Разрушение своей личности, чтобы сбежать от боли уязвимости

Краткая аннотация

Документ описывает многоуровневую структуру личности как совокупность глубинных программ, определяющих реакции, поведение, восприятие и судьбу человека. Каждый уровень раскрывает отдельный аспект функционирования внутренней системы — от детских парадигм уязвимости до глобального включения в общий человеческий организм.
Показано, что сознательное поведение практически отсутствует: человек действует через автоматические механизмы, сформированные ранними структурами личности и закреплённые всей динамикой жизни. Реальные решения, факты биографии и жизненные результаты являются следствием внутренних программ, которые человек не осознаёт и не контролирует.
Центральная идея документа — судьба человека представляет собой прямое выражение глубинных личностных программ, тогда как ум создаёт лишь иллюзию автономности и контроля.

2021_07_04 Д

Твоё сегодняшнее состояние, в котором ты пришёл на сеанс, сильно отличается от того, как ты ведёшь себя в обычной жизни. Оно никак не соответствует твоему реальному поведению и не проявляется нигде, кроме сеанса. Ты приходишь в этом состоянии, лежишь, говоришь, что тебе больно смотреть, что ты ничего не видишь и ничего не чувствуешь, что ты буквально деревянный человек, полено. Именно в таком виде ты входишь в работу, демонстрируя, что ты полено, чтобы к тебе не предъявляли ожиданий, чтобы тебя не трогали и чтобы мы работали сами, пока ты остаёшься в стороне.
Эта позиция превращает сеанс в своеобразную трёхстороннюю игру, в которой один из участников заранее выходит из процесса и делает вид, что не способен ни на что. Ты раз за разом закрепляешься в формуле «я — полено, чего вы от меня хотите». В итоге нам каждый раз приходится придумывать тему заново, потому что твоя включённость стремится к нулю. И это уже не просто сброс ответственности. В твоём исполнении это становится злобной, капризной и очень неприятной позицией, от которой приходится каждый раз отворачиваться, чтобы продолжать работу.
Ты становишься похож на злого буратино, который портит весь процесс. Получается, что собрались трое, чтобы работать, а один человек начинает вести себя как неподвижное деревянное полено. И сама эта позиция полностью искажает смысл происходящего. Ты находишься здесь для того, чтобы помогать себе, и мы помогаем тебе в этом. Но ты переворачиваешь ситуацию так, словно это мы что-то делаем, а ты не в состоянии нам помочь, поэтому нам и нужно справляться самим. Ты фактически говоришь: помогайте мне, а я вам мешать не буду; точнее, делайте за меня, а я не буду мешать.
В итоге ты ставишь процесс в абсурдное положение, где всё перевёрнуто с ног на голову. Мы вынуждены работать внутри конструкции, в которой постоянно ощущается напряжение и искажение. Здесь в центре стоит не тема банального ухода от ответственности, а твоя злобная позиция, в которой ты переворачиваешь всё так, будто не тебе нужно участие, а нам. Более того, когда по твоей логике это «нам нужно», ты делаешь следующий шаг и полностью устраняешься, утверждая, что помогать не можешь и не будешь.
Когда тебя спрашивают о чувствах, ты отвечаешь, что не чувствуешь ничего и становишься всё более отключённым. Мы работаем с твоими проблемами, но сама твоя позиция не только не подвергается работе, но становится всё более явной в каждом сеансе. Сегодня она проявилась особенно резко: ты отвечаешь из этой схемы — «догадайтесь сами», «придумайте тему сами», «работайте сами», — а сам собираешься заниматься чем-то своим.
Ты постепенно переходишь в позицию шестого уровня. Это уже не классическое избегание ответственности пятого уровня, а следующая ступень, которую ты демонстрируешь очень отчётливо. Она выражается в том, что ты переворачиваешь весь процесс и выставляешь его в нелепом виде: «я не могу вам ничем помочь», «это вообще не ко мне относится». Эту позицию невозможно встроить в сеанс, потому что она полностью противоречит самой структуре работы. Она не предполагает получения даже минимального результата, не предполагает включённости или участия. Мы можем провести работу, но ты, оставаясь в этой позиции, не получишь от неё никакого результата, потому что она изначально исключает возможность восприятия изменений.

