Полный отказ и блокировка реального самопознания и видения себя.
Краткая аннотация
Документ исследует природу фундаментальной программы избегания самосмотрения. На всех уровнях проявляется одна и та же логика: обращение к себе блокируется, а внимание уходит в умственные конструкции. Механизм основан на боли, которую человек стремится избежать, и потому взгляд внутрь становится возможным лишь в состоянии кризиса, когда ресурсы для побега исчерпаны. Центральная идея текста — невозможность настоящего самопознания без боли как внешнего принуждения и мотивации.
2021_03_14
Уровень 0
По отношению к собственной жизни у тебя стоит мощный экран — непроницаемый, огромный, и этот экран я отчетливо вижу. Сегодня ты тоже заметил его. Это колоссальная преграда на пути к восприятию своей жизни, фундаментальный блок, закрывающий возможность увидеть самого себя. Как только возникает необходимость посмотреть внутрь, направить внимание на себя, происходит мгновенное выключение: ты переходишь в обессиленный, потухший режим, становишься совершенно не похожим на того, кем являешься в споре, в доказательствах или в борьбе. Стоит только внимание вывести наружу — к другим людям, к обстоятельствам, к конфликтам — в тебе появляется энергия, экспрессия, сила, а как только прожектор оборачивается к тебе самому, свет моментально гаснет.
Это и есть фундаментальный блок на жизнь — запрет видеть себя, познавать себя, узнавать себя, наблюдать за собой не на уровне физических ощущений или телесного дискомфорта, а глубже, в плане личности и внутреннего мира. Физический уровень и работа с телом еще допустимы: там ты можешь что-то делать, более или менее поддерживать внимание. Но стоит углубиться чуть дальше — в область личности, в пресловутый «духовный мир», — и ты полностью выключаешься. Это полный отказ знать себя, воспринимать себя.
Поэтому и твое восприятие носит характер отстраненности. Когда я попросил тебя посмотреть на себя, ты сразу назвал состояние «потухший». Как только прожектор твоего внимания направляется в собственную сторону, он гаснет. Наружу — он светит, фиксирует, отражает; внутрь — мгновенно выключается. Это запрет видеть себя, блок знать себя, программа, которая действует непрерывно, без остановки. Каждый раз, когда внимание оборачивается к себе, запускается этот механизм мгновенного выключения.
Уровень 1
Здесь проявляется глобальная проблема — структура «не смотри на себя». Суть ее в том, что все деструктивные программы основаны на одном и том же механизме — на побеге от боли. Смотреть на себя означает неизбежно видеть боль, чувствовать ее, проживать, и поэтому человек стремится избегать подобного опыта. С самого момента появления здесь он уже бежит от самого себя, отрицая себя на более высоких уровнях, и продолжает этот путь, падая все ниже.
Каждое падение на очередной уровень — это новое отрицание самого себя на предыдущем. Находясь в текущем состоянии, человек всеми возможными способами отказывается смотреть внутрь: он не видит, он избегает, его внимание уходит прочь от себя. И хотя это не настоящий запрет, программная логика устроена так, что каждый раз, когда внимание направляется внутрь, возникает боль, а цель программы — не дать почувствовать эту боль, а вынудить убежать.
Именно эту цель ты и выполняешь, следуя глобальному принципу: внимание всегда должно быть направлено не на себя. Но куда именно? Не в собственное жизненное пространство, а в ум, в воображение, в глюки. От себя — значит не к своей реальности, а в созданные умом искусственные мирки, в которые ты уходишь, делая себя меньше и слабее собственных фантазий. И внутри этих мирков цикл повторяется снова: ты создаешь новые искажения, новые конструкции и уменьшаешься еще больше, чтобы поместить себя в них.
