Природа человеческой деятельности через призму боли и удовольствия
Краткая аннотация
Текст представляет собой последовательное исследование природы человеческой деятельности через призму удовольствия и боли. На каждом уровне анализируется, как формируются центры удовольствия, каким образом они становятся основой личности и определяют все дальнейшие действия. Удовольствие рассматривается не как самостоятельная ценность, а как результат сброса ресурсов и ухода от боли. В ходе изложения показывается, что любые желания и интересы носят программный характер, что свобода выбора является иллюзией, а жизнь человека сводится к одному-единственному действию — непрерывному побегу от боли, маскируемому множеством видимых форм и смыслов.
2021_04_04
Уровень 0 - текущее состояние
Попробуй составить список из пяти вещей, которые действительно приносят тебе удовольствие.
Для меня же сама необходимость работать всегда связана с долгосрочным ощущением ужаса, и именно в этой точке начинается разветвление восприятия удовольствия и боли.
Первое, самое очевидное удовольствие я получаю тогда, когда мне удаётся не работать. Даже приходя на работу, я мысленно держусь за то мгновение, когда закончу и вернусь домой, чтобы упасть и отключиться. В этом парадоксе вся суть: я вынужден работать, но истинное удовольствие связано с моментом, когда я от этой работы освобождаюсь. Таким образом, главный источник наслаждения заключается не в действии, а в прекращении действия, и в этой логике возникает особая злость и агрессия — ведь, чтобы позволить себе отдых, всё равно необходимо пройти через работу.
Вторым источником удовольствия становится бессмысленное зависание в интернете, чаще всего в ютубе.
Третьим — покупки в онлайн-магазинах, где сам процесс выбора и заказа вещей заменяет реальное действие.
Четвёртым — энергетики, которыми я время от времени поддерживаю себя, искусственно поднимая бодрость тела.
Пятым — любые способы искусственного поддержания работоспособности, позволяющие оттянуть момент столкновения с усталостью.
Все эти удовольствия связаны с процессом траты жизненной энергии и ресурсов, но не на созидание, а на уход от напряжения и боли.
Если рассматривать эту структуру шире, то видно, что центры удовольствия всегда формируются вокруг конкретных точек. Один цикл — короткий: я иду на работу и предвкушаю, как закончу её вечером. Другой — более протяжённый: я начинаю рабочий год и мысленно держусь за образ отпуска через полгода, где наконец-то смогу активно не работать целый месяц. В этих циклах центр удовольствия всегда направлен на прекращение действия, на сброс ресурса. Человек живёт ради этих точек, мысленно вращается вокруг них и всегда организует свою деятельность так, чтобы приблизить момент удовольствия.
Но у разных людей формируются разные центры. К примеру, если с детства формируется связка «кайф от зарабатывания денег», то всё внимание будет сосредоточено на том, как получить хотя бы один доллар. Для такого человека радость не в том, чтобы бездействовать, а в том, чтобы снова и снова извлекать прибыль. У немцев удовольствие связано с порядком и дисциплиной, у русских оно связано с иными формами поведения, у евреев — с самим фактом получения прибыли, пусть даже минимальной. Каждый народ, каждая культура формирует собственный центр удовольствия, и личность живёт в соответствии с ним.
В этом нет ни добра, ни зла. Это просто данность: структура личности с детства выстраивается через формирование центров, в которых закрепляется способ тратить ресурсы. Удовольствие всегда есть момент сброса энергии, растраты ресурса, и чем ниже уровень человека, тем менее эффективен этот способ конверсии его потенциала. Одно дело — тратить усилия на размышления, как заработать, другое — прожигать жизнь в бесконечном потреблении чужого контента. И если кто-то получает удовольствие от заработка денег, то он будет постоянно мотивирован этим процессом. Если же твои центры удовольствия связаны с интернетом или шопингом, то именно туда будут уходить все твои силы.
В конечном счёте вопрос звучит жёстко: почему я ощущаю себя лузером и неудачником? Почему вместо того, чтобы создавать ресурсы, я предпочитаю уходить в ютуб, покупки и искусственное поддержание бодрости? Ответ всегда один и тот же: такова структура моих центров удовольствия, таковы способы, через которые я с детства научился сбрасывать боль и расходовать свой ресурс.