Ты создал в сеансе такую позицию, при которой не сможешь получить вообще никакого результата, потому что занял крайне странное, непродуктивное и нерациональное состояние. Тебе необходимо пересмотреть своё отношение, поскольку оно уже вышло за пределы разумных рамок. Нужна хотя бы минимальная ответственность за то, что ты приходишь в сеанс и делаешь хоть что-то, пусть даже в самом небольшом объёме. Иначе это остаётся пустой работой: мы действительно работаем, получаем результаты, но эти результаты получаем мы, а не ты.
Твоё отношение к процессу заключается не только в самоустранении, но и в том, что ты формируешь всю ситуацию так, будто стоишь в стороне намеренно. Вопрос здесь не в том, что ты чувствуешь или не чувствуешь, а в том, что ты самоустранился и расставил всё в совершенно перевёрнутом виде. Это позиция шестого уровня — сброс ответственности на всех вокруг и превращение всех окружающих в виноватых. По сути, ты создаёшь структуру, где ничего не делаешь, ничего не меняешь, потому что считаешь виноватыми всех остальных. В этой логике другие должны что-то менять, а ты будто бы не виноват ни в чём и всегда прав. Это позиция «мне всё безразлично», где ответственность перекладывается на окружающих, и она действительно является продолжением твоего жизненного отношения.
Когда тебя спрашивают, что ты чувствуешь, ты говоришь о далёкости от происходящего, словно всё это не про тебя и не имеет к тебе отношения. Ты видишь, что идёт сеанс, видишь, что работа происходит, но ощущаешь себя человеком, который находится как будто рядом, но очень далеко, и формально не входит в число участников процесса. Ты слышишь, понимаешь, но сознательно удерживаешь эту позицию, создаёшь и поддерживаешь её. И это проявляется не только в сеансе, но и в обычной жизни, где формальность и внешний контур заменяют реальную включённость.
Твоя жизненная позиция — это тотальный сброс ответственности на других: на работе, в семье, в дружбе, в бизнесе, в отношениях с родителями. Это не отдельное проявление, а целостная система. Ты входишь в новый коллектив и постепенно делаешь себя отдельным от всех, отстраняясь всё дальше, пока не оказываешься в собственном изолированном пространстве. В этой логике ты принимаешь внутреннюю «исключительную правоту», объявляешь всех остальных неправыми и отходишь ещё дальше, пока не доходишь до позиции «вы все дураки, я ухожу».
Именно эту же схему ты начал повторять в сеансе. Когда тебя о чём-то спрашивают, ты отвечаешь, что ничего не чувствуешь и ничего не знаешь. Ты раздражаешься, потому что к тебе обращаются, и воспринимаешь сам факт обращения как нападение. Это и есть сформированная структура личности, которую ты создал и которую продолжаешь поддерживать, и внутри неё ты выполняешь свои собственные программы.
Эти программы основаны на бегстве от самого себя, от собственной ответственности, ошибок, неудачных решений и несоответствия каким-то внутренним критериям. Ты сбрасываешь все эти ошибки на других, отстраняешься от них и самоустраняешься от их последствий. Дальше следует перенос: всё плохое объявляется внешним, все ошибочные действия приписываются другим, а ты переходишь в другое пространство, где всё начинается заново. На таком принципе ты строишь свою внутреннюю структуру личности: всё переворачивается, и в твоих глазах любые проблемы оказываются делом рук окружающих.
После этого следует очередной сброс, отказ от собственной части себя со всеми ресурсами и переход в новое пространство, где цикл повторяется. Это деструктивная программа бегства от боли — боли собственных ошибок, собственных неправильных действий и собственной ответственности. Ты переносишь это на других и снова убегаешь, затем снова переносишь и снова убегаешь.
Поэтому и в сеансе ты постоянно уходишь — как в локальное избегание, так и в глобальную бесчувственную отключку, которая ощущается как внутренний сон. Каждый раз ты разыгрываешь эту же программу, и из-за неё тебе тяжело принимать результаты работы, потому что ты воспринимаешь их не как проработку себя, а как часть выполнения программы, согласно которой нужно сбросить всё на кого-то внешнего, объявить его виноватым и уйти из этого пространства. Даже в отношении собственных программ ты действуешь так же: постоянно сбрасываешь ответственность, объявляешь кого-то неправильным или виноватым, отказываешься от этого и уходишь дальше.
Так формируется структура личности, которая непрерывно выполняет эту программу и закрепляет её.

