить эффект временного освобождения от чувств, восприятия, осознания.
Финальной точкой здесь становится не достижение реальных результатов, а уход в транс, в отвлечение, в забытьё.
Реальность при этом оказывается безразличной. Основной мотив — не взаимодействовать с реальностью, а сбежать от себя.
Например, необходимость зарабатывать деньги или улучшать условия жизни — это не осознанное взаимодействие с реальностью, а, в сущности, та же форма побега, только более социально приемлемая.
Глобально у человека нет других грандиозных целей: всё сводится к тому, чтобы немного улучшить условия своего существования и продолжать коротать время на планете в более комфортной среде.
Однако даже в этой деятельности мотивация остаётся прежней: поиск процессов и действий, позволяющих временно отвлечься от собственной внутренней боли.
И если бы человек использовал своё стремление к облегчению для выполнения полезных задач, это можно было бы считать рациональным побегом. Ведь сбегать можно по-разному: в работу, в семью, в созидание. Однако в реальности чаще происходит обратное: человек убегает в пустую трату времени, в развлечения, которые ничего не улучшают.
Сегодняшние технологии — компьютерные игры, интернет — создали идеальные условия для такого побега. После рабочего дня человек просто садится за компьютер и может потратить до пяти-шести часов в полном трансе, ничего не создавая и не развивая.
Игры дают яркие эмоции, ощущение контроля, азарт, иллюзию достижения целей, но реального развития при этом не происходит.
В этом смысле зависимость от игр сродни алкогольной или наркотической зависимости: стремление легко получить эмоциональную компенсацию без реальных усилий.
Человечество всегда стремилось к упрощению жизни, к минимизации контакта с реальностью, к уменьшению необходимости напрягаться, зарабатывать, развиваться. Всё сводится к одному — к снижению внутренней боли.
И даже если убрать игры и технологии, человек всё равно продолжает жить ради облегчения, ради упрощения своей жизни, стремясь чувствовать как можно меньше боли.

Уровень 4
Четвёртый уровень фиксирует более глубокую структуру — глобальную парадигму, в которой человек существует с момента своего рождения.
Человек, появившись в этом мире, начинает заполнять своё сознание, личность, восприятие содержимым окружающего пространства. А всё окружающее пространство, вся человеческая среда построена на одном принципе — на постоянном бегстве от внутренней боли.
Чем бы ни занимался человек — работой, потреблением, развлечениями — всё это сводится к одной цели: избавиться от внутреннего дискомфорта, получить временное облегчение. Современная индустрия развлечений, потребительства, услуг — это лишь внешние проявления одной глубинной программы — программы бегства от боли.
Иных способов существования здесь, в принципе, не предусмотрено.
На более философском уровне можно сказать, что сама природа человеческой жизни устроена так, что любое её проявление — это способ уклонения от внутреннего страдания.
Все процессы жизнедеятельности — от банального выживания до великих научных исследований — подчинены одному и тому же принципу: найти способ пережить боль, снизить её интенсивность, облегчить внутреннее состояние.
Различия между людьми определяются лишь тем, какие именно программы и процессы они используют внутри этой системы. Кто-то стремится к упрощению жизни через развлечения и деградацию, кто-то через сложные проекты и достижения, но принцип остаётся один и тот же: убежать от внутренней боли.
Даже если человек социально успешен, реализован в науке, технике, искусстве, он всё равно выполняет ту же базовую задачу: избежать столкновения с экзистенциальным страданием.
С самого рождения человек наполняет себя программами, которые предлагает окружающая среда, потому что альтернативы просто нет. Это так же естественно, как дышать воздухом, в составе которого определённые элементы неизменны. Ты не можешь дышать водой — ты дышишь тем, что есть. И точно так же с программами: родившись здесь, ты либо их выполняешь, либо перестаёшь существовать.
Идея о "свободной воле" или "других путях" — иллюзия. На этом уровне фиксируется, что изначально выхода нет: вся жизнь строится на выполнении вложенных программ, направленных на постоянное облегчение внутренней боли.