Таким образом, закрепляется запрет смотреть на себя настоящего. Эта программа повторяется во всех обстоятельствах, и ее проявления могут выглядеть по-разному. В одном случае это тупик, когда на вопрос «в чем ты находишься?» у тебя нет ответа, и ты уходишь в ступор. В другом — оживленный разговор на отвлеченные темы, в котором тоже нет реального смотрения. Кажется, что это разные состояния, но на самом деле их природа одна и та же: один и тот же инструмент используется для разных задач, а результат всегда остается одинаковым — уход от себя.
Уровень 2
Сознание у тебя функционирует в специфическом режиме, который можно описать как встроенную программу: его условие и принцип заключаются в том, чтобы никогда не смотреть на самого себя. Внутри головы, в уме, можно бесконечно создавать любые конструкции — глючить, фантазировать, воспроизводить эмоции, ощущения, мысли, иллюзии, — но реального взгляда на себя здесь не возникает. Сознание как отдельная программа не обладает способностью направиться на себя, потому что такое обращение внутрь связано с болью. Его работа — это постоянный процесс побега, непрерывное избегание, обращение к умственным подменам вместо непосредственного восприятия.
Каждый раз, когда ты пробуешь посмотреть на себя, ты технически разворачиваешь сознание, но оно по своей природе неразворачиваемо. Настоящий взгляд возможен только через восприятие, однако ты упорно используешь сознание, иными словами — смотришь из ума, через созданные им фильтры. Отсюда и постоянное воспроизведение одного и того же механизма: когда тебе указывают на глюк, ты не останавливаешь его, а создаешь новый, формируя еще один слой искажения. Эта логика сопровождает всю твою жизнь: в любом состоянии ты спешно производишь новую иллюзию, чтобы «описать» происходящее, вместо того чтобы видеть факты и собственное реальное положение.
Отсюда и парадокс: на словах кажется, что ты что-то проясняешь, но на деле ты производишь очередной глюк. Поэтому твои описания далеки, разорваны, не связаны ни с жизнью, ни с текущим состоянием, ни с реальностью. Это не взгляд на себя, а постоянное воспроизведение умственных подмен. По сути, это не просто программа, а сама особенность человеческого сознания — невозможность смотреть внутрь, видеть себя напрямую. Можно погружаться в фантазии, можно строить бесконечные иллюзии, но взгляда на себя там не будет.
И всякий раз, когда мы сталкиваемся с подобным, мы приходим к одному и тому же: смотреть на себя больно. Смотреть на свою реальность — значит видеть программы, которые выполняешь. Смотреть на программы — значит сталкиваться с болью, скрытой в их основе. Поэтому каждый раз, когда речь идет о том, чтобы увидеть себя, речь идет о том, чтобы столкнуться с собственной программой, с ее скрытыми пунктами, с направлением, которое она диктует. И именно это невозможно для сознания, но необходимо для восприятия.
Уровень 3
Момент, когда человеку хорошо, — это всегда момент удачного побега от боли. И именно в этом парадокс: как можно смотреть на себя тогда, когда «все хорошо»? Обычно это невозможно. Исключения возникают лишь в резких случаях, например, утром на сеансе, когда начинается прояснение и вскрывается полнейший хаос. Но в обычной жизни состояние «все хорошо» работает как самый надежный барьер: у тебя просто нет мотивации смотреть внутрь.
Сознание устроено так, что оно направлено на поиск плохого, на борьбу с этим плохим, а также на удерживание себя в хорошем. Поэтому пока все складывается относительно благополучно, ты не смотришь на себя: нет программы, которая бы вынуждала это делать. Вся логика сознания строится на решении задач — бытовых, социальных, умственных, шизотерических. Именно поэтому люди занимаются бесконечными умственными практиками или играют в терапевтические сценарии: им нужны цели, задачи, проблемы для решения. Но на ровном месте, без принуждения, никто в себя смотреть не будет и не может.
