Позиция 11. Маленький ребенок. Мама, роди меня обратно.

Весьма странная, а если приходится иметь дело с человеком в момент экзальтации такой позиции и ее активной демонстрации – то весьма неприятная. Хотя встречается довольно часто, особенно по жизни. Настолько часто, что даже есть целые направления в психологии и шизокультах, основным лейтмотивом которых есть идея: «Ублажить своего Внутреннего ребенка».
Чем-то похожа по форме на позицию «Беспомощная жертва», но суть очень отличается. В первом случае – человек все-таки считает себя взрослым, который «не может», а во-втором - взрослый человек всячески пытается «вернуться» в детство, чтобы «ничего не мочь» и ни за что не отвечать.
При этом, в отличии от «беспомощной жертвы», человек в позиции «Маленький ребенок» находится в еще довольно ресурсном состоянии, более-менее успешно справляется со своими жизненными задачами, находится в основном на 4-м уровне деградации – но просто ему очень-очень хочется сбросить из себя всю ответственность за себя и других. А для этого он ничего лучше не придумал, как «превращать» себя в ребенка.
Можно сказать, по-другому: позиция - «Беспомощная жертва» - это идеальное состояние с точки зрения «Маленького ребенка», к которому надо активно стремится.
И вот в этом вся сложность работы с такими клиентами. В проработки такой человек приходит не для того, чтобы проработать свою наглюченную беспомощность, а чтобы сделать себя таким в действительности и по-настоящему.

Формат проявления позиции.

Позиция довольно яркая и выразительная в проявлении. Человек в этой позиции ведет себя, как маленький капризный ребенок, изображает из себя немощного ребенка и в моменты особого вдохновения чуть ли не переходит на лепет – слова то хоть и использует «взрослые», но смысл из них улетучивается практически полностью. Диссонанс возникает сильнейший - взрослый человек в возрасте 40-50 дет и совершенно детское мышление и поведение. Который своим поведением и разговором пытается себя и других вокруг всячески убедить, что он маленький беспомощный ребенок, который не может ни за что в этой жизни отвечать и не может ничего делать.
Единственная позиция, при столкновении с которой в сессии иногда приходится просто перейти на крик и отругать клиента, чтобы вывести его из глубочайшего транса, самогипноза и само отождествления с «маленьким ребенком». И привести его во вменяемое чувство - чтобы смог работать в сессии и попытался проработать эту позицию.
Диапазон проявления «детского возраста» бывает тоже весьма широкий – и 7 лет и 5, и 3, а иногда слушаешь и видишь перед собой чуть-ли не пупса, которому от роду только неделя. И понимаешь, что шансов привести такого человека хоть в какое-нибудь вменяемое состояние – уже практически нет никаких.

Суть позиции.

Особенностью этой позиции является то, что человек активно сам стремится перейти в позицию «Беспомощная жертва» и выбирает для этого путь отождествления с детской позицией. И не просто отождествления, а пытается буквально «стать» ребенком. Ведь по мнению такого человека именно детство -та пора, когда человек имел минимум ответственностей за свою жизнь, минимум обязанностей и за него всё, типа, решали родители. И при этом – максимум любви, принятия и желания ему помогать. Люди этого типа очень идеализируют период детства. Хотя при этом детство в реальности могло быть весьма болезненным и тяжелым.
Чудным образом в мозгу такого человека срабатывает логическое умозаключение: если снова вернуться в детство – то таким образом можно вернуть потерянное состояние беззаботности, безответственности, безусловной любви, принятия и помощи. И чтобы достичь этой цели – надо уничтожать в себе «взрослость». Чем активно и занимается человек, принявший такую парадигму жизни.
Какой бы не логичной и абсурдной не казалась эта ментальная конструкция – она встречается очень часто и множество людей пытаются эту идею реализовать на практике.
Сам по себе такой человеческий феномен выходит далеко за рамки описываемой позиции и вскоре я напишу на эту тему отдельную публикацию. Но здесь ограничусь только описанием самой позицией, основанной на таком феномене.

Особенности позиции. Глубинная суть.