Уровень 1
Все начинается с конкретных парадигм детства, и одна из первых парадигм формируется вокруг уязвимости. Это способность чувствовать боль и переживать её как личный опыт, то есть своеобразная отрицательная чувствительность, на базе которой возникает возможность быть задетым или раненным. Чтобы человеку причинить психологическую боль, внутри него должно существовать пространство или часть личности, в которой он интерпретирует определённые действия других людей как неприятные или болезненные. Для этого нужна система мер, оценок и координат, внутри которой человек занимает определённую позицию и соотносит происходящее с собой.
При этом неуязвимость никуда не исчезает. Она остаётся частью структуры личности, но пространство, которое формируется после появления первых парадигм, начинает адаптироваться к переживаемой уязвимости. Дальнейшая жизнь выстраивается вокруг программ, которые поддерживают это внутреннее распределение. Человек одновременно способен переживать боль и защищаться от неё, используя различные механизмы закрытости, отказа, агрессии или бесчувственности. Все эти реакции — результат структурирования себя внутри возможности уходить от боли и от тех, кто может её причинить.
Уровень 1 — это пространство начала парадигм внутри личности, точка, с которой начинается формирование глубинных поведенческих механизмов и процессов. Сюда относятся первичные реакции, возникающие для того, чтобы не чувствовать боль и минимизировать любое эмоциональное воздействие. Главная цель этих механизмов — избегать боли, но сами парадигмы определяют, какая боль будет восприниматься как значимая. Если бы таких глубинных структур не существовало, ни родители, ни другие люди не могли бы нанести психологический вред, потому что поведение другого не распознавалось бы как хорошее или плохое по отношению к себе.
Но поскольку эти парадигмы присутствуют с самого рождения, человек распознает поведение окружающих как направленное на него, реагирует на него и затем всю жизнь живёт внутри более мелких программ и моделей поведения, которые вырастают из базовой уязвимости и определяют дальнейшее развитие личности.

Уровень 2
Здесь формируется способность изначально получать боль и дальше всю жизнь реагировать на неё через различные защитные механизмы. Любые проявления бесчувственности, агрессии, терпения, трансовых состояний или отказа что-то чувствовать представляют собой механизмы защиты, механизмы психологического отказа от боли и попытки не ощущать её. Внутренняя уязвимость постоянно удерживает человека в состоянии необходимости защищаться, скрывать свою боль или самого себя, закрываться и постепенно утрачивать способность чувствовать. Это ведёт к отказу от взаимодействия с собственными состояниями и от контакта с собой как такового.
У каждого человека в той или иной форме присутствует механизм отказа от взаимодействия с собой, выраженный в разной степени, но основание у всех одно и то же. Это программы личности, которые человек может замечать, может воспринимать критически, может сопротивляться им или в каких-то сферах не ограничивать себя, но в других — особенно там, где боль сильнее всего, — именно там включаются самые жёсткие защитные механизмы.
Основное состояние проявляется всякий раз, когда возникает вопрос: что ты чувствуешь? Вся жизнь превращается в последовательный принцип обесчувствления себя, в доминирующую идею и направление, в котором человек постепенно отказывается от собственных чувств. Все программы личности приводят именно к этому: человек перестает чувствовать что-то по отношению к себе, и вся его жизнь становится попыткой не испытывать никаких переживаний. Когда же возникает давление и тебя вынуждают соприкоснуться с болью, ты автоматически пытаешься отказаться от этих ощущений.
Когда человека заставляют чувствовать боль, естественной реакцией становится стремление уйти в транс, отключиться, исчезнуть из контакта. У трансовых состояний есть разные стадии: от состояния пассивной, молчащей закрытости, похожей на притихшее животное, до стадии раздражённости и внутреннего бешенства, которое копится после повторных столкновений с болью. Далее может включаться микроагрессия, а затем и открытая агрессия. Эти фазы транса и напряжения в психике образуют как будто естественную систему реагирования, но по сути являются деструктивной личностной программой.
Эта программа формирует особый тип личности, в пределах которой человек реагирует именно так и не может действовать иначе. Каждый раз, когда становится больно, происходит замыкание, а если боль становится слишком сильной, начинается переход в различные формы агрессии. Так выстраивается структура поведения, внутри которой человек живёт и от которой не может отказаться без глубокой работы с самими основаниями восприятия.