Уровень 1
То, что мы называем кругом интересов или тем, что нам нравится, на самом деле является не просто набором предпочтений, а целой программой, которая постепенно, начиная с самого рождения, заполняет пространство личности. Если рассматривать грубо, это пространство основных способов побега от боли, универсальное человеческое поле, внутри которого формируется спектр действий, позволяющих на время уйти от стресса, проблем и мучения. У каждого человека есть собственные механизмы ухода, и хотя работают они по одной и той же схеме, конкретные проявления всегда индивидуальны.
Любимые привычки, увлечения, хобби, даже бытовые занятия — всё это является уникальными способами сброса напряжения и побега от кластеров боли. Удовольствие никогда не возникает на пустом месте: оно всегда связано с определённой деятельностью, которая позволяет отключиться от переживаний. Если тебе удаётся полностью уйти в творческий процесс — посадить дерево, отремонтировать мебель, приготовить еду, сделать что-то своими руками, — то в этот момент происходит частичный выход из пространства боли. И напротив, если судьба не предоставила тебе возможности зарабатывать деньги через интересную деятельность, если твой труд сводится к монотонной работе, то и удовольствие здесь не возникает, а значит, и сбегание не происходит.
У каждого человека есть своя личная предрасположенность. Она зависит и от ресурсов, и от воспитания, и от опыта детства, где закладываются механизмы ухода. Но если рассмотреть внимательнее, то и в детстве программы формируются не случайно, а также подчинены определённым закономерностям. Всё взаимосвязано: пространство личности должно быть заполнено специфическими механизмами, которые позволяют уходить от боли, и именно эти механизмы становятся твоим списком деятельности на всю жизнь. В этот список могут входить алкоголь, наркотики, физиологические привычки, зависание в интернете, чтение, фильмы, сериалы, любые формы, которые позволяют сбежать от боли. У каждого формируется его собственный перечень, и он остаётся с человеком до конца жизни.
Если у тебя достаточно ресурсов, то можно добавить к этому списку что-то новое, но в основе всегда остаётся то, чем ты структурировал себя в начале. И, что важно, удовольствие всегда связано с контрастом. Голод превращается в наслаждение едой, усталость — в радость отдыха, напряжение — в облегчение от завершения действия. Это всегда контраст: боль и её снятие. Именно поэтому список любимых дел всегда имеет обратную сторону — список всего, что приносит страдание. Если работа не входит в твой круг удовольствий, она становится источником боли, и тогда удовольствие возникает только в момент её завершения.
Именно в этом заключается логика известного выражения: «Найди занятие по душе, и тебе не придётся работать ни дня». На самом деле речь идёт не о том, чтобы отказаться от работы, а о том, чтобы превратить деятельность в средство побега от боли и сделать так, чтобы за это ещё и платили деньги. Но общество устроено так, что разрыв между работой и отдыхом становится максимальным: большинство людей страдает на работе и компенсирует это личными способами ухода.
Таким образом, вся структура интересов — это не набор хобби или предпочтений, а сформированная система побегов, где удовольствие возможно только на фоне контраста с болью, а деятельность всегда определяется тем, что в детстве закрепилось как личный способ бегства.
Уровень 2
Когда речь идёт о том, чем именно человек занимается, чтобы сбежать от боли и получить удовольствие, то между ресурсностью и видом деятельности нет строгой закономерности. На любом уровне можно выбирать разные формы ухода. Есть низкие уровни — когда человек берёт ресурс из тела и разрушает его, например, употребляя алкоголь, чтобы снять напряжение. Но это не ограничение для определённого слоя: бухать могут все, и все через это получают своё удовольствие, так же как все могут смотреть фильмы, зависать в интернете или находить для себя другие простые способы ухода.
Внутри цивилизации эта структура размылась: одинаковые методы доступны на всех уровнях, и разница между хобби и привычками, если смотреть с позиции побега, не так велика. Но главное — откуда берётся сама боль, от которой мы сбегаем? На уровне ума человек способен создавать для себя собственные кластеры боли: идеи, иллюзии, надуманные конструкции, делающие любую деятельность болезненной. Тебе больно работать не потому, что сама работа объективно причиняет страдание, а потому, что ум формирует особое восприятие, через которое работа становится источником боли. Эта боль существует только в уме, в его преломлении, а вне ума она отсутствует.
Мы можем заниматься только тем, что связано с наличием определённого кластера боли. Если бы его не было, человек не стал бы делать вообще ничего. Именно наличие противоположного кластера создаёт движение, и только на его фоне возможна деятельность. Если у тебя нет боли, которую можно компенсировать, ты не сможешь заставить себя делать что-то новое: например, заниматься наукой или изучать незнакомую сферу, если там нет точки боли, побуждающей к действию.