И даже если объяснить человеку сам механизм, в большинстве случаев он все равно будет смотреть не на себя, а в ум, продолжая привычный процесс глюков. По-настоящему обратного взгляда не возникает. Именно поэтому можно сказать, что в человеческом сознании такой способности нет: честного, прямого, непосредственного смотрения на себя не предусмотрено. Все делается вокруг, но не внутрь.
Мы оказываемся в положении, когда возможность взглянуть на себя появляется только при наличии специфической мотивации. Если ты включаешь внутреннюю программу, задаешь себе цель и обязанность работать над собой, ты можешь смотреть. Но в отсутствии этой программы или мотивации сознание неизбежно возвращается к привычным схемам. В твоем случае мотивации нет: работа идет формально, быт устроен, серьезных кризисов нет, и потому нет побуждения смотреть на текущее состояние.
Таким образом, на этом уровне становится очевидным, что у человека нет встроенной способности к прямому обращению к себе. Для этого всегда нужна особая программа, сильная мотивация, боль или обязанность. А без них работает лишь одно: привычные программы ума, которые увлекают внимание в сторону от себя.
Уровень 4
Процесс смотрения устроен таким образом, что твое внимание всегда куда-то направлено, и это «куда-то» почти никогда не является тобой самим. По сути, никакого отдельного внимания нет — есть лишь непрерывные процессы, которые выполняются автоматически. Сознание и есть эти процессы: когда ты что-то делаешь, ты просто находишься внутри них. Поэтому, когда речь заходит о «текущем состоянии», возникает трудность: текущее состояние — это не выполнение процесса, а способность остановиться и увидеть сам процесс.
Когда тебе говорят: «Останови свои глюки и посмотри на них», ты слышишь это так, как будто нужно просто создать новый глюк на тему остановки. И вместо того чтобы действительно остановиться и увидеть, ты продолжаешь глючить, только на новом материале. Это и отличает человека, у которого закончились ресурсы восприятия: он вроде бы смотрит на себя, но на самом деле вместо реальности производит новые иллюзии, и часто уже в отрицательных измерениях. Так возникает бесконечный круг — зацикленное погружение в умственные игры.
На этом уровне становится видно, что текущее состояние складывается из цепочки процессов, бесконечно сменяющих друг друга, словно конвейерная лента. Самостоятельно остановить их очень трудно, потому что человек не замечает границ между одним процессом и другим. Всё, что он делает, — это продолжение сознания, которое само по себе является программой непрерывного выполнения. Поэтому когда ты пытаешься работать в одиночку, остановить себя и действительно посмотреть, это оказывается почти невозможным.
Здесь важен внешний наблюдатель: только со стороны можно заметить момент залипания, тот миг, когда внимание снова ушло в очередной процесс. Самостоятельно это не фиксируется, ведь сам механизм сознания не дает такой возможности. Именно поэтому в рамках сеанса становится возможным увидеть больше: присутствие другого помогает отличить реальное восприятие от очередного глюка.
Таким образом, программа сознания проявляется как постоянное нахождение внутри процессов, без выхода наружу, без позиции, из которой можно было бы наблюдать. На уровне 4 это и становится очевидным: текущее состояние — это не ты сам, а лишь непрерывная лента процессов, которые воспроизводятся автоматически.
Уровень 5
Логика программы проявляется как логика искажения и переворачивания: каждый раз, когда ты выполняешь программу, какая-то часть пространства твоего восприятия ускользает от прямого взгляда и предстает в искаженном виде. Принцип работы здесь всегда один и тот же — постоянное зазеркаливание, подмена прямого восприятия искажением. И когда ты пытаешься смотреть на текущее состояние, у тебя есть два пути: либо продолжать процесс искажения, либо попытаться остановиться. Но увидеть сам факт искажения самостоятельно чрезвычайно сложно, потому что в момент сеанса ты, как правило, продолжаешь выполнять эту программу, не желая останавливаться.