Уровень 3
На этом уровне проявляется участие сознания во всех внутренних процессах, и здесь становится видно, что самого сознания в привычном смысле почти нет. В человеческом поведении, в реакциях и во всех формах взаимодействия приоритет принадлежит программам личности, потому что они находятся выше по уровню и определяют то, как мы реагируем. Мы взаимодействуем с другими людьми через свои личностные программы, и когда в жизни происходит что-то болезненное, когда звучат какие-то слова или возникают ситуации, требующие реакции, сознание в эти моменты не включается. Его как будто нет. Само взаимодействие между людьми происходит на уровне личности — на уровне, который воспринимается нами как бессознательный, и от результатов которого мы потом беспомощно отстраняемся, наблюдаем и удивляемся.
И именно эта неспособность сознательно реагировать, вести себя устойчиво и контролировать свои реакции в момент столкновения с реальностью является основной причиной всех проблем, конфликтов, ситуаций и недоразумений. Когда включается реальное воздействие, сознание выключается. В спокойном внутреннем состоянии человек может быть рациональным, рассудительным и ясным, но это состояние сохраняется только пока он находится у себя в голове. Стоит перейти к реальному взаимодействию, возникает эффект исчезновения сознания, и вступает в действие третья программа — та структура, в которой человек обычно думает о себе, воображает себя разумным и анализирующим, но которая является лишь внутренним миражом.
Как только начинается реальное взаимодействие, этот мираж исчезает, и остаётся чистая система поведения: набор реакций, сформированных механизмами защиты личности. Это система часто деструктивного или неадекватного поведения, степень которого зависит от того, как именно структурировались личностные программы и сколько пространства внутри человека осталось доступным для осознанного восприятия. Если его мало, сознание выключается полностью.
Агрессия, ярость, злоба, трансовые состояния и отключки — это универсальные реакции, которыми человек пользуется чаще всего, потому что других механизмов у него фактически нет. Сильный ступор, шок, раздражение и любые вспышки эмоций становятся результатом того, что на уровне личности человек превращён в набор деструктивных программ, которые управляют его состояниями. Сознание в этой структуре занимает настолько минимальное место, что может выключиться в любой момент, как только человек сталкивается с настоящей реальностью. Именно это делает третий уровень ключевым в понимании того, почему сознательное поведение практически отсутствует и почему любая серьёзная ситуация вызывает отключение, вместо того чтобы приводить к осознанным действиям.