Работа в такси становится для тебя не выбором ради удовольствия, а вынужденным способом побега: у тебя есть боль, связанная с необходимостью денег, и сбежать от неё можно только через работу, где самым оптимальным оказывается именно такси. Та же логика распространяется на все виды деятельности: за каждым удовольствием всегда стоит конкретный кластер боли. Поэтому то, что мы называем «проблемными» вещами, на деле ими не является. Если ты их выполняешь, значит, это твой способ уйти от определённого напряжения. А вот те области, куда ты даже не пытаешься заходить, где у тебя сразу тысячи оправданий и причин не делать шаг, — именно там и находится настоящая, невыносимая боль.
Таким образом, любое удовольствие — это всего лишь следствие побега от конкретной боли. Человек постоянно вращается между кластерами, и список его деятельностей всегда определяется только тем, какие боли он способен компенсировать.
Уровень 3
Человек всегда делает то, что приносит ему удовольствие, и именно в этом проявляется суть программы: как может быть иначе? У каждого есть список процессов и действий, связанных с ощущением наслаждения, и никакой свободы в этом выборе не существует. С детства формируется жёсткая парадигма, внутри которой ты всю жизнь вынужден совершать только те поступки, которые позволяют испытать удовольствие.
Если ты кайфуешь от лёгких денег, то именно в этом направлении и будет направлена вся твоя энергия: украсть, обмануть, сорвать куш — в этих действиях заключена твоя парадигма, и иного пути у тебя нет. Если же удовольствие связано с созданием вещей своими руками, то процесс завершится на уровне «сделал — порадовался», но не дойдёт до того, чтобы продать и получить прибыль. В результате всё сводится к одному: сидишь без денег, потому что в твоей парадигме отсутствует связка «сделать — продать — заработать».
Если бы на первом месте стояла цель продажи, то удовольствие смещалось бы именно туда: продал — получил прибыль — ощутил радость. Но если программа устроена иначе, то и результаты будут другими. Каждый живёт в собственной ограниченной системе координат, где направление деятельности определяется тем, что изначально закрепилось как источник удовольствия. Других направлений просто не существует: там, где удовольствия нет, нет и деятельности, ведь заниматься тем, что не приносит радости, человек не способен.
Даже работа в такси встраивается в эту схему как компромисс. Здесь можно получить деньги без чрезмерных усилий, и в этом есть определённый баланс. Раньше твоя парадигма была ещё проще: деятельность, не требующая концентрации или подготовки, а только харизмы и легкости, давала возможность обогащаться. Но такси всё же требует усилий, оно остаётся работой, и именно поэтому здесь возникает сопротивление.
Вся система выстраивается с детства: под твои ресурсы формируется направление, и дальше ты вынужден подстраиваться под него. Свобода деятельности оказывается иллюзией, поскольку вся жизнь направляется программами, формирующими твой список интересов. Человек всегда делает только то, что приносит ему удовольствие, и только внутри своей парадигмы он способен действовать.
Уровень 4
Любое действие возникает не из абстрактного выбора, а из наличия конкретной боли, от которой ты можешь сбежать, и других вариантов просто не существует. В воображении каждый хотел бы оказаться сказочно богатым, выиграть огромную сумму и до конца жизни наслаждаться беззаботным существованием. Но даже в этом случае парадигма не позволит по-настоящему насладиться. В голове ты можешь планировать, как будешь тратить деньги, но получив их, не сможешь распорядиться ими адекватно: внутренняя боль заставит тебя очень быстро избавиться от этой суммы, чтобы вернуться к привычным способам существования.
Примером являются люди, выигравшие в лотерею: большинство из них тратят деньги стремительно и хаотично, потому что выигрыш не вписывается в их базовые кластеры боли. Если человек получает удовольствие от тяжёлого труда, то, обладая миллионами, он всё равно будет вынужден вернуться к каторжной деятельности, которая приносит привычное ощущение компенсации. Поэтому деньги уходят: на благотворительность, вечеринки или бессмысленные траты — лишь бы поскорее вернуться в точку, где структура совпадает с личной программой.