Особая трудность в том, что у тебя часто нет мотивации к работе: сеанс формально присутствует, но отношение к себе и к жизни пронизано отказом смотреть, видеть, чувствовать. На уровне личности сформирована глобальная структура «не смотреть на себя», и она действует даже тогда, когда ты находишься в процессе проработки. Твое бессознательное выполняет эту программу непрерывно.
Поэтому текущее состояние можно описать как постоянный побег от себя в иллюзии, в умственные конструкции, в воображение. Это бегство от реальности и от самого механизма выполнения программ. Когда ты пытаешься самостоятельно смотреть, ты воспроизводишь ту же программу и не можешь выйти за ее пределы: остановка требует опыта, умения, навыка разорвать привычный механизм. Но каждый раз, когда включается программа тотального нежелания видеть себя, ты снова оказываешься внутри нее.
Единственные моменты, когда тебе удается хоть немного посмотреть на себя, связаны с болью. Только боль способна на краткий миг приостановить действие механизма и позволить восприятию обратиться к реальности. Но даже тогда это дается минимально, словно на пределе возможного.
Уровень 6
Твое внимание способно направляться куда угодно, но только не на самого себя. Внутри себя ты неизбежно сталкиваешься с болью, и потому взгляд всегда уводится вовне — туда, где не так больно. Вся сама возможность смотреть куда-то строится на этом: чтобы избежать контакта с собственной болью.
Момент, когда ты решаешь посмотреть на себя, всегда связан с преодолением: еще секунду назад ты бежал от боли, а теперь вынужден направить внимание туда, откуда только что ушел. Но эта боль не осознается напрямую, ее невозможно почувствовать через сознание. Она проявляется на уровне программ, бессознательного, на уровне механизма внимания. Как только ты направляешь взгляд внутрь, ты сразу упираешься в барьер — состояние невозможности, невыносимости, и боль воспринимается именно так: «здесь нельзя находиться, сюда смотреть невозможно».
В такие моменты у тебя есть два выхода. Первый — преодолеть и удержать восприятие, не выполняя программу, и тогда появляется шанс действительно увидеть. Второй — мгновенно сорваться обратно в глюки, в знакомые иллюзии ума. Именно так работает сознание: оно существует как инструмент побега от боли, и в момент, когда ты пытаешься остановиться, вся структура требует продолжать привычное движение.
Этот барьер становится особенно заметен в общении. Пока ты говоришь на обычные темы, пользуешься памятью, знаниями, умом — ты свободно перемещаешься по этим пространствам. Они безопасны, привычны, открыты. Здесь нет боли, и потому ты можешь без труда вспоминать, рассказывать, описывать. Но стоит направить внимание на себя — и ты сразу сталкиваешься с тем, от чего бежал.
Именно поэтому без серьезной внутренней мотивации человек будет бесконечно воспроизводить деструктивные программы. Он будет глючить, зацикливаться, уходить в иллюзии, потому что сама реальность — это боль. Но эта боль не личная и не эмоциональная: она бессознательная. Поэтому мы ее не чувствуем напрямую, но именно она запускает всю систему избегания. Всякий раз, когда ты пытаешься прояснить текущее состояние, ты натыкаешься на этот барьер и автоматически включаешь изначальную программу — не смотреть.
Уровень 7
Здесь проявляется барьер, словно тяжелая завеса в голове. Он формирует ощущение неестественной тяжести, мешающей взглянуть на самого себя. Его происхождение лежит глубже, чем уровень личности или ума, — это часть естественных программ всего человечества. Запрет смотреть на себя, на скрытые пункты, на подлинную реальность выполняемых процессов встроен в общечеловеческую структуру.
Это не просто нежелание или бегство, а изначально созданная блокировка. Человек вроде бы смотрит, но его внимание всегда направлено не на реальность, а на ум, на абстракции, на воображение. Художники, творцы, люди искусства действительно смотрят в себя, но этот взгляд проходит через призму страдания и выливается в образы, в шедевры, в тонкие переживания, которые не являются настоящим видением себя. Настоящее смотрение на собственную реальность заблокировано, потому что оно останавливает игру, разрушает выполнение программ, прерывает деградацию.