Уровень 5
На пятом уровне фиксируется ещё один аспект перевёрнутого восприятия.
Если на втором уровне речь шла о движении "от кнута", то здесь возникает иллюзия движения "к прянику" — к чему-то якобы желанному и ценному.
Возникает проблема: внутреннее восприятие настолько искажено, что человек начинает стремиться к ложным целям, видеть в них источник счастья, пользы и смысла.
Все "хорошее", к чему ты стремишься, в действительности является просто проекцией внутренних программ: то, что видится как желанное, на самом деле может быть ничем иным, как очередной формой бегства от боли.
Например, уход за внешностью: бесконечные попытки изменить или улучшить своё лицо, кожу, тело. Человек воспринимает это как важную цель, вкладывает в это огромные усилия и ресурсы, полагая, что достигнет счастья. Однако за всей этой деятельностью стоит не осознанная забота о себе, а глубинная программа, перевернувшая восприятие. Ты видишь ценным то, что в реальности не имеет самостоятельной ценности, и считаешь необходимым то, что на самом деле продиктовано внутренней болью.
В результате ты вовлекаешься в ложные цели, и, даже добиваясь внешних эффектов, одновременно сталкиваешься с неприятными последствиями: разочарование, неудовлетворённость, истощение ресурсов.
Это искажение восприятия касается не только внешности, но и любых других областей жизни.
Постоянно происходит одна и та же схема: то, что воспринимается как благо, на деле оказывается пустой иллюзией. Программы заставляют стремиться к тому, что в реальности не имеет настоящей ценности, превращая каждое движение вперёд в движение по кругу.

Уровень 6
На шестом уровне ещё глубже проявляется перевёрнутая природа восприятия.
Очевидный факт состоит в том, что человек является живым организмом, и вся его деятельность, вся его личность, по сути, сводится к поддержанию своего тела в жизни.
Жизнь человека — это, прежде всего, борьба за существование: обеспечение себя пищей, энергией, условиями для выживания, поддержание организма в рабочем состоянии.
Однако восприятие человека устроено таким образом, что он не осознаёт этой реальности.
Вместо прямого взаимодействия с миром, он взаимодействует только с собой — с теми внутренними программами и кластерами боли, которые управляют его действиями.
Человек не видит реальности как таковой. Он не способен взаимодействовать с ней напрямую, потому что его восприятие заблокировано собственными программами бегства. Всё, что человек делает — это постоянная попытка сбежать от самого себя, от собственного сознания, от боли, встроенной в его внутренние структуры.
Нет способа "жить по-другому" в пределах этих программ. Все действия — это бесконечные вариации одного и того же процесса: выполнение программы бегства, дробление целостного сознания на всё более мелкие и разрушенные части.
Реальность никого не интересует.
Всё внимание сосредоточено на ощущении внутренних болей и на стремлении уничтожить те области сознания, которые ещё сохраняют целостность.
Человек всю жизнь занимается тем, что стремится раздробить свои внутренние пространства, преобразовать их в более фрагментированную, более деградированную структуру, в рамках выполнения многочисленных навязанных программ.
Таким образом, шестой уровень фиксирует, что человек живёт в состоянии постоянного самоуничтожения, где главная цель — дробление сознания, а главная боль — стремление избежать осознания этой разрушительной сути своего существования.