С детства мы формируем свою личность через конкретные кластеры боли. И сколько бы идей и социальных норм ни навязывалось, всё равно определяющим остаётся именно внутренний механизм: хочешь ты этого или нет, но жить ты будешь только так, как диктуют твои кластеры. Если у тебя нет боли, от которой можно сбежать через спорт, никакие уговоры, аффирмации или стимулы не заставят тебя тренироваться. Если у тебя нет боли, связанной со здоровьем, никакие слова не вынудят изменить образ жизни. Только когда система ломается, когда болезнь или кризис создают новый кластер боли, появляется возможность изменить поведение.
Эта структурированность не является случайной. С самого детства мы дробим собственный потенциал на отдельные фрагменты, из которых формируется личность. И если на раннем этапе мы ещё как мягкая глина, способная принять любую форму, то позже, будучи «обожжёнными», превращаемся в набор осколков. Эти фрагменты уже не соединяются в единое целое, и жизнь строится вокруг них, подстраиваясь под их жесткость и ограничения. Именно так и возникает механика: у тебя всегда есть лишь та деятельность, что вписывается в готовую структуру боли, и всё остальное оказывается недоступным.
Уровень 5
Сознание устроено так, что мы не замечаем собственной механичности и запрограммированности. Через ум, мысли, фантазии и переживания нам кажется, будто мы сами выбираем, чем заниматься, но никто не задаётся вопросом, откуда вообще появляются желания. Сеанс заканчивается, и дальше я иду читать новости, смотреть ролики, курить или пить кофе. Кажется, что это моё решение, что именно я выбрал. Но на самом деле источник этих желаний скрыт: выбор деятельности всегда строго запрограммирован, и никакого реального контроля здесь нет.
Мы не осознаём, что именно процессы и структуры определяют, чем будем заниматься. Ум создаёт иллюзию свободы, иллюзию того, что источник выбора — это наше сознание. Но в действительности желания возникают автоматически, как результат работы программы, и не зависят от усилия воли. Сознание не управляет деятельностью, оно лишь подстраивается под те кластеры боли, от которых мы вынуждены сбегать.
Каждый раз, когда появляется свободная минута, мы думаем: чем заняться? Но на самом деле этот выбор уже сделан: есть конкретная колея, заданная кластерами боли, и мы двигаемся по ней, как поезд по рельсам. Мы можем воображать свободу, фантазировать о случайности и собственной воле, но на самом деле все действия строго детерминированы. Личное желание — это иллюзия, нарисованная умом для того, чтобы скрыть автоматизм.
Сознание в этом смысле играет роль наблюдателя, отделённого от реальности. Внутри ума создаётся пространство абстрактной свободы, где мы представляем, что сами решаем и действуем по своей воле. Но в действительности всё, что мы делаем, — это побег от боли. Единственный просвет возможной свободы возникает тогда, когда мы начинаем рассматривать программы, видеть их работу и фиксировать автоматизм. Это микроскопический промежуток между действием и наблюдением, и только в нём появляется возможность хотя бы частично остановить программу и перестать её выполнять.
Но всё остальное — движение по колее, в которой личность раз за разом воспроизводит одни и те же реакции. И пока эта структура не осознана, никакой свободы нет: только программы, создающие иллюзию выбора и подменяющие реальность внутренними объяснениями.
Уровень 6
Вся жизнь человека встроена в своеобразную колею, заданную социумом и телесными потребностями. У каждого есть набор кластеров боли, от которых он не может не сбегать. Нужно есть — значит, нужны ресурсы, а чтобы их получить, требуется деятельность. В обществе это оформлено в виде бартерной системы: моя работа меняется на результаты чужого труда. Деньги лишь облегчают и одновременно искажают этот обмен, но суть остаётся прежней. Всё человечество живёт в этих рамках: без деятельности нет ресурсов, без ресурсов нет удовлетворения базовых потребностей, и потому выбора фактически не существует.
Так же устроено и тело. Какие бы желания ни возникали в уме, есть жёсткий список того, что необходимо: сохранять целостность организма, есть, поддерживать тепло, защищаться. Эти требования неизбежны. И точно так же более мелкие сферы жизни оказываются жёстко ограниченными. Ты не можешь вдруг захотеть бегать или учить иностранный язык вместо просмотра сериала, если в этом нет кластера боли. Без боли, которую можно компенсировать, у тебя не возникнет интереса, и никакая мотивация не появится.
Отсюда снова возникает главный вопрос: как заставить себя делать то, чего не хочется? Ответ очевиден — никак. Это невозможно в рамках системы, где всё подчинено кластеру боли. Мы движемся по колее, и других путей не предусмотрено. Сколько бы ум ни придумывал объяснений, альтернативных маршрутов не существует: пока ты поезд на рельсах или лодка в русле реки, ты не выйдешь за пределы этой траектории.