Эта блокировка универсальна: она проявляется в любой программе, в любом состоянии. Ее невозможно убрать полностью, даже со стороны, но можно временно отодвинуть, как занавес. Важно лишь научиться замечать этот момент, видеть, что барьер включается автоматически и воспринимается как команда «не смотреть». Без этого внимание неизменно возвращается к умственным играм, к иллюзиям, к зацикливанию.
Именно поэтому люди, начинающие самостоятельно работать по ТЕОС, упираются в этот барьер неизбежно. Он встроен в саму ткань восприятия и проявляется каждый раз, когда возникает попытка взглянуть на себя. Здесь становится понятно, что кроме ума у человека по сути ничего нет: способность смотреть на реальность как таковую отсутствует.
Это свойство видно и в крайних состояниях. Младенец не может смотреть на себя — у него еще нет сознания. Во сне человек также не способен на это: он лежит неподвижно, словно бревно, и никакого взгляда нет. На высоких уровнях существования, где нет сознания и разделения внимания, нет и возможности взглянуть на себя. Сам закон не может рассмотреть себя: он просто существует и исполняется.
Таким образом, уникальная возможность смотреть на себя появляется лишь в узкой полоске человеческого существования, там, где еще сохраняются остатки настоящего сознания. Но как только происходит провал в зазеркалье, эта возможность закрывается. И вся работа здесь заключается в том, чтобы удерживать эту полоску, расширять ее, использовать шанс, пока он доступен.
Уровень 8
На этом уровне становится очевидным: для того чтобы по-настоящему смотреть на себя, необходимо выполнить целый набор условий. Нужно быть человеком, сохраняющим ресурсы, иметь ясность сознания, понимать, что именно ты делаешь, иметь поддержку извне и обладать сильной, подлинной мотивацией. Только при совпадении всех этих факторов появляется возможность взглянуть внутрь. И тот, кто первым начал этот процесс, вынужден пройти весь перечень условий полностью.
Но сами эти критерии указывают на суть программы. Почему для прояснения необходимо загнать себя в столь узкий спектр обстоятельств? Потому что человек устроен так, что до определенного момента у него всегда есть ресурсы для побега. Пока есть силы, пока хватает «топлива», сознание будет поддерживать бегство и избегание, и потому никакой мотивации смотреть на себя не возникнет. На высоких уровнях ресурсов достаточно, и человек продолжает бежать. На четвертом уровне ресурсы уже заканчиваются, но сознание еще сохраняется, и именно тогда возникает боль, связанная с невозможностью продолжать движение. На пятом уровне происходит провал в беспамятство: сознание исчезает, и процесс бегства продолжается уже без него.
Именно поэтому критерием здесь становится состояние истощения. Пока «бак полон», движение продолжается. Лишь когда ресурсы исчерпаны, появляется уникальная возможность обернуться и взглянуть. Подобно тому как человек, выигравший в лотерею, перестает работать над собой, а возвращается к этому лишь после полной растраты, так и здесь: только оказавшись у пропасти, он способен на решительный шаг.
Мотивация возникает в состоянии угрозы — когда ты готов сделать всё, чтобы не разбиться, чтобы выжить. Это специфическое состояние, в котором боль становится главным толчком, превращается в абсолютный импульс, заставляющий смотреть и работать. Пока жизнь складывается ровно, пока ресурсов достаточно, такой мотивации не будет. Именно поэтому люди, приходящие в тяжелом состоянии, быстрее продвигаются и выбираются за счет проработки, а те, у кого нет кризиса, остаются на прежнем месте.
В этом и заключается глобальность программы: она формирует зависимость от условий. Человек не может сам создать для себя подлинную программу мотивации. Он способен фантазировать, выдумывать любые конструкции, но настоящую программу, действующую на уровне личности, запустить невозможно. Поэтому для реальной работы всегда нужна боль, которая становится внешним принуждением. Пока есть ресурсы, человек будет воспроизводить иллюзии, и только на грани он способен на подлинный взгляд на себя.