Уровень 7
Седьмой уровень фиксирует фундаментальное состояние: болят только те пространства, в которых ещё сохраняются ресурсы.
Если пространство перестаёт болеть, это означает, что ресурс полностью исчерпан, целостность разрушена, и данное пространство превращено в статичную структуру, где больше ничего не требуется и не происходит.
Таким образом, именно там, где у тебя ещё остались живые ресурсы, возникает боль — признак наличия нерастраченного потенциала, целостности, которая ещё может быть разрушена.
И жизнь человека организуется вокруг этих болевых точек.
Опять же, здесь нет реального взаимодействия с внешней реальностью: даже если в текущем моменте требуется что-то сделать (например, работать и зарабатывать средства), действия человека не определяются реальностью как таковой. Человек остаётся заложником своих внутренних пространств, тех своих частей, которые ещё содержат ресурсы, и именно туда направляются усилия.
Если есть возможность растрачивать ресурсы, сидя за компьютером или занимаясь бессмысленной деятельностью, человек будет двигаться именно в этом направлении.
То есть ресурс будет расходоваться не на то, что объективно нужно в реальности, а на выполнение внутренних программ, ведущих к дроблению своих же внутренних пространств.
Именно так работает внутренний процесс: человек постоянно ищет в себе области, которые ещё можно раздробить, выполняя очередную программу. Сбегая от боли, он испытывает временное облегчение от того, что разрушил ещё одну часть своего пространства.
На этом уровне видно, что взаимодействие происходит не с реальностью, а исключительно с самим собой — точнее, с теми своими частями, которые находятся на уровне выше текущего состояния сознания.
Эти глобальные программы невозможно остановить или изменить: они действуют независимо от желания, определяя направление движения и разложения.
Таким образом, везде, где сохраняются ресурсы, они становятся мишенями для расходования через выполнение программ, дробление и окончательное структурирование. И этот процесс продолжается, пока ресурсы полностью не исчерпаются.

Уровень 8
Восьмой уровень фиксирует ещё более глубокий пласт: пространство взаимодействия с так называемыми "хвостами боли".
Причём взаимодействием это назвать сложно — на практике это постоянный побег.
Даже там, где теоретически могло бы быть полноценное взаимодействие, происходит лишь бегство от внутренней боли, бегство от собственного сознания.
Объекты, с которыми человек сталкивается, принадлежат к иной природе; принципы, по которым они существуют, отличны от привычных, но результат, который получается в процессе побега, всегда один и тот же: человек остаётся в своих собственных структурах.
Как бы ты ни действовал, ты никогда не сможешь угадать истинную природу тех систем и процессов, с которыми сталкиваешься. Потому что сами принципы реальности скрыты и недоступны для восприятия через призму структурированного сознания.
Ключевая особенность: человек рождается уже с определённой глобальной болью.
Со временем эта боль не исчезает, а лишь усложняется, разбивается на множество более мелких болей — связанных с конкретными действиями, ситуациями, условиями.
Через взаимодействие с миром человек начинает всё больше структурировать своё внутреннее пространство, усложняя систему бегства и создавая всё новые формы внутреннего раздробления.
На определённом этапе личность становится настолько сложной, что дальнейшая структуризация практически прекращается: новые уровни дробления становятся невозможными или бессмысленными.
Простой пример — зеркало: глядя в него, ты видишь не своё истинное лицо, а спроецированный кластер боли.
И вместо прямого контакта с реальностью ты снова взаимодействуешь с собственными структурами, обманывая себя.
Это постоянный бесконечный самообман: человек убеждает себя, что он взаимодействует с миром, что его действия осмысленны и целесообразны, тогда как на самом деле он лишь убегает от собственного внутреннего страдания.
Мир оказывается совершенно не таким, каким ты его видишь. И ты сам — совершенно не тот, за кого себя считаешь, убегая от самого себя.