Главная проблема здесь не столько в самих рельсах, сколько в позиции, которую мы занимаем внутри системы. Мы выбираем для себя ничтожную роль — микроскопическую точку, существующую в иллюзиях, чтобы не замечать факта: вся жизнь, вся реальность — это движение по заданному пути. Мы продолжаем отказываться видеть это, держась за иллюзию свободы, но в действительности остаёмся внутри структуры, где каждый шаг определяется болью, от которой мы сбегаем.
Уровень 7
За любой деятельностью, какой бы она ни была, всегда скрывается одна и та же механика. Вся суета человеческой жизни различается внешне, но по сути процессы всегда одинаковы: работа или отдых, напряжение или распущенность, развитие или деградация — всё это лишь разные формы одного и того же состояния. Социум накладывает на это систему мер, в которой различают правильное и неправильное, лучшее и худшее, но если подняться на уровень выше, то все эти различия исчезают. В глобальной структуре человек совершает одно и то же действие — побег от боли.
Муравей тащит еду, строит муравейник или спит, чтобы восстановить силы. Его деятельность всегда направлена на одно — на благо колонии. Точно так же и у человека: чем бы он ни занимался, за всем стоит фундаментальный процесс побега от боли. Если возникает необходимость в изменении, то достичь этого можно только через появление новой боли. На диету садятся не из желания, а после болезни; спортом начинают заниматься не ради здоровья, а когда появляется угроза его утраты. Пока нет реальной причины, пока не возник кластер боли, ничего не изменится, какими бы ни были сила воли и намерения.
Вся жизнь сводится к одному действию — бегству от боли. Мы можем фантазировать о другой деятельности, мечтать о новых занятиях, но как только возникает попытка перейти к ним, возникает ступор. Голова рисует варианты, но реальность не поддерживает их, потому что за ними нет кластера боли. Человек всю жизнь проводит в иллюзиях о том, как было бы хорошо заниматься другим делом, но этого не происходит и не может произойти.
Таким образом, желания и реальность не связаны напрямую. Мы можем хотеть чего угодно, но делать можем только то, где существует программа побега от боли. Это и есть суть человеческой жизни: любое действие — это не свободный выбор, а автоматическая реакция на кластер боли. И пока мы не видим этой структуры, остаётся лишь одна реальность — бесконечный процесс бегства, в котором нет альтернатив.
Уровень 8
Человеческая жизнь устроена циклично. Снаружи она кажется сложной, наполненной множеством вариантов и оттенков деятельности, но вся эта видимая многоликость остаётся лишь поверхностным слоем. Внутри системы разнообразие напоминает спектр видимого света: он кажется богатым, но в действительности занимает крошечный участок в сравнении с целым диапазоном излучений. Так и с человеческой активностью — вариантов много, но суть всегда одна и та же.
Каждый день мы проживаем одни и те же циклы. Ты голоден — идёшь есть, сбегаешь от боли голода. Насытившись, ощущаешь сонливость — ложишься спать, сбегаешь от усталости. Проснувшись разбитым, тянешься к кофе, чтобы уйти от этого дискомфорта. Дальше ищешь отдых, развлечения, новости, уборку — и каждый раз это лишь новый способ сбежать от очередного кластера боли. День за днём жизнь строится вокруг постоянного вопроса: чем заняться дальше? И ответы всегда приходят изнутри структуры, которая подбрасывает варианты, позволяя тебе вращаться в калейдоскопе дел.
Каждое мгновение мы ощущаем облегчение, когда удаётся уйти от конкретного дискомфорта. Но это облегчение тут же сменяется новым циклом: сбежал от одного — и сразу встал вопрос, как сбежать от следующего. И в этом замыкании проявляется главный парадокс: никакой свободы выбора нет. Не существует возможности не сбегать. Весь процесс идёт автоматически, и сознание поддерживает иллюзию разнообразия, чтобы мы не видели однообразия.
Мы наделяем действия разными смыслами, критериями, значениями. Нам кажется, что уборка отличается от просмотра фильма, работа — от отдыха, общение — от одиночества. Но в реальности всё это одно и то же действие: бегство от боли. Сознание маскирует повторение, окрашивает его в разные оттенки, делает жизнь «интересной», но в глубине всегда остаётся один и тот же процесс.