Уровень 4
Здесь рассматривается само состояние взаимодействия, возникающее в ситуациях контакта человека с другими людьми. При взаимодействии с внешней действительностью и неживыми объектами это тоже проявляется, но несколько иначе. На уровне личности существуют бессознательные пространства, внутри которых ты выполняешь определённые задачи и реализуешь идеи этого пространства. Совокупность действий внутри каждого пространства приводит к конкретному результату, и этот результат целиком зависит от того, какое пространство активировано.
Если пространство направлено на саморазрушение, то человек неизбежно приведёт себя к саморазрушению. Если пространство связано с растратой или разрушением ресурсов, он будет растрачивать и разрушать. Если пространство построено на создании, он будет что-то создавать. Это происходит вне зависимости от того, что находится у него в голове, потому что сами действия выполняются автоматически, в трансе, без участия сознания.
Так работает ситуация, которую описывают выражением «дуракам везёт». У человека есть пространство с определённой задачей, и при этом нет осознанных мыслительных процессов, он действует вслепую, и всё равно приходит к результату, который лежит внутри его пространства. То же самое действует и в негативном варианте: если в пространстве заложена задача что-то разрушить, потерять, испортить или уничтожить собственные ресурсы, человек будет двигаться к этому результату, понимает он это или нет.
Взаимодействие людей между собой полностью определяется этими бессознательными пространствами личности, которые человек не осознаёт, не видит и не контролирует. Это очень похоже на процессы, происходящие в теле: мы не знаем, что именно внутри нас функционирует, какие процессы идут, насколько они здоровые или разрушительные, но они существуют независимо от того, замечаем мы их или нет. С личностью происходит то же самое.
Жизнь состоит из множества таких пространств, и каждое из них ведёт к своим целям, даже если эти цели деструктивные. И взаимодействие с нами в сеансе у тебя пошло именно по этому пути: вместо сознательного прояснения ты продолжил действовать автоматически. Сеанс — это единственное место, где можно остановить себя и посмотреть на программы собственным сознанием, но ты не остановил процесс личности и продолжил выполнять автоматические реакции.
Ты пришёл в отключённом состоянии, попал в автоматическую схему, на которую тебя достаточно было слегка «толкнуть», и она сразу включилась. Ничего не изменилось, потому что ты не попытался включить волю, не попробовал остановиться или напрячься. Как находился в выключенном состоянии, так и остался в нём сегодня, и продолжаешь находиться в нём относительно нашего взаимодействия.
Мы, находясь рядом, тоже частично отключаемся, но степень нашей отключённости не будет столь глубокой. И каждый человек, обладая ресурсом и сохранённой способностью сознания, может остановить свои деструктивные процессы. Для этого не требуются многолетние практики: сила воли и остатки сознательности у людей сохраняются, и если бы это было не так, проработки были бы невозможны. У тех, кто находится ниже пятого уровня, контроля уже действительно нет, но ресурсные люди способны себя остановить.
В разных аспектах жизни активируются разные секторы личности — то в одном месте, то в другом, — и всё это происходит при отсутствии сознания, которое в эти моменты не включается.

Уровень 5
Это состояние напоминает положение дел с клетками организма. Каждая клетка уникальна и в определённой степени автономна внутри общей среды тела. Но если смотреть с уровня выше, то её автономность исчезает. С точки зрения целостного организма клетка — это лишь часть единой структуры, и никакой самостоятельности у неё нет. На собственном уровне клетка может «воображать», что она автономна, что обладает сознанием и принимает решения, но с более высокого уровня становится ясно, что её поведение, судьба, среда и весь её жизненный путь полностью определены системой, частью которой она является.
Она не контролирует себя, потому что изначально создана так, что ей не требуется контроль: всё основано на механизмах и встроенных системах. Если перенести эту аналогию на человека и всё человечество, принцип оказывается тем же самым. Мы уверены в себе, в своих возможностях, в способности что-то решать, но большая часть этой уверенности — игра ума. Это постоянный самообман, в котором вся наша умственная жизнь и всё наше сознание превращаются в бесконечный внутренний процесс, оторванный от реальной структуры.
Личность и тело каждого человека являются частями большего организма — системы, которая выше уровня индивидуального восприятия. И человек не может что-либо сделать с программами и законами этой более высокой структуры. Это чистая физика, в которой изменить что-то можно только через радикальные внутренние перестройки, подобно тому, как клетке пришлось бы изменить собственные молекулярные процессы, чтобы вырваться из организма.
Любая клетка зависит от среды. Вне организма она быстро погибнет: окружающая среда агрессивна, полна микроорганизмов и факторов, несовместимых с её выживанием. Можно представить тело как скафандр, внутри которого каждая клетка крайне уязвима, и выжить она может только в общей системе. Именно объединённость клеток в общую массу обеспечивает им безопасность.
Человеческая среда устроена аналогично. Каждый человек по отдельности абсолютно уязвим — и физически, и психологически. На уровне личности эта уязвимость ещё сильнее. Поэтому мы всю жизнь пытаемся уйти от неё, стремимся к объединённости и принадлежности, даже если не осознаём этого. На глубинном уровне мы сопротивляемся собственной уязвимости, и способность быть в одиночестве, не зависеть от других и сохранять внутреннюю устойчивость становится крайне значимым достижением.
Однако общая структура устроена так, что мы существуем внутри парадигм, где сознание выполняет роль наблюдателя, смотрящего как будто «мультфильм» событий вокруг. Поведение личности определяется чистыми механизмами, которые нам не принадлежат и не поддаются контролю. Мы можем заметить это только в редких, чрезвычайно болезненных ситуациях, когда реальность прорывается сквозь программы и показывает степень нашей несамостоятельности.