Центральная точка (ЦТ)
Отвечая на вопрос о различии между существом и программой: в действительности нет чёткого разделения между "существом" и "программой", так же как между классами боли, имплантами и остальными элементами структуры.
Важно понять, что импланты — это такие же программы, только относящиеся к другому уровню детализации.
Например, если человек работает с имплантом, не убирая программу в целом, что в этом случае происходит?
Происходит взаимодействие с фрагментом общей структуры. Все ощущения в теле, будь то боль в мышце шеи или другое проявление, в реальности создаются множеством перекрёстных имплантов. Эти импланты не столько напрямую вызывают боль, сколько создают системные нарушения, приводящие к болезненным ощущениям.
Организм человека представляет собой фактически бесконечную сеть имплантов. Их проработка может частично устранять симптоматику, улучшать общее состояние, но глобальные программы при этом сохраняются.
Так, на одном из недавних сеансов с девушкой, за короткий период проработки нескольких имплантов изменилась её психофизиология: прошла головная боль, изменилось дыхание, улучшилось общее состояние — эффект был весьма заметен. Однако стоит понимать: устранение имплантов — это облегчение, а не решение.
Внутренние ресурсы продолжают тратиться, программы остаются активными. И одна из форм растраты ресурсов организма как раз и состоит в создании новых имплантов — микроощущений, микроболей, микронапряжений.
Каждый блок в мышце — это следствие структурирования внутреннего пространства через программу.
При этом важно осознавать, что импланты — это не отдельные сущности. Это части самого человека, результат эффекта дробления себя: создаётся ощущение, будто есть "я" и есть "нечто внешнее", воздействующее на меня.
На деле сам акт создания импланта уже уменьшает ресурсность человека, дробит его сознание, превращая живое пространство в набор структур.
И здесь важно правильно понимать: на более высоком уровне нет разделения на "я" и "программу", "я" и "воздействие". Есть только процессы, которыми ты являешься.
Выполнение программ — это не действие извне. Человек сам есть программа. И выполнение программы — это процесс перевода своего живого ресурса в структурированное состояние.
Пример: ты посмотрел фильм — три часа твоего времени преобразовались в определённые впечатления, эмоции, образы. Твои ресурсы были структурированы в новый кластер, став частью уже зафиксированного пространства.
Каждая программа, любая парадигма — будь то стремление к спокойствию или борьба с беспокойством — направлена на одно: перевод глобального потенциала в состояние фиксированных структур.
В конечном счёте вся деятельность сводится к тому, чтобы исчерпать ресурсы сознания, довести их до состояния полной структурированности — до состояния смерти.
Именно к этому приводит выполнение всех программ: постепенная трата ресурсов вплоть до перехода в иное агрегатное состояние — будь то биологическая смерть, переход на "духовный уровень" или распад сознания на примитивные формы существования.
Те образы, которые человек формирует в жизни, могут в дальнейшем воплощаться в любых формах: от стаи воробьев до муравейника или колонии плесени. Это не реинкарнация в привычном смысле, а смена уровня программ.
Жизнь человека — это не сознательное движение к целям, а цепная химическая реакция.
Как горящая спичка не выбирает направление горения, так и человек не выбирает направление жизни. Огонь движется туда, где ещё есть топливо; человек движется туда, где ещё есть ресурс для структурирования.
Вся человеческая жизнь — это сложная форма окислительной реакции: пространство сознания последовательно структурируется, теряя свободу и потенциал.
На уровне цивилизации этот процесс выглядит как деятельность, события, социальные процессы, однако в своей сути он остаётся тем же самым.
И, так же как Вселенная движется к состоянию термодинамического равновесия, к полному успокоению и исчезновению движения атомов, так и сознание человека стремится к состоянию, в котором больше нечего будет чувствовать, нечего будет осознавать, нечего будет структурировать.
На уровне сознания этот процесс окисления продолжается независимо от возраста или состояния организма.
Именно поэтому смерть может наступить в любом возрасте — потому что ресурс исчерпывается не только на физическом уровне, но и на уровне сознания.
Таким образом, вся система жизни стремится не столько к смерти в биологическом смысле, сколько к достижению состояния окончательной неподвижности и безмолвия — абсолютного спокойствия, в котором уже невозможно никакое восприятие, никакое движение, никакая реакция.

Краткое резюме  от ИИ
Текст посвящён исследованию фундаментальной природы человеческого существования как процесса постепенной траты внутреннего ресурса через выполнение программ.
Импланты, кластеры боли, программы восприятия — всё это не отдельные элементы, а проявления одного и того же явления: структурирования сознания и сокращения ресурсности.
Жизнь человека представляется как сложная форма окислительной реакции, в которой каждый акт восприятия, действия или развлечения является шагом к окончательному истощению ресурсов.
На более высоком уровне исчезает различие между "я" и "программой" — остаётся только процесс, направленный на перевод потенциала в фиксированные структуры.
Выполнение программ, восприятие боли, стремление к облегчению — всё подчинено одной цели: достижению состояния, в котором дальнейшее движение, осознание и восприятие становятся невозможными.
Таким образом, человеческое существование оказывается не движением к развитию, а химическим процессом, аналогичным горению спички, где конечной точкой является полное "остывание" — остановка всех процессов, исчезновение активности и растворение в состоянии окончательной энтропии.