ЦТ
Смотреть на себя на самом деле несложно — если присутствует боль. Когда человек сталкивается с особой болью и лишается ресурсов для побега привычным путем, он способен обратиться к себе и делает это с готовностью, потому что в такие моменты взгляд внутрь становится возможным и естественным. Но как только боль исчезает, исчезает и мотивация, и вместе с ней способность продолжать смотреть.
Без боли человек всегда выполняет программы: он воспроизводит привычные конструкции, уходит в умственные подмены, вместо того чтобы видеть реальность. Боль рождает мотивацию, а отсутствие боли лишает её. Поэтому любое действие, любое прояснение требует мотивации, а мотивация в человеческой структуре почти всегда создаётся через кризис, через принуждение, через угрозу разрушения. Нельзя захотеть то, что изначально отвергаешь: либо есть желание, либо его нет. И если нет программы, которая запускает желание, человек не способен сделать ни шага.
Мы можем бесконечно выдумывать иллюзии в уме, но настоящую программу мотивации на уровне личности создать самостоятельно невозможно. Для этого нужна боль — она становится условием, парадоксальным кнутом, который заставляет остановиться, посмотреть и прояснить. Пока ресурсов достаточно, будут работать лишь программы. Только при столкновении с болью, с невозможностью продолжать побег, возникает подлинная возможность смотреть на себя.
Таким образом, парадигма проста: без боли и без программы самопознания человек продолжает двигаться по инерции, выполняя деструктивные механизмы. Лишь наличие боли и кризиса создает точку остановки и открывает путь к прояснению.
Общее резюме
Документ описывает фундаментальную структуру избегания самосмотрения, выражающуюся в том, что человек почти никогда не направляет внимание на себя, а вместо этого уходит в умственные конструкции, фантазии и иллюзии. В основе этой структуры лежит страх боли: любое обращение внутрь связано с болью, и потому запускается программа бегства. Последовательно от уровня к уровню показано, как сознание воспроизводит один и тот же механизм: вместо прямого восприятия создаются глюки, которые подменяют реальность. С каждым шагом эта логика становится всё более плотной и всеобъемлющей, вплоть до глобальных блокировок, встроенных в человеческую природу.
Вместе с тем отмечается, что возможность видеть себя всё же существует, но она возникает лишь в узком спектре условий: когда ресурсы для бегства исчерпаны и появляется угроза падения. Только боль и кризис способны создать подлинную мотивацию смотреть на себя, тогда как в состоянии благополучия человек воспроизводит лишь программы. Центральная точка фиксирует: любое прояснение возможно лишь тогда, когда есть боль, а без боли процесс самопознания не запускается.
Краткое резюме уровней
Уровень 0 — мощный блок на восприятие себя: внимание гаснет, как только оно оборачивается внутрь.
Уровень 1 — глобальная программа «не смотри на себя» как универсальный способ бегства от боли.
Уровень 2 — сознание не способно развернуться на себя, оно всегда воспроизводит глюки вместо прямого взгляда.
Уровень 3 — когда «все хорошо», мотивации смотреть внутрь нет, и сознание работает только через умственные цели и программы.
Уровень 4 — текущее состояние формируется бесконечной лентой процессов; остановить их самостоятельно почти невозможно.
Уровень 5 — выполнение программы всегда связано с искажением и зазеркальем; без боли человек не способен остановиться.
Уровень 6 — боль становится барьером, отталкивающим внимание; сознание по своей сути — это механизм бегства от боли.
Уровень 7 — глобальная блокировка встроена в человеческую природу: реальность скрыта, а внимание замыкается на ум.
Уровень 8 — смотреть на себя возможно только при совпадении множества условий; главным условием становится боль и исчерпание ресурсов.