Вообще то, в сессиях с клиентами с феноменом «психологическое детство» и «незрелость» приходится встречаться повсеместно и постоянно. И даже публикации я писал на эту тему, например, Формирование личности и деструктивные программы .
Вся история развития методологии ТЕОС – это в том числе и совершенствование подходов, как можно более эффективнее прорабатывать такие состояния. И здесь конечно мы добились больших успехов. Но при этом, часть клиентов с «детской позицией» упорно не давались и активно сопротивлялись любой проработке. Пока не решил глубоко разобраться с этой проблемой именно с точки зрения теории ТЕОС. Основной критерий которой звучит так: если человек занимает определенную позицию, или положение, или состояние – значит он к этому стремится по-настоящему, даже если декларирует обратное. И делает всё возможное, чтобы быть в определённой ситуации, даже если она ему не нравится.
И здесь проявилось, что часть людей оказались в беспомощной, детской позиции не вследствие разного рода обстоятельств, а потому, что сами активно пытаются достичь такой цели и выполняют соответствующие деструктивные программы. Естественно, если человек практически на всех глубинных уровнях стремится как можно глубже погрузится в детство, то и в проработки приходит только для того, чтобы ему в этом помогли. При этом активно саботируя любые попытки как-то проработать настоящие и истинные желания  движения в «голопузое детство».
То есть, при такой позиции помогать человеку прорабатывать демонстрируемую им «беспомощность» - совершенно бесполезное и бессмысленное дело. В проработке он только все больше и больше пытается ее демонстрировать, подкидывая все новые и новые проявления и факторы беспомощности. Помогая ему в такой проработке, уже после прояснения нескольких точек – человек вообще уходит в глубочайший транс и исчезает из пространства взаимодействия. То есть, использует сеансы  и помощь психотерапевта - не для проработки себя, а для того, чтобы еще глубже погружается в состояния своей детской беспомощности.
И получается замкнутый круг – не помогаешь ему прояснять свои состояния – дело совершенно не движется, один детский лепет и нытьё. Помогаешь – человек сваливается в еще более глубокое состояние детскости. Используя факт «помощи», как доказательство правильности своей стратегии и пытаясь ее получать еще больше. Для чего впадая в беспомощность и детство еще сильнее и глубже.

Реальное состояние в позиции.

Реальное состояние, если использовать упрощенный подход, то можно высчитать по простому принципу, который уже давно сформулирован в ТЕОСЕ: смотреть в противоположную сторону от желания. И не просто механистически выбирать противоположное направление, а в первую очередь - по смыслу.
К чему стремится человек в «детской позиции»? Погрузится как можно более глубоко в детство. Причем «глубоко» – не ограничивается каким моментом после рождения. А буквально – вернуться в состояние, которое он переживал в матке – период абсолютной беспомощности, естественной зависимости и безответственности.
Чего хочет человек достичь? Максимальной безответственности за свою жизнь и переложения этой ответственности на условную «маму». В общем пакете есть также желания безусловной любви, защищенности, принятия, помощи и т.д., но в контексте реальной взрослости человека, соискателя «голопузого детства» – это - стремление любой ценой отказаться от своих взрослых обязанностей и ответственности.
Как достичь желаемой цели? Достигается исполнением различных процессов, которые можно объединить в три группы:
1. Путем уничтожения в себе всех взрослых способностей личности.
2. Путем уничтожения восприятия и сознания, чтобы не осознавать и не воспринимать себя взрослым.
3. Путем наглючивания себе состояния «голопузого младенца» и отождествления себя с этим состоянием, стремление сделать наглюченный мирок реальным и не только для себя, но и для других.
Так вот - комплекс из этих трех путей и есть реальным состоянием, в котором человек находится и которое исполняет по жизни. Пытаясь сбежать в сладостное состояние безответственности и беззаботности.
И которые нужно прорабатывать в сессиях, если вы заметили у себя такою позицию хотя бы частично. Или подозреваете, что она у вас есть. И даже если не подозреваете, тоже нужно прорабатывать – потому, что зачатки такой позиции есть у всех.