Уровень 6
Этот уровень описывает шкалу поведенческих реакций, свойственную каждому человеку. Здесь присутствует и жертвенность, и агрессия шестого и седьмого уровня. Это закономерность программ, закономерность поведения и закономерность самого взаимодействия человека с человеком. Поведение, реакции, ответные действия — всё это укладывается в определённую качественную шкалу. На её верхних уровнях находятся самые адекватные формы поведения, а на нижних — полный разрыв с реальностью, агрессия и другие деструктивные проявления. Они присутствуют у каждого человека, просто выражены в разной степени.
Можно увидеть это даже на примере жизненного цикла: дети и молодые люди в начале жизни относительно адекватны, а ближе к старости у многих проявляется маразм, агрессия или деградация. У всех эти этапы существуют в разной интенсивности, и для всего человечества они являются естественной частью общей структуры. Если рассматривать человечество как один организм, то любые варианты поведения, любые механизмы, любые шаблоны — это элементы одного общего целого. Нельзя сказать, что какая-то часть организма правильная, а какая-то неправильная. Он просто таков, каким является.
На этом уровне весь массив взаимодействий, все программы личности и весь механизм поведения имеют свою качественную характеристику, и весь человеческий мир состоит из этих структур. Сознания здесь нет.
Можно условно выделить два вида сознания. Первое — бытовое сознание, которое ближе к разуму и интеллекту. Это способность мыслить, считать, писать, придумывать, приспосабливаться в бытовых ситуациях. Бытовое сознание позволяет человеку действовать в простых жизненных задачах: придумать стих, ответить на тему, приготовить блюдо из того, что есть в холодильнике. Любой человек способен на это, потому что в обычном взаимодействии с реальностью разум активен.
Но когда речь заходит о поведении, переживаниях, чувствах, реакциях, поступках и решениях, сознание исчезает. Здесь работает тотальная автоматизация, заложенная с рождения. Человек является частью человеческого организма, и его личность — это своего рода «ДНК-инструкция», прописанная заранее. У него нет к ней доступа ни физически, ни умственно, ни сознательно. Разум никак не связан с глубинной системой поведения.
Поэтому человек может быть сколь угодно умным, сознательным или развитым, но в поведенческих сценариях и сложных ситуациях его разум не участвует. Там действуют механические структуры поведения, которые невозможно контролировать или управлять ими напрямую. Единственная возможность взаимодействовать с этим уровнем — прояснять программы и рассоздавать их. Других способов проникнуть в это пространство или изменить его не существует.