Таким образом, с первой секунды до последнего мгновения человек выполняет только одно действие. Вся сложность, все смыслы и различия — это лишь надстройка ума. Суть же всегда одинакова: побег от боли, который не прекращается ни на миг.
Центральная точка
Вся эта структура — личность, ум, пространство восприятия — представляет собой единый механизм, где глобально совершается одно-единственное действие. Но если опуститься на уровень ниже, то это действие распадается на бесконечное множество элементов, кажущихся разными, наделённых своими свойствами и значениями. Это похоже на кусок железа или камень: на первый взгляд это цельный объект, но если рассмотреть его на уровне кристаллов и атомов, он окажется сложной решёткой, состоящей из огромного числа единиц, соединённых и различающихся между собой.
То же самое происходит и в человеческой жизни. Для нас каждое действие наполнено смыслом, различиями и оттенками, мы делаем множество вещей, которые кажутся уникальными. Но если смотреть со стороны более высокого наблюдателя, всё сводится к одному процессу — к побегу от боли. Муравей выполняет множество дел, но глобально всё это служит одной цели — муравейнику. Человек совершает тысячи поступков, но глобально все они представляют собой одну и ту же механику — уход от боли, а все остальные смыслы являются лишь надстройкой.
Сознание создаёт видимость различий, насыщает пространство оттенками, делает жизнь «интересной», но в действительности эта наполненность — иллюзия. С точки зрения социальной программы всегда существует критерий: зарабатываешь ты деньги или тратишь их впустую, занимаешься ли «полезным» или «бесполезным». С этой позиции человек всегда оказывается в проигрыше, ведь любое его действие, каким бы оно ни казалось, остаётся лишь способом сбросить напряжение и компенсировать боль.
Так устроена механика: на уровне человека жизнь кажется бесконечно разнообразной, но на уровне наблюдателя выше она сведена к одному движению — побегу от боли.
Общее резюме
Документ представляет собой последовательное исследование структуры человеческой деятельности через призму удовольствия и боли. В каждом уровне подробно рассматривается, как формируются центры удовольствия, каким образом они закрепляются в личности и как вся жизнь человека оказывается встроенной в систему программ побега от боли.
Уровень 0 фиксирует начальную точку — удовольствие определяется как прекращение действия, как сброс ресурса, а вся структура жизни строится вокруг циклов «работа — окончание работы». Здесь же проводится сравнение разных национальных центров удовольствия: деньги, порядок, дисциплина.
Уровень 1 показывает, что круг интересов и предпочтений — это не случайный набор, а системный список способов ухода от боли, который формируется с детства и сохраняется на всю жизнь. Удовольствие всегда возникает на фоне контраста: боль — и её снятие.
Уровень 2 объясняет, что источником боли чаще всего является ум, создающий собственные кластеры. Любая деятельность становится возможной только в связке с кластером боли, без него невозможен даже шаг в новое направление.
Уровень 3 описывает жёсткую парадигму: человек всегда делает только то, что приносит ему удовольствие, иные направления оказываются недоступны. Вся свобода — иллюзия, закреплённая программами с детства.
Уровень 4 развивает идею структурности: изменить образ жизни возможно только через появление нового кластера боли, иначе никакие усилия и стимулы не работают. Личность уподобляется осколкам, сформированным и закостеневшим в детстве.
Уровень 5 фокусируется на иллюзии выбора. Желания кажутся личными, но в реальности они всегда определены программами. Единственная возможность свободы возникает в краткий момент наблюдения за этими механизмами.
Уровень 6 переносит внимание на социальный и биологический уровень: деньги, тело, базовые потребности задают неизбежные рельсы, с которых невозможно сойти. Человек остаётся в жёсткой колее, и вся его жизнь структурирована кластерами боли.
Уровень 7 сводит всё к фундаментальному действию — бегству от боли. Любая деятельность, в какой бы форме она ни проявлялась, есть лишь реализация этой программы. Изменение возможно только через создание нового источника боли.
Уровень 8 раскрывает идею цикличности: вся жизнь — это повторение одного и того же действия, маскируемого иллюзиями разнообразия. Сознание окрашивает этот процесс смыслами, но глобально человек всегда совершает одно и то же — побег от боли.
Центральная точка объединяет всё рассуждение: на уровне человека жизнь выглядит как бесконечное множество действий, наполненных различиями, но на уровне наблюдателя выше это всегда одно движение. Все смыслы и различия — лишь надстройка, иллюзия ума, скрывающая простую механику.