Сложности в проработке позиции «Маленький ребёнок»

Основная сложность в работе с этой позицией в следующем: Если человек ее активно исполняет, значит он  сформировал образ «счастливого человека», увязал его с формой существования в формате эмбриона и поместил всё это в виртуальное пространство в своем воображении - типа, аналог «матки матери». И соответственно, за время движения к достижению этой цели вкачал туда очень много своих ресурсов, ожиданий и привязал свои эмоциональные состояния от нахождения себя в желаемой состоянии. Пытается всеми силами сделать такое состояние более реальным, чем объективную реальность.
Если проще, себя он чувствует хорошо только тогда, когда свою точку зрения помещает в желаемую цель. А это можно достичь только в грезах и фантазировании.
Но не всё так просто, реальный возраст и окружающая действительность от грез человека никак не зависит. Что мешает бытию в грезах? Реальность, нахождение в реальности, необходимость выполнять свои взрослые обязанности и ответственности в действительной реальности, необходимость удовлетворять потребности своего тела и потребности близких людей.
Всё это вызывает сильнейшую боль и воспринимается как то, что мешает человеку быть в «хорошем состоянии», а по факту - в грезах и фантазиях.
Сам процесс проработки – это изначально проявление действительного состояния – что уже вызывает острое неприятие для человека в позиции «Маленький ребенок». И часто этот момент – необходимость для начала увидеть всю эту ситуацию, как она есть на самом деле – становится почти непреодолимым препятствием для человека. Просто намерение бегства в иллюзию уже настолько сильное и в создание иллюзорного виртуального пространства уже вложено столько много сил и ресурсов, и ему кажется, что он уже очень близко к цели, осталось сделать вот несколько шагов - что никакая сила не может человека заставить реально посмотреть на полнейший маразм в действительности этой ситуации. Что он взрослый и вернуться буквально в состояние эмбриона, или хотя бы состояние младенца – невозможно в принципе. Что конечная точка в этой программе – это дурка, маразм и жизнь в палате №6.
С другой стороны, человек сформировал в себе сильнейшее представление, что реальность и взрослость, ответственность и деятельность в реальности – это боль и страдания. И чтобы себя чувствовать хорошо – от этого всего нужно отказаться.
И получается, что в сессии нужно:
- прорабатывать то, к чему человек так активно стремится всю жизнь;
- рассоздавать то, что он так активно создавал всю жизнь;
- восстанавливать то, что человек так активно разрушал всю жизнь;
- становится тем, что человек всю жизнь ненавидит в себе;
- учится принимать в себе взрослость вместе со всеми ее атрибутами, хотя до этого всячески пытался в себе это уничтожать;
- по факту перевернуть и поставить на нормальное место перевернутую и извращенную картину мира в своей голове, хотя до этого всячески пытался доказать ее правильность и истинность.
А как показывает практика – всегда легче катится по накатанной колее и падать безвольно, чем пытаться с нее сойти и строить новый путь к себе и действительной реальности.

Еще одна особая сложность в проработке такой позиции, что ее очень легко спутать с позицией «Беспомощная жертва». Только вот если в «Беспомощной жертве» действительно нужно прорабатывать свою беспомощность, то в позиции «Маленький ребёнок» нужно прорабатывать свое желание быть беспомощным и свое желание демонстрировать эту беспомощность. Особенно сильно такое желание – демонстрировать беспомощность другим людям. И в сессиях очень часто такое желание клиента с похожей позицией вообще доходит до абсурда.

Особенности проработки позиции.

Без волевого усилия со стороны клиента и определенного насилия со стороны процесора - в проработке такой позиции не обойтись. Обращаться к уму и сознанию такого человека практически невозможно и неэффективно. Ведь как правило человек приходит в проработки с этой позицией тогда, когда сам глубоко застрял в ней и чувствует, что самому уже не хватает ресурсов, чтобы «успешно» выполнять эту программу. И тогда ищет помощь на стороне, в практиках, психологах и в самостоятельной работе – именно с целью – найти дополнительные ресурсы и возможности, чтобы еще больше углубится в позицию «маленький беспомощный ребенок». И соответственно – еще сильнее в себе разрушать взрослость и взрослые способности, которые по его мнению, мешают ему двигаться в свой наглюченный рай - к счастью в беззаботности и свободе от ответственностей.
Самостоятельно этот момент проработать практически невозможно. В сессии тоже проблематично. Приходится затрачивать громадное количество усилий, чтобы для начала хотя бы клиент приостановил выполнение сценария. Потом - чтобы человек увидел его деструктивность; потом – чтобы начал всё это прорабатывать. А прорабатывать в этом случае придется практически весь спектр своей личности, потому как к моменту, когда человек приходит в проработки с такой позицией – практически вся личность уже заточена на выполнение этой деструктивной программы.
В первую очередь приходится человеку всячески донести мысль – что он ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК. Как это не странно- вроде это непреложный факт, но такая мысль вызывает у человека дикую истерию, если его заставляешь посмотреть на этот очевидный момент. И еще - что возврат в состояние детства невозможен в принципе. И то, что под видом возврата в детство - происходит скатывание в маразм, старческий маразм.
Далее - приходится всячески донести мысль, что он не такой уж беспомощный, каким хочет казаться и как это стремится продемонстрировать. Постоянно сравнивать его декларируемую неспособность с тем, что в жизни он все-таки вполне неплохо справляется со своими делами и обязанностями.
Да, это все делается на фоне преодоления боли от наличия ответственности. Но здесь нужно прорабатывать не отказ от ответственности и отказ бытия взрослым, а проявлять, прояснять и прорабатывать всё, что делает это болезненным. И по ходу проработок восстанавливать свою ресурсность - чтобы жить с позиции «взрослый», и выполнение своих взрослых обязательств стало естественным процессом, не вызывало страданий и приносило удовольствие.

Секрет проработки позиции.

Самое важное – это для начала понять, что спасение от текущей болезненности не в том, чтобы сбежать от нее в маразм, бессознанку и беспомощность, а в том, чтобы проработать глубинные причины, которые вызывают боль бытия взрослым.
Второй момент связан с очень кривым пониманием «ответственности». Как правило человек с невысоким уровнем сознания не способен управлять своими ответственностями, набирает их как собака блох и тащится с ними по жизни, страдая от их количества и невозможности их все исполнять в полном объеме.
Единственным выходом для себя он видит - сделать себя беспомощным, чтобы с чистой совестью заявить: «я больше не могу». В этом есть основная причина, почему люди неосознанно делают из себя жертв и делают себя беспомощными, а также причина многих психосоматических болячек – это стремление таким невротичным способом отказываться от непосильной ноши ответственностей и обязательств. Особенно тех, которые внедрены родителями и обществом насильно.
Выбирая такой путь избавления от этой болезненной ноши – человек по факту просто уничтожает себя, уничтожает свои способности и ресурсы, активно демонстрирует свою беспомощность - только с одной целью – получить у общества разрешение больше не исполнять определенные свои ответственности и обязательства.

Но есть другой путь, здоровый и рациональный, тот, который предлагается в ТЕОСЕ – это путь восстановления своего сознания и ресурсности.
С точки зрения человека с жертвенной позицией – это тоже не совсем хороший путь, типа - надо восстанавливать ресурсность, чтобы смочь тащить весь груз ответственностей. А тащить их больше не хочется, поэтому не буду восстанавливаться.
На самом деле, цель восстановления своего сознания и ресурсности состоит в том, чтобы: в первую очередь - восстановить свою способность сознательно управлять своими ответственностями. Чтобы смочь увидеть - какие из них не нужны и главное – смочь от них отказаться прямым способом – принимая сознательные решения. Кроме того, восстановление сознания поможет сделать ревизию своих ответственностей, отказаться от ненужных и деструктивных, переформатировать завышенные, и если надо - поставить себе собственные задачи и цели – соответственно своих личных интересов и по своим возможностям.

Как раз и в этом основная и главная цель занятий по методике ТЕОС:

1) проработать и рассоздать невротичные и деструктивные цели и сценарии достижения этих целей;
2) научится сознательно управлять своими ответственностями и обязательствами;
3) научиться реально оценивать свои силы и возможности;
4) ставить себе задачи и цели согласно своей ресурсности и нужности;
5) и главное – повышать свою ресурсность. Чтобы рационально, с удовольствием и эффективно достигать здоровых целей, поставленных себе сознательно.

Причины.

Боль бытия взрослым, боль выполнять свои взрослые обязанности, боль  текущих ответственностей, за себя, за родных, за свою жизнь и т.д., боль решать возникающие по жизни  проблемы, страх жизни вообще - всё это с самого детства сильно давит на человека и формирует в нем позицию не просто ребенка, а позицию активного борца со своей взрослостью и любой формой ответственности.
С другой стороны - не умение и неспособность самостоятельно решать,  и сознательно управлять  своими "долгами", обязательствами и оветственностями приводит к тому, что человек решает, что единственный способ избавится от них - это сделать себя абсолютно недееспособным. А  это типа возможно только если быть как маленький ребенок, как младенец.

Что можно почитать?

Формирование личности и деструктивные программы
В чём суть Жертвы?
Инфа для ВСЕХ!!!!!!  Отзывы о процесинге!
Как работать из "хорошими и благостными" состояниями.