Уровень 7
Здесь описывается состояние, связанное уже не с отдельным человеком, а со всем человечеством в целом. На этом уровне парадигма уходит в общность человеческой массы, и начинает работать принцип организма. Как в организме существуют клетки, так и в человеческой системе существуют различные группы людей, поведение которых складывается в общее функционирование структуры. Разные группы клеток ведут себя по-разному, и за счёт этих различий формируются органы и системы. В человеческой среде, если смотреть с той же позиции, различия между людьми формируют подобные структуры — роли, функции, профессии, модели поведения, которые обеспечивают работу всей цивилизации.
Но если смотреть глубже, за всеми этими ролями скрываются программы личности. Существует одно общее жизненное пространство, в котором поведение каждого человека изначально продиктовано внутренними программами. Пространство личности — это структурированная система, подобная телу. Человек не видит своё тело, не контролирует его процессы, и одновременно тело представляет собой один большой кластер боли. То же самое происходит и с личностью: все решения, привычки, модели поведения — это автономные механизмы, которые не зависят от воли и не подвластны сознательному управлению.
Первичной является система, а после неё — сознание. И человеческое сознание представляет собой непрерывный процесс создания иллюзий о том, что существует некое «я», будто бы контролирующее свою жизнь, пространство, решения и судьбу. Сознание создаёт имитацию автономного существа, которому принадлежит собственная жизнь. Но в действительности человек выполняет программы глобального организма, которым является всё человечество, и делает это, не замечая многослойного самообмана, на котором построена работа ума.
Одним из механизмов личности является отказ чувствовать, видеть и признавать собственные состояния. Чтобы прояснить эти процессы, необходима чувствительность, но человек рождается уже с ловушкой — с механизмом, который заставляет избегать чувств и уходить в иллюзию. Поэтому он вновь и вновь обманывает себя и продолжает выполнять встроенные программы.
Программы личности работают по тому же принципу, что и ум. Сознательность оказывается только продолжением той же структуры: это ещё один уровень иллюзий, на которых держится внутренний мир. Человек живёт в состоянии, где единственным доступным восприятием остаётся ум, и он видит только его содержание. Это состояние напоминает непрерывный транс, в котором человек живёт в иллюзиях, глюках и сказках, не замечая того, что это является центральной идеей всего пространства ума.
Пространство личности состоит из программ, общих процессов человечества, которые являются частью этого мира. Поведение человека, его реакции, вся многолетняя идея «ничего не чувствую» — это часть личности, выполняемая программа. Человек снова и снова производит те же результаты, потому что всем своим поведением подтверждает и усиливает эти процессы. С ним происходит ровно то, что содержится в его жизненном пространстве и в его программах — не больше и не меньше.
В этом нет случайности и нет хаоса. Нет воли случая. Всегда реализуется только то, что уже существует в пространстве личности. И судьба человека, и его поведение являются исключительно результатом программ, заложенных на уровне его внутренней структуры. Эта длинная автоматическая система действует от рождения до смерти. В каждом действии реализуется очередная центральная идея программы, а глубинные процессы, стоящие ниже уровня ума, определяют направление этих результатов.
Если на уровне ума итогом становятся истощение ресурсов, падение уровня сознания и деградация, то на уровне личности эти же процессы являются частью более глубокой программы. Если в основе стоит глобальная задача ничего не чувствовать, человек постепенно идёт к полной реализации этой задачи и в конце жизни неизбежно достигает такого результата, вплоть до прекращения самой способности чувствовать.
Механизм осознания здесь звучит так: всё, что происходит с человеком в его жизненном пространстве, всегда является соответствием внутренней задачи или идеи, которую он выполняет. Любое событие соответствует этой задаче, потому что именно на этом построена работа всего человеческого организма — не отдельного человека, а всей глобальной структуры как единого механизма.

Уровень 8
Это уровень фактов — фактов собственной жизни. Всё твоё поведение, реакции и поступки являются лишь логическим, видимым слоем пространства личности. Вся жизнь складывается из фактов, событий, выборов, решений и действий. Из фактов образуется биография, но за каждым из этих фактов стоят программы личности, которые и создают основу для происходящего.
Чтобы любой жизненный факт сложился именно в том виде, в котором он произошёл, должны быть заданы внутренние условия. Если поставить задачу провести человека от момента рождения до определённой точки — к состоянию, профессии, навыкам, жизненной роли, — то внутри системы должна существовать инструкция, благодаря которой этот путь станет возможным. В этой метафоре личность и выступает такой инструкцией: совокупностью внутренних процессов, парадигм, исходных ресурсов, врождённой позиции и тех особенностей, с которыми человек рождается и развивается.
Все эти элементы формируют внутри человека соответствующую функциональную единицу — шестерню или клетку, которая занимает своё место в общей системе. Именно программы личности удерживают человека в нужном направлении, обеспечивая развитие, восприятие и выборы, которые в итоге приводят к конкретному результату.
И твое состояние, которое мы анализируем, — это часть этой общей структуры. Без этой части личности ты бы не оказался в той точке, где сейчас находишься, и твоя судьба складывалась бы иначе. Если взять другого человека с аналогичными исходными данными, но без той программы, которую мы рассматриваем, его текущая жизненная точка была бы совершенно другой.
Любое событие в жизни становится Центральной Точкой в соответствующем пространстве, и программы личности являются неотъемлемой частью этого пространства. Они создают фундамент, на котором строится весь жизненный путь, и формируют тот набор фактов, из которых состоит существование человека.

Центральная точка
Центральная точка — это твой механизм, структура поведения и одновременно структура судьбы, которая формируется как сумма всех программ личности и всех базовых парадигм. Любое событие в твоей жизни оказывается результатом совокупности решений, действий и реакций, которые возникли не сами по себе, а выражают накопленную работу всей внутренней системы. Вся деятельность человека, выбор пути, любые жизненные развилки всегда отражают работу бессознательных процессов личности.
Умом можно пытаться подстраивать себя, сопротивляться, убеждать себя, что происходящее — это исключительно твой выбор, твои решения и твои сознательные поступки. Можно объяснять себе, что всё принято самостоятельно и осознанно. Но ум занимается только одним основным процессом — постоянным самообманом, создающим иллюзию контроля над тем, что изначально определяется глубинными механизмами личности.

Общее резюме документа

Документ представляет собой системное описание структуры личности, механизмов поведения и скрытых программ, которые определяют жизнь человека от рождения до смерти. Каждый уровень раскрывает отдельный слой этих процессов, а вместе они формируют целостную модель того, как человек живёт, реагирует, принимает решения и формирует свою судьбу.
1. Парадигмы уязвимости (Уровень 1)
Фундаментальные детские парадигмы задают способность испытывать боль и воспринимать воздействие извне. Уязвимость становится исходной точкой всех будущих защитных механизмов и поведенческих стратегий.
2. Защитные механизмы личности (Уровень 2)
Боль превращается в триггер автоматических реакций — бесчувственности, агрессии, отказа чувствовать, ухода в транс. Эти реакции становятся основной схемой взаимодействия человека с самим собой и окружающими.
3. Отключение сознания в поведении (Уровень 3)
Сознание отсутствует в моменты реальных взаимодействий. Поведение полностью определяется программами личности, а рациональное состояние ума — лишь внутренний мираж, который исчезает при столкновении с реальностью.
4. Бессознательные пространства личности (Уровень 4)
Внутренние пространства личности автоматически ведут человека к определённым результатам, независимо от осознанных намерений. Действия совершаются в трансе, а итог всегда соответствует цели, заложенной в активном пространстве.
5. Человек как часть большего «организма» (Уровень 5)
Личность подобна клетке большого организма. Человек убеждён в своей автономности, но фактически полностью встроен в систему, где его поведение, решения и судьба определяются программами, которые он не контролирует.
6. Поведенческая шкала и отсутствие сознания в реакциях (Уровень 6)
Существует универсальная шкала поведенческих реакций — от адекватных до разрушительных. В бытовых задачах разум работает, но в эмоциональных и поведенческих процессах действует только автоматизация, заложенная с рождения.
7. Личность как часть глобального человеческого механизма (Уровень 7)
Все человеческие реакции и жизненные стратегии — элементы единого глобального организма «человечество». Сознание создаёт иллюзию автономности, но фактически человек живёт в трансовом состоянии, реагируя через программы, целью которых часто является «ничего не чувствовать».
8. Факты жизни как выражение программ (Уровень 8)
Биография человека — это последовательность фактов, сформированных парадигмами и программами личности. Любая жизненная точка является результатом заранее заданных внутренних структур, которые формируют «инструкцию» развития.
Центральная точка
Центральная точка объединяет всю систему: судьба человека складывается из суммы бессознательных программ, а ум поддерживает иллюзию контроля, занимаясь постоянным самообманом. Человек живёт не тем, что он выбирает, а тем, что предопределено структурой